УДК 339.5
Лю Пэнфэй, Красова Елена Викторовна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Современные тенденции развития китайской системы образования
Статья посвящена анализу общих тенденций и особенностям современного состояния образовательной системы Китая. Автор анализирует динамику таких важнейших показателей развития образования, как количество учебных заведений - от детских садов до университетов, количество студентов вузов, долю студенчества в общей численности населения, а также некоторые качественные показатели. Большое внимание в статье уделено значимости и перспективам государственной поддержки всех уровней китайской системы образования.
Ключевые слова и словосочетания: образование в Китае, государственная поддержка образования, государственные программы по развитию образования.
За вторую половину ХХ века Китай сотворил редкое в мире чудо в развитии образования: затратив менее 2% мировых расходов на общественное образование, решил проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего земного шара. К 2001 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывало 229 млн человек, темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень за аналогичный период. В настоящее время посещаемость начальных школ составляет по всей стране 98%, валовой коэффициент зачисления в среднюю школу начальной ступени - 90%, неграмотность среди молодежи и людей зрелого возраста снизилась до 5%, обязательное девятилетнее образование уже введено в районах с населением, составляющим свыше 90% от всего населения страны.
В последние годы образование развивается в направлении большего углубления, охватывая широкие сферы. Десять лет назад мало кто в Китае знал о степени МВА (мастер делового администрирования), а в 2003 г. 62 вуза набрали 30 тыс. будущих специалистов для подготовки по программе МВА. Сегодня уже хорошо известны и программы ЕМВА (мастер делового администрирования для руководителей), и MPA (мастер общественного администрирования). В настоящее время в Пекинском универ-
ситете, Университете Цинхуа и других ведущих вузах Китая (в общем количестве 47 ед.) насчитывается 7 700 обучающихся программе МРА. Стремительно развивается рынок спроса и предложения в сфере просвещения, огромной популярностью сегодня пользуются курсы компьютерной грамотности, иностранных языков и обучения различным профессиям и квалификационные экзамены для получения соответствующих свидетельств. Очень модным стало продолженное образование, многие уже окончательно распрощались с идеей разового обучения и овладевают новыми знаниями в течение всего трудоспособного возраста.
С каждым годом укрепляется международное сотрудничество и увеличивается обмен в области образования. Китай является страной, направляющей самое большое количество учащихся на учебу за границу. С 1979 по 2005 гг. на учебу за рубеж в 103 страны и района мира выехало 582 тыс. человек, из них 160 тыс. человек после окончания учебы вернулись обратно; наряду с этим быстро растет количество иностранных учащихся, приезжающих на учебу в Китай. Например, только в 2008 г. в вузах Китая обучалось 86 тыс. иностранных студентов из 170 стран мира.
Главная причина быстрого развития образования кроется в значительном приросте инвестиций. С 1998 г. доля ассигнований на просвещение в финансовых расходах правительства ежегодно увеличивается на 1%. В 2003 г. на просвещение было выделено 349 млрд юаней, что составляет 3,4% ВВП страны, инвестиции увеличились на 0,22% против предыдущего года, с 1989 г. это самые высокие показатели.
Согласно разработанному Министерством образования КНР плану развития, правительство создаст финансовую систему образования, которая будет соответствовать финансовой системе общества, что позволит укрепить ответственность правительственных органов всех ступеней в отношении ассигнований на просвещение и гарантирует увеличение ассигнований правительства на образование, превышающее рост текущих финансовых доходов. В соответствии с планом цель правительства в сфере финансирования просвещения заключается также в том, чтобы в сравнительно короткий срок достичь 4% доли инвестиций в образование в валовом внутреннем продукте.
На этапе распространения необязательного образования Китай осуществляет распределение участия в затратах на обучение, при котором определенная доля себестоимости обучения покрывается за счет взимания платы за учебу. А чтобы гарантировать учащимся из семей, испытывающих материальные трудности, возможность учиться, китайское правительство предприняло ряд мер: например, создало систему стипендий, систему совмещения учебы с работой, систему субсидий для учащихся, испытывающих особые материальные затруднения, частичное или полное
освобождение от платы за обучение и систему государственных кредитов на учебу. Все это эффективно гарантирует успешное получение образования учащимся из необеспеченных семей.
Правительство обязалось в будущие 10 - 20 лет предоставить обществу еще больше возможностей для подготовки специалистов для народного хозяйства, в результате значительно повысится уровень образования в этой сфере. В плане Министерства образования сформулированы и другие ориентиры: в 2020 г. на 100 тыс. человек будет приходиться около 13,5 тыс. специалистов с высшим образованием и примерно 31 тыс. человек со средним образованием; неграмотность и полуграмотность снизятся до 3% и ниже, средний период обучения приблизится к 11 годам вместо 8 лет в настоящее время. Рассмотрим тенденции и особенности развития разных уровней образования.
Базовое образование
Базовое образование включает дошкольное обучение, обязательное девятилетнее образование от начальной школы до средней школы низшей ступени, обучение в средней школе высшей ступени, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках ликвидации неграмотности.
В настоящее время в Китае количество учащихся начальных и средних школ составляет свыше 200 млн, а вместе с детьми дошкольного возраста - это шестая часть всего населения. Поэтому развитие базового образования является приоритетом правительства и рассматривается как важная сфера социальной инфраструктуры и всей системы просвещения.
В последние годы уверенными темпами развивается обучение в средних школах высшей ступени, в 2008 г. в них приняты 8 млн учащихся, т.е. в 3,1 раза больше, чем в 1988 г. В настоящее время удельный вес учащихся средних школ высшей ступени составляет только 42,8% - налицо значительный разрыв между Китаем и развитыми странами в гарантиях полного всеобщего среднего образования.
Государство выделяет целевые средства на школьное строительство для заметного улучшения условий обучения. Кроме нового строительства и расширения школьных помещений, правительство вложило капитал в реконструкцию ветхих зданий начальных и средних школ в многочисленных сельских районах. Значительно возросли бюджетные средства в среднем на школьника, ежегодно обновляются и пополняются учебные лаборатории и учебники во всех школах страны.
Правительство Китая обозначило цели развития базового образования: к 2010 г. приблизиться или достичь по общему уровню базового образования положения среднеразвитых стран мира.
Дошкольные образовательные учреждения (ясли, детские сады и др.) реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 6 лет.
Рис. 1. Динамика количества детских садов (тыс. единиц) в Китае в период 1995 - 2009 гг. Источник: Статистика образовании. Доступно на URL: http://stat.edu.com/)
Ныне в Китае насчитывается около 230 тыс. детских садов, т.е. в 2,3 раза больше, чем в 1995 г. (рис. 1). Детские сады бывают как государственные, так и частные. Г осударственные детские сады обладают богатым педагогическим и управленческим опытом, плата за обучение в них достаточно низкая, а частные сады представляют собой новое явление, характерное для последних 20 лет.
В Китае насчитывается более 800 миллионов школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Быстро развивается образование на этапе средней школы.
В конце 1999 года в Китае насчитывалось 14 100 средних школ с 10 497 100 учащимися, 21 800 специализированных средних школ со 14 427 500 учащимися. Поступающие учиться на этапе средней школы составляют 41,5% учащихся, а выпускники, которые продолжают образование, - 63,8%.
Согласно государственной программе образования, введенной в 1986 году, все граждане обязаны учиться в школе, как минимум, 9 лет. Благодаря этому уровень грамотности населения в Китае за последние десятилетия стал довольно высоким: среди мужчин - 96%, среди женщин - 88%, общий показатель на 2009 год - 93% (рис. 2). Так что китайское правительство может гордиться тем, что по масштабу образования Китай достиг среднемирового уровня.
Рис. 2. Динамика уровня грамотности в Китае за 1949 - 2009 гг.
Высшее образование
В настоящее время в Китае насчитывается около 2 000 тысяч высших учебных заведений, что в 10 раз больше по сравнению с 1949 годом. С 1993 года в Китае началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, в результате чего 708 вузов были слиты в 302 многопрофильных универсальных вуза. В частности, Центральная академия прикладного искусства была соединена с самым авторитетным вузом Китая - университетом Цинхуа. Пекинский университет, существующий более ста лет, соединился с самым лучшим в стране медицинским вузом - Пекинской медицинской академией. Слияние вузов позволило осуществить колоссальные перемены в системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных заведений мира.
На протяжении многих лет в Китае расширяется прием студентов в вузы. В 1999-2002 гг. число поступивших в вузы с 1,6 млн возросло до 3,2 млн человек. В 2003 г. было принято в обычные вузы 3,82 млн человек; в аспирантуры вузов и исследовательских институтов принято 269 тыс. соискателей. Сегодня продолжается расширение приема в аспи-
рантуры вузов, причем год от года данные показатели неуклонно повышаются. В таблице 1 представлена сравнительная ситуация по количеству студентов в Китае и других странах мира.
Таблица 1
Количество студентов высших учебных заведений в 2010 году
Количество Т1 Доля студентов
Н асе ление ^
Страна студентов, вузов в населении
страны, млн чел. п/
млн чел. страны, %
США 14,2 310 4,6
Россия 7,9 143 5.5
Япония 4,0 128 3,1
Польша 3,0 38 7.8
Корея 2,96 48 6.1
Г ермания* 2,9 82 2,3
Великобритания 2,7 60 3,8
Франция 2,6 61 4,5
Испания 1,5 43 4,6
Канада 1,56 32 4,0
Австралия 1,5 20 4,8
Нидерланды 1,2 16 3,1
Норвегия 0,2 5 4
Швеция 0,39 9 4,3
Бельгия 0,18 10 1,8
Финляндия 0,39 5 5,6
Израиль 0,25 7 3,6
Исландия 0,01 0,3 3,3
Дания 0,19 5 3,8
Швейцария 0,13 7 2,1
Ирландия 0,15 4 3,2
Новая Зеландия 0,18 4 4,5
Венгрия 0,37 10 3,7
Люксембург 0,018 0,4 4,5
Индия 11,8 1315 1,1
Китай 10,8 1235 0,8
Весь мир 114,9 7025 1,6
Источники: Всемирный доклад по образованию 2006 Сравнение мировой статистики
в области образования /Институт статистики ЮНЕСКО. — Монреаль, 2006.
Наглядно сравнительный анализ доли студенчества в общей численности населения представлен на рис. 3.
Как видно из табл. 1 и рис. 3, по доле студентов в населении страны лидирует Польша (7,8%). По абсолютному количеству студентов первые места занимают США, Россия и Япония. Показатели Польши, России и США, лидирующих по охвату населения высшим образованием, превышают общемировой уровень в 2,8-3,4 раза. К сожалению, в Китае данный показатель пока значительно ниже общемирового.
Рис. 3. Доля студентов вузов в общей численности населения страны, %
В результате предпринимаемых усилий существенно улучшается научно-исследовательский потенциал вузов, повышается их вклад в социально-экономическое развитие. Укрепляется сотрудничество в области производства, обучения и исследований, что способствует ускорению темпов внедрения научно-технических достижений в практику, появились новые наукоемкие отрасли и новая научно-техническая продукция. В настоящее время в стране существует около 60 крупных научнотехнических парков, которые служат базой внедрения достижений науки и техники в реальный сектор экономики.
Система высшего образования в Китае включает в себя государственные и частные университеты. Первые заведения частного высшего образования - Шуюаны (академии) - возникли 1 300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 1990-х годов. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине ХХ века частный сектор являлся важным компонентом
в системе высшего образования. К 1949 г. 93 университета из 223, над которыми коммунистическое правительство взяли контроль, были частными вузами. Вследствие национализации в начале 1950-х годов все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 г. частное высшее образование не функционировало. Частное высшее образование вновь возникло после 1982 г. вследствие политической реформы Дэн Сяо Пиня.
Одним из важнейших направлений развития образования Китая является осуществление всесторонних международных обменов и научного сотрудничества. Международные обмены имеют под собой законодательно обеспеченную базу. Закон об образовании Китайской Народной Республики предусматривает, что государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования.
Содержание международных обменов и сотрудничества Китая в области образования затрагивает многосторонние и двусторонние рамки деятельности правительства, органов образования, неправительственных организаций. Правительство КНР принимает деятельное участие в работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное взаимодействие с различными организациями ООН, в том числе Детским фондом ООН, Департаментом ООН по планированию развития детей, Фондом народонаселения ООН, а также Всемирным банком и другими организациями. Правительство КНР подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 160 странами и районами мира. Китайские органы просвещения от начальной школы до университета наладили отношения сотрудничества с органами просвещения того же уровня многих стран. Особенно следует отметить развертывание многостороннего сотрудничества университетов с зарубежными университетами и предприятиями. В настоящее время в Китае функционируют около 300 учебных заведений, основанных на сотрудничестве Китая и зарубежных стран. Разворачиваются активные двусторонние и многосторонние обмены в сфере образования китайских неправительственных организаций по обменам с более чем 130 организациями или коллективами 30 с лишним стран и районов мира.
Международные обмены включают в себя разнообразные виды сотрудничества, в том числе контакты преподавателей, обмен студентами, совместные исследования, совместное обучение. В настоящее время Китай посылает на учебу за границу самое большое количество студентов из всех стран мира. В последние несколько лет их было направлено около 300 тысяч в 103 страны, из которых 110 тысяч человек, окончив учебу, вернулись на родину. Вместе с тем Китай - одна из стран мира, принимающая на учебу многочисленный контингент иностранных студентов.
За последние 20 лет их было принято около 300 тысяч человек из 152 стран. В настоящее время число приехавших в КНР на учебу иностранных студентов достигает 10 тысяч человек. Практически все высшие учебные заведения Китая наладили разного рода взаимодействие с зарубежными вузами как в части учебного процесса, так и научноисследовательского.
В целях дальнейшего развития и повышения качества образования в Китае будет углубляться реформирование образовательной системы в следующих областях:
1. Создание системы образования, предусматривающей взаимосвязанные и интегрированные между собой формы фундаментального и практического обучения людей любого возраста.
2. Расширение прав народных правительств провинций на развитие и управление делом образования в своих регионах и динамикой единого планирования.
3. Формирование новой системы с двухуровневым управлением -центрального правительства и местного правительства уровня провинции, причем управление местного правительства будет главным.
4. Активное наращивание и поддержка общественных сил для налаживания многообразных форм учебы, удовлетворение постоянно растущих запросов народных масс в образовании.
5. Развитие различных форм частного образования наряду с государственным.
6. Реформирование приемных экзаменов и системы оценок, постепенное создание многовариантной, более научной и справедливой системы отбора абитуриентов в высшие учебные заведения.
7. Перестройка и реформирование системы, структуры и содержания учебных дисциплин, создание новой системы учебных программ базового образования.
8. Активное повышение уровня модернизации технических средств обучения и степени его информатизации. Г осударство поддерживает создание современной сети дистанционного образования, основу которой составляет сеть образования и научных исследований Китая и системы спутникового телевидения.
9. Быстрое и повсеместное создание системы компьютерных классов типа прикладной экономики и внутренних сетей в учебных заведениях или локальных сетей.
10. Преодоление ситуации, когда образование оторвано от экономики, науки и техники, содействие тесному смыканию образования с экономикой, наукой и техникой. Высшее образование должно усиливать интеграцию производства, учебы и научных исследований, непрерывно по-
вышать уровень обучения, вносить вклад в создание государственной системы инноваций и модернизацию страны; продолжать комплексное реформирование образования в городе и деревне.
11. Создание механизма взаимной поддержки и взаимодействия правительства, социума, семьи и учебного заведения, формирование благоприятного общественного климата, содействующего здоровому росту учеников и студентов и непрерывному совершенствованию системы, обеспечивающей возможность учиться в любом возрасте.
Закон об образовании Китайской Народной Республики говорит, что «в Китае осуществляется система финансирования образования, в основе которой лежат правительственные финансовые ассигнования, а вспомогательными являются средства, изыскиваемые по многим другим каналам». Одновременно центральное правительство и местные правительства практикуют ступенчатое управление и ступенчатую ответственность. Это означает, что основным источником расходов на образование в государственных учебных заведениях различных ступеней и категорий являются финансовые ассигнования правительства. Центральные финансы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование общегосударственного характера. Местные финансы направлены на финансирование высшего образования, среднего образования и ниже, находящегося в ведении мест. Другие каналы изыскания средств на образование - это налоги (расходы), взимаемые по закону правительствами различных ступеней на образование, плата за обучение студентами на этапе необязательного образования, различные сборы со студентов на этапе обязательного образования, развитие производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в порядке поддержки образования, создание фондов образования.
В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование можно выделить доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, которые непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства.
Таким образом, правительство Китая рассматривает дело просвещения как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей ситуацией в стране отрасль в развитии народного хозяйства и общества. Закон об образовании Китайской Народной Республики устанавливает, что «доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хо-
зяйства и роста финансовых поступлений», а «рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступлений, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося».
Боревская Н.Е. Г осударство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия: монография. - М.: Вост. лит., 2003. - 271 с.
Информационная сеть «Школы мира» (Школы Китая). Доступно на ЦКЬ: ИАрУЛуІ Біуі Б.исо2. т/тёех/8Ько1у_у_кі1ае.
Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока: сб. стат. / под ред. А.Н. Козырина. - М.: Готика, 2005. -138 с.
Официальный сайт Генерального консульства Китайской Народной Республики в г. Санкт-Петербурге. Доступно на ЦКЬ: Ьйр://8аіп1-
реІегеЬи^. china-consu1ate.org/rus.
Рысакова П.И. Система образования в китайском обществе. Социологический анализ социокультурной эволюции: монография. - СПб.: Але-тейя, 2010. - 212 с.
Сайт компании «ЮнивестМедиа» (г. Москва). Доступно на ЦКЬ: http://www.ustudy.ru/info/chi3.htm.