Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / УЗЛЫ / СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ГРУЗОПОТОКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эгамов К.Д.

Транспортные узлы и дорожная сеть являются основными элементами территориальной структуры транспортной системы. Эти элементы являются взаимосвязанными транспортно-географическими связями, и их изучение является важной географической задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN RESEARCH GEOGRAPHY OF TRANSPORT

Transport nodes and the road network are the main elements of the territorial structure of the transport system. These elements are interconnected transport-geographic links, and their study is an important geographical task.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ТРАНСПОРТА»

Эгамов К. Д. студент 1 курса магистратуры специальность «География» Ургенчский государственный университет Республика Узбекистан, г. Ургенч

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

ТРАНСПОРТА

Аннотация: Транспортные узлы и дорожная сеть являются основными элементами территориальной структуры транспортной системы. Эти элементы являются взаимосвязанными транспортно-географическими связями, и их изучение является важной географической задачей.

Ключевые слова: транспорт, узлы, система, транспортно-географическое положение, грузопотоки, транспортные узлы.

Egamov K.J. 1st year graduate student majoring in Geography Urgench State University Republic of Uzbekistan, Urgench

MODERN TRENDS IN RESEARCH GEOGRAPHY OF TRANSPORT

Abstract: Transport nodes and the road network are the main elements of the territorial structure of the transport system. These elements are interconnected transport-geographic links, and their study is an important geographical task.

Key words: transport, nodes, system, transport and geographical location, cargo flows, transport nodes.

Транспортная система региона включает в себя линейную и узловую инфраструктуру (дороги, транспортные пути, сеть этих путей; транспортные узлы и центры, транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки). Эти элементы являются взаимосвязанными транспортно-географическими связями, и их изучение является важной географической задачей. Транспортные узлы и дорожная сеть являются основными элементами территориальной структуры транспортной системы [1].

В результате современного технического прогресса в транспортной системе происходят следующие процессы: 1) расширение транспортной сети по всему миру и охват даже самых отдаленных районов; 2) снижение

скорости и времени сообщения в грузовых и пассажирских перевозках, что приводит к консолидации мирового экономического и культурного пространства; 3) очень неравномерное распределение и расположение транспортной сети независимо от технического прогресса.

В то же время методы определения протяженности и плотности линий связи очень сложны и трудоемки. Тот факт, что подобные исследования практически отсутствуют в Узбекистане, усложняет выполнение поставленных задач. Имеются объективные проблемы в оценке уровня развития существующей инфраструктуры географически, и при оценке необходимо установить транспортную обеспеченность регионов путем формирования сложных транспортно-экономических балансов, с учетом гармоничного развития всех отраслей и регионов. Поэтому важно рассмотреть направления и подходы, которые широко используются при изучении географии транспорта, адаптировать их к условиям Узбекистана.

Однако разные ученые по-разному трактуют функциональную функцию транспорта. К их числу относится трактовка, данная Г. А. Гольцем, согласно которой «роль транспорта состоит не в том, чтобы территориально изменить размещение населения и производства, а в том, чтобы территориально их объединить» [2]. Следует отметить, что региональные особенности в транспортной географии имеют большее значение, чем в других отраслях. Одной из важнейших особенностей является то, что ее объекты имеют пространственно-сетевую характеристику, взаимосвязанную с территорией, производством и размещением населения. Густота сети и мощность транспортных потоков в определенной мере отражают концентрацию производства, уровень освоения региона, его потенциал, уровень социально-экономического развития региона.

Исходя из вышеизложенных соображений, основными задачами развития транспортной системы с учетом региональных и других факторов являются:

- постепенное и сбалансированное развитие национальной транспортной системы;

- эффективное использование транзитного потенциала страны;

-расширение крупных транспортных узлов и дорог, комплексное

формирование крупных транспортных узлов, через которые проходят основные грузопотоки;

- улучшение состояния всех дорог в соответствии с международными стандартами;

- формирование системы интегрированных транспортно-логистических центров в стране и в регионах.

Развитие транспортной инфраструктуры должно основываться на следующих принципах:

-соответствие программам и перспективам социально -экономического развития страны и регионов;

- дифференциальный подход к развитию и модернизации транспортной инфраструктуры;

- максимальное использование всех помещений и коммуникаций при осуществлении внутреннего и внешнего транзита;

-координированное развитие различных видов транспорта.

При развитии транспортной инфраструктуры, безусловно, необходимо изучение ее региональных особенностей. Важнейшими элементами транспортной системы являются транспортная сеть и транспортные потоки, представляющие собой сумму всех путей сообщения, соединяющих населенные пункты в регионах. Для него характерны следующие понятия и показатели:

Транспортный поток (грузопассажирский поток) — это перемещение большого объема грузов и пассажиров из одного места в другое по дороге или маршруту с использованием транспортных средств. Основные характеристики транспортного потока: направление, объем (количество), интенсивность (количество грузов и пассажиров в единицу времени), стабильность или нестабильность, сезонность и др. При исследовании транспортных потоков используются балансовый метод, линейные и нелинейные приложения, транспортные вопросы. Транспортные потоки более интенсивны в крупных городах, чем в относительно небольших, при этом интенсивность выше на коротких дистанциях и ниже на дальних [3].

Транспортный узел - место объединения одного или нескольких видов транспорта, пересечения транспортных путей (не менее трех), разгрузки и перегрузки, пересадки пассажиров, сортировки транспортных средств с большим объемом грузопассажирооборота, видов транспорта узел - железная дорога, автомобильные дороги, воздушные узлы и т.д. По сочетанию видов транспорта делятся на транспортные узлы и комплексные узлы (к ним относится большинство видов транспорта водно-сухопутный, сухопутный, воздушно-сухопутный) [4].

По мнению известного ученого Н. Н. Баранского, транспортная сеть — транспортные узлы, центры и дорожная сеть определенной местности с экономико-географической точки зрения — составляет основу всего этого, она обеспечивает форму местности, объединяет определенную область [5].

На расположение дорог и транспортных сетей влияют различные факторы:

- природные условия (рельеф, климат, объекты гидрографии, почвенный покров);

- уровень социально-экономического развития региона;

- размещение и культура населения, проживающего и развивающегося на данной территории;

- политико-географические особенности;

- основные транспортные потоки и их направления;

- конфигурация транспортной сети;

- характеристики пространства, обслуживаемого транспортной сетью (анизотропия и изотропия, форма и размер площади, разнообразие уровня пространства, тип соседства).

Существует несколько подходов к изучению транспортных сетей и транспортных отношений. Они изучают уровень взаимодействия и транспортную доступность различных видов транспорта на заданной территории [6].

Выводы и предложения

1. Результаты изучения современных особенностей и тенденций территориальной организации транспортной системы показывают, что в территориальной организации транспортной системы усиливаются процессы социализации (повышение мобильности и пассажиропотока). В то же время расширяется влияние транспортно-географических споров, очень велико влияние социально-экономических факторов на территориальную организацию транспортной системы.

2. Результаты изучения научно-практических основ и подходов к экономико-географическим аспектам транспортной системы показывают, что сегодня территориальная организация транспортной системы отражает содержание процессов социально-экономического развития регионов. Однако существуют разные подходы к изучению этих процессов, и необходимо усиление математических и картографических подходов в исследовании совершенствования регионального состава транспортной системы.

Использованные источники:

1.Семина И.А., Носонов А.М., Логинова Н.Н. и др. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона: монография / Под. ред. А.М.Носонова, И.А.Семиной. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2014. - С.228.

2.Гольц Г.А. Транспорт и расселение / Г.А. Гольц. - М.: Наука, 1981. - С.31.

3.Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. - Смоленск-Москва, Универсум, 2005. С.384

4.Трофименко Ю.В., Якимов М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов.— Москва: Логос, 2013.— С.18.

5.Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1956.-С.168.

б.Чибряков Я.Ю. Картографический метод исследования обеспечнности террриторий транспортной сетью// Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъёмка, №3, 2012, - С.65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.