УДК 659 ББК 65.05
JEL: М19
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
АЛФЁРОВА Л.В., ПРЯХИНА Н.А. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: prnad@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены современные тенденции PR-деятельности. Проведен анализ и выявлены тенденции, применимые к работе в компаниях малого бизнеса. Разработаны стандартные этапы совершенствования PR-деятельности организации.
Ключевые слова: PR-деятельность, малый бизнес, этапы совершенствования PR-деятельности, современные тенденции PR-деятельности.
Актуальность. Существуют многие критерии успешного развития и ведения малого бизнеса, но в современном мире одной из главной задачи является создание цифровой платформы (Задачи проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы" 2018-2024 гг.) и установление взаимовыгодных отношений между организацией и потребителем.
Цель работы. Разработка стандартных этапов совершенствования РР-деятельности организаций малого бизнеса.
Материалы и методы. Анализ и синтез информации о РР-деятельности.
Результаты исследования. Разработаны стандартные этапы совершенствования РР-деятельности, а также рекомендации их применения для конкретной организации малого бизнеса.
Малый бизнес - это вид предпринимательской деятельности,
характеризующийся небольшим количеством работников (до 100 человек), средней выручкой (не более 800 миллионов рублей в год), и упор на индивидуальный капитал. Малый бизнес играет важную роль в развитии социально-экономического уровня жизни государства, при этом в современном мире, государство предоставляет поощрения для достижения общественных и государственных целей [2].
В национальном проекте "Малый бизнес и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы" обозначены основная цель проекта, задачи достижения цели. Цель - это увеличение численности граждан, занятых в сфере малого и среднего
предпринимательства, включая
индивидуальных предпринимателей. Задач прописано 15 пунктов, но для обоснования актуальности и реальности научного исследования представим одну из задач, с решением которой возможно увеличить численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса за счет выхода предпринимателей из процесса незаконного ведения бизнеса. Задача состоит в создании цифровой платформы предпринимателей.
На наш взгляд, цифровая платформа предпринимателей должна быть не только общей, но и индивидуальной для каждого бизнеса, тем самым быть открытым и доступным бизнесом для общественности.
В таком случае, важно соблюдать и выполнять этапы РР-деятельности как при разработке, так и в процессе совершенствования.
Объектом научного исследования является малый бизнес, предмет исследования - РР-деятельность малого бизнеса. Цель исследования - разработка стандартных этапов совершенствования РР-деятельности
организаций малого бизнеса.
Задачи для достижения поставленной цели:
- Рассмотреть современные тенденции РР-деятельности;
- Разработать этапы совершенствования РР-деятельности организаций;
- Представить выводы в виде рекомендаций к реализации этапов в компаниях малого бизнеса.
РР-деятельность - это управленческая деятельность, осуществляющаяся с помощью коммуникации с общественностью.
Инструменты РЯ-деятельность выступают вспомогательными свойствами имиджа организации, имеющие важнейшее значение для получения положительного общественного мнения целевой аудитории. В современных условиях РЯ-деятельность является
необходимым средством эффективной и развивающейся работы любой коммерческой организации.
РЯ-деятельность как связь с общественностью имеет следующую специфику: реализация на основе взаимодействия, регулярное исследование предпочтений общественности, получение обратной связи, корректировка планового управления на основе полученных данных.
Сущность РЯ-деятельности имеет свое развитие, свои установленные нормы, но не имеющие границы для идей, так созданы современные тенденции РЯ-деятельности.
По данным интеллектуальной шеринг-платформе "Аётёех" в сентябре 2019 года определили тренды РЯ-деятельности. В процессе изучения перечисленных трендов сделаны выводы, что:
- Необходимо вводить в работу компании искусственный интеллект. Именно данное решение сократит время на обработку полученной информации от общественности, провести анализ и произвести корректировку планов по работе РЯ-деятельности в необходимые временные сроки.
- Организовать обучение специалиста, занимающегося связью с общественностью. Данное решение целесообразно из соображений создать современного специалиста с навыками ведения социальных сетей, официального сайта. В данном решении поясним, что очень важно иметь квалифицированного специалиста именно внутри компании, а не из внешних РЯ-агентств, так как специалист должен иметь практический опыт в компании, чтобы успешно развивать данную деятельность.
- Использовать метод "тйиепсе-маркетинга". 1пйиепсе-маркетинг - это форма в социальных медиа, ориентированная на влияние на общество с помощью мнения знаменитых личностей.
- Разработать интересный контент. Создание нестандартного общения с обществом (газета, звонок и т.д.) может значительно повысить привлекательность компании.
- Добавлять к основному информационном к тексту привлекающее внимание видео. Американская транснациональная компания,
разрабатывающая и продающая сетевое оборудование "Cisco" прогнозирует, что в 2019 году на видео будет приходиться 80% всего интернет-трафика, поэтому PR-специалистам стоит подумать, как вписать видео-контент в свой план PR-деятельности компании.
- Проводить грамотную аналитику, но в данном процессе важно совместить аналитические способности и творческие идеи с целью исключать из деятельности уже устаревшие методы и оперативно создать условия для новых.
- Управлять и контролировать репутацию компании.
Безусловно, перечисленные выводы носят лишь теоретический характер, но каждая компания, уже занимающаяся PR-деятельностью без труда может провести опрос своих потребителей и выявить направление в развитии, необходимое развивать в первую очередь.
В таблице 1 представим первый этап совершенствования PR-деятельности компании - "Организация опроса для потребителей, имеющих доступ к социальным сетям компании".
В случае разработки индивидуального опроса для каждой компании вопросы будут иметь конкретизированный характер. Данный этап позволит организации точно определиться с контентом и стилем его ведения. Данный опрос позволит разработать минимальный процесс PR-деятельности компании, а также усовершенствовать уже имеющийся.
Вторым этапом совершенствования PR-деятельности будет являться составление открытой аналитики. Очень важно, чтобы потребитель понимал с какой целью, что, и каков результат у проведенного опроса. В таком случае, будет целесообразно составлять анализ полученных данных опроса, а также публиковать в имеющихся источниках PR-деятельности компании.
Результат анализа может быть:
1. Презентация результатов в виде диаграмм;
2. Текстовый документ итогов;
3. Видеоролик о результатах, итогах и дальнейших целях компании;
4. Выполнение требований с указанием на статистику выбора потребителя какого-либо вопроса (Пример: в вопросе "В каком виде Вам наиболее удобно принимать информацию?" большая доля опрошенных ответили "Видеоролик", то цель компании создать такой
видеоролик и указать что это выбор именно потребителя).
Третий этап заключается в разработке стратегии управления. На данном этапе необходимо создать стиль связи с
Грамотная и профессиональная PР-деятельность - это необходимое средство эффективной работы любого коммерческого предприятия. Потребности потребителей регулярно меняются, перенасыщенность рынка товарами и услугами растет, появляются новые информационные технологии [1].
Применим разработанные стандартные этапы на примере коммерческой компании дизайнерского ремонта "Ильмарин" в г. Миасс. Компания действует с 1996 года в городах Челябинской области, но на сегодняшний день у компании отслеживается тенденция снижения количества клиентов и прибыли в год. При анализе проблем компании, выявлено, что у компании РР-деятельность реализуется на минимальном уровне. Данную проблему возможно решить, применяя этапы совершенствования РР-деятельности.
1. Проведен опрос потребителей (опрос проводился в очной, письменной форме). В опросе приняли участие постоянные заказчики (9 заказчиков), а также планирующие оформлять заказ (12 заказчиков). По результатам
общественностью, поиск "сегмента" социального поля, поиск современного РР-специалиста, выбор основного инструмента развития РР-деятельности.
Таблица 1
составлены следующие диаграммы,
представленные на рисунках 1 -5.
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос "В каких социальных сетях Вы наиболее часто проводите свое время?"
По данным ответов опрошенных заказчиков, делаем вывод, что организовать РР-деятельность компании " Ильмарин"
целесообразно в социальных сетях -"Вконтакте", "1й81а§гаш", 'ТасеЬоок".
По результатам ответа на вопрос "В каком виде Вам наиболее удобно принимать информацию?", лидирующими способами
Ключевые вопросы для потребителей компании
Вопросы Варианты ответов
В каких социальных сетях Вы наиболее часто проводите свое время? 1. БасеЪоок; 2. Instagram; 3. Вконтакте; 4. Одноклассники; 5. Другое.
В каком виде Вам наиболее удобно принимать информацию? 1. Видеоролик; 2. Изображения; 3. Текст; 4. Голосовые сообщения; 5. Реальная коммуникация; 6. Разговор по сотовому телефону; 7. Другое.
Проставьте от 1 до 5 (где 1 -интересно в первую очередь, 5 -интересно в последнюю очередь) 1. Стоимость товаров/услуг; 2. Информация о деятельности компании (История развития, организационная структура); 3. Виды деятельности/продукции компании; 4. Социальная активность компании; 5. Показатели работы компании;
Интересно ли Вам наблюдать за ежедневной деятельностью компании? 1. Да; 2. Нет; 3. Личный ответ
Проставьте от 1 до 5 (где 1 -наиболее важное, 5 - наименее важное) 1. Качество услуги/товара; 2. Сроки выполнения (время выполнения) заказа/услуги; 3. Вежливое общение сотрудников компании; 4. Мобильность компании (быстрый ответ на сообщение, звонок и т.д.); 5. Правильное ведение документов компании при работе с потребителем.
изложения информации для потребителей компании "Ильмарин" являются "Текст", "Изображения", "Разговор по сотовому телефону". В таком случае целесообразно создавать текстовые посты с
сопровождающейся фотографией, а также разработать систему онлайн-записи на консультацию по сотовому телефону.
Разговор по
сотовому телефону ; 5
Другое; 1
Видеоро...
Изображ.
Текст;6
20 18 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
16
17
3 3 2 3 ,
■ ■
1 1 ■ Я Ш 1
15
14
|4з ||
с?
Яг £
ж
¡г
/
будут доступны даже не подготовленному пользователю социальных сетей.
Таким образом, вести новостную ленту "История" возможно, но приносить какие-либо результаты не будет. Данный момент необходимо проверить на практике.
Реальная коммуник
ГолосоВ
ые сообщен ия; 1
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос "В каком виде Вам наиболее удобно принимать информацию?"
Рис. 4. Ответ на вопрос "Интересно ли Вам наблюдать за ежедневной деятельностью компании?"
■ Оценка 1 ■ Оценка 2 ■ Оценка 3 ■ Оценка 4 ■ Оценка 5
Рис. 3. Ответ на вопрос "Проставьте от 1 до 5 (где 1 -интересно в первую очередь, 5 - интересно в последнюю очередь)"
Данные диаграммы позволяют сделать следующий вывод - потребитель желает в первую очередь ознакомиться с прайс-листом компании, далее виды деятельности и информацию о компании.
В данном случае специалисту РЯ-деятельности необходимо создать начальные вкладки с перечисленными данными, которые
Рис. 5. Ответ на вопрос "Проставьте от 1 до 5 (где 1 -наиболее важное, 5 - наименее важное)"
Безусловно, наиболее важные моменты для потребителя компании дизайнерского ремонта "Ильмарин" - качество, документооборот, мобильность компании.
На втором этапе РЯ-деятельности необходимо выбрать вид представления аналитики для потребителя. На наш взгляд, для компании дизайнерского ремонта будет уместно представить аналитику в виде текстового документа, который будет в открытом доступе.
В процессе реализации третьего этапа, необходимо разработать стратегию РР-деятельности. В данном научном исследовании разработка стратегии носит рекомендательный характер, так как на сегодняшний день, представленных ранее данных недостаточно для разработки правильной, корректной и эффективной стратегии, но при выборе специалиста на данную должность, необходимо обращать внимание на возраст и уровень знания информационных технологий, ведения социальных сетей и других информационных ресурсов.
Разработанные этапы - возможность компании улучшить уровень
производительности и эффективности
деятельности компании используя доступные ресурсы.
Установление долгосрочных доверительных отношений между организацией и общественностью осуществляется с помощью достоверной положительной информации [3]. Грамотная реализация РР-деятельности компании дает понять потребителю, что цели компании совпадают с целями потребителей, тем самым компания будет устанавливать доверительные отношения, увеличивать количество потребителей и иметь возможности изменить другие социально-экономические показатели работы компании в положительную сторону.
Список литературы
1. Боброва О.С. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 330 с.
2. Боброва О.С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.С. Боброва, С.И. Цыбуков, И.А. Бобров. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 332 с.
3. Шапцев В.А. Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества: учебное пособие для вузов /В.А. Шапцев, Ю.В. Бидуля. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 177 с.
MODERN TRENDS OF PR-ACTIVITIES OF SMALL BUSINESS
ALFEROVA L.V., PRYAKHINA N.A. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: prnad@mail.ru
Abstract
The article discusses the modern trends of PR-activity. The analysis is carried out and the trends applicable to work in small business companies are identified. A standard set of tools has been developed to improve the organization's PR activities.
Keywords: PR-activity, small business, tools of PR-activity, modern trends of PR-activity.