Научная статья на тему 'Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности'

Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушина М. А., Краснова М. В.

В последние годы к владельцам бизнеса постепенно приходит понимание необходимости осуществления социально ответственного бизнеса и, как следствие, подготовки социальной отчетности. В связи с отсутствием в России регламентации данного вида отчетности на государственном уровне, а также стандартов формирования отчетов, максимально адаптированных к современным условиям деятельности, менеджмент различных компаний видит данную отчетность по-разному. Поэтому на текущий момент представление социальной отчетности осуществляется в различные сроки и с широким спектром периодичности. Социальные отчеты могут формироваться в виде социальных, экологических, интегрированных отчетов, а также отчетов в области устойчивого развития, при этом законодательно не установлена смысловая нагрузка каждого из них. В статье приведен аналитический обзор формирования отчетов в России с начала их публикации по настоящее время, выявлены современные тенденции представления социальной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

М. А. БАХРУШИНА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: vakhrushina@mail. ru

М. Б. КРАСНОВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: mvkrasnova@inbox. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В последние годы к владельцам бизнеса постепенно приходит понимание необходимости осуществления социально ответственного бизнеса и, как следствие, подготовки социальной отчетности. В связи с отсутствием в России регламентации данного вида отчетности на государственном уровне, а также стандартов формирования отчетов, максимально адаптированных к современным условиям деятельности, менеджмент различных компаний видит данную отчетность по-разному. Поэтому на текущий момент представление социальной отчетности осуществляется в различные сроки и с широким спектром периодичности.

Социальные отчеты могут формироваться в виде социальных, экологических, интегрированных отчетов, а также отчетов в области устойчивого развития, при этом законодательно не установлена смысловая нагрузка каждого из них. В статье приведен аналитический обзор формирования отчетов в России с начала их публикации по настоящее время,

выявлены современные тенденции представления социальной отчетности.

Ключевые слова: социальная отчетность, корпоративная отчетность в области устойчивого развития, тенденции представления социальной отчетности.

В сложившихся в настоящее время условиях негативного воздействия результатов деятельности многих российских компаний на жизнь, здоровье и благосостояние населения, а также экологического состояния окружающей среды к владельцам бизнеса постепенно приходит понимание необходимости интеграции их текущей деятельности с социально ответственной практикой ведения бизнеса. В результате такого понимания стратегия многих крупных

60

50

40

30

20

10

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Количество отчетов, опубликованных за 2000-2010 гг.

компаний тесно переплетается с достижением высокого уровня корпоративной социальной и экологической ответственности, а также с ценностями устойчивого развития страны. В рамках планирования стратегии собственниками компаний осуществляется постановка задач, решение которых обеспечивает компании в долгосрочной перспективе эффективность ведения бизнеса, лояльность заинтересованных сторон и в конечном итоге высокую прибыль, несмотря на высокие затраты на социально ответственное инвестирование. Результаты решения подобных задач находят отражение в социальной отчетности компаний.

В последние годы в России наблюдается увеличение количества выпускаемых социальных отчетов, однако оно имеет неустойчивый характер. Число организаций, выпустивших минимум один социальный отчет в виде отдельного документа, можно оценивать на уровне 1071, вместе с этим количество социальных отчетов, опубликованных ими за 2000-2010 гг., составляет 380 2. Количество отчетов по годам, за которые они были сформированы, представлено на рис. 1.

Из рис. 1 следует, что вплоть до 2006 г. наблюдается ежегодное увеличение количества опубли-

1 По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), опубликованным на сайте http: //рспп. рф/simplepage/157 по состоянию на 18.01.2012 (за исключением отраслевых отчетов).

2 Социальная отчетность, сформированная за несколько лет, рассматривалась авторами как соответствующее количество независимых друг от друга отчетов.

кованных социальных отчетов, что, по мнению авторов, представляет собой достаточно закономерное явление в свете начала подготовки нового вида отчетности. Однако в период с 2007 по 2008 г. количество опубликованных отчетов снижается в среднем на 10 отчетов за каждый год по сравнению с 2006 г. Причем отсутствуют отчеты и за более поздние годы по компаниям, опубликовавшим ранее несколько отчетов. Например, Общество с ограниченной ответственностью (ОАО) «ОГК-1» и Закрытое акционерное общество (ЗАО) «ЮниКредитБанк», выпустившие отчеты за период с 2005 по 2008 г., не формировали социальную отчетность за 2009 и 2010 гг. Существуют организации, которые стабильно подготавливают ежегодные социальные отчеты начиная с 2000-2003 гг. Примером могут служить ОАО «Татнефть», Концерн «Шелл», ОАО ГМК «Норильский никель», ЗАО КБ «ФИА-БАНК», публиковавшие социальную отчетность вплоть до 2010 г. Более половины из таких компаний представляют нефтегазовый сектор. Вместе с этим наблюдается расширение видов деятельности, в которых за последние 3 года появились социальные отчеты, например телекоммуникации, цементное производство и строительство.

Лидирующие позиции в части подготовки социальной отчетности занимают наиболее крупные компании России, которые способны вносить существенный вклад в благосостояние страны. Это компании нефтегазовой, электроэнергетической, металлургической промышленности, а также компании, осуществляющие деятельность в сфере финансов и страхования. Кроме того, малочисленные разработчики социальной отчетности присутствуют в деревообрабатывающей, химической и телекоммуникационной сферах. Отраслевая структура организаций, сформировавших социальную отчетность хотя бы за 1 год за период с 2000 по 2010 г., представлена на рис. 2.

35 30 25 20 15 10 5 0

30%

т О го го

I—

си

I-

си

и си

си

I

т

2 го

СП -О I-

го ю

го ^

ю о о

т

си ^

си

си

и си

2

си Го

Т СП

Е *

^ Ю

го I о

си

X си си о си си > и Ъ си

-О ^ т ^ ^

т си 1г т О го ^ I I го т О X го ^ 1- и Ъ 1 0 1 I -О го I 15 -О си 1- си ^ I го т I си I го ^ I 1-^ О с и си т ^ си

о т ь ^ о 1> о ^ £ £ о ^ си > £ £ о о <!з О го го ^ Ю О о о т го ^ и I го ^ 1- СП Си ^ т о £ £ о си

т с ^ и го ^ X

го си I с

^ 1— го

О I

^

с е

Рис. 2. Структура компаний, опубликовавших социальную отчетность, в разбивке по направлениям деятельности, %

Из диаграммы на рис. 2 видно, что наибольшее количество компаний, осуществляющих публикацию корпоративной социальной отчетности, представляют энергетическую промышленность -30 % от общего количества размещающих свою социальную отчетность. Среди них социальные отчеты регулярно формируют ОАО «ОГК-2», ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Федеральная гид-рогенерирующая компания РусГидро». Компании сферы финансов и страхования, металлургические и горнодобывающие, а также нефтегазовые включают 12-15 % отчитывающихся организаций, что составляет 50 % от количества компаний энергетического сектора. Активную группу организаций нефтегазовой промышленности, публикующих социальные отчеты, представляют следующие компании: ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть», Концерн «Шелл», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и ЗАО «Таманьнефтегаз». Среди стабильно подготавливающих социальную отчетность в секторе финансов и страхования можно выделить ЗАО «КБ «ФИА-БАНК», ОАО «Альфа-банк», Финансовая корпорация «Урал-сиб», ЗАО «КБ «Ситибанк» и ОАО «Банк ВТБ». В металлургической и горнодобывающей сфере на регулярной основе подготавливают социальные

отчеты ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «СУЭК» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Среди остальных видов экономической деятельности отчетность представляют не более 6 % компаний, что составляет не более 20 % от компаний энергетического сектора. Среди наиболее активных представителей социальной отчетности в рамках указанных видов деятельности можно выделить:

- в химическом секторе: ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» и ОАО «СИ-БУР-Холдинг»;

- в секторе производства пищевых продуктов - ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»;

- в телекоммуникации: ОАО «Комстар - Объединенные Телесистемы» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы»;

- в сфере жилищно-коммунального хозяйства - ООО «НОВОГОР-Прикамье»;

- в сфере образования и здравоохранения -компанию «Ново Нордиск АС Дания»;

- в сфере транспорта - ОАО «Российские железные дороги».

На текущий момент представление социальных отчетов осуществляется в одном из следующих вариантов на усмотрение организации:

- социальные отчеты. С содержательной точки зрения социальные отчеты имеют довольно разнообразное информационное наполнение в связи с тем, что интерпретация термина «социальный» в отношении отчетности представляет изложение различных вопросов. Среди социальных отчетов присутствуют отчеты, посвященные исключительно работе с персоналом, благотворительности, а также содержащие всевозможные комбинации перечисленной информации со сведениями об охране окружающей среды, в том числе и отчеты, включающие экономическое, экологическое и социальное направления деятельности одновременно. В связи с вышеизложенным у заинтересованных пользователей отсутствует возможность определить содержание отчета по одному лишь его наименованию;

- экологические отчеты (ЭО). Как правило, содержание представленной в ЭО информации не расходится с наименованием отчета;

- отчеты об устойчивом развитии (ОУР). ОУР одновременно раскрывают экономические, экологические и социальные результаты деятельности компании.

Однако, начиная с публикации социальной отчетности за 2009 г., среди вариантов ее формирования появился новый вид социального отчета -интегрированный отчет (ИО). Он представляет собой отчет в области устойчивого развития, в котором экономический раздел представлен выдержками из финансовой отчетности и результатами расчета различных финансовых коэффициентов эффективности текущей деятельности компании.

Распределение количества отчетов в разрезе их видов по направлениям деятельности представлено в таблице.

Из данных таблицы следует, что из 312 отчетов3, опубликованных российскими компаниями начиная с 2000 г. по настоящее время, наибольшее количество отчетов (160) составляют социальные отчеты. Отчеты в области устойчивого развития представлены в количестве 100 документов. Исключительно экологические результаты деятельности опубликованы в 38 отчетах, подобную отчетность на текущий момент формируют компании нефтегазового сектора - ОАО «Газпром» и ООО «Газпром

3 Включая отчеты, сформированные за несколько отчетных периодов.

трансгаз Ухта»; деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - ОАО «Группа «Илим»» и ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат». Интегрированную отчетность представляют в основном компании энергетического сектора, в том числе Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект», ОАО Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопро-ект», Открытое внешнеэкономическое акционерное общество «Техснабэкспорт», ОАО «ТВЭЛ» и ОАО «Атомэнергомаш». По мнению авторов, наибольший интерес заинтересованных пользователей вызывают отчеты, представляющие комплексные результаты деятельности компании, в частности отчеты в области устойчивого развития. Это связано с тем, что подобные отчеты предназначены для раскрытия разносторонних результатов деятельности компании. Более того, они демонстрируют взаимосвязь постановки стратегических целей компании с ее участием в решении общественно значимых проблем.

Периоды, за которые организации формируют социальную отчетность, как правило, разнятся. Отчетность может быть сформирована за 3 года. Подобный временной период зачастую избирается компанией при выпуске первого социального отчета. Яркими примерами изложенного являются первые социальные отчеты ОАО «Северсталь», составленные за 2004-2006 гг.), Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса за 2008-2010 гг.). Часто отчетным периодом являются 2 года, что, по мнению авторов, объясняется стремлением компании показать динамику своего развития либо обобщить результаты деятельности в целях приведения более глобальных данных (объемов произведенных инвестиций, размеров благотворительной помощи). Подобный подход демонстрируют ОАО «Лукойл», ОАО «Новатэк», ОАО «Полюс Золото», формирующие социальные отчеты за 2 года на постоянной основе. Однако наиболее распространенными являются отчеты за 1 календарный год, что, с точки зрения авторов, создает определенные проблемы для заинтересованных пользователей в процессе проведения анализа и сопоставления отчетов между собой.

* По данным РСПП, опубликованным на сайте Ийр://рспп. рф/simplepage/157 по состоянию на 18.01.2012 (за исключением отчетов по видам экономической деятельности). ** СО - социальный отчет.

Распределение количества отчетов в разрезе их видов по направлениям деятельности*

Принадлежность компаний к видам Число Количество отчетов

экономической деятельности компаний ИО ОУР СО** ЭО Итого

Нефтегазовая промышленность 14 0 45 6 19 70

Энергетическая промышленность 32 12 23 30 5 70

Металлургическая и горнодобывающая промышленность 13 1 14 25 0 40

Химическая, нефтехимическая, парфюмерная 4 1 0 16 0 17

промышленность

Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 4 0 0 4 12 16

промышленность

Производство пищевых продуктов 3 0 2 8 0 10

Телекоммуникации 6 0 2 9 0 11

Финансы и страхование 16 0 6 39 0 45

Жилищно-коммунальное хозяйство 3 0 0 8 0 8

Цементное производство и строительство 1 0 0 0 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование, здравоохранение 3 0 0 7 0 7

Транспорт 3 0 2 7 1 9

Прочие виды услуг 3 0 3 1 0 4

Некоммерческие организации 2 0 1 3 0 4

ВСЕГО 107 14 100 160 38 312

Вышеизложенное позволяет констатировать, что формирование и представление социальной отчетности российскими компаниями, не будучи должным образом регламентированными, осуществляются, исходя из мнения и видения собственников и топ-менеджмента, опираясь на профессиональное суждение сотрудников, формирующих такую отчетность. Соответствующий методологический инструментарий в нашей стране до сих пор не разработан. В результате наблюдается:

1) широкое разнообразие видов отчетов при отсутствии понимания предназначения каждого из них;

2) разброс периодичности публикации социальных отчетов, которая определяется отчитывающимися компаниями самостоятельно.

В результате социальная отчетность российских компаний имеет различные наполнение, формат и структуру представления результатов социально ответственного ведения бизнеса, что осложняет процессы ее чтения и сопоставления. Разрешение указанных проблем возможно при условии создания в России соответствующей нормативно-правовой базы корпоративной социальной отчетности.

Список литературы

1. Вахрушина М. А. Раскрытие информации о вознаграждениях и социальном обеспечении работников в финансовой отчетности публичных компаний // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 20 (170).

2. Ийр://рспп. рф.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.