В.В. КОЛОМИНА
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
В теории журналистики есть ряд понятий априори всем понятных, но фактически не имеющих точного определения либо нуждающихся в корректировке в соответствии с современной действительностью. Одно из них - авторская журналистика. В связи с появлением новых форм журналистской деятельности мы считаем необходимым переосмыслить сущность данного явления.
Термин «авторская журналистика» часто соотносится с понятием «персональная журналистика». Данная форма была характерна для российской журналистики в XVIII - начале XIX вв. Она характеризовалась тем, что «основатель и руководитель издания был главным, а порой и единственным автором (как И.А. Крылов в «Почте духов»), он же занимался типографским делом и распространением» [1]. Исходя из этого, можно сделать вывод: под авторской журналистикой понимается такая форма журналистской деятельности, при которой один журналист выполняет все функции редакционного коллектива.
Однако данное определение не раскрывает сущность авторской журналистики до конца, скорее, оно сужает трактовку данного понятия. Уместно ли, исходя из него, говорить об авторской журналистике, например, в контексте телевизионной журналистики, где выход продукта обеспечивает не один человек, а редакционный коллектив? Очевидно, что в вышеизложенном понимании телевизионная авторская журналистика стала бы возможна только с недавнего времени - с появлением такой формы журналистской деятельности, как универсальная журналистика. Тем не менее авторская журналистика была на телевидении и до этого. Достаточно вспомнить такие передачи, как «Эстафета новостей», «12 этаж», «Взгляд» и др.
В данном случае под авторской журналистикой следует понимать продукт, в выпуске которого принимает участие вся редакция, но воплощающий идею отдельного журналиста. При этом авторская точка зрения может не совпадать с мнением редакционного коллектива. То есть в журналистском произведении доминирует авторское начало, которое выражается в открытой авторской позиции (автор дает понять, что выражает именно свою точку зрения) в противовес анонимной журналистике. Открытость и независимость авторской позиции -универсальные характеристики авторской журналистики, присущие ей независимо от того, по какому каналу происходит передача сообщения.
Таким образом, характерными чертами авторской журналистики являются:
- единоличное участие автора на протяжении всего цикла: от создания продукта до его распространения (универсальная журналистика);
- четкая авторская позиция по предлагаемому вопросу (комментарии автора);
- индивидуальные стилистические особенности построения текста (авторский стиль);
- нетривиальный подход к освещению темы;
- обратная связь с аудиторией.
Благодаря этому аудитория идентифицирует материал через автора. Именно поэтому при упоминании о прошедших важных событиях всегда вспоминаются отдельные фамилии авторов, освещавших их. Таким образом, событие воспринимается сквозь автора.
Исходя из того, что авторскую журналистику определяет выведение на первый план личности автора-создателя текста, его позиции, можно сделать вывод, что авторская журналистика - это журналистика мнения.
В настоящий момент происходит столкновение двух подходов к отражению действительности: журналистики факта и журналистики мнений. Фактологи обвиняют своих оппонентов в излишней субъективности и навязывании аудитории своих точек зрения. Однако, подавляя авторскую культуру, фактологи незаметно для себя заняли место авторов.
Происходит отождествление «агента сообщения» и самого «сообщения». Прежде всего, это касается телевизионной журналистики. «Складывается иерархия материала, затем на основе этой иерархии выстраивается иерархия репортерского корпуса, а уже потом верхушка репортерского корпуса закрепляет (можно сказать, увековечивает) выгодные для себя набор и иерархию новостей. Редакционный менеджмент поощряет это, исходя из своего интереса. По его представлениям, масс-медиа, рассчитанные на широкую аудиторию и, стало быть, борющиеся за высокий рейтинг, должны иметь стабильную «повестку дня» и набор привычных лиц («звезды») на экране, чтобы аудитория как можно легче включалась в коммуникацию» [2].
В прессе перенести статус материала на статус автора гораздо труднее. Новости в прессе остаются анонимными. Но есть высокостатусные жанры: постоянная колонка, тематическая статья, комментарий на особо важную тему дня.
Таким образом, намечаются тенденции повышения роли авторской журналистики в современной медиа-реальности. Прежде всего, это проявляется в Интернет-журналистике в связи со следующими благоприятными особенностями данного канала СМИ:
1. Независимость. Традиционные СМИ, особенно центральные, в некотором роде дисквалифицировали себя (яркий пример - Сергей Доренко). Заказные материалы, односторонний подход в освещении проблем, замалчивание фактов привело к тому, что аудитория стала искать альтернативные источники информации. В этом смысле Интернет-среда предоставляет гораздо больше возможностей.
2. Обширный рынок информации. С появлением блогосферы аудитория сама начинает производить альтернативную картину мира. В дальнейшем, при увеличении количества блоггеров, поиск информации, возможно, будет происходить по следующей схеме: новость - поиск комьюнити региона, с которым связана новость, - поиск очевидца события. В последнее время даже традиционные СМИ все чаще обращаются за информацией в блогосферу.
Вопрос о достоверности информации из блогосферы решается очень просто. Структура классического блога подразумевает, что любое сообщение можно комментировать. Чем важнее новость, тем больше комментариев. Следовательно, больше возможности присутствия в блоге других очевидцев данного события, которые либо подтверждают информацию, либо корректируют ее, либо опровергают.
3. Интерактивность - еще одно важное достоинство Интернет-среды. Аудитории всегда была интересна личность автора, его персональная точка зрения. Автору же, в свою очередь, очень важно знать реакцию аудитории. Журналист по определению не существует без аудитории. Авторской журналистике свойствен диалог автора и читателя. Авторская Интернет-журналистика не пренебрегает обратной связью. Традиционная журналистика по интерактивности во
многом уступает Интернет-журналистике. Формы связи с аудиторией, как правило, ограничиваются прямыми линиями и письмами читателей.
4. Большая автоматизация. Многие интернет-издания, особенно оффлайновые версии традиционных СМИ недооценивают возможности онлайн-медиа. Они до сих пор в полной мере не научились использовать возможности Интернет. В связи с этим естественно, что Интернет-аудитория предпочитает обращаться к сайтам, использующим максимально большее количество возможностей, предоставляемых Интернет-средой.
5. Быстрое производство и распространение. Интернет-журналистика в отличие от традиционных СМИ более мобильна. В Интернете нет необходимости ждать времени выпуска новостей для того, чтобы что-то сообщить. Время подготовки информации также сокращается за счет того, что любое сообщение можно изменять до бесконечности. Происходит это по следующей схеме: появление краткой информации - появление откорректированной новости - дальнейшее обновление текста (комментарии, дополнительные факты и др.).
К тому же огромное достоинство Интернет-среды заключается в том, что стать автором здесь значительно проще. В этом смысле пропускная способность Интернета гораздо выше, чем у традиционных СМИ, которые при всем желании не могут допустить до газетных полос или эфирного времени всех желающих. Здесь же главное иметь лишь компьютер, подключение к сети и авторский текст. Причем качество последнего оценят довольно быстро, сделав новичка автором с большой буквы, либо оставят в забвении.
Однако нельзя сказать, что Интернет-журналистика идеальна. Вот основные недостатки Интернет-среды:
1. Дороговизна. Несмотря на то, что с каждым годом количество Интернет-пользователей увеличивается, происходит это не так быстро как могло быть если бы доступ в Интернет был менее затратным. К тому же многие, уже подключенные к сети, не могут использовать все его возможности из-за дороговизны трафика. В связи с этим мультимедийные файлы чаще всего становятся им недоступными.
2. Субъективность. Авторской Интернет-журналистике присуще те же недостатки, что и традиционной. Субъективность здесь ставится на первое место. Чаще интересна даже не сама новость, а ее интерпретация.
3. Достоверность информации. Аудитория, привыкшая к традиционным формам журналистики, по-прежнему не доверяет информации, размещенной в Интернете. При этом упускается реальная возможность довольно легкой проверки информации.
Таким образом, мы предлагаем понимать под авторской Интернет-журналистикой такую форму журналистской деятельности, при которой:
- журналист является создателем и администратором Интернет-проекта, а также занимается наполнением его контента
либо:
- журналист, являясь членом редакционного коллектива Интернет-ресурса, ведет авторский раздел, входящий в структуру данного сайта.
Характерными чертами авторской Интернет-журналистики являются:
- единоличное участие автора на протяжении всего цикла существования Интернет-проекта (создание и наполнение);
- четкая авторская позиция по предлагаемому вопросу (часто излишне субъективная);
- сопровождение материалов гипертекстовыми ссылками на подтверждающие источники либо материалы с противоположной точкой зрения;
- индивидуальные стилистические особенности построения текста;
- нетривиальный подход к освещению темы;
- обратная связь с аудиторией (каждое сообщение, как правило, включает возможность его комментирования).
Таковы, на наш взгляд, основные тенденции развития авторской Интернет-журналистики в современной России.
Литература
1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е.П. Прохоров. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 32.
2. Кустарёв А. Конкуренция и конфликт в журналистике / Pro et contra. 2000. № 4. С. 17
КОЛОМИНА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1982 г. Окончила Казанский государственный университет. Ассистент кафедры журналистики филиала Казанского университета (г. Набережные Челны). Область научных интересов - авторская журналистика в Интернете, музыкальная журналистика. Автор 2 научных работ.