Научная статья на тему 'Современные тенденции развития кадетского образования в Российской федерации'

Современные тенденции развития кадетского образования в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыж Владимир Владимирович, Федоров Павел Алексеевич

В статье авторы, на основе комплексного анализа различных источников, отражающих состояние развития кадетского образования, выделили ряд тенденций, присущих современной системе кадетских образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пыж Владимир Владимирович, Федоров Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of development of military education in the Russian Federation

The authors, based on the comprehensive analysis of the various sources reflecting the state of development of military education, highlighted a number of trends inherent to the modern system of cadet educational institutions.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития кадетского образования в Российской федерации»

нию благоприятного психологического климата в коллективе.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что дифференциация в адаптивном образовательном процессе, реализуемого со слепыми и слабовидящими обучающимися, является целесообразным и оправданным, что подтверждается результатами исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Личностно-ориентированная направленность адаптивного образовательного процесса незрячих и слабовидящих школьников / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, В.Р. Кузекевич, М.В. Бутузова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 229233.

2. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. -Выпуск 13. - С. 117-121.

3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма, Иркутский филиал. -Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.

REFERENCES

1. Pruzhinina, M.V., Pruzhinin, K.N., Kuzekevich, V.R. and Butuzova, M.V. (2016), "Personality-Oriented Orientation of the Adaptive Educational Process of Blind and Visually Impaired Schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 1, pp. 229-233.

2. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, Issue 13, pp. 117-121.

3. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk, Russian Federation.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 31.08.2017

УДК 355.23

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимир Владимирович Пыж, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой, Павел Алексеевич Федоров, магистр, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье авторы, на основе комплексного анализа различных источников, отражающих состояние развития кадетского образования, выделили ряд тенденций, присущих современной системе кадетских образовательных учреждений.

Ключевые слова: кадетское образование, кадет, государственная служба.

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF MILITARY EDUCATION IN THE

RUSSIAN FEDERATION Vladimir Vladimirovich Pyzh, the doctor of political sciences, professor,

Department chair, Pavel Alekseevich Fedorov, the master, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The authors, based on the comprehensive analysis of the various sources reflecting the state of development of military education, highlighted a number of trends inherent to the modern system of cadet educational institutions.

Keywords: military education, cadet, civil service.

В современный период предпринимаются попытки реорганизации и совершенствования системы общего образования. Одним из таких направлений является создание системы кадетского образования, как отдельного типа образовательных организаций. Исторически такая позиция имеет под собой достаточно веские основания. Кадетские корпуса в дореволюционной России обладали особым статусом и полноценно готовили своих воспитанников к военной и государственной службе. На пути к созданию такой системы необходимо последовательно и комплексно решить ряд задач.

Одной из задач, на наш взгляд, должна стать разработка научно-теоретических аспектов единой программы развития кадетского образования в современной России. Такая программа призвана решить ряд актуальных задач, решение которых направлено на построение эффективного функционирования кадетского образования, а именно:

- на социально-педагогическом уровне: удовлетворить возросшую потребность государства в высокообразованных, обладающих нравственным стержнем офицерах армии и государственных служащих, которые способны обеспечить национальную безопасность;

- на научно-теоретическом уровне: удовлетворить общественную потребность в усовершенствовании нравственного воспитания граждан, посредством специально организованного, целенаправленного процесса воспитания, обучения и формирования нравственного высокообразованного государственного служащего.

Поэтапную разработку такой программы следует начать с ранжирования учебных заведений кадетского типа, основываясь на примере кадетских корпусов дореволюционной России, соответственно подразделяя их на три класса.

Первый уровень. Суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других федеральных министерств, в которых разработан и введен компонент начального профессионального образования государственной службы.

Второй уровень. Кадетские корпуса Министерства образования и науки, субъектов Федерации, кадетские школы, кадетские школы-интернаты субъектов федерации, в которых осуществляется профильное образование. Третий уровень. Муниципальные кадетские школы, кадетские классы муниципальных общеобразовательных учебных заведений, кадетские клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, основной целью которых является профориентационная работа [1].

Кроме структурной реорганизации, особое внимание следует уделить разработке государственного стандарта начального профессионального образования по видам государственной службы. Хотелось бы обратить внимание на слова, сказанные генералом А.И. Владимировым о создании в «каждом субъекте РФ системы учреждений кадетского образования, которая в свою очередь будет функционировать в единой системе образования РФ» [2].

На наш взгляд они не обладают под собой достаточной, как законодательной базы в соответствии с разделением полномочий, так и не обоснованы с научно-педагогической

точки зрения в виду отсутствия специально подготовленных педагогических кадров. Таким образом, на пути построения эффективного непрерывного образования государственных служащих, нами была выявлена еще одна задача, требующего достаточно скорого разрешения. Логически функционально выстроенная система должна предусматривать наличие оптимального педагогического мониторинга, способного отслеживать практическую деятельность выпускников учебных заведений кадетского типа.

Сегодня все большее внимание со стороны государства и его органов уделяется более тщательной проработке этих вопросов. Так нормативно-правовое регулирование данной области началось с изменений в федеральный закон «Об образование в Российской Федерации», статья 86 дала понятие кадетских образовательных организаций, разделило их на виды (военные и гражданские). С этого началось более ясное понимание самого понятия кадетский корпус, а именно как общеобразовательной организации со специальным наименованием и интегрированными дополнительными образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних к военной и иной государственной службе.

Начиная с 2016 года, предпринимаются попытки решить существующие проблемы. В Министерстве образования и науки был создан Совет по кадетскому образованию - совещательный орган, состоящий из представителей образовательных организаций кадетского типа, федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций.

Главной задачей Совета является практическое создание системы кадетского образования в Российской Федерации для обучения несовершеннолетних обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим целью подготовку служащих и специалистов среднего звена государственной военной, правоохранительной и гражданской службы, в том числе государственной службы российского казачества, как основы формирования и воспитания нового слоя государственных служащих России.

Под системой кадетского образования понимается не только совокупность образовательных организаций кадетского образования и органов управления кадетским образованием, но также система переподготовки сотрудников кадетских образовательных организаций, система сертифицированных учебных программ для кадетских корпусов, система государственного заказа и система воинского учета выпускников.

Деятельность совета осуществляется в основном путем проведения консультаций в виде служебной переписки и совещаний рабочих групп, созданных советом для решения тех или иных приоритетных направлений.

Исходя из вышеперечисленного, на основе комплексного анализа мы можем выделить следующие тенденции развития кадетского образования на современном этапе:

- регламентация и нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных организаций кадетского образование со стороны государства, его органов, региональных властей;

- создание системы кадетского образования;

- разработка концептуальных положений, отражающих специфику кадетского образования, как особого вида общего образования;

- попытка перевода кадетских образовательных организаций из общеобразовательных организаций среднего образования в образовательные организации среднего профессионального образования.

Некоторые из них вызывают ряд противоречий. Так при анализе состава рабочих групп Совета по кадетскому образованию мы обнаружили наличие в некоторых из них большого количества членов из одной организации (Пограничный кадетских корпус, Первый Казачий Университет, Русская Православная церковь и т.д.), что может внести резонанс в общий ход процесса и не соблюсти интересы всех участвующих в работе.

Другим противоречием служит участие специалистов и заинтересованных лиц в разработке нормативно-правовых актов и образовательных программ основного общего образования. В связи с тем, что данная ступень присутствует не во всех образовательных организациях кадетского типа, необходимо учитывать педагогический опыт сотрудников кадетских корпусов, которые осуществляют обучение по данным образовательным программам.

Остро стоит вопрос о целесообразности переводе всех кадетских образовательных организаций в разряд среднего профессионального образования. Ряд министерств и ведомств имеют широкую сеть учебных заведений, готовящих специалистов по данным направлениям среднего профессионального образования. Некоторые из них будут не готовы выделить дополнительное финансирование, в связи с отсутствием заказа на подготовку специалистов или недостатком бюджетных средств.

Другой важной проблемой является вопрос о наличии (создании) в кадетских корпусах, необходимой для этого материальной, и самое главное научно-методической базы.

Выводы. Таким образом, достаточно явные успехи кадетского образования в России, конечно же, ставят достаточно ясный вопрос о его признании в качестве самостоятельной ветви общего среднего и среднего профессионального образования в национальной системе образования страны, однако требует разрешения ряда серьезных проблем, сложившихся на пути его возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абзалов, А.Ф. Учебные заведения кадетского типа: проблемы и программа развития [Электронный ресурс] / А.Ф. Абзалов, Н.С. Костоусов, М.И. Урасов // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-zavedeniya-kadetskogo-tipa-problemy-i-programma-razvitiya. - Дата обращения: 15.04.2017.

2. Владимиров, А.И. Снова о военной реформе [Электронный ресурс] // URL : http://m-kalashnikov.livejournal.com/339591.html. - Дата обращения: 25.01.2017.

REFERENCES

1. Abzalov, A.F., Kostousov N.S. and Urasov, M.I. (2009), "Educational institutions of cadet type: problems and program of development", Kazan pedagogical journal, No. 1, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-zavedeniya-kadetskogo-tipa-problemy-i-programma-razvitiya.

2. Vladimirov, A.I. (2010), Again about military reform, available at: http://m-kalashnikov .livejournal.com/339591.html.

Контактная информация: vvp_21812@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2017

УДК 796.856.2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ НА ЧЕМПИОНАТЕ ЕВРОПЫ ПО ТХЭКВОНДО (ИТФ) В ГОРОДЕ ЛИВЕРПУЛЬ,

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Сонбол Ассим Абдель-Гани Ахмед (Шарм-Аль-Шейх, Египет), соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

XXXII чемпионат Европы по тхэквондо (ИТФ) проводился с 24 апреля по 30 апреля 2017 года в городе Ливерпуль, Великобритания. В чемпионате Европы участвовали спортсмены старше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.