Научная статья на тему 'Современные тенденции подготовки специалистов дошкольного образования'

Современные тенденции подготовки специалистов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERNIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION / TEACHING PERSONNEL TRAINING / INNOVATION TECHNIQUES / EDUCATIONAL RESOURCES / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

Рассматриваются проблемы подготовки специалистов для сферы дошкольного образования в условиях инновационного развития экономики, возрастающих требований общества к качественному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are regarded the issues of specialists training for preschool education sphere in the conditions of innovative development of economics, increase of demands of the society for quality education.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции подготовки специалистов дошкольного образования»

3. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе//Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986. С. 13 -16.

4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.

5. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ.; общ. ред. П.С. Гуревича. М. : Изд. гр. «Прогресс», 1995.

Conception of teaching process organization at primary school on the basis of freedom principle

There is given the conception of teaching process organization at primary school on the basis of freedom principle. With the help of logical and historical analysis, there are sorted out the structural components of personal freedom, substantiated the inclusion of free work experience into the content of primary education, developed the effective mechanisms of the experience formation at primary school pupils.

Key words: primary school pupil, principle of freedom, personal freedom, personality oriented education.

М.в. корепанова

(волгоград)

современные тенденции Подготовки специалистов дошкольного образования

Рассматриваются проблемы подготовки специалистов для сферы дошкольного образования в условиях инновационного развития экономики, возрастающих требований общества к качественному образованию.

Ключевые слова: модернизация дошкольного образования, подготовка педагогических кадров, инновационные технологии, образовательные ресурсы, непрерывное образование.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры

развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования [1].

В разработанной Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 гг. в качестве стратегической цели государственной политики в области образования рассматривается повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2]. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг совместно с потребителями, участие в международных сопоставительных исследованиях.

При этом одной из ключевых задач Программы является модернизация дошкольного образования как института социального развития.

однако в современной образовательной практике существует ряд проблем, тормозящих инновационные процессы, обеспечивающие эффективное развитие системы образования, доступность и устойчивое развитие качества дошкольного образования как важнейшего экономического ресурса государства. К этим проблемам следует отнести:

- невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационное пространство российского общества;

- недостаточное использование современных образовательных технологий;

- низкую динамику кадрового обновления в системе образования;

© Корепанова М.В., 2011

- крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;

- отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;

- отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.

В условиях отсутствия программноцелевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 40 до 80 % детей дошкольного возраста. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.

В условиях принятия федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования принцип многообразия и ориентации на гражданский заказ обязывает обеспечить доступным дошкольным образованием как можно больше детей, представляя им равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. В этой связи подготовка педагогических кадров должна позволить будущим специалистам системы дошкольного образования овладевать как разнообразными программами дошкольного образования, традиционно реализуемыми в детских садах, так и инновационными образовательными технологиями для дошкольников.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 гг. для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального об-

щего образования прорабатываются законодательные изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного возраста. Соответствующие предложения подготовлены в рамках проекта интегрированного Закона «Об образовании в Российской Федерации». Обозначенные проблемы определили приоритетные направления совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров. Следовательно, важным направлением в профессиональной подготовке бакалавров и магистров дошкольного образования в условиях введения Государственного образовательного стандарта третьего поколения является работа по формированию регионального запроса (заказа) на содержание, состав и объем образовательных услуг учреждениям в целях удовлетворения новых образовательных потребностей педагогов в связи с введением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Это требует осмысленного подхода к формулированию новых целей подготовки специалистов, выраженных в компетенциях по результатам освоения курса бакалаврской подготовки. Необходимо также соотнести эти компетенции с требованиями ФГт к уровню освоения детьми основной образовательной программы по образовательным областям. В связи с этим появляется реальная возможность реализации эффективной системы подготовки педагогических кадров, которая, сообразуясь с современными тенденциями развития практики дошкольного образования, способна не только удовлетворять ее потребности, но и в определенном смысле опережать их.

Процесс подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях реальной педагогической практики станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять ряду специально организованных условий: преемственности всех этапов многоуровнего педагогического образования; ориентации вузовского обучения на обобщенную модель подготовки педагога к инновационной деятельности; формированию у студентов творческой активности и мотивационноцелостного отношения к педагогическим инновациям, инновационной культуры, восприимчивости к новому; взаимосвязи методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки педагога; интеграции знаний в русле общих

проблем инноватики; обеспечению системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой. Таким образом, важно осуществить целенаправленный отбор учебных курсов по актуальным проблемам развития современного дошкольного образования в содержании вариативного компонента образовательной программы ВПО. В их число мы включили изучение и освоение студентами технологий пред-школьного образования, разработки образовательной программы дошкольного образования, моделирования образовательных систем и др. Это позволит в значительной мере приблизить профессиональную подготовку к реалиям и перспективам развития системы дошкольного образования. Значительная доля в образовательной программе ВПО отводится курсам по выбору студента. Их тематика выстроена на основе анализа запросов реальных потребителей образовательных услуг и интегрируется с личностными интересами и творческой направленностью студентов. Мы полагаем, что в логике такого подхода отражается заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психологопедагогической подготовке педагога дошкольного учреждения.

В условиях вариативности форм дошкольного образования принципиальное значение имеет готовность будущих педагогов к обоснованному выбору методов и технологий, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования. С этой точки зрения, смысл педагогического образования мы видим в обеспечении деятельностной позиции студента в процессе обучения, способствующей становлению опыта целостного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач, овладения продуктивными инновационными технологиями, опыт освоения которых студент должен получить в системе профессиональной подготовки. Достижение такой цели требует нахождения новой точки отсчета в интеграции научного знания, создания новой модели образованного человека - исследователя. «Простое “пассивное обладание” знаниями в разных областях характеризует эрудита, а не исследователя. Для ученого необходимо активное творческое владение ими, выражаемое в исследовательской их разработке» [3, с. 14]. Традиционная система образования ориентирована

на получение учащимся знаний, умений и навыков, таким образом, целью становится знание, а идеальным результатом - эрудиция, в то время как современный подход к образованию предполагает формирование индивидуального алгоритма познания, и целью такового является формирование устойчивого исследовательского навыка оперирования информацией, а результатом - научно оформленное знание, готовое к реализации на практике и воспроизводству в социальном опыте.

В сложившейся ситуации, когда развитие качественных и доступных образовательных услуг требует технологической модернизации образовательной инфраструктуры, будущий специалист должен быть готов к решению следующих профессиональных задач:

- разработке и внедрению нового программно-методического обеспечения вариативных моделей и инновационных структур дошкольного образования;

- обновлению и структурированию содержания дошкольного образования на основе выделения интегративных качеств, которые ребенок может приобрести в результате освоения образовательной программы;

- созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе безбарьер-ной среды их жизнедеятельности), внедрению специальных образовательных программ и технологий, разработке индивидуальных образовательных маршрутов;

- проектированию инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;

- оптимизации содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования;

- расширению участия субъектов системы дошкольного образования в российских и международных образовательных проектах и программах с целью интеграции образовательного, научного и технологического процессов.

Участвуя в создании современной инфраструктуры дошкольного образования, кафедра педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного социальнопедагогического университета ведет работу в следующих направлениях:

- разработка новых перспективных направлений в области непрерывного образования студентов и осуществления преемственных связей с педагогами-практиками;

- координация работы педагогов-исследователей и педагогов-практиков в реализации прав ребенка и его родителей на получение качественного дошкольного образования, а также решение вопросов разработки содержания и технологий образования детей дошкольного возраста на региональном уровне с учетом современной концепции модернизации.

Это дает возможность кафедре позиционировать себя в качестве центра профессиональной подготовки специалистов для системы дошкольного образования; инновационно-информационного центра научно-методических исследований и разработок в области психологии и педагогики детства на Юге России.

Наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере дошкольного образования позволяет решать актуальные проблемы подготовки конкурентоспособного, мобильного педагога-профессионала, создает каждому субъекту равные возможности адаптации к требованиям социально-экономических перемен и активного участия в формировании своего будущего и будущего государства. Деятельность в гражданском обществе практически невозможна без успешной профессиональной карьеры, которая составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни. В связи с этим в процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, на кафедре ведется постоянная работа по совершенствованию качества инновационных форм образования (ускоренные формы второго образования, новые формы заочного образования, многоступенчатое образование, дистанционное обучение на основе использования информационных технологий и др.). Однако те знания и навыки, которые студент получает в вузе, вовсе не гарантируют успеха на всю оставшуюся жизнь. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно.

Чтобы поддержать желание самостоятельно учиться, студенту необходимы позитивный учебный опыт, а также практические возможности продолжать обучение. Таким образом, личная мотивация к учению и наличие разнообразных образовательных ресурсов являются

ключевыми факторами непрерывного образования.

К числу образовательных ресурсов мы относим создание условий для активного участия студентов в организации и проведении научных исследований как важнейшего механизма образовательного процесса и эффективного способа стимулирования выбора молодыми людьми научной карьеры; развитие молодежного предпринимательства посредством вовлечения студентов в коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. Это позволит развивать систему образовательных услуг с целью реализации потребностей учащейся молодежи в дальнейшем самостоятельном обучении. Такой подход в полной мере соответствует ключевым идеям стандарта ВПО третьего поколения.

Профессия педагога высшей школы в целом меняет свое изначальное содержание. Он становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником, чья задача - помочь студенту самому сформировать собственное образование и осознать свою личную ответственность за это. Следовательно, и методы обучения как в формальной, так и в неформальной системе образования должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь», который акцентирует внимание не только на постоянстве процесса обучения, но и на разнообразии его форм (формальное, неформальное и информаль-ное), а также напоминает нам о том, что обучение может быть одновременно приятным и полезным и происходить как в образовательном учреждении, так и в семье, на рабочем месте или в клубе по интересам.

Формируя политику в области непрерывного педагогического образования, государство все чаще обращает внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость.

литература

1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (любое изд.).

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы / Утв.

распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. (любое изд.).

3. Райнов Т.И. О типе разностороннего ученого // Вестн Междунар. ин-та им. A. Богданова. 2003. № 1 (13).

Modern tendencies of preschool education specialists training

There are regarded the issues of specialists training for preschool education sphere in the conditions of innovative development of economics, increase of demands of the society for quality education.

Key words: modernization of preschool education, teaching personnel training, innovation techniques, educational resources, continuing education.

М.в. Николаева

(волгоград)

личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: опыт, Проблемы и перспективы

Анализируются изменения в целевом, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе должна стать разработка образовательных стратегий и технологий включения личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов в логику процесса его обучения и воспитания в вузе.

Ключевые слова: личностно-развивающая парадигма обучения, личностно-профессиональное развитие, стратегии обучения, технологии обучения.

Приоритеты развития современного общества требуют пересмотра целей, содержания и технологий высшего профессионального образования с целью воспитания и развития высоконравственного, творческого, компетент-

ного, профессионально-адаптированного и конкурентного специалиста.

Повышенное внимание к профессиональной подготовке учителя начальных классов на современном этапе развития образования обусловлено внедрением в массовую школьную практику новых образовательных стандартов второго поколения общего начального образования. Идеи педагогики развития (А.Г. Асмо-лов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элькониин, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, В.И. Слободчиков) нашли воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Внедрение новых стратегий обучения и воспитания в начальной школе требует, на наш взгляд, большего, чем простое изменение формы урока или использование новых педагогических средств и учебников. Проблема модернизации начального образования тесно связана с вопросом о потенциалах профессионального и личностного развития учителя как участника и организатора личностноразвивающего взаимодействия в социальнообразовательной среде.

В настоящее время возрастает исследовательский интерес к проблеме личностнопрофессионального развития будущего педагога: изучаются условия развития личности студента как субъекта педагогического процесса (Н.М. Борытко, Е.В. Бондарев-ская, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.); исследуются факторы формирования профессиональной идентичности в юношеском возрасте (В.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Т.В. Черникова и др.); актуализируется проблема формирования стиля учебно-профессиональной деятельности студента как фактора его личностнопрофессионального развития (Э.Ф. Зеер).

В работах Н.К. Сергеева отмечается, что педагогический вуз ориентирован на развитие личностного и творческого потенциала каждого студента и «как бы хорошо не была поставлена научно-методическая деятельность

© Николаева М.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.