Научная статья на тему 'Современные тенденции размещения розничных торговых предприятий в российских городах: негативизм и возможности'

Современные тенденции размещения розничных торговых предприятий в российских городах: негативизм и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1352
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / РАЗМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / НЕГАТИВИЗМ СОВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВЛИ / RETAIL TRADE FIRMS AND ENTERPRISES / RETAIL NETWORK / DISTRIBUTION / ECONOMICAL / SOCIAL AND EDUCATIONAL RETAIL TRADE FUNCTIONS / INSUFFICIENCY OF MODERN RETAIL TRADE DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянов Александр Васильевич

Показаны однотипность фактической организации и размещения розничной торговли в современных российских городах, недостатки размещения новых торговых предприятий. Рассмотрены аспекты проблемы размещения: экономический, социальный, культурно-исторический, экологический, градостроительный и воспитательный; положительные возможности использования методических подходов распределительной экономики; зарубежный опыт модели гравитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends of distribution of retail enterprises in Russian towns: negativism and opportunities

The article shows the uniformity of actual organization and distribution of retail trade in modern Russian towns and reveals drawbacks in the ditribution pattern for new-built retail enterprises. Various aspects of the above distribution pattern including economical, social, cultural, historical, ecological, town building, educational, etc., are analysed. We consider favourable possibilities of methodical approaches within the bounds of distributive economics and foreign experience of gravitation models to obtain optimal pattern of distribution for retail enterprises.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции размещения розничных торговых предприятий в российских городах: негативизм и возможности»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 640+339.37 А.В. Зырянов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ: НЕГАТИВИЗМ И ВОЗМОЖНОСТИ

Показаны однотипность фактической организации и размещения розничной торговли в современных российских городах, недостатки размещения новых торговых предприятий. Рассмотрены аспекты проблемы размещения: экономический, социальный, культурно-исторический, экологический, градостроительный и воспитательный; положительные возможности использования методических подходов распределительной экономики; зарубежный опыт - модели гравитации.

Ключевые слова: розничное торговое предприятие, торговая сеть, размещение, экономические, социальные и воспитательные функции торговых предприятий, негативизм современного размещения торговли.

Выбор мест дислокации торговых предприятий и их организационных форм имеет чрезвычайно важное значение. Эта проблема многоаспектна, а ее решение охватывает экономические, социальные, экологические, градостроительные, воспитательные и иные задачи. Проблема выбора мест наилучшего размещения розничных торговых предприятий на территории города имеет давние исторические корни и в большой степени - национальную генетическую основу. С сожалением следует констатировать, что воплощение планов органов власти в части градостроительства и развития территории практически не улучшает размещения торговых предприятий и связанного с этим торгового обслуживания населения. С нашей точки зрения, новое торговое строительство уродует внешний облик российских городов.

По нашему мнению, абсолютно закономерными следует считать те события, которые произошли в Москве в конце октября - ноябре 2010 г. в отношении объектов розничной и мелкорозничной торговли. Негативизм современного решения проблемы размещения торговых предприятий объясняется одновременно недоработками экономистов, архитекторов и местной власти.

Экономисты обязаны просчитывать целесообразность предлагаемой схемы размещения исходя из многих факторов. Назовем лишь некоторые: платежеспособный спрос домохозяйств; плотность населения, транспортная и шаговая доступность магазинов для населения; обеспеченность торговых предприятий парковочными местами; обеспеченность населения автомобильным транспортом. Между тем проводимые специальные исследования, а также опросы горожан и выявляемые при этом их мнения показывают, что с организацией торговли, в том числе ее территориальным аспектом, дело обстоит не очень хорошо. Так, недавно проведенное международной компанией NEXTER исследование позволило составить своеобразный рейтинг длительности очередей. На первом-втором местах находятся соответственно государственные и муниципальные учреждения и банки, а третью строчку занимают продуктовые магазины.

Отдельно следует учитывать и российскую ментальность. Например, один из откликов россиян, сравнивающих принципы размещения российской торговли и американской: «Здесь (в США. - А.З.) нет продуктовых магазинов ни рядом с домом, как это принято у нас, ни рядом с метро. Каждый раз чтобы купить, допустим, сыра к чаю, надо куда-то ехать. В общем, через три недели в Бостоне мне хотелось просить на Родине гастрономического убежища» [4].

По нашему мнению, высшие учебные заведения, ответственные за подготовку специалистов розничной торговли, также отстали от жизни. Основательно разработанные в годы административнокомандной экономики и первых лет постсоветского периода методические положения и схемы размещения розничных торговых предприятий [6; 8 и др.], незаслуженно забытые, в новых условиях могут быть использованы.

Необходимо также учитывать, что современные российские города закладывались и формировались задолго до наступления эпохи рыночной экономики. Большую часть старых городов составляет культурно-историческая застройка, вторую - также немалую часть - хрущевские пятиэтажки. Третья часть - современные здания, включая, как отдельную группу, коттеджные поселки [2. С. 51-57]. Между тем «совершенствование» размещения торговых предприятий в современных городах зачастую сводится к двум схемам: 1) встраивание новых торговых предприятий (офисов, парикмахерских и т.д.) на пер-

вые этажи зданий взамен находившихся там ранее квартир; 2) «точечное» возведение больших торговых (торгово-развлекательных) центров в наиболее активных зонах проживания (движения). И то, и другое имеет очевидные отрицательные стороны, объединяемые для обеих схем одним обстоятельством: прежней, спроектированной ранее планировкой района. Иными словами, район проектировался именно как целостный район, с магазинами, парикмахерскими, детскими садиками и так называемой зеленой зоной. В результате при естественном отсутствии мест надлежащей парковки растущий контингент автовладельцев вынужден «пристраивать» свои автомобили в ненадлежащих местах. Негативно оценивается размещение магазинов на первых этажах жилых домов и белорусскими учеными. Практика освоения под торговые предприятия первых этажей приобрела в крупных городах Республики Беларусь гипертрофированные размеры: в таких, а также пристроенных к жилым домам помещениях располагается 70 % магазинов. «Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы» [8. С. 42].

Архитекторы городов также вносят свою немалую отрицательную лепту в вопрос поддержки производимых перемен. Особую тревогу вызывает повсеместно проводимая атака на зеленые зоны, площадь которых в городах становится все менее заметной. На месте бывших скверов, иногда -кладбищ, строят торговые центры или элитное жилье.

Рассмотрим отдельно рыночную торговлю. Острой и волюнтаристски решаемой проблемой являются городские рынки. В Екатеринбурге поступили просто: снесли Центральный рынок, который служил горожанам долго и исторически располагался очень удобно для них. Отдельного внимания и поддержки заслуживают прижившиеся в российских городах в 1990-2000-е гг. продуктовые минирынки. Они очень удобны для местного населения, выполняя отчасти, наряду с обычными розничными торговыми предприятиями, функцию «магазина у дома». Поэтому, поддерживая справедливую критику о необходимости контролировать техническое состояние торговых павильонов и качество продаваемых продуктов, изживая случаи мздоимства со стороны тех, кто управляет процессом выдачи разрешений и лицензий, мелкорыночные формы торговли сельскохозяйственной продукцией следует, на наш взгляд, планомерно и продуманно развивать.

Другая весьма эффективная и социально значимая форма рыночной торговли - развертывание крупных рынков сбыта населению сельхозпродукции. В Свердловской области согласно новым планам правительства к 2015 г. намечено построить 25 новых «колхозных» рынков. Они предназначены для реализации сельскохозяйственной продукции, сокращая и удешевляя путь продовольственных продуктов от их непосредственного производителя до покупателя.

Особое место принадлежит рынкам в средних, небольших и малых городах. Значимость рыночной торговли там возрастает, что диктуется, с одной стороны, относительно меньшей покупательной способностью местного населения, а с другой - повышенным наличием продукции собственного натурального хозяйства, в котором, как правило, образуются товарные излишки.

Рассмотрим проблему формирования правильной концепции и выработки стратегии развития розничной торговли. Для начала приведем цитату одной из местных газет г. Екатеринбурга: «В сентябре открылись два новых торгово-развлекательных центра - «Фан-Фан» и «Европа». В начале декабря появился еще один - ТРЦ «Алатырь». И на 17 декабря запланировано открытие третьей очереди «Гринвича». Город вышел в российские лидеры по числу торговых площадей по отношению к числу жителей города. С открытием «Гринвича» наш показатель будет равняться 950 кв. м. на тысячу горожан (в Москве - 715 кв. м., в Питере - 701; средний показатель в Европе - 1500 кв.м.)» [1]. Как видим, вновь равнение - на Запад. В то же время некоторые исследователи правильно определяют истинную причину сложившейся ситуации: предприятия торговли открываются в зависимости не от потребностей населения, а, главным образом, от возможностей торговой фирмы [8].

Используя или пытаясь трансформировать зарубежный опыт при разработке стратегий и форм развития розничной торговли, важно не забывать о коренных отличительных особенностях российских городов от городов развитых западных стран. Эти особенности состоят не только в существенных отличиях природно-климатических условий, но выражаются и в неразвитости городской инфраструктуры, отставании в уровне доходов, покупательской способности и во многом другом. На рис. 1 отражено соотношение российских городов в зависимости от численности их населения.

Распределение количества городов данной группы в общем их числе, %

74,58

12,04

7,40

3,45

1,47

1,06

Распределение численности населения по городам, %

19,50 11,17 15,42 15,92 12,83 25,16

До 49,9 50- 99,9 100- 249,9 250- 499,9 500- 999,9 1 млн. и более

Г орода с численностью населения, тыс. чел.

Рис. 1. Города Российской Федерации: распределение их количества и численности проживающего населения

Нами выделено шесть групп городов в зависимости от численности населения. Рисунок позволяет видеть, что в столичных городах и городах-миллионниках проживает примерно четверть городского населения. Однако по удельному весу в общем числе городов они занимают чуть более одного процента. В то же время три четверти городского населения проживают в меньших по размеру городах. А почти пятая часть городского населения - в городах с численностью менее 50 тыс. чел. Сравнение приведенных цифровых показателей наталкивает на простую мысль: нельзя с одинаковой меркой подходить к построению принципов организации торговли в столь отличающихся между собой городах. Нам представляется жизненно необходимым осуществить разработку типовых методических положений, показывающих, как следует развивать торговлю в типологически однопорядковых группах. В библиографический список публикаций, касающихся данной проблемы, мы неизменно включаем добротно написанный учебник советских времен [9] и другие, использующие именно такой подход [8], внимательное изучение которых позволило бы найти правильные подходы к обоснованию перспективных схем развития торговли в городах и размещения торговой сети.

Немаловажным фактором выбора местоположения торговых предприятий является размер занимаемой городом территории и степень компактности размещения города. Тем не менее, используя отечественную статистику последних лет, мы рассчитали средние размеры городских территорий в сопоставлении с численностью населения. Предварительное предположение понятно: чем больше численность населения, тем соответственно и больше территория города. Это, в общем-то, и подтвердилось, но с некоторыми оговорками. Во-первых, понятно, что растущая численность населения не всегда может приводить к увеличению его географической зоны в силу природных, ландшафтных и иных объективных особенностей. Во-вторых, сама планировка городов в их историческом развитии варьировалась; допускались и густонаселенные города со сравнительно небольшой территорией, и

наоборот. Мы построили группировку городов с интервалами по численности населения 100 тыс. чел. Внутри выбранных групп наблюдается внутренняя вариация, однако общие результаты отражены на рис. 2.

Рис. 2. Зависимость размера территорий, занимаемых городами, от численности их населения

Эмпирические данные, приведенные на рисунке, ясно показывают, что средняя площадь, занимаемая городами, по мере увеличения численности их населения, как правило, возрастает, выражая прямую зависимость. Перечислим рассчитанные нами средние размеры занимаемой городами соответствующей группы территории для средних интервалов ряда. Численность населения - 150 тыс. чел., средняя площадь города - 99 км2; 250 тыс. чел - 199 км2; 350 тыс. чел - 199 км2; 450 тыс. чел. - 261 км2; 550 тыс. чел - 301 км2; 650 тыс. чел - 435 км2; 750 тыс. чел - 538 км2; 850 тыс. чел - 496 км2. Данные для крупнейших городов с численностью населения, превышающей 1 млн. чел. (включая Москву и Санкт-Петербург), нами не приведены ввиду особенностей и относительно небольшого их числа.

По результатам проведенного анализа можно сделать еще два вывода. Во-первых, что, наверное, более понятно: общий по городу розничный товарооборот в крупных городах был значительно выше, чем в относительно небольших. Но, во-вторых, можно однозначно утверждать, что и относительный показатель товарооборота на душу населения в более крупных городах заметно превышает значение этого показателя в городах меньшего размера. Иными словами, уровень доходов населения более крупных городов выше, чем у населения более мелких городов. Оба сделанных вывода подводят к одному обобщению: организацию розничной торговли и размещение торговой сети предприятий следует осуществлять с безусловным учетом такого важного фактора, как размер города. Подход к разным размерным группам городов должен быть дифференцированным. А более крупные города должны быть в относительно большей степени обеспечены соответствующими мощностями предприятий розничной торговли.

Современное размещение розничных торговых предприятий с точки зрения степени приближенности покупателя к месту продажи строится по двум главным схемам: торговля потоков и траф-

фик-торговля. Для того чтобы дать какие-то методические советы по оптимальному размещению розничной торговой сети на территории города и наиболее предпочтительным организационным формам торговых предприятий, следует коротко остановиться на этих двух альтернативных тенденциях размещения торговых предприятий.

Торговля потоков - исторически сложившийся главный принцип размещения торговых предприятий. Данный принцип предполагает размещение торговых предприятий в центральных, наиболее оживленных районах города, в местах концентрации людских потоков. Исторически данный принцип возник гораздо раньше, чем траффик-торговля. С давних лет, когда торговля начинала развиваться, во всех странах торговцы стремились принести свои товары в центральные места, в места наибольшего скопления людей. В «Практических советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось: «Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин» [9. С. 12]. Аналогичны точки зрения и в современной экономической литературе, в том числе американских авторов: «Существует мнение, что для успеха в розничной торговле необходимо учитывать три фактора: «местоположение, местоположение и местоположение» [10. С. 300].

Слово «traffic» означает в переводе «движение», «транспорт». И имеет самостоятельный перевод как «торговля». Траффик-торговля зародилась позднее в крупных американских и европейских городах и основана на вынесении крупнейших торговых предприятий за пределы городской черты или на окраины города. Для успешного и конкурентоспособного осуществления траффик-торговли необходимы определенные условия. Во-первых, должен быть большой покупательский платежеспособный спрос на предлагаемые товары. Мы только что показали, что такое имеет место в наиболее крупных городах. Во-вторых, необходимо соответствующее инфраструктурное обеспечение возможности для покупателя выезжать за покупками на далекое от дома расстояние. Это предполагает: а) наличие хороших автомобильных дорог, обеспеченных соответствующей инфраструктурой (автозаправочные станции, заведения быстрого питания); б) наличие у покупателей собственного автотранспорта; в) наличие бесперебойно работающей парковки у гипермаркета; г) наличие достаточных емкостей для хранения продуктов и холодильных камер в домохозяйствах покупателей.

Конкурентоспособность траффик-торговли обеспечивается за счет реализации преимуществ эффекта масштаба на крупном, а точнее сказать, гигантском торговом предприятии. Экономические преимущества гипермаркета, прежде всего, заключаются в возможности гигантского торгового предприятия закупать товары крупнейшими партиями на наиболее выгодных для себя ценовых условиях. Далее, крупнейший магазин располагает самым современным торгово-технологическим оборудованием и мощным складским хозяйством, позволяющими содержать товарные запасы с минимальными издержками. Минимизация издержек по содержанию запасов определяется именно большим размером хранящейся товарной массы, при котором существенно снижается уровень издержек, особенно в части условно-постоянных расходов. Для приезжающих покупателей смысл приобретения товаров в гипермаркете состоит, прежде всего, в низкой цене. При этом снижение уровня цен позволяет покупателю покрыть и перекрыть неизбежно возникающие в ходе такой дальней поездки издержки, связанные с транспортировкой и затратами на горючее.

Кроме того, весьма немаловажное значение для конкурентоспособности крупного торгового предприятия в глазах покупателя имеет высокоорганизованное сервисное и культурноразвлекательное обслуживание, то есть наличие заведений питания, помещений отдыха и детских комнат. Наконец, наилучшим образом отлажен весь технологический процесс приобретения товара, начиная от его поиска, получения необходимой консультации от специалистов, завершая осуществлением оплаты и перемещением, как правило, большой по объему партии закупленных товаров на тележке непосредственно к месту парковки своего автотранспорта.

Как видим, траффик-торговля дает покупателю значительные и многообразные преимущества. Отметим, вместе с тем, что все-таки существуют и некоторые отрицательные стороны данной схемы организации торговли. Они связаны, главным образом, с повышенными издержками потребления. Состав категории издержек потребления известен: затраты времени (и денег) на дорогу, затраты времени на осмотр представленных товаров, затраты времени на выбор и совершение оплаты и др. Магазин может быть удален, допустим, на 50 километров. Покупатель, приезжая в отдаленный магазин, заранее настраивается и на достаточно большие затраты времени на осмотр товаров. Как показывают проведенные нами опросы, существует такая часть покупателей, которые просто ходят по магазину, ничего

не покупая, а часто - и не собираясь что-то покупать (это не обязательно относится к удаленным гипермаркетам, но и к любым магазинам). Итак, траффик-торговля, наряду с описанными преимуществами, имеет, по нашему мнению, и несомненный минус - повышенные издержки потребления.

Трафик-торговля и место в отечественной торговле гигантских, расположенных за чертой города или на его границе торговых центров описаны в отечественной литературе достаточно скупо. Хороший пример рассматривает В.Н. Платонов: один из крупнейших в мире торговых центров в канадском городе Эдмонтоне занимает площадь около 50 га. Его автостоянка рассчитана на 15 тыс. автомобилей. На территории комплекса расположено 828 магазинов общей площадью 280 тыс. м2. Численность работников составляет 15 тыс. человек, а число покупателей в год - 8 млн. [8. С. 44]. Подобные примеры можно продолжить. В крупных российских городах получили широкое развитие торговые сети, в составе которых функционируют гигантские торговые центры (АШАН, ИКЕА, МЕТРО, МЕГА).

Особого внимания требует научно обоснованное планирование развития розничной торговли и использования широкого арсенала имеющихся методов, многие из которых незаслуженно забыты. Главным ориентиром по-прежнему считается рост показателя степени обеспеченности населения квадратными метрами торговой площади. Общая идея такого подхода состоит в том, что чем больше площадей, тем выше качество торгового обслуживания населения. Вроде бы все выглядит логично, но если только совершенно не принимать во внимание различия типов розничных торговых предприятий. Как мы отмечали, в большой торговой площади часто заинтересованы богатые инвесторы, для которых строительство очередного торгово-развлекательного центра есть выгодное средство вложения капитала. По нашему мнению, безусловно, общий размер городских торговых площадей должен возрастать, но программа развития городской торговли должна быть обоснована с учетом экономических, социальных, экологических и культурно-исторических факторов.

Картографический метод исследования в сочетании с результатами анализа экономических показателей торговли, на наш взгляд, является одним из наиболее перспективных в разработке концепций и программ развития городской торговли и размещения розничной торговой сети. Широкое развитие информационных технологий, картографирование городских пространств предоставляют исследователю хорошие возможности для наглядного представления о фактическом размещении торговых предприятий и выявления потенциальных территориальных зон строительства новых. Картографический анализ размещения торговли должен базироваться на анализе таких базисных показателей, как численность населения и его внутрирайонное распределение, прогнозирование динамики численности населения, платежеспособный спрос и его прогнозные оценки в разрезе районов и выделенных зон деятельности торговых предприятий. Наряду с этим, необходим тщательный анализ объемов товарооборота, товаропотребления, его порайонной структуры в динамике и прогнозирование на будущие периоды. В сущности, методически на таких же принципах и с применением таких же показателей осуществлялось проектирование развития розничной торговли в названных работах советского периода [6]. Понятно, что в настоящее время централизованное установление схем размещения сменили рыночные подходы. Однако органы городской власти, имея для этого необходимые аналитические данные, должны контролировать планы инвесторов и намечаемое строительство торговых предприятий. Исходя из экономических расчетов, органы власти могут контролировать и направлять инвестиции в необходимых с точки зрения граждан направлениях.

Полученные в результате картографического анализа схемы фактического размещения торговой сети позволяют осуществлять дальнейший мониторинг и разработку соответствующих предложений исходя из происходящих изменений перечисленных показателей.

Среди перечисленных методов выбора мест дислокации торговых предприятий незаслуженно мало применяются простые и наглядные модели притяжения, или модели гравитации. В то время как они описаны в учебниках и монографиях западных ученых и давно применяются, отечественная экономическая литература и учебники по экономике и организации торговли как советского периода, так и современного не уделяют им внимания. Подобные модели часто предназначены при определении оптимальных параметров для торговых центров и крупных торговых предприятий, удаленных на значительные расстояния (иногда исчисляемые десятками километров) и расположенных порою в разных населенных пунктах. Те же методические подходы вполне приемлемы и для тех случаев, когда вопрос касается размещения розничных торговых предприятий на территории крупного или небольшого города, района или микрорайона. В связи с дефицитом внимания к моделям притяжения при построении схем размещения торговых предприятий в отечественной экономической литературе нами приведены расчеты для российских условий.

С помощью моделей гравитации определяется степень коммерческой привлекательности отдельных мест дислокации розничных торговых предприятий. В качестве таких мест можно рассматривать крупные города, торговые центры, небольшие районы.

Применяя модели притяжения для условий российской экономики, следует сделать определенные оговорки, которые связаны с характером и особенностями доступности магазина для покупателей и доставки приобретенного в нем товара в свое домохозяйство.

Западные экономисты исходят из того, что посещение розничных торговых предприятий покупателями осуществляется, как правило, с использованием собственного легкового транспорта. Этим неявно предполагается наличие в каждом домохозяйстве автомобильного транспорта, надлежащее техническое состояние транспортных коммуникаций и их нормальная пропускная способность. В российских условиях сочетания этих факторов не достигнуто.

Кроме того, следует учитывать специфичную ментальность и традиционное поведение российских покупателей. Приобретение продуктов питания, товаров повседневного спроса с точки зрения характера перемещения в магазин осуществляется двумя способами: пешим ходом или с использованием общественного транспорта. Посещение же расположенных на периферии и удаленных от мест концентрации домохозяйств дискаунтов пока не стало доминирующим источником приобретения товаров, не переросло в устойчивую черту или традицию покупательского поведения большей части городского населения России.

Как мы показали, в приобретении продуктов питания отечественные покупатели в большой степени «привязаны» к близлежащим торговым центрам, магазинам «у дома», близлежащим рынкам. Вспомним рассмотренные выше методические рекомендации по размещению розничных торговых предприятий советского времени. Нормативы распределения торговой площади магазинов жилой зоны и городского назначения по продовольственным товарам составляют 75-80 и 20-25%. Иными словами, три четверти магазинов продовольственных товаров должны располагаться вблизи мест проживания покупателей.

Научно-методические разработки в индустриально развитых государствах ориентированы на большие расстояния между розничным торговым предприятием и домохозяйством и использование собственного автомобильного транспорта. Так, американские ученые определяют ареал расселения потенциальных покупателей конкретной торговой фирмы (торгового центра) радиусом 25 км [3. С. 181]. Британские авторы, определяя коэффициенты гравитации покупателей двух конкурирующих розничных торговых предприятий, расположенных в разных городах, приводят примеры расчета для расстояний 8 миль (12,8 км) [7. С. 214], другие - 15 миль (24 км) [5. С. 209]. Эти расчеты базируются на реально сложившихся расстояниях, которые могут преодолеваться покупателем для приобретения того или иного товара. Как видим, они весьма большие. Правда, магазины, расположенные в шаговой доступности, в торговле индустриально развитых государств также имеются. Например, небольшие магазины франчайзинговой сети 7-Е1еуеп, область торговли которых не превышает 1,5 км [3. С. 181].

Торговая зона (как синоним, зона обслуживания) - это географически определенная территория, на которой проживают покупатели конкретного магазина и которая обусловливает потенциал продаж торгового предприятия [7. С. 210].

Различные авторы выделяют внутри торговой зоны три области относительно розничного торгового предприятия: первичная торговая зона; вторичная торговая зона и третичная торговая зона. Концентрация покупателей существенно повышается по мере приближения мест дислокации домашних хозяйств к розничному торговому предприятию. Рассматривая торговые зоны применительно к крупному супермаркету, британские исследователи определяют их границы следующим образом: первичная зона - в радиусе до 4,8 км; вторичная зона - территория в радиусе от 4,8 до 6,58 км; третичная зона - территория в радиусе более 6,58 км.

Исследования Комиссии по конкуренции показали, что в такие крупные супермаркеты, как Samsbury's, из первичной зоны радиусом три мили (4,8 км) прибывает 73% покупателей; из вторичной зоны радиусом от четырех до пяти миль (6,5-8 км) прибывает 15%; а из третичной зоны приезжают покупатели, проживающие на расстоянии удаления от супермаркета свыше пяти миль (свыше 8 км) [7. С. 211, 212]. Э. Ньюмэн и П. Каллен, приводя такую же принципиальную модель структуры торговой зоны, отмечают: «Первичная зона могла бы содержать примерно 70% потребителей, вторичная - 20%, а третичная - 10% случайных потребителей. Конкретные численные значения изменяются в зависимости от месторасположения и характера розничной торговли, а также особенностей географических районов» [5. С. 212].

Под регионом понимается часть территории страны или город. Под областью торговли - географический сектор, содержащий потенциальных покупателей конкретной торговой фирмы или центра (часть города, город в целом, в зависимости от типа магазина и плотности потенциальных покупателей). Области торговли могут быть разделены на две или три зоны. Зона торговли - это часть области, характеризующаяся степенью удаленности от магазина. По аналогии с британскими учеными М. Леви и П. Каллен выделяют три зоны, называя первичную зону ближней, вторичную - средней, третичную -дальней. Граница ближней зоны определяется ими не более чем в 2-4 км (10 мин езды от магазина). Средняя зона располагается на территории в радиусе 2-6 км (15-20 мин). Дальняя зона располагается за пределами 6 км и может простираться в крупных городах на расстояние до 25 км [3. С. 80].

Модель распределения, представленная на рис. 1, не отражает влияния внешних факторов, к которым, в первую очередь, следует отнести влияние конкурирующих торговых предприятий, наличие географических препятствий (реки), неодинаковую транспортную доступность из разных районов дислокации домохозяйств и т.д. Поэтому фактические модели распределения не будут описываться идеальными концентрическими окружностями. Для конкретного розничного торгового предприятия границы зон носят специфический характер.

Рассмотрим более подробно вероятностную модель Хаффа.

Модель Д. Хаффа дает возможность рассчитать размер торговой зоны отдельных магазинов, в отличие от модели Рейли, ориентированной на более крупные центры розничной торговли. В сущности, при рассмотрении предыдущего примера нами был сделан шаг в эту сторону. Д. Хафф вводит понятие привлекательности для отдельного покупателя того или иного магазина, расположенного в районе его проживания.

В основе расчетов лежит установление относительного показателя привлекательности магазина для покупателя:

Ач = ^ /ЦЬ,

где Ащ - привлекательность магазина j для покупателя і;

SJ - размер магазина j;

Lij - расстояние от покупателя і до магазина j; данный параметр может быть заменен на показатель времени, необходимого для посещения магазина;

а - показатель значимости для покупателя размера магазина; в расчетах полагается, что а = 1;

Ь - показатель значимости для покупателя расстояния до магазина (или времени, необходимого на дорогу в магазин); в расчетах полагается, что Ь = 2. Это свидетельствует о признании факта большей степени влияния на поведение покупателя относительно места приобретения товаров расстояния (времени) по сравнению с размером розничного торгового предприятия.

Вероятность предпочтения покупателем і магазина j выразится формулой

Рі =

где Рщ - вероятность того, что данный магазин j привлечет к себе покупателя і.

Рассмотрим пример, взяв уже использовавшиеся исходные данные (имеется два магазина продовольственных товаров, расстояние между которыми составляет 1700 м; торговая площадь магазина А составляет 2500 м2, а магазина В - 280 м2). Пусть имеется домохозяйство, удаленное от крупного магазина А на расстояние 1100 м, а от небольшого магазина В - на расстояние 600 м. С какой вероятностью покупатель пойдет в магазин А и с какой - в магазин В?

Рассчитаем показатель относительной привлекательности для данного покупателя более крупного, но и более удаленного магазина А:

Ап = Sla/LijЬ = 2500/11002 = 2500/1210000 = 0,0021;

Аі2 = S2a/LijЬ = 280/6002 = 280/3 60000 = 0,00 0 78.

Тогда вероятность посещения покупателем магазина А составит:

Рп = Ап/£Ау = 0,0021/(0,0021 + 0,00078) = 0,0021/0,00288 = 0,729.

А вероятность посещения им небольшого магазина В составит:

Рі2 = Аи/£Ау = 0,00078/(0,0021 + 0,00078) = 0,00078/0,00288 = 0,271.

Иными словами, покупатель, проживающий на заданном расстоянии от двух магазинов, с вероятностью 72,9% пойдет за покупками в более крупный магазин, хотя тот и расположен дальше, чем его конкурент. А вероятность посещения покупателем более мелкого магазина составит лишь 27,1%.

Следует сделать два весьма важных замечания. Первое касается установленных значений параметров а и Ь. Как мы отметили, степень влияния фактора «расстояние» или, как вариант, - «время» значительно выше, чем заданная степень влияния другого учтенного в формуле фактора - «размер розничного торгового предприятия». Соглашаясь с принятыми значениями параметров, заметим, что степень их влияния может быть выражена и иным соотношением. Оно может быть рассчитано разработчиками проекта размещения розничной торговой сети на другой эмпирической основе и принимать другие значения. Второе замечание касается числа факторов, введенных в модель. В наших расчетах фигурируют два фактора: «размер розничного торгового предприятия» и «расстояние от домохозяйства до магазина». Между тем могут быть введены и другие факторы (например, широта ассортимента или уровень цен), а их число при этом будет возрастать. Сложность заключается в правильной оценке степени влияния дополнительно вводимых факторов. Кроме того, увеличивается и трудоемкость расчетов.

До сих пор мы рассматривали практическое использование модели Хаффа применительно только к двум покупателям. В действительности их число может быть и большим, а представленная модель позволяет рассчитать значения вероятности для неограниченного числа торговых предприятий. Рассмотрим пример (рис. 3). На рисунке представлено схематическое расположение пяти розничных торговых предприятий (А, В, С, D, Е) относительно домохозяйства. Используя исходные данные, приведенные в таблице, произведем расчет показателей относительной привлекательности для покупателя данных магазинов.

Рис. 3. Графическая интерпретация модели Хаффа для пяти предприятий розничной торговли

Исходные данные и расчет относительной привлекательности для покупателя пяти близлежащих розничных торговых предприятий

Магазин Индекс магазина Площадь торговая магазина j (^ТОрг); М Расстояние от домохозяйства до магазина (Щ, м L2 Показатель относительной привлекательности магазина j (Ащ = ^ /Ц>) Вероятность предпочтения покупателем 1 магазина j Р1 =

А 1 2500 1100 1210000 А = 0,0021 Р11 = 0,0021/0,0056 = 0,375

В 2 280 600 360000 А12 = 0,0008 Р12 = 0,0008/0,0056 = 0,143

С 3 110 400 160000 А,з = 0,0007 Р1З = 0,0007/0,0056 = 0,125

D 4 3440 1800 3240000 А14 = 0,0011 Р14 = 0,0011/0,0056 = 0,196

Е 5 420 700 490000 А = 0,0009 Р15 = 0,0009/0,0056 = 0,161

= 0,0056 ЕРшо = 1,000

Таким образом, проведенные расчеты позволяют сделать некоторые выводы. Прежде всего, определена вероятность посещения каждого их пяти розничных торговых предприятий покупателем, проживающим в районе их дислокации. Как видим, наиболее вероятным местом совершения покупок стал, исходя из заложенной степени влияния двух факторов, магазин А (второй по размеру, но расположенный значительно ближе к домохозяйству, чем крупнейший магазин). Наиболее близко расположенный, но самый малый по размеру магазин С - наименее вероятное место совершения покупок. Отметим, что правильность расчетов проверяется суммированием показателей вероятности посещения отдельных магазинов. Их общая сумма должна составлять единицу, что и показано в нижней строке правого столбца таблицы.

Сравнивая примеры расчетов для двух и пяти торговых предприятий, мы видим, что по мере увеличения их числа вероятность их посещения понижается. Так, в первом случае (2 магазина) нижнее значение вероятности посещения составило 27,1%, во втором (5 магазинов) - 12,5%. Понятно, что если бы количество магазинов составляло 10, то средняя вероятность составила бы около 10% (100%/10), а при числе магазинов 20 - лишь 5% (100%/20).

Следующий тип моделирования, применяемый при выборе мест дислокации и определении потенциальной мощности розничного торгового предприятия, - это метод множественной регрессии, с помощью которого можно установить степень влияния на зависимую переменную различных факторов. Получаемая в результате обработки эмпирических данных формула имеет вид:

У = а + ЬА + Ь2Х2 + ЬзХз + ... + ЬпХп + Е,

где У - зависимая переменная (розничный товарооборот);

Хь Х2, Х3 ... Хп - независимые переменные (численность населения района, размер магазина, широта ассортимента, интенсивность конкуренции и т.д.);

а - постоянная величина;

Ьь Ь2, Ь3 ... Ьп - коэффициенты регрессии, выражающие степень влияния на зависимую переменную соответствующей независимой;

Е - величина погрешности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный метод весьма трудоемок, поскольку предполагает установление зависимостей между переменными путем обработки большого объема эмпирических данных. Для того чтобы полученные модели были достоверными и пригодными для практического использования, необходимо привлечь эмпирические данные 30-40 розничных торговых предприятий одного формата. Уменьшение количества анализируемых предприятий снизит достоверность и практическую пригодность рассчитываемых зависимостей. Для другого формата розничных торговых предприятий требуется своя эмпирическая база, результатом математической обработки которой явится формула, отражающая взаимосвязь факторов для этого формата. Получаемые математические зависимости для разных форматов будут отличаться друг от друга.

Понятно, что получить необходимые для проведения расчетов данные весьма непросто. Кроме того, после получения необходимой информации требуется трудоемкая и квалифицированная работа по ее обработке и расчету параметров формулы.

Преимуществом практического применения регрессионных моделей является возможность осуществления научно обоснованного прогнозирования объемов продаж предполагаемого к размещению в данном месте (или других местах) торгового предприятия исходя из конкретных условий (действия факторов внешней среды).

Какие же выводы напрашиваются из вышеизложенного?

1. Экономическое развитие подтверждает объективное действие экономических законов. Находит практическое подтверждение теория экономического роста. Растут масштабы производства и возможности потребления. Этому не могут воспрепятствовать экономические кризисы, цикличность, само наличие которых для ученых-экономистов давно стали ожидаемым. Поэтому в более длительной временной перспективе имеет место существенное увеличение производства материальных благ и услуг. Как результат, должны расти и растут мощности товаропроводящих каналов, возникают новые формы организации розничной торговли.

2. Количество торговых предприятий и численность их персонала занимают доминирующее положение в национальных экономиках.

3. В российской экономике произошли кардинальные изменения в торговле. Главными векторами изменений являются существенное повышение удельного веса и абсолютных масштабов розничной торговли; движение в сторону внедрения западного опыта и тенденций. Широко развиваются торговые сети, и особенно заметным стало повсеместное возникновение торговых и торговоразвлекательных центров.

4. Российские города имеют свою национальную специфику, которая требует учета сложившихся на протяжении многовековой истории опыта организации розничной торговли и традиций.

5. Анализ российских городов позволяет выделить несколько типологических групп, заметно отличающихся по ряду признаков (численности населения, занимаемой городом территории и ее структуре, величине реальных доходов населения и др.), что должно адекватно учитываться при планировании торговли.

6. Развитие розничной торговли должно осуществляться обязательно под руководством местных властей; при этом должны максимально изучаться и удовлетворяться интересы населения; сохраняться целостность культурно-исторической среды городов и соблюдаться природоохранные и экологические нормы.

7. Настоятельно необходимым является повышение внимания к организации и проведению научно-методических исследований по разработке научно обоснованных рекомендаций по планированию развития торговли в городе и размещению мощностей торговых предприятий. Целесообразно написание специальных учебников по организационно-методическим основам развития и размещения розничной торговли.

8. Следует более бережно использовать большой накопленный, ныне забытый опыт планирования торговли советского периода.

9. При проведении расчетов по размещению розничных торговых предприятий могут быть с успехом применены описанные в западных учебниках модели притяжения (гравитации). Наибольшую целесообразность интерпретация данных моделей имеет в отношении магазинов, реализующих продукты питания, которые, как показывает анализ, на три четверти располагаются в жилых кварталах (так называемых спальных районах).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Екатеринбург-2009. Самое главное // Наша газета. 2009. 17 дек.

2. Зырянов А.В., Зуева О.Н., Набоков В.И. Логистика домохозяйств и размещение торговых предприятий / под ред. А.В. Зырянова. М.: Экономика, 2010. 242 с.

3. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. 448 с.

4. Независимо от страны, покупатель, будь бдителен! // Комсомольская правда. 2010. 18-25 нояб.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

5. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: самоорганизация и управление / пер. с англ.; под ред. Ю. Кап-туревского. СПб.: Питер, 2005. 416 с. .

6. Аванесов Ю.А., Идрисов Т.К. и др.Организация торговли : учебник для студ. экон. фак. торг. вузов. М.: Экономика, 1984. 336 с.

7. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. М.: Изд. дом Гребенникова, 2005. 456 с.

8. Платонов В.Н. Организация торговли: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2002. 287 с.

9. Практические советы по торговой практике / под ред. Э.С. Гальперина. Одесса: Изд-во журн. «Торговое дело», 1912. Ч. 1-2.

10. Современная логистика. 7-е изд. / пер с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. 624 с.

11. URL: http://www.interfax.ru/txtasp?id=165728

Поступила в редакцию 15.08.11

A. V. Zyrianov

Modern trends of distribution of retail enterprises in Russian towns: negativism and opportunities

The article shows the uniformity of actual organization and distribution of retail trade in modem Russian towns and reveals drawbacks in the ditribution pattern for new-built retail enterprises. Various aspects of the above distribution pattern including economical, social, cultural, historical, ecological, town building, educational, etc., are analysed. We consider favourable possibilities of methodical approaches within the bounds of distributive economics and foreign experience of gravitation models to obtain optimal pattern of distribution for retail enterprises.

Keywords: retail trade firms and enterprises; retail network; distribution; economical, social and educational retail trade functions; insufficiency of modern retail trade distribution.

Зырянов Александр Васильевич,

доктор экономических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

НОУ ВПО «Европейско-Азиатский институт

управления и предпринимательства»

620142, Россия, г. Екатеринбург, ул. Щорса, 54а E-mail: [email protected]

Zyrianov A.V.,

doctor of economical science, professor Euro-Asian Institute of Management and Entrepreneurship 620142, Russia, Yekaterinburg, Shchorsa st., 54a E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.