Оригинальная статья
УДК 378:658.386:622.33 © А.М. Лялин, А.В. Зозуля, Т.Н. Еремина, П.В. Зозуля, 2020
Современные тенденции подготовки специалистов угольной промышленности
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-9-50-53
ЛЯЛИН А.М.
Доктор экон. наук, профессор,
заведующий кафедрой «Управления проектом»
ФГБОУ ВО «Государственный
университет управления»,
109542, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
ЗОЗУЛЯ А.В.
Канд. экон. наук, доцент,
доцент кафедры «Управления проектом»
ФГБОУ ВО «Государственный
университет управления»,
109542, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
ЕРЕМИНА Т.Н.
Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Международного производственного бизнеса» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109542, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ЗОЗУЛЯ П.В.
Канд. экон. наук, доцент,
доцент кафедры «Управления проектом»
ФГБОУ ВО «Государственный
университет управления»,
109542, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
Несмотря на то, что отечественная промышленность сегодня имеет в целом благоприятные перспективы,, существует ряд критически важных проблем. Одна из таких проблем - это кадровы!й голод. УниверситетыI на современном этапе вы/рабаты/вают стратегические подходы, которые направлены/ на формирование модели специалиста, отвечающего требованиям ры/нка труда в условиях цифровой экономики. Высшая школа учиты/вает глобальные тенденции развития технико-технологических достижений, прогрессивных технологий, инновационных преобразований и т.п. Компании слабо удовлетворены/уровнем подготовки специалистов и выдвигают ряд требований к специфическим профессиональным компетенциям. Государственны/й университет управления делится своим опытом подготовки проектно-ориентированны/х специалистов в области управления и организации производства. Образовательные про-граммыI включают современные технологии обучения с использованием методов и инструментов проектного управления, соответствующих требованиям и приоритетам развития бизнес-процессов. Ключевые слова: цифровая экономика, угольная промышленность, специалист, профессиональный стандарт, высшая школа, образование, образовательный стандарт, подготовка специалистов.
Для цитирования: Современные тенденции подготовки специалистов угольной промышленности / А.М. Лялин, А.В. Зозуля, Т.Н. Еремина, П.В. Зозуля // Уголь. 2020. № 9. С. 50-53. 001: 10.18796/0041-5790-2020-9-50-53.
ВВЕДЕНИЕ
Дебаты о судьбе угольной генерации и, соответственно, угледобычи в мире идут очень интенсивно. Интересно, что перепад прогнозов на 2040 г. по добыче угля в мире растянулся от 1470 млн т н.э.* (-62% к 2018 г.) до 4479 млн т н.э. (+17%), хотя большинство экспертов ожидают «пик угля» намного раньше. В 2018 г. в мире производство электроэнергии на основе угля продолжило рост. Несмотря на планы по отказу от угольной генерации в ряде стран, в 2018 г. в мире производство электроэнергии на основе угля выросло на 3% к 2017 г. [1].
Рост добычи и использования угля обеспечивается, прежде всего, его дешевизной - и по текущим, и по капитальным затратам. Сегодня Россия, Индонезия, ЮАР, США являются основными экспортерами угля для остального мира. В Европу Россия экспортирует преимущественно энергетический уголь - 63 млн т в 2018 г.
н.э. - нефтяной эквивалент (1 т угля = 0,525 т н.э.)
ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Устойчивость углеводородов в топливно-энергетическом бизнесе в мире отчасти базируется на высоком качестве электроэнергии от традиционных станций, что важно для сложных непрерывных технологий в металлургии и химпроизводстве цемента. По данным Минэнерго России, добыча угля в 2019 г. возросла на 2,5%, а экспорт сократился на 1,7%. Однако индустриализация (и развитие материальной инфраструктуры) в развивающихся странах все еще предъявляет растущий спрос на соответствующие энергоемкие материалы [2, 3].
Несмотря на то, что отечественная промышленность сегодня имеет в целом благоприятные перспективы, существует целый ряд критически важных проблем, тормозящих ее развитие. Одна из таких проблем, которая не может быть решена только экономическими средствами, - это кадровый голод, который выражается во все более увеличивающемся дефиците квалифицированных сотрудников.
Правительство РФ целенаправленно решает данную задачу, развивая систему подготовки и переподготовки кадров для угольной промышленности. В распоряжении от 24.01.2012 № 14-р «Об утверждении Долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года» рассматривается подпрограмма «Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности». Подпрограмма реализуется в рамках профессионально-квалификационных стандартов, учитывает проводимую модернизацию производства и растущую потребность угольной отрасли в высококвалифицированных кадрах. Ожидаемые результаты к 2030 г. заключаются в увеличении доли работников, соответствующих профессионально-квалификационным требованиям (100%); в обеспеченности организаций угольной промышленности молодыми специалистами за счет увеличения целевого приема в средние специальные и высшие учебные заведения; в обеспеченности организаций угольной промышленности кадрами до 80 процентов.
Современный этап подготовки в системе высшего образования можно рассматривать как этап выработки стратегических подходов к формированию специалистов угольной отрасли середины XXI века. Построение модели такого специалиста затрудняется многообразием требований к ней как со стороны работодателей, так и самой высшей школы. Разработка и внедрение новых технологий, стремительный рост информационных потоков, цифровизация экономики привносят новые веяния и в производственные отношения, и в человеческую психологию, и в социальные отношения, и в личностные характеристики.
В РФ подготовка специалистов регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами. По ряду образовательных программ разработаны также и Профессиональные стандарты. Анализ существующих Профстандартов, отражающих угольную промышленность, показал соответствие Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в разделе «Общие профессии горных и горнокапитальных работ» (18.001 Горнорабочий и 18.004 Проходчик). Разработанные Профстандарты отражают только средний профессиональный уровень подготов-
ки специалистов для ведущих угольных компаний. И совсем не представлен профессиональный уровень в сфере высшего образования, что не соответствует современным потребностям рынка и способствует отставанию от лучших мировых практик. Выход из сложившейся ситуации тривиален - это вовлечение в разработку и/или внесение изменений в Профессиональные стандарты представителей профессионального сообщества. Но опыт показывает сложность соединения существующих методических разработок профессиональных стандартов с выдвигаемыми требованиями к специфическим профессиональным компетенциям [4].
По мнению авторов статьи, специалист угольной отрасли, базируясь на инженерном образовании, должен оперативно реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды, используя принципы, методы и инструменты проектного управления; применяя цифровые технологии для анализа достоверности аналитических данных в условиях неопределенности и неполноты информации; обладая стрессоустойчивостью и т.п.
Основными трендами подготовки специалистов угольной промышленности являются:
- все более востребованным становится дополнительное образование с большой практической составляющей, дающее междисциплинарные компетенции технического, управленческого и экономического характера; необходимо внедрять современные технологии обучения с использованием методов и инструментов проектного управления при разработке образовательных программ для подготовки инженерных кадров;
- нужны не только инженеры, но и категория специалистов-лидеров проектных команд, которые, обладая междисциплинарными и межкультурными компетенциями, способны реализовать сложные и масштабные проекты как в России, так и за ее пределами; необходимо актуализировать действующие образовательные программы высшей школы с учетом развития производственных (как частных, так и государственных) компаний;
- необходим системный подход к обучению специалистов угольной отрасли, так как он позволяет получить значительную экономию средств заказчика (работодателя), повысить эффективность и отдачу от образовательных программ;
- необходимо взаимодействие представителей работодателя с вузами для подготовки специалистов угольной отрасли с применением элементов наставничества и кураторства;
- необходимо рассмотреть вопросы выделения бюджетов в компаниях на подготовку и переподготовку инженерно-технических кадров угольной промышленности;
- вузам необходимо обновлять свои инженерные программы для обеспечения нужд цифровой экономики, включая угольную отрасль [5, 6].
В настоящей статье мы затрагиваем жизненно важное для нас направление - управленческое образование. Отметивший свой 100-летний юбилей в 2019 г. Государственный университет управления имеет богатый опыт подготовки специалистов-управленцев для различных отраслей народного хозяйства России.
В содержании образования вуза, начиная со второй половины XX века, все более активно внедряются элементы, свидетельствующие о подготовке не просто инженеров-экономистов, а организаторов производства - управленцев. Был взят курс на трансформацию высшего учебного заведения нового типа, готовящего кадры для системы управления организациями различных отраслей народного хозяйства, включая и топливно-энергетический комплекс. Широко развиваются взаимовыгодные связи с реальным производством, с такими гигантами индустрии, как «Северсталь», Челябинский трубопрокатный завод, АО «СУЭК», АО ХК «СДС-Уголь» и многими другими.
Государственный университет управления занимает ведущее место в образовательном пространстве России. Невозможно жить только прежними заслугами и воспоминаниями. Университет достойно реализует свою историческую миссию, направленную на развитие интеллектуального потенциала страны, формирование толерантного мировоззрения у молодого поколения управленцев, непосредственно участвует в реализации президентской программы в рамках подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, которые соответствуют современным требованиям и прерогативам развития бизнес-процессов [7, 8].
Государственный университет управления в 2020-2021 учебном году открывает на своей базе Предуниверсарий -«Школу будущих управленцев цифрового века», где запроектирована «территория свободного общения». Образовательная программа включает современные технологии обучения с использованием методов и инструментов проектного управления, тренингов, мастер-классов, встреч в формате «Без галстука», соответствующих требованиям и приоритетам развития бизнес-процессов.
Получение первого, базового высшего образования в Государственном университете управления основано на подготовке специалистов для реальных секторов экономики, в частности, для топливно-энергетического комплекса, строительства, машиностроения, транспортного комплекса и других. Обучение осуществляется в сочетании использования диджитализации с прямым общением обучающихся с преподавателями, экспертами бизнес-сообществ, учеными. Все это приведет к соблюдению принципов срочности, своевременности и эффективности принятия управленческих решений. Достаточно плодотворной была бы замена стандартного набора - теоретических лекций, практических занятий, семинаров и другого - на вебинары, онлайн-трансляции, которые увеличили бы количество часов, направленных на самостоятельное закрепление пройденного материала, развитие креативной проектной деятельности обучающихся [9, 10].
В университете на 2020 г. запланировано открытие новой программы МВА «Стратегическое управление компании», в рамках которой подготавливаются и специалисты для угольных компаний. Образовательная программа использует наработанный опыт двух известных бизнес-школ России - Высшей школы бизнеса Государственного университета управления и Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального об-
разования «Сити Бизнес Скул», который отражен в формате blended-learning. Кафедра управления проектом государственного университета управления реализует перспективную программу дополнительного профессионального образования «Управление проектом» в различных секторах экономики [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегия обновления современного вуза сыграет на своеобразную перенастройку человеческого потенциала, модернизацию корпоративной культуры, социализацию, рационализацию всех его внутренних процессов. Процесс адаптации вуза в условиях цифровой экономики позволит повысить качество образования для целевой аудитории, диджитализация приведет к возрастанию конкурентоспособности на рынке образования, позволит создать дополнительные ценности для обучающихся.
Важнейший ожидаемый результат цифровизации внутренних факторов вуза - это масштабные инновационные преобразования, которые позволят бизнес-сообществам принимать на работу высококвалифицированных специалистов для реальных секторов экономики, отвечающих базовой модели современного профессионала в сфере цифровизации. Эта модель сформулирует перечень ключевых компетенций, позволит использовать гибкие методики и механизмы в процессе обучения, актуализирует положительно зарекомендовавшие себя программ ы, сможет учитывать региональные особенности, а также фиксировать персональную траекторию учебного процесса, обучающегося.
Считаем необходимым распространение опыта Государственного университета управления по подготовке специалистов различного уровня для отраслей народного хозяйства РФ на другие образовательные учреждения.
Список литературы
1. Любимова Н.Г., Линник Ю.Н. Конкурентоспособность угольной генерации в России // Уголь. 2019. № 5. С. 34-38. 001: 10.18796/0041-5790-2019-5-34-38.
2. Лялин А.М., Еремина Т.Н., Зозуля А.В. Проектный офис как развитие системы управления региональными программами // Муниципальная академия. 2019. № 1. С. 137-142.
3. Лялин А.М., Зозуля А.В., Еремина Т.Н. Развитие управления инфраструктурными объектами и муниципальными услугами // Муниципальная академия. 2019. № 2. С. 110-117.
4. Сороко Г.Я., Коготкова И.З. Развитие теории и практики проектного управления: роль научной школы Государственного университета управления (Ч. 2) // Вестник университета. 2019. № 9.
5. Тинякова В.И., Морозова Н.И. Вектор поиска новой образовательной модели в условиях экономики, основанной на знаниях // Учет и статистика. 2018. № 1 (49). С. 105-111.
6. Тинякова В.И., Морозова Н.И., Гунин В.К. Трансформация системы профессиональной подготовки кадров, конкурентоспособных в условиях экономики, основанной на знаниях // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1 (37). С. 242-244.
7. Efficiency issues for managing priority national projects / A.M. Lyalin, A.V. Zozulya, T.N. Eremina et al. / Materials of the international scientific conference «Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches». Amsterdam: Atlantis Press. 2019. Vol. 37. DOI: 10.2991/mplg-ia-19.2019.77.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 142 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.
ru/document/cons_doc_LAW_318192/ (дата обращения: 15.08.2020).
9. Integrative assessment framework in blended learning / S. Titov, A. Kurilov, N. Titova et al. // TEM Journal. 2019. N 8 (3).
10. Терелянский П.В. Процесс трансформации вещной экспортно-ориентированной экономики России в цифровую // Управление. 2018. Т. 6. № 4. С. 67-73.
11. Lоng term forecast and programming of financing of internal costs of the innovation and investment sector of the russian federation / A.V. Kolesnikov, N.S. Stepanov, E.Yu. Kamchatova et al. // Religación. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades. 2019. Vol. 4. N 19.
STAFF ISSUES
Original Paper
UDC 378:658.386:622.33 © A.M. Lyalin, A.V. Zozulya, T.N. Eremina, P.V. Zozulya, 2020
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 9, pp. 50-53
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-9-50-53
Title
CURRENT TRENDS IN TRAINING SPECIALISTS IN THE COAL INDUSTRY Authors
Lyalin A.M.1, Zozulya A.V.1, Eremina T.N.1, Zozulya P.V.1 1 State University of Management, Moscow, 109542, Russian Federation
Authors' Information
Lyalin A^., Doctor of Economic Sciences, Professor,
Head of Project management department, e-mail: [email protected]
Zozulya A.V., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor
of Project management department, e-mail: [email protected]
Eremina T.N., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor
of International manufacturing business department,
e-mail: [email protected]
Zozulya P.V., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor of Project management department, e-mail: [email protected]
Abstract
Despite the fact that the domestic industry today has generally favorable prospects, there are a number of critical problems. One such challenge is the shortage of personnel. At the present stage, universities are developing strategic approaches that are aimed at creating a specialist model that meets the requirements of the labor market in the digital economy. The higher school takes into account global trends in the development of technical and technological achievements, progressive technologies, innovative transformations, etc. Companies are poorly satisfied with the level of training of specialists and put forward a number of requirements for specific professional competencies. The state University of management shares its experience in training project-oriented specialists in the field of management and production organization. Educational programs include modern learning technologies using project management methods and tools that meet the requirements and priorities of business process development.
Keywords
Digital economy, Coal industry, Specialist, Professional standard, Higher school, Education, Educational standard, Training of specialists.
References
1. Lyubimova N.G. & Linnik Yu.N. Competitiveness of coal generation in Russia. Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, No. 5, pp. 34-38. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2019-5-34-38.
2. Lyalin A.M., Eremina T.N. & Zozulya A.V. Project office as development of regional program management system. Munitcipalnaya akademiya - Municipal Academy Journal, 2019, No. 1, pp. 137-142. (In Russ.).
3. Lyalin A.M., Zozulya A.V. & Eremina T.N. Development of infrastructure facilities and municipal services management. Munitcipalnaya akademiya -Municipal Academy Journal, 2019, No. 2, pp. 110-117. (In Russ.).
4. Soroko G.Ya. & Kogotkova I.Z. Development of project management theory and practice: Role of scientific school of the state university of management (Part 2). Vestnik universiteta - University Bulletin, 2019, No. 9. (In Russ.).
5. Tinyakova V.I. & Morozova N.I. Vector of search for a new educational model in a knowledge economy. Uchet i statistika - Accounting and Statistics Journal, 2018, No. 1 (49), pp. 105-111. (In Russ.).
6. Tinyakova V.I., Morozova N.I. & Gunin V.K. Transformation of professional training system to produce specialists who are competitive in conditions of knowledge economy. Ekonomika ustoichivogo razvitiya -Economics of Sustainable Development Journal, 2019, No. 1 (37), pp. 242244. (In Russ.)
7. Lyalin A.M., Zozulya A.V., Eremina T.N. et al. Efficiency issues for managing priority national projects. Materials of the International scientific conference «Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches». Amsterdam, Atlantis Press., 2019, Vol. 37. DOI: 10.2991/mplg-ia-19.2019.77.
8. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.02.2019 No. "On training of managerial personnel for organizations of the national economy of the Russian Federation in 2018/19 - 2024/25 academic years and the repeal of certain acts of the Government of the Russian Federation", Consultant Plus. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_318192/ (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
9. Titov S., Kurilov A., Titova N. et al. Integrative assessment framework in blended learning. TEM Journal, 2019, No. 8 (3).
10. Terelyanskiy P.V. Process of transformation of Russia's export-oriented material economy into a digital economy. Upravlenie - Upravlenie Journal, 2018, Vol. 6, No. 4, pp. 67-73. (In Russ.).
11. Kolesnikov A.V., Stepanov N.S., Kamchatova E.Yu. et al. Long term forecast and programming of financing of internal costs of the innovation and investment sector of the russian federation. Religación. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades, 2019, Vol. 4, No. 19.
For citation
Lyalin A.M., Zozulya A.V., Eremina T.N. & Zozulya P.V. Current trends in training specialists in the coal industry. Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, No. 9, pp. 50-53. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2020-9-50-53.
Paper info
Received March 3,2020 Reviewed April 2,2020 Accepted August 12,2020