Научная статья на тему 'Современные тенденции исследования звучащей речи: интегральный подход'

Современные тенденции исследования звучащей речи: интегральный подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5104
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нетесина М. С.

Статья посвящена вопросам научного исследования звучащей речи. Описаны современные тенденции изучения данного объекта в соответствии с его сложным и динамичным характером. Рассматриваются различные аспекты понятия «звучащая речь» в рамках комплексного, интердисциплинарного подхода к ее изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нетесина М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern directions of oral speech study: complex approach

The article deals with the problems of oral speech scientific study. Modern directions of study are described.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции исследования звучащей речи: интегральный подход»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ:

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

М.С. Нетесина

Кафедра русского языка Московский государственный медико-стоматологический университет Ул. Делегатская, 10, 127473, Москва, Россия

Статья посвящена вопросам научного исследования звучащей речи. Описаны современные тенденции изучения данного объекта в соответствии с его сложным и динамичным характером. Рассматриваются различные аспекты понятия «звучащая речь» в рамках комплексного, интердисциплинарного подхода к ее изучению.

Традиционно звуковая сторона языка и речи изучается в рамках фонетики и рассматривается в четырех аспектах: 1) акустическом (с позиции слушающего), при изучении звуков человеческой речи как разновидности звуков вообще; 2) артикуляционном (с позиции говорящего), при исследовании особенностей образования звуков в произносительном аппарате человека; 3) функциональном (т.е. собственно лингвистическом), при определении функций тех или иных фонетических явлений в системе языка в их отношении к смыслоразличению; 4) перцептивном, при изучении восприятия звуков речи слуховым аппаратом человека. В классической фонетике наиболее важным считается функциональный подход к фонетическим явлениям с учетом их роли в языке, так как он релевантен для изучения структуры языка (работы Л.Р. Зиндера, Р.И. Аванесова, М.В. Панова, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко).

Во второй половине XX века недостаточным оказывается, однако, чисто лингвистический подход к анализу текста. В фонетических исследованиях акцент смещается в сторону изучения говорящего человека. Появляются работы, посвященные исследованию и описанию этого феномена в различных аспектах: «Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения» (Т.Г. Винокур, 2005), «Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения» (Е.А. Земская, 1987), «Психология слушания и говорения» (И.А. Зимняя, 1973), «Проблемы восприятия речи» (A.B. Венцов, В.Б. Касевич, 1994), «Психология речевого общения» (A.A. Леонтьев, 1975), «Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис» (1993), «Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект» (1993), «Логический анализ языка. Язык речевых действий» (1994), «Городская устная речь и задачи её изучения // Разновидности городской устной речи» (Е.А. Земская, 1988), «Живая русская речь с телеэкрана» (O.A. Лаптева, 1990) и др. В методике преподавания неродного языка эта направленность проявляется в главенстве принципа коммуникативности - работы «Учебный принцип активной коммуникативности в обучении русскому языку» (В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, 1982), «К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения» (1981) и др. Начинается изучение звучащей речи на стыке

различных наук, оформляются такие направления, как психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, междисциплинарные науки, в которых различные предметы, сосуществуя на паритетных началах, формируются в самостоятельный и качественно новый предмет изучения.

Известно, что феномен интердисциплинарности - постоянное свойство процесса познания. Генезис наук о человеке интерпретируется как изначальный симбиоз разнонаправленных знаний, что предполагает известное выравнивание слагаемых внутри данных областей [4].

Так, подход к речи как форме деятельности характерен для психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования и отношение речевых действий к другим видам социальной активности человека (работы С.Л. Рубинштейна, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, В.А. Артёмова, И.А. Зимней и др.), для социолингвистики, рассматривающей использование языка в коммуникативных целях и речевое поведение как процесс выбора оптимального варианта для построения социально корректного высказывания (работы

А.Д. Швейцера, Л.Б. Никольского, Ю.Д. Дешериева, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова,

А.Н. Шахнаровича и др.). Нейролингвистика изучает на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком (работы А.Р. Лурии; Е.Н. Винарской; Т.В. Ахутиной; П.К. Анохина и др.).

Сама фонетика конца XX - начала XXI века существенно изменилась. Исследователи отмечают усилившийся интерес к изучению звуковой стороны языка [2, 6, 8, 11]. Авторы учебника «Общая фонетика» С.В. Кодзасов и О.Ф. Кривнова (2001) определяют фонетику как научную дисциплину, занимающуюся изучением звуковой стороны речевой коммуникации. Отмечается, что для современной фонетики характерен выход за пределы исследования смыслоразличительных противопоставлений речевых звуков и нарастание интереса ко всем аспектам звукового поведения - интонации, экспрессивным функциям речи, индивидуальным и социальным особенностям произношения, иностранному акценту в русском языке, причём всё большую роль в исследовании звучащей речи начинает играть интонация. Развивается учение об артикуляционной базе русского языка.

Классификационный подход в лингвистике господствовал до 60-х годов XX века, когда на смену ему стали приходить исследования динамики языкового поведения человека. В научном обиходе утверждается понятие «артикуляционный жест». Слова «динамика», «динамический» приобретают особое значение в противовес «статике» и «статическому». Л.Г. Скалозуб в 1979 г. делает попытку создать принципиально новую единую классификацию гласных и согласных звуков, основанную на знании движения органов речи и закономерностей артикуляторной динамики. Существующие артикуляционные классификации звуков характеризуются исследователем как статические, поскольку основаны на изучении положения произносительных органов, которое они занимают в какой-то один фиксированный момент основной фазы произнесения. В своей «динамической» классификации звуков русского языка при определении природы и функции звуков речи Л.Г. Скалозуб учитывает закономерности артикуляционной динамики согласных и гласных в слогах, прежде всего типы работ, выполняемых языком (модальные признаки: преобладающий тип активности, вид преграды; качественные признаки: активный орган, форма языка, локализация языка). Еще одним существенным отличием

предложенной классификации звуков от предыдущих является учет тенденции позиционных изменений слогов в словах.

С началом компьютерной эпохи начали использоваться методы динамического моделирования языкового поведения человека. На Западе они были связаны с возникновением порождающей грамматики Н. Хомского, в России - с развитием модели «смысл - текст» И.А. Мельчука и его последователей. Оба направления объединяло понимание языка как целостного механизма по производству правильных высказываний. Задачей фонологии и фонетики в такой системе является моделирование процесса, приводящего к построению правильной фонетической характеристики для предложения с заданной семантикограмматической структурой. Складывающаяся в настоящее время интегральная модель звукового поведения человека призвана объединить современные представления о механизмах продукции и восприятия звучащей речи и динамическую модель фонологии [6]. В современной динамической модели по-новому решается традиционная проблема об уровнях представления звуковой оболочки высказывания, в связи с чем встает вопрос об отношении фонетической транскрипции к реальным процессам порождения и интерпретации высказывания.

Известно, что лингвистические признаки звука многокомпонентны с точки зрения моторно-слухового механизма. Словесное выражение признака звука не всегда соответствует артикуляционной и слуховой основе его противопоставления другому звуку, так как в разных фонетических контекстах на первый план в качестве релевантного может выходить то один, то другой фонетический параметр звука. К тому же в существующей транскрипции отсутствует единый принцип фиксации звуковых различий на фонетическом уровне (не отмечается влияние места образования согласных на соседние гласные, проблемна фиксация стилевых особенностей реальной речи). Традиционная транскрипция лишь соответствует грамматическим связям в системе словообразования и характеру системных отношений звуковых единиц, т.е. выражает некоторые статические классификационные значения. Исследователи делают вывод, что функциональный подход классификационной модели и функциональный подход динамической модели разнятся [7, 10].

Исследователями [7, 10] утверждается, что в настоящее время приоритетными направлениями в фонетике становятся естественнонаучные и психологические методы исследования звучащей речи, компьютерное моделирование речи. В подтверждение этому назовем темы всего лишь трех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук, защищенных в последние годы на филологических факультетах разных вузов России, работ, которые отражают названные тенденции: «Автоматическое транскрибирование как способ отображения вариативности речи (моделирование произносительных особенностей на материале русской речи)» (1999); «Параметры эмоционального окрашенной детской звучащей речи (на материале русской и испанской детской речи)» (2000); «Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка)» (2000).

В развитии фонетики принимают участие представители самых разных наук: лингвисты, физиологи, психологи, физики-акустики, специалисты в области компьютерных речевых технологий, инженеры. На международных конгрессах фонетических наук в равной степени представлены результаты исследований во

всех указанных областях (ХШ International Congress of Phonetic Sciences, Stockholm, 1995; XII International Congress of Phonetic Sciences Aix-en-Provanee, 1991; XI International Congress of Phonetic Sciences, 2, August 1-7, Tallinn, 1987; X Всесоюзная акустическая конференция, Москва, 1983; Anthropomorphic Systems of Automatic Speech Recognition and Synthesis: International Symposium, St.-Petersburg, 1993; Montreal Satellite Symposium on Speech Recognition (XII International Congress on Acoustics), Ed. P. Mermelstein, Montreal, 1986; The ESKA Tutorial Day in Speech Synthesis, Autrans, 1990 и др.).

Ученые единодушны во мнении, что только в результате совместных усилий удастся понять сложнейшие механизмы звучащей речи [6, 5, 4]. Дается определение звучащей речи как единого артикуляторно-акустического процесса, порождения говорящим и восприятия слушающим высказывания или последовательности высказываний, имеющих взаимодействующие лексико-грамматические и интонационно-звуковые структуры, которые выражают смысловое и эмоциональностилистическое содержание (из лекционного курса Е.А. Брызгуновой на филологическом факультете МГУ, 1996-1997 гг.).

Такой подход к изучению звуковой стороны речи имеет традиции в русской фонетической науке. Так, з учебнике М.В. Панова «Русская фонетика» (1967) при описании фонетики русского языка привлекаются сведения не только из работ «лингвистов, но и психологов, специалистов по техническим наукам, стиховедов, артистов, методистов в области русского языка, музыковедов, невропатологов, инженеров, сурдопедагогов, преподавателей сценической речи, физиологов, музыкантов, отоларингологов, поэтов, логопедов», так как они «сообщают факты, важные именно для фонетического изучения русского языка» [9, с. 415].

Большинство разделов науки о языке всегда несло на себе печать интердисциплинарного характера: история языка неотделима от истории, культура речи - от культуры общества, фонетика - от физиологии речи и акустики и пр.

Итак, на современном этапе развития наук звучащая речь рассматривается в контексте различных дисциплин. Это связано ещё и с тем, что возникла необходимость дать теоретическое осмысление ряду практических задач в области звучащей речи. Среди этих задач можно условно выделить четыре группы.

1. Задачи обучения: преподавание родного и неродного языка, речевое воспитание дошкольников; вопросы логопедии (работы И.А. Зимней, В.Г. Костомарова, Е.И. Пассова, Т.М. Балыхиной, Л.П. Клобуковой, С.С. Хромова, И.К. Гапочки, Т.В. Шустиковой, Е.А. Брызгуновой, С.Г. Тер-Минасовой, В.В. Кулешова и др.).

2. Собственно лингвистические задачи: описание современного состояния русской речи, звучащей с телеэкрана, по радио, проблемы речевого воздействия в средствах массовой информации, изучение нормы (работы Е.А. Брызгуновой, О.Б. Сиротининой, O.A. Лаптевой, Е.А. Земской, М.Р. Проскурякова, ПА. Скрелина, Е.Н. Геккиной и др.).

3. Задачи, связанные с потребностями медицины (работы А.Р. Лурии, Е.Н. Винарской, З.В. Лудилиной, М.Е. Хватцева, С.Н. Бармашова, И.Ю. Лебеденко, В.В. Агапова и др.). Так, вопросы клиники центрально-мозговых речевых нарушений требуют исследования звукового строя русского языка и звучащей речи в целях нахождения путей для обучения речи людей с поражённым слухом и

некоторыми заболеваниями мозга. Используются специальные речевые фонетические тесты при диагностике некоторых заболеваний. В судебной психологии и криминалистике происходит опознание людей по особенностям их речи. Стоматологи, добиваясь быстрой и полной социальной адаптации пациентов, перенёсших операции в челюстно-лицевой области и получивших зубные протезы разной сложности, вынуждены оценивать фонетические качества протезов и качество звучащей речи пациентов. Для этого привлекаются лингвистические знания и составленные экспертами-филологами тесты.

4. Задачи математическо-технического характера. Математики занимаются исследованиями и логическим описанием голоса и речи, так как их решение необходимо для обеспечения общения человека с машиной при помощи звучащей речи (проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ). Инженеры-связисты, акустики исследуют звуки речи и используют речевые тесты для того, чтобы наилучшим образом передавать их по каналам связи, чтобы создать наиболее благоприятные условия для восприятия речи по телефону, по радио (работы Н.Б. Покровского, Л.В. Златоустовой, С.В. Кодзасова, О.Ф. Кривновой,

В.Г. Михайлова, В. Атала, В.В. Зу, Б.М. Лобанова, Б.В. Панченко, Д. Клэтта,

В.И. Галунова, В.Д. Родионова и др.).

В разных областях исследования раскрываются различные аспекты понятия «звучащая речь». Таким образом, звучащая речь как объект научного исследования имеет сложный и динамичный характер и требует комплексного, интегрального подхода: изучения широкого круга проблем, работ в области лингвистики, психолингвистики, преподавания языка, физиологии, техники, медицины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного). - М., 2004.

2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977.

3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М., 1977.

4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М., 2005.

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы. - М., 1978.

6. Кодзасов С.В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. — М., 2001.

7. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф.Фонетика и модели речевой деятельности // Прикладные аспекты лингвистики. - М., 1989.

8. Кулешов В.В., Мишин A.B. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языка и фонетическая интерференция. - М., 1987.

9. Панов М.В. Русская фонетика. — М., 1967.

10. Скалозуб Л.Г. Динамика словообразования по данным кинорентгенографирования. - Киев, 1979.

11. Тер-Минасова С.Г. Сопоставительная лингвистика и проблемы преподавания иностранных. - М., 1994.

MODERN DIRECTIONS OF ORAL SPEECH STUDY: COMPLEX APPROACH

M.S. Netesina

Department of Russian Language Moscow State Medical-dentist University Delegatskaya str., 10, 127473, Moscow, Russia

The article deals with the problems of oral speech scientific study. Modem directions of study are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.