Современные тенденции повышения уровня качества в проектной деятельности в
сфере строительства
Current trends in improving the level of quality in project activities in the field of
construction
Скоробогатова Валентина Викторовна,
магистрант,
2 курс, направление 08.04.01 Строительство, кафедра организации строительства Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
E-mail: [email protected]
Skorobogatova Valentina Viktorovna
master,
2nd year student, 08.04.01 Construction, department of construction organization St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
E-mail: [email protected]
Аннотация.
На строительную индустрию приходится значительная доля ВВП любого государства.
Во многом прибыльность и эффективность данной отрасли обусловлена уровнем качества продукта строительства и проекта. Качество является одним из важнейших факторов успеха строительных проектов. Хотя управление качеством важно на всех этапах строительства, на этапе проектирования оно может оказать наибольшее влияние на конечный результат при наименьших затратах. Таким образом особое внимание в данной статье было уделено именно этапу проектирования.
В результате были сделаны выводы о влиянии контроля качества на экономические показатели и уровень удовлетворённости заказчика и инвесторов. Большинство консалтинговых организаций убеждены, что управление качеством имеет важнейшую роль на стадии проектирования. Это подтверждает и тот факт, что, если на проектной стадии были допущены ошибки, качество пострадает, независимо от того, насколько хорошо выполнен проект на стадии строительства.
Annotation
The construction industry accounts for a share of the GDP of each state. In many ways, profitability and efficiency indicate a high level of construction and project quality. Quality is one of the success factors for construction projects. Although quality management is important to all prospects of a construction project, it can make a big difference to the result at the lowest cost. Thus, special attention in this article was paid to the design stage.
Consequently, the results of assessing the quality of control at the level of indicators and the level of satisfaction with requests and applications were obtained. Most consulting organizations are convinced that quality management has a special role at the design stage. This is important and the fact that if mistakes are made at the design stage, the quality will decline, no matter how well the project is executed at the construction stage.
Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, управление качеством, стадия проектирования строительства, строительный проект, проектная организация.
Key words: quality, quality management system, quality management, construction design stage, construction project, design organization.
Темпы и объёмы строительства растут с каждым годом, а вместе с ними и требования со стороны заказчиков и инвесторов. На строительном рынке безусловно стоит вопрос об оптимизации, ускорении и повышении качества.
Можно сказать, что без контроля качества нет экономической выгоды. Строительные проекты -чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя широкий спектр. Существует множество факторов, влияющих на качество строительства, таких как конструкция, материалы, техника, топография, геология, гидрология, метеорология, технология строительства, методы эксплуатации, технические мероприятия, системы управления и т. д. Плохой контроль над этими факторами может привести к снижению качества. При контроле всего процесса строительства, только в соответствии с требуемыми стандартами качества и требованиями заказчика, выполняя сроки, требования к стоимости качеству, строительные организации могут получить
наилучший экономический эффект. Строительные компании должны в первую очередь придерживаться принципа качества и настаивать на соблюдении стандартов качества, в основе которых лежит контроль и профилактика, чтобы предоставлять наиболее высококачественные, безопасные, подходящие и экономичные продукты.
Список требований, и нормативных документов очень широк, и для каждого вида объекта применяются свои нормы. Этим нормам и регламентам должны соответствовать все проектные и строительные организации.
Работа по организации управления качеством в строительной индустрии состоит в построении и функционировании организационной структуры службы по управлению качеством в строительной организации.
Управление качеством на каждом этапе жизненного цикла проекта является безусловно важным, но именно на стадии проектирования формируется потенциал проекта.
Значительно влияя на качество конечного результата строительства, проектная деятельность является важнейшей стадией жизненного цикла проекта. В National Economic Development Office, лондонском обзоре, направленном на совершенствование методов контроля качества строительных работ, было установлено, что стадия проектирования закладывает более 50% от общего числа несоответствий жизненного цикла строительного объекта [1].
Также для инвестиционного-строительного проекта характерна обратно пропорциональная зависимость между временем реализации проекта и стоимостью исправления ошибок, проведения корректирующих действий, внесение доработок (рис. 1.)
Рисунок 1. Соотношение затрат и стадии жизненного цикла здания Красная линия обозначает затраты в результате изменения, зеленая - возможность внесения
корректировок, серая - активность проектной разработки при традиционном подходе, синяя -предпочитаемая
активность процесса.
Управление качеством продукции инвестиционно-строительного комплекса происходит на каждом этапе жизненного цикла: при проектировании, при производстве материалов, деталей и конструкций, выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации зданий и сооружений, и т.д. Качество результата строительства зависит от качества каждого этапа, но именно стадия проектирования является наиболее значительным этапом этой цепочки, так что качество проектной документации оказывает существенное влияние
на качество конечного продукта - цели строительства.
Поскольку стоимость этапа проектирования составляет в среднем около 3-10% стоимости проекта, большая часть исследований и обсуждений качества строительных проектов сосредоточена на этапе наиболее затратном этапе - этапе строительства и редко на этапе проектирования. Стоимость проектирования часто составляет менее одного процента от общей стоимости выполнения и эксплуатации объекта, однако проектирование является одним из наиболее важных факторов, влияющих на итоговую стоимость строительства. Качество на этапе проектирования оказывает большое влияние на последующие расходы.
Как правило в строительном проекте основной причиной непредусмотренных заранее расходов являются вынужденные изменения и корректировки, вносимые на более поздних этапах строительства. Подобные исправления являются следствием недостаточного контроля качества на этапе проектирования и (или) на этапе строительства и являются крайне убыточными. Недостаток качества в строительстве, по оценкам, стоит отрасли от 2 до 12% оборота строительства только за счет переделок. Подсчитано, что стоимость отклонения от проекта составляет 9,5% от общей стоимости проекта. Низкая стоимость и скорость возведения не должны достигаться за счет качества проекта. Стоимость, время и качество являются противоречивыми целями в нынешних условиях строительной отрасли. Подрядчик должен достичь стоимости в соответствии с бюджетом, уложиться в запланированные сроки и достичь требуемого уровня качества. Однако всякий раз, когда есть выбор из трех, всегда страдает качество.
Создание и внедрение системы менеджмента качества в проектной организации обусловлено следующими факторами:
• обеспечение конкурентоспособности конечной продукции;
• выполнение обязательств перед заказчиком в рамках договора;
• выполнение требований нормативных документов, регламентирующих данный вид деятельности и выполнение непосредственных требований контролирующих организаций.
В итоге, в связи с вышеизложенными проблемами, менеджмент качества, внедрение СМК в проектной организации воспринимается как обязательный процесс, но не несущий в себе какой-то результативности.
Необходимо заметить, что несмотря на существующие проблемы в сфере контроля качества в проектных организациях общий уровень качества проектной документации, а также современный уровень стандартов в области качества неуклонно растет. Во многом это обусловлено активным использованием современных технологий и методов проектирования конструкций [2].
Т. к. деятельность проектной организации не заканчивается на сдаче проектной документации в работу, а продолжается на протяжении всего этапа строительства, крайне важно оптимизировать процессы взаимодействия, согласования и внесения корректировок между участниками данных этапов.
Во время непосредственного возведения строительного объекта происходит постоянная работа проектной команды по мониторингу, обоснованию и корректировке проектных решений. Этот этап деятельности проектной организации называется «авторский надзор». Именно этот этап требует наиболее эффективной координации сторон и быстрого обмена информацией с целью получения всех подтверждений и согласований. Таким важным этот этап является по той причине, что на нем проходится «точка невозврата» после которой внесение изменений в проект невозможно или является крайне дорогостоящим процессом [3].
Внедрение процессного подхода в проектных организациях, являющегося основой системой менеджмента качества (СМК), предусматривает разработку описаний выполняемых процессов. Для реализации данного требования были выявлены важнейшие показатели результативности и эффективности процесса:
1. Процент выполнения плана;
2. Процент проектной документации, прошедшей нормоконтроль с первого предъявления;
3. Процент проектной документации, прошедшей нормоконтроль со второго предъявления;
4. Среднее количество изменений в проектной документации при прохождении нормоконтроля;
5. Время составления сметного расчета;
6. Время проверки сметного расчета;
7. Время утверждения проектно-сметной документации;
8. Время передачи проектно-сметной документации заказчику.
Проектная организация может осуществлять авторский надзор за ходом строительства с целью оперативного устранения конструктивных и производственных недостатков.
ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком и издателем международных стандартов. ИСО-это неправительственная организация, которая образует мост между государственным и частным секторами. ИСО 9001 является международно-признанным стандартом управления качеством. Стандарт ИСО 9001 применяется к процессам, которые создают и контролируют продукты и услуги, которые поставляет организация. Он предписывает систематический контроль деятельности для обеспечения удовлетворения потребностей и ожиданий клиентов. Он разработан и предназначен для применения практически к любому продукту или услуге, произведенным любым способом в любой точке мира. ИСО 9001 принадлежит к семейству ИСО 9000. Семейство стандартов ИСО 9000 представляет собой международный консенсус в отношении надлежащей практики управления качеством. Он включает в себя стандарты и руководства, касающихся систем менеджмента качества, и соответствующих вспомогательных стандартов. ИСО 9000 включает три стандарта качества: ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000. В ИСО 9001:2000 представлены требования, а в ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000 представлены рекомендации [4].
Механизм управления процессом разработки проектной документации основан на рекомендуемом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 цикле Деминга РБСЛ, включающем в себя функции планирования, организации работ, контроля их выполнения и регулирования (рис. 2).
Рисунок 2. Схема управления процессом по циклу Деминга
Механизм СМК прост и эффективен для повышения эффективности проекта, он включает требования ИСО 9001 и его структуру (процессный подход и методологию PDCA), которая основывается на принципах
управления качеством (ИСО 9000) в соответствии с указаниями ИСО 9004 для успешного достижения целей организаций, а также аудиты ИСО 19011 для обеспечения точного соблюдения требований ИСО 9001. СМК является частью каждого процесса управления проектом с момента начала проекта и до последних стадий на этапе его закрытия. Эти процессы могут постоянно повышать эффективность проекта с помощью методологии PDCA [5].
Для решения данных задач было выяснено, каким образом на каждом уровне данного процесса управленческий персонал распределяет финансовые, материальные и временные ресурсы, чтобы реализовать намеченные планы, и какие нормативные документы при этом использует. Фрагмент структурно-функциональной модели процесса разработки проектной документации, разработанной с помощью методологии IDEF, представлен на рис. 3
Рисунок 3. Структурно-функциональная модель процесса разработки проектной документации
Внедрение процессов в соответствии с принципами TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством) и QMS (Quality Management Systems - Системы менеджмента качества) имеет много благоприятных результатов как для заказчиков, так и для подрядчиков, в целом для всех заинтересованных сторон, вовлеченных в жизненный цикл проекта. Надлежащее использование системы оказывает наиболее положительное влияние на удовлетворенность заказчиков, что является немаловажным результатом строительного процесса. Параллельно с этим он оказывает благоприятное влияние на время и стоимость, с наименьшим влиянием на качество/объем. С другой стороны, одно из исследований показывает, что внедрение СМК в организации приводит к увеличению нормы рентабельности и общему экономическому подъему. Согласно этому опросу, около 73% респондентов имели хорошую доходность, 25% - выше нормы, тогда как только 2% считают, что их инвестиции в СМК не принесли большой прибыли. Но ни одна компания не заявила, что их усилия, время и ресурсы были пустой тратой [6]. Аналогичную идею представляет Романович. По ее мнению, внедрение СМК в проектные организации является источником увеличения деловой активности компании, что в дальнейшем приводит к заключению большего количества контрактов на строительство [7].
Одним из факторов, играющих важную роль в достижении желаемых результатов работы системы, является длительность внедрения. Опрос, проведенный ЮНИДО, показал, что 2 % организаций потратили на внедрение СМК более 2 лет, 13 % - от 1 до 2 лет, 48 % - от 7 до 12 месяцев, а 29 % - от 4 до 6 месяцев. Чтобы получить положительные результаты работы системы, организация должна пройти один полный цикл PDCA,
затем - внутренний и внешний аудит, корректирующие действия и проверку со стороны руководства.
Проведенный структурно-функциональный анализ позволил выявить проверку качества на различных этапах строительства, а также обозначить некоторые приоритеты. Так, например, была рассмотрена важность стадии проектирования и ее влияние на конечный результат, который, при недостаточном контроле может оказаться неудовлетворительным как для заказчика, так и для конечного эксплуататора. Было также отмечено влияние современных информационных технологий на уровень качества проекта.
Также были изучены различные методологии, способствующие повышению эффективности проекта и их положительное влияние на удовлетворённость сторон-участников контракта и на ведение строительных работ. Тезисы были подкреплены соответствующей статистикой.
Список используемой литературы:
1. Будзуляк Б.В. Селезнев Н.Ф. Инновационные подходы к организации системы контроля качества строительства: от технического задания на проектирование до реализации проекта / Б.В. Будзуляк, Н.Ф. Селезнев. Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2016. С. 151 - 154
2. Гуськова М.Ф., Матвеев М.Ю. К вопросу показателей качества строительства как составляющей ценности. / М.Ф Гуськова, М.Ю. Матвеев Вопросы экономики и права. М.: 2018. С. 86-89.
3. Старовойтов И.М. Рогов А.А. Управление качеством в сфере промышленного и гражданского строительства на стадии проектирования. / И.М. Старовойтов, А.А Рогов. 2019 С. 380-384
4. Дружинин Г. В. Методы оценки и прогнозирования качества. М.: Радио и связь, 1982. 160 с.
5. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 4-е изд. М.: Стандарты и качество, 2006. 408с.
6. Черемных С. В., Семенов И. О. , Ручкин В. С. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. - М.: Финансы и статистика, 2001. 208 с
7. Romanovich, L. The quality management system as a key factor for sustainable development of the construction companies // Procedia Eng. 2016. P. 1717-1721.