Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ТУРИЗМ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кованова Екатерина Сергеевна, Бадмаева Ноган Вячеславовна

статье рассматриваются вопросы современных тенденций развития малого бизнеса в Республике Калмыкия. Одной из таких тенденций является предпринимательство, активно использующее этнические, национальные компоненты в своем направлении деятельности. Проанализированы результаты экспертного опроса представителей этнического предпринимательства, специалистов и представителей органов власти, общественных организаций. Проведенный экспертный опрос показал, что развитие этнического предпринимательства является важным ресурсом развития экономики в Калмыкии, в связи с чем появилось большое количество товаров, которые можно отнести к чисто региональной продукции, произведенной в республике. Таким образом, этническое предпринимательство является одной из перспективных сфер экономики региона, так как оно способствует росту самозанятости и доходов населения, а также сохранению, возрождению уникальных технологий производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA (BASED ON THE RESULTS OF AN EXPERT SURVEY)

The article examines the issues of modern trends in the development of small business in the Republic of Kalmykia. One of these trends is entrepreneurship, which actively uses ethnic, national components in its line of business. The purpose of the article is to study the ethno-economic aspects of modern entrepreneurship in Kalmykia. The main research method is an expert survey. A total of 12 experts were interviewed. The study was conducted in May-June 2020 in Elista. As experts, restaurateurs or owners of national cuisine cafes, ateliers, clothing manufacturers, representatives of the tourism business, manufacturers of souvenir products, owners of souvenir shops, manufacturers of ethnic furniture, etc. Experts note the popularity and demand for ethnic goods, handicrafts in the segment of ethnic fashion, ethnic design. And also services of ethno-tourism, ethno-restaurants, which testifies to the prospects of ethno-business and ethno-entrepreneurship in the republic. Active revival of Buddhism, restoration, development of national culture, natural resources make Kalmykia especially attractive for tourists. However, one of the problems in the development of ethnic entrepreneurship is the fact that there are very few masters of national instruments, masters of making complex souvenirs (leather, wood, metal). An expert survey has shown that the development of ethnic entrepreneurship is an important resource for economic development in Kalmykia.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)»

Н.Надежина О.С., Родионов Д.Г., Тита ре н ко Д.С Разработка модели адаптивного управления инновационной деятельностью предприятия П Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 9. - С. 84-92.

12. Никитина A.C. Готовность государственных гражданских служащих к инновациям // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития: сборник статей. - 2013. -С. 182-184.

13. Погореловский Е.8, Методы оптимизации эффективности энергосберегающих проектов для предприятий электроэнергетики // Вестник ГУУ. - 2012. - № 2. - С. 204-209.

Н.Родионов Д.Г., Гильманов Д.В. Совершенствование моделей и механизмов управления малыми инновационными предприятиями // Экономика и предпринимательство. - 2016, - N° 12-3, -С. 365-372.

15. Родионов Д.Г., Даниял и С.М., Мокеева Т.В. Формирование интегрированной системы управления в контексте развития инновационного менеджмента // Вестник университета. - 2020. - № 5. -С 24-31.

16.Ященко Е.А. Деятельность транснациональных корпораций в сфере энергетики и ее последствия // Менеджмент сегодня. - № 4. - 2018. - С. 268-272. 17.Omitriev N., Zaytsev A., Degtereva V., Kichigin О. Construction of the Methodic Assess Economic Efficiency from the Implementation of an Investment Project of Introduce Lean Production Fools // 35th IBIMA Conference. - Spain, Madrid. - 2020, IS.Zakharchenko N.V., Hasanov S.L, Yumashev A V., Admakin O.I., Lintser S.A., Antipina M.I. Lega! rationale of biodiversity regulation as a basis of stable ecological policy // Journal of Environmental Management and (burism. - 2018. - № 9 (3). - pp. 510-523.

(\J О CU

h-<

со

CT

CURRENTTRENDS IN SMALL BUSINESS DEVELOPMENTINTHE REPUBLIC OF KALMYKIA (BASED ONTHERESULTS OF AN EXPERT SURVEY) *

Ко va nova Ekaterina Sergeevna, PhD of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kalmyk State University named after В. B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia Badmaeva Nog an Vlacheslavovna, Research Fellow, Department of Complex Monitoring and Information Technologies, The Federal State Budgetary Institution of Science "Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Elista, Republic of Kalmykia

The article examines the issues of modern trends in the development of small business in the Republic of Kalmykia. One of these trends is entrepreneurship, which actively uses ethnic, national components in its line of business. The purpose of the article is to study the ethno economic aspects of modem entrepreneurship in Kalmykia, The main research method is an expert survey. A total of 12 experts were interviewed. The study was conducted in May-June 2020 in Elista. As experts, restaurateurs or owners of national cuisine cafes, ateliers, clothing manufacturers, representatives of the tourism business, manufacturers of souvenir products, owners of souvenir shops, manufacturers of ethnic furniture, etc. Experts note the popularity and demand for ethnic goods, handicrafts in the segment of ethnic fashion, ethnic design. And also services ofethno- tourism, ethno-restaurants, which testifies to the prospects of ethno business and ethno-entrepreneui ship in the republic. Active revival of Buddhism, restoration, development of national culture, natural resources make Kalmykia especially attractive for tourists. However, one of the problems in the development of ethnic entrepreneurship is the fact that there are very few masters of national instruments, masters of making complex souvenirs (leather, wood, metal). An expert survey has shown that the development of ethnic entrepreneurship is an important resource for economic development in Kalmykia.

Keywords; small business; ethnic entrepreneurship; expert survey; tourism; Republic of Kalmykia.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -38.5

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО удк 316.4 + 332.1 БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (ПО РЕЗУЛЬТА ТАМ ВАК РФ 08.00.05 ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА) **

в статье рассматриваются вопросы современных тенденций развития малого бизнеса в Республике Калмыкия Одной из таких тенденций является предпринимательство, активно использующее этнические, национальные компоненты в своем направлении деятельности. Проанализированы результаты экспертного опроса представителей этнического предпринимательства, специалистов и представителей органов власти, общественных организаций. Проведенный экспертный опрос показал, что развитие этнического предпри нимательства является важным ресурсом развития экономики в Калмыкии, в связи с чем появилось большое количество товаров, которые можно отнести

& Кованова £ С, 2021 & Бадмаева Н.В., 2021

S

23

* Research is executed at financial support RE BR, research project N®19-010-01082 "Socio-economic development trajectory of Mongolian regions of Russia (REPUBLICS of Kalmykia and Buryatia)"

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-01082 "Социально-экономические траектории развития монголоязычных регионов России (на примере рес публик Калмыкия и Бурятия)"

к чисто региональной продукции, произведенной в республике. Таким образомэтническое предпринима тельство являе тся одной из перспективных сфер экономики региона, так как оно спос обс твуе т росту самозанятости и доходов населения, а также сохранению, возрождению уникальных технологий производства.

Ключевые слова: малый бизнес; этническое предпринимательство; эксперт ный опрос; туризм; Республика Калмыкия.

КОВАНОВА Екатерина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономи ческой безопасности, учета и финансов, Калмыцкий государственный университет имени Б. В. Городовико-ва, Элиста, Республика Калмыкия

БАДМАЕВА Ноган Вячеславовна, научный сотрудник отдела комплексного мониторинга и информационных технологий, Калмыцкий научный центр Российской академии наук, Элиста, Республика Калмыкия

В современных условиях отсутствия крупных производств во многих регионах Российской Федерации, находящихся в сложном социально-экономическом положении, малый бизнес является важной составляющей региональной экономики.

Мировая тенденция показывает, что именно малый бизнес становится одним из векторов развития не только региональной экономики, но и экономики страны в целом. Способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, апробировать прорывные идеи, простота и гибкость структуры внутрифирменного управления делают малый бизнес достаточно привлекательным для экономически активного населения, решившего заниматься предпринимательской деятельностью.

Основой экономики Республики Калмыкия является сельское хозяйство. Для региона особое значение имеет животноводство, а именно мясное скотоводство. Однако республика на протяжении многих лет находится в сложном социально-экономическом положении, характерном для аграрных, животноводческих регионов. При этом в последние годы в республике развивается предпринимательство, активно использующее этнические, национальные компоненты в своем направлении бизнеса. На наш взгляд, на это повлияли такие процессы, как возрождение буддизма, восстановление и развитие национальной культуры, проблемы сохранения национального языка, уникальных природных экосистем и другое.

Многие исследователи отмечают, что использование этнических компонентов в разных сферах становится трендом, символизирует не только принадлежность к определенному этносу, но и экологич-ность, уникальность товаров или услуг. Такое направление все чаще называют этническим предпринимательством, этнобизнесом или эт-ноэкономикой. 8 настоящее время, как отмечают ряд исследователей, этноэкономика наиболее успешно развивается в сфере услуг. Среди основных направлений развития этноэкономики выделяются этнический туризм, народные промыслы и ремесла, а также переработка сельскохозяйственного сырья. Популярность этнического туризма, этнической музыки, ресторанов этнической кухни, одежды с этническими элементами, этнической продукции в целом, свидетельствует о перспективах этнической экономики [1, с. 98, 99].

По мнению С. Л. Бакшеева, этноэкономика может быть некой "точкой роста" региональной экономики [2]. С. Л. Тюхтенева называет такую экономику "этническое предпринимательство без миграции" |3], К.Д.К. Ооржак акцентирует внимание на том, что этническое направление бизнеса выполняет две важные задачи: усиливает конкурентный потенциал хозяйственной системы региона, при этом привлекая внимание местного населения к сохранению этнокультурных традиций [4]. О, А. Персидская обращает внимание на тот факт, что экономические уклады в значительной степени являются порождением этнической среды, а не только стратегий рационального экономического поведения, так как этнические культуры, на ментальном уровне "программирующие" активность своих носите-

лей, оказывают влияние на их экономическое поведение через ценности 15].

Предметом изучения данного исследования является анализ использования этнического, национального компонента в опыте ведения бизнеса в Республике Калмыкия, Целью является изучение этноэкономических аспектов современного предпринимательства в Калмыкии.

Основной метод исследования - экспертный опрос. Всего было опрошено 12 экспертов. Исследование было проведено в мае-июне 2020 г. в г. Элисте.

Данный метод подразумевает компетентную оценку представителями этнического предпринимательства сложившейся ситуации в развитии этнической экономики. Выбор метода социологического исследования обоснован, поскольку информация, полученная от группы экспертов, как правило, оказывается достоверной и надежной. Отбор экспертов для исследования осуществлялся на основе добровольного участия в исследовании по следующим параметрам: профиль деятельности {связь с предметной областью}; опыт и владение информацией о ситуации в республике, опыт проживания на конкретной территории.

Таким образом, были выбраны представители этнического предпринимательства, специалисты и представители органов власти, общественных организаций, поддерживающие развитие этнического предпринимательства в регионе. Это, прежде всего, рестораторы или владельцы кафе национальной кухни, владельцы ателье, производители одежды, представители туристического бизнеса, производители сувенирной продукции, владельцы магазинов сувениров, производители этнической мебели и др.

Вопросы были поделены на следующие тематические блоки:

- причина выбора "этнического" направления в бизнесе;

- государственные меры поддержки;

- целевая аудитория;

- проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели;

- перспективы развития бизнеса, особенности бизнеса.

Рассмотрим полученные результаты исследования.

Выбор направления бизнеса. Большая часть предпринимателей, кроме рестораторов и владельцев кафе отметила, что выбор направления своей предпринимательской деятельности они связывают с поиском "нового" или

"уникального" продукта или услуги. Важно отметить, что многие предприниматели в последние несколько лет отмечают определенный "запрос" на "этническое", отмечается желание людей включать в свой повседневный образ элементы национальных узоров и символики: "футболка, спортивный костюм, кепка с различной символикой...", "повседневная одежда с надписями на Тодо бичг ("Ясное письмо" - старокалмыцкая письменность).

Владельцы кафе национальной кухни, рестораторы, производители определенных продуктов питания, наоборот, - ориентировались в своем выборе на пищевые привычки, присутствие национальных блюд в ежедневном рационе жителей. В свою очередь, они отмечали, что национальная кухня является одним их важнейших компонентов привлечения туристов. Согласимся с мнением Э. П. Бакаевой, что "в небольшом регионе основной аудиторией "этнического" ресторанного бизнеса остается местное население, и брендизация, а также реклама основываются на продвижении идей ассоциации с обликом успешного современного молодого человека, знающего и ценящего свою культуру" [6, с. 65],

При этом некоторые эксперты отметили, что зачастую обращение к этническому, национальному "наполнению" их предпринимательской деятельности было случайным: "я сначала сшила свадебное платье с элементами национальной одежды по просьбе своей подруги, потом просили родственники, друзья друзей и как понеслось.,.,", "я сделал полочку для алтаря себе, потом увидела тетя и попросила сделать для нее...".

Многие эксперты отметили, что при выборе этнического направления в своем деле они рассчитывали на туристический потенциал региона, привлечение туристов за счет этнографического туризма (фестивали национальной кухни, праздник национального эпоса калмыков -"Джангариада" и др.), а также религиозного и экологического туризма (фестиваль тюльпанов, фестиваль лотосов и др.).

Важно отметить тот факт, что опрошенные респонденты часто упоминали, что заимствовали определенные идеи друг у друга, интересовались опытом других национальных регионов, а также Монголии, которая является ярким примером развития этнического туризма ¡7, с. 708)

Государственные меры поддержки. Основным способом поддержки со стороны государства являются гранты региональных министерств. Эксперты отметили, что не все

направления этнического предпринимательства имеют возможность в получении господдержки: "в основном поддерживаются туризм, иногда ателье или мастерские...", "все зависит от активности самого предпринимателя, насколько грамотно будет проработана заявка на грант, показан бизнес-план и т.п.".

Целевая аудитория. Основные потребители товаров с национальными элементами - это местное население. Как было уже отмечено ijC выше, в последние годы имеется постоянный ^ спрос на этнические товары или товары с на-^ циональными элементами, стилизованную ^ одежду. Эксперты отмечают, что если раньше LU национальные костюмы имели в основном ^ пожилые люди, то сейчас костюмы заказывают ^ и молодые люди. Как отметил один из эксперту* тов: "...для многих покупателей важно репре-зентовать себя как представителя своего этно-^ са, а иногда и субэтноса".

Опрошенные эксперты отмечают большой Q спрос на "уникальные", "экологичные", "нату--р ральные" товары и среди туристов, приезжа-Q ющих в республику. Однако проблема слабо ТзС развитой туристической инфраструктуры (ка-СО чество дорог, уровень комфорта и количество 26 гостиниц, отсутствие взаимодействия между туристическими компаниями и местными предпринимателями и др.) препятствуют развитию туризма в республике.

Проблемы, с которыми сталкиваются. Вболь-шинстве своем предприниматели сталкиваются с теми же проблемами, что и представители малого и среднего бизнеса по всей стране. Среди ключевых проблем предприниматели выделяют текущую фискальную нагрузку {налоги, страховые взносы) и сложности, возникающие с подбором кадров.

Следующая проблема, отмеченная экспертами, - отсутствие уникальных мастеров и умельцев. Рестораторы в Калмыкии говорят о том, что при установке кибитки при ресторане или возведении кибиточного городка, они не могут найти установщиков среди местных жителей и для этого приглашают монголов, проживающих в республике. Эксперты также отмечают, что очень мало сейчас мастеров национальных инструментов, мастеров по изготовлению сложных сувениров (из кожи, дерева, металла). Несмотря на то, что в республике появилось большое количество сувениров, которые можно отнести к чисто региональной продукции, произведенной в республике, экспертами отмечается, что большая часть сувенирных изделий производится в Китае и это мешает развитию и продвижению "уникальной" региональной сувенирной продукции. Такая проблема харак-

терна практически для всех национальных регионов страны. В Мордовии в сфере народных промыслов наблюдаются негативные тенденции: ограниченное количество организаций, производящих изделия народных промыслов; сокращение численности профессионалов в отрасли, угроза утраты художественностиле-вых особенностей и традиций, преемственности..,(8, с. 95],

Перспективы развития бизнеса, особенности. Эксперты, отмечают популярность и востребованность товаров этнической продукции, изделий ручной работы в сегменте этнической моды, этнического дизайна. А также услуг этнотуризма, этноресторанов, что свидетельствует о перспективах этнобизнеса и этнопредпринимательства в республике. Активное возрождение буддизма, восстановление, развитие национальной культуры, природные ресурсы, делают Калмыкию особенно привлекательной для туристов. Культурные мероприятия, проводимые в регионе, входят в число топ-направлений событийного и эко-туризма в стране. В целях повышения туристической привлекательности регионом проводятся различные культурные мероприятия с национальным колоритом от мастер-класса до фестиваля, где у туристов есть возможность стать не только зрителем, но и непосредственным участником данных мероприятий. На данный момент на территории каждого региона РФ государство поощряет развитие проектов, связанных с этнографией, и подобные туры становятся все более популярными [9, с. 12].

Однако в данном виде деятельности особенно важна личность самого предпринимателя. Он является, в первую очередь, увлеченным человеком, предпринимателем "по духу", то есть готовым идти на риск и, самое главное, человеком, искренне переживающим за судьбу своего народа и пытающегося через современные формы привлечь внимание к богатой и уникальной культуре своего народа. Представлялись примеры того, что эти люди начинали в дальнейшем организовывать языковые курсы, различные мастер-классы. Однако следует отметить, что в этом заключается и уязвимость этого бизнеса, поскольку, он зависит от энтузиазма одного или нескольких человек. Поэтому многие фирмы, кафе рестораны со временем закрываются, но, следует отметить, что на их место приходят другие предприниматели с новыми идеями и форматами (создание калмыцких приложений,других цифровых и информационных продуктов).

В заключение сделаем следующие выводы. Проведенный экспертный опрос показал, что

развитие этнического предпринимательства является важным ресурсом развития экономики Республики Калмыкия. Согласимся с мнением Т. И. Шараевой, что в Калмыкии, благодаря развитию этнического предпринимательства, сегодня появилось большое количество сувениров, которые можно отнести к чисто региональной продукции,произведенной в республике [10, с, 80].

Этническое предпринимательство, таким образом, является одной из перспективных сфер экономики региона, так как оно способствует росту самозанятости и доходов населения, а также сохранению, возрождению уникальных технологий производства.

Литература:

1. Дугужева М. X, Нематериальное культурное наследие кап скрытый ресурс социально-экономического развития государства // Вестник Юридического факультета Финансового университета. Т. 3 : сборник научных трудов ПО итогам международной научной практической конференции "Территория права - территория жизни", посвященной 20-летию Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. - М,: КНОРУС, 2018. -С, 97-103.

2. Бакшеев СЛ. К понятию сущности и места эти о экономики в экономике региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016.-№5.-С. 146-150.

3. Тюхтенева С П. Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии}// Новые исследования Тувы. -. 2018.- №2. -С 149-167.

4. Ооржак К.Д.К. Этноэкономика Тувы: современное состояние и перспективы развития // Экономические отношения. - 2019. --Т. 9. - №3. - С. 1759-1774.

5. Персидская О. А. Роль ценностных ориентации молодых тувинцев в пространственном развитии Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2019, - №. 3, - С. 41-51.

6. Бакаева Э. П, "Пицца дербетская, торгутская, хошутская, балды река я": этническое предпринимательство в современной Калмыкии в контексте традиционных этнических приоритетов // Монголоведение. - 2018. - № 12. - С. 48-71, https;/ /doi.org/10.22162/2500-1523-2018 12-48-71

7. Перова Е. (О. Этническая экономика как направ ление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона // Известия Бай кальского государственного университета. - 2016,

Т. 26. - №5.-С. 705-712.

8. Аверина О.И., Горбунова H.A., Меркулова И.Ф, Развитие этноэкономики как фактора обеспече ния экономической устойчивости Республики Мордовия // Финноугорский мир. - 2013. -№4(17}.-С. 92-96.

9. Кедрова И. 8. Этнотуризм как перспективная форма сохранения этнической культуры // Этническая культура. - 2020,- №. 2. - С. 10-13.

10. Шараева Т. И. Сувенирная продукция и развитие туризма {на примере этнического предпри' нимательства мастеров народных ремесел Калмы кии)//Монголоведение.-2017.- Т. 11. С. 70-80.

СУ О

си <

2:

СО CT

S

USING THE CAPACITY METHOD TO ANALYZE HISTORICAL EVENTS *

Korable v Yur/y A leksandro vich, PhD ofEconomics, A ssistan t Professor ofDepart men t ofSystem A na lysis in Economics Golovanova Polina Sergeevna, student Kostritsa Tatyana Andreevna, student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

The use of the capacity method of rare events analysis [1,2] for the historical events analysis is demonstrated using the example of the Russian-Turkish wars. Modeling rare events as events of overflow of a certain capacity, for example, a cup of patience, it turns out to recover from these rare events the resulting function of the difference between incoming and outgoing disturbance flows. For different variants of representing the effect of an event, different functions were obtained, which were given an interesting interpretation, as example the speed of preparation for the next war

Keywords; rare events; capacity method; historical events; Russian-Turkish War; integral spline; speed of preparation for war.

DO! 10.24923/2222-243X.202T38.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕМКОСТНОГО МЕТОДА ДЛЯ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ **

Демонстрируется использование емкостного метода анализа редких событий [7, 2] для анализа исторических событий на примере Русско-турецких войн. Моделируя редкие события как события переполнения некоторой емкости,

УДК 330.42(045), 51-77(045) ВАК РФ 08.00.13

О Кораблев Ю.А., 2021 О Голованова П С, 2021 ©Кострща ТА , 2021

* The reported study was funded by RFBR according to the research project №19-010-00154.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-

00154,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.