Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРАГЕНТ / РЕЕСТР ТУРИСТСКИХ АГЕНТСТВ / ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА / TOURISM / TOURIST ACTIVITY / TRAVEL AGENT / REGISTER OF TRAVEL AGENCIES / TRAVEL AGENCY ACTIVITY / TOURIST PRODUCT / ELECTRONIC VOUCHER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шариков В.И.

Рассматриваются современные тенденции организации туристской деятельности в России; анализируется процесс создания федерального реестра туристских агентств, внедрения «электронной путёвки» в туризме, текущего состояния особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN TOURIST ACTIVITIES OF RUSSIA

The article deals with the current trends in organization of tourist activity in Russia. It analyzes the process of creating a Federal register of travel agencies, the launch of E-vouchers in tourism and the current state of special economic zones of tourist and recreational type

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 29

УДК 338.48

В.И. ШАРИКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Рассматриваются современные тенденции организации туристской деятельности в России; анализируется процесс создания федерального реестра туристских агентств, внедрения «электронной путёвки» в туризме, текущего состояния особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, турагент, реестр туристских агентств, турагентская деятельность, туристский продукт, электронная путевка.

The article deals with the current trends in organization of tourist activity in Russia. It analyzes the process of creating a Federal register of travel agencies, the launch of E-vouchers in tourism and the current state of special economic zones of tourist and recreational type.

Key words: tourism, tourist activity, travel agent, register of travel agencies, travel agency activity, tourist product, electronic voucher.

Современные тенденции развития туризма и организации туристской деятельности в России связаны с социально-экономическими процессами, протекающими в нашей стране.

Остановимся на некоторых аспектах организации туристской деятельности, проявившихся с 2014 г., когда наступил экономический кризис, произошло достаточно массовое банкротство турфирм и были введены экономические санкции против нашей страны. С этого момента основная тенденция организации туристской деятельности состоит в приоритетном развитии внутреннего и въездного туризма. В частности, в 2014 г. при Правительстве Российской Федерации был создан Координационный совет по развитию детского туризма, а в 2015 г. - Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма.

В рамках так называемого импор-тозамещения развитие внутреннего и въездного туризма будет способство-

© Шариков В.И., 2019

вать развитию туристско-гостиничной инфраструктуры, проектированию новых туристско-рекреационных программ, повышению уровня занятости населения, увеличению налоговых и иных поступлений в бюджет страны и ее регионов [1].

Кризис, поразивший туристский рынок в 2014 г., выявил проблемы в обеспечении защиты прав туристов. Если для организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, есть единый федеральный реестр туроператоров, то для турагентств такой механизм регулирования турагентской деятельности отсутствовал [5].

У предпринимателей и туристских фирм, работающих на турагентском рынке, по сути, отсутствовала возможность идентифицировать себя на туристском рынке в качестве розничных продавцов турпродукта. На рынке возникли сложности при взаимодействии между туроператорами и турагентами, были созданы предпосылки для появления фирм-однодневок.

Стало очевидно, что рынку нужен новый инструмент учета турагентов. Впервые идея создания реестра туристских агентств на высоком уровне была озвучена 17 августа 2015 г. на заседании президиума Госсовета по развитию туризма в Ялте.

В результате началась работа по решению данного вопроса, в частности, по внесению изменений в действующее отраслевое законодательство. Поэтому была поставлена задача - создать единый федеральный реестр и компенсационный фонд турагентств. Единый федеральный реестр турагентств ведется на базе Ассоциации «Турпомощь» (объединение туроператоров в сфере выездного туризма), так как эта организация взаимодействует с туроператорами, имеет возможность оперативно получать и проверять все сведения о турагентствах, с которыми они работают.

Таким образом, создание федерального реестра туристских агентств позволит решить следующие давно назревшие задачи:

• легализация деятельности турагентств на рынке;

• повышение степени доверия туристов к качеству туристских услуг;

• упорядочение работы турагентств;

• защита интересов туристов.

Теперь туроператоры обязаны предоставлять в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры. Турагент, не имеющий договорных отношений с туроператором, в реестре не отображается.

Для оптимизации процесса по внесению данных в реестр предполагается возможность предоставления таких сведений не только со стороны туроператора, но и турагентской сетью, а также самим турагентом.

Для вступления в реестр туристские агентства должны предоставить следующие сведения:

• полное и сокращенное наименование юридического лица;

• адрес турагента, сведения об учредителях;

• серию, номер и дату выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, ИНН;

• ФИО руководителя;

• адреса структурных подразделений турагента (при наличии);

• сведения о наличии договора (-ов) о реализации туристского продукта с туроператором (-ами), внесенным (-и) в единый федеральный реестр туроператоров;

• адрес официального сайта турагента в интернете [12].

Наряду с реестром турагентств внимания заслуживает еще одна тенденция в организации туристской деятельности, связанная с информационными технологиями в туризме. Речь идёт об информационной системе «Электронная путевка», к открытому тестированию которой Ростуризм приступил в сентябре 2017 г. С января 2019 г. эта система должна стать обязательной для туроператоров.

Механизм работы системы «Электронная путевка» состоит в следующем. Это информационная система, в которой будут отражаться данные о бронировании и оплате пакетного тура с формированием электронной путевки с уникальным номером. Предполагается обязательное подключение туроператоров к данной информационной системе, в которой будут регистрироваться все туры [7].

Предполагается, что внедрение данной системы позволит обеспечить государственное регулирование турист-

ской деятельности, которое позволит решить следующие задачи:

• присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной турпутевке;

• централизованный сбор и хранение данных о продаже турпродукта (пакетного тура) на всей территории России;

• оперативная проверка законности продажи тура;

• формирование статистической отчетности, а также оперативных аналитических отчетов о деятельности и развитии туристской отрасли;

• контроль исполнения финансовых обязательств всеми сторонами, задействованными в приобретении и реализации турпродукта;

• оперативный государственный контроль деятельности участников турист ского рынка.

Таким образом, в результате внедрения электронной путевки туристы смогут отслеживать статус своего тура в режиме онлайн (все этапы оплаты и бронирования авиабилетов и отеля будут доступны в единой информационной системе «Электронная путевка»).

Следует отметить, что в настоящее время при заключении договора о реализации туристского продукта туроператоры и турагенты не обязаны формировать электронную путевку в единой информационной системе электронных путевок.

Вместе с этим, с 1 января 2019 г. вступают в силу поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающие создание системы «Электронная путевка». В ней должны содержаться основные данные о туристе и его путешествии, формируемые на

основании договора о реализации тур-продукта [9].

Перед Правительством РФ поставлена задача по увеличению объема экспорта услуг. Очевидно, что без туризма сделать это будет достаточно трудно. Изменяется структура экономики. Российский туризм вступает в новую стадию своего развития.

Управление туризмом переходит от Министерства культуры Российской Федерации к Министерству экономического развития. Министерству экономического развития передаются функции по выработке и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере туристской деятельности. При этом министерству передаются функции госнадзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» [10].

В текущем году заканчивается действие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Программа реализо-вывалась на принципе государственно-частного партнерства с целью повышения конкурентоспособности российского туристского рынка путем решения трех основных задач: развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем рынках [4].

По итогам реализации данной программы были построены 45 туристских кластеров (28 туристско-рекреацион-ных и 7 автотуристских) в 35 субъектах РФ. На реализацию программы планировалось потратить 131,3 млрд

руб., причем из внебюджетных источников - 96,3 млрд руб., из источников субъектов РФ и местных источников - 10,4 млрд руб., из федерального бюджета - 24,6 млрд руб. [8]. Сейчас мы находимся на этапе разработки новой федеральной целевой программы по развитию въездного и внутреннего туризма.

Также отдельно рассмотрим вопрос об эффективности расходования средств на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ ТРТ). Реальный экономический эффект от функционирования пока так и не достигнут. В настоящее время ОЭЗ ТРТ еще не стали реально действующим инструментом поддержки национальной экономики из-за низкой налоговой отдачи и незначительного количества созданных рабочих мест [3].

В частности, резиденты ОЭЗ ТРТ испытывают объективные трудности в развитии бизнеса, вызванные влиянием следующих факторов:

• общая ситуация в экономике в условиях финансово-экономического кризиса;

• снижение покупательского спроса;

• неотрегулированное законодательство;

• низкое качество управления со стороны региональных властей и самих управляющих компаний в этих зонах.

Все экономические зоны испытывают затруднения с привлечением инвестиций. За последние годы, несмотря на налоговые и инвестиционные льготы, были закрыты следующие ОЭЗ ТРТ: «Остров Русский», «Куршская коса», «Гранд Спа Юца», «Долина Алтая».

В настоящий момент осуществляют деятельность 5 ОЭЗ ТРТ, которые

имеют экономические льготы для привлечения инвесторов при получении статуса резидента:

• «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) - специализируется на развитии гостиничного бизнеса, общественного питания, туристско-экс-курсионного обслуживания, спортивно-оздоровительных услуг;

• «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) - приоритетными направлениями развития являются лечебно-оздоровительный, кру-изный, горнолыжный, экологический, экскурсионный и религиозный туризм;

• «Ворота Байкала» (Иркутская область) - создаётся инфраструктура для развития экскурсионного, лечебно-оздоровительного, экологического, спортивно-приключенческого, круизного и горнолыжного туризма;

• «Завидово» (Тверская область) -развивается прибрежный всесезон-ный курорт и бизнес-парк с наукоемким производством;

• Северокавказский туристский кластер - «Курорты Северного Кавказа». Приоритетными направлениями развития являются лечебно-оздоровительный, экологический, экскурсионный и горнолыжный туризм. Кластер объединяет следующие ОЭЗ ТРТ: «Архыз» (Зелен-чукский район Карачаево-Черкесской Республики), «Ведучи» (Чеченская Республика), «Эльбрус» (Кабардино-Балкарская Республика), «Матлас» (Республика Дагестан), «Армхи» и «Цори» (Республика Ингушетия) [6].

В этих условиях развитие туризма является одним из основных направлений деятельности Правительства Россий-

ской Федерации на период до 2024 г. с целью развития экономики и повышения качества жизни людей [4].

Для улучшения туристской инфраструктуры, повышения качества туристских услуг и продвижения туристского продукта поставлены следующие задачи:

• обеспечение устойчивого функционирования туристских операторов и гарантированной сохранности средств их клиентов;

• создание и развитие сопутствующей туристской инфраструктуры через использование механизмов государственно-частного партнерства, а также через создание условий для реализации частных инфраструктурных проектов;

• создание условий для формирования туристских продуктов, для снятия барьеров, ограничивающих спрос и затрудняющих развитие внутреннего и въездного туризма;

• выработка нового качества управления туризмом путем расширения форм взаимодействия с участника-

ми туристского рынка через поддержку создания и развития отраслевых объединений;

• совершенствование системы мониторинга и статистического учета, усиление мер общественного контроля в туристской отрасли;

• развитие в партнерстве с участниками рынка отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов туристской отрасли;

• обеспечение прироста иностранных туристов, посетивших Российскую Федерацию, в том числе для увеличения объема экспорта услуг категории «поездки» до 15,5 млрд долл. США [11].

Таким образом, рассмотренные тенденции организации туристской деятельности в России показывают, что условиях передачи функций управления и контроля над туристской отраслью от Министерства культуры к Министерству экономического развития туризм может получить новый импульс своего развития.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Агамирова Е.В., Косарева Н.В., Лебедев К.А. Повышение целевой ориентированности в управлении туристскими предприятиями // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 426-429.

2. Ассоциация «Турпомощь» / Основные возможности системы «Электронная путевка». URL: http://www.tourpom.ru/page/elektronnaya-putevka (дата обращения: 24.11.2018).

3. Зоны особых затрат. Счетная палата РФ признала особые экономические зоны неэффективными / Газета.ги. URL: http:// www.gazeta.ru/business/2017/04/10/10619267.shtml (дата обращения: 15.09.2018).

4. Министерство экономического развития Российской Федерации / Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. URL: http://static. government.ru/media/files (дата обращения: 10.11.2018).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2015 г. № 1253 «О Координационном совете по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».

6. Россия. Особые экономические зоны / Туристический тип ОЭЗ. URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 12.11.2018).

7. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) / Электронная путевка. URL: https:// www.russiatourism.ru/operators/elektronnaya-putevka (дата обращения: 24.11.2018).

8. Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (Ростуризм) / Презентация хода реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». URL: Шр://штш.гшз1&ои1Тзт.т/ФЦП^/ (дата обращения: 16.09.2018).

9. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (вред. от 04.06.2018).

10. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2018 № 514 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности».

11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.