Научная статья на тему 'Современные тенденции интернационализации высшего образования'

Современные тенденции интернационализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И СТУДЕНТОВ / INTERNATIONALIZATION / TRANS-BORDER EDUCATION / MOBILE CHARACTER OF EDUCATIONAL PROGRAMS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулкеримов И. З., Павлюченко Е. И., Эсетова А. М.

В статье раскрыта сущность интернационализации высшего образования. Дана характеристика основных форм и преимуществ развития трансграничного образования. Доказана необходимость мобильности образовательных услуг в условиях реформирования системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулкеримов И. З., Павлюченко Е. И., Эсетова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary tendencies of internationalization in higher education

The article focuses on the internationalization of higher education, describes the major forms and advantages of trans-border education, and emphasizes the mobile character of educational services in the context of reforming of the higher education system.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции интернационализации высшего образования»

Таблица 3

Схема взаимодействия экспертов, работающих в области обеспечения качества образовательных услуг

с экспертами в области признания квалификаций

Направление оценки Оценка качества реализации образовательных программ и подготовки специалистов по отраслям народного хозяйства Оценка соответствия ООП стандартам общественно-профессиональной аккредитации, гармонизированным с европейскими стандартами качества образования ESG-ENQA*

Аккредитационное агентство Распространение информации, разъяснение и комментарии нормативных документов в области оценки качества профессионального образования; организационно-методическое обеспечение оценки; рассматривает и утверждает стандарты и критерии аккредитации Выдача свидетельство об аккредитации и соответствии квалификации развития международного сотрудничества в сфере гарантии качества образования.

Аккредитационный совет УМО Принимает и рассматривает заявления учреждений высшего и среднего профессионального образования на аккредитацию их образовательных программ профессионального образования; Рассматривает и утверждает заключения экспертных комиссий по аккредитации образовательных программ профессионального образования Выбор оцениваемых показателей; анализ представленной информации и подготовка материалов для принятия решения по аккредитации образовательной программы Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательных программ, прошедших экспертизу; Рекомендует в состав экспертных комиссий представителей членов УМО в качестве председателей комиссий и экспертов

Гильдия экспертов Организация и проведение экспертизы Определение параметров оценки. формирование экспертной комиссии Участие в разработке методологии и методики оценки качества профессионального образования; объединение экспертов в единую профессиональную организацию

Экспертная комиссия Экспертиза качества образовательных услуг Запрашивает и получает необходимые материалы, документы, сведения, относящиеся к аккредитации образовательной программы, высказывает и обосновывает мнение по оценке образовательной программы, участвует в обсуждении заключения по внешней экспертизе в процессе аккредитации Анализирует функции квалификации в национальной структуре и дает характеристику национальной системы образования, в рамках которой был присвоена данная квалификация.

Экспертиза признания квалификации Оценка соответствия квалификации, учебной нагрузке, содержанию учебной программы, полученной владельцем квалификации Предоставление профессиональных прав владельцу квалификаций, таких, как вступление в профессию, подлежащую обязательной регламентации и регулированию, выдача лицензии на открытие частной практики или права на определенный профессиональный статус или должность.

* Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area

опытом в сфере образования). Ключевой момент заключается в различных возможностях стран реагировать на процесс глобализации, «стирание» национальных границ и необходимость вхождения в мировое экономическое пространство. Многие страны по разным причинам (низкий уровень или переходный этап экономического развития, отсутствие политической стабильности, информационная изоляция, низкие технологические возможности и т.д. и связанный с этими факторами низкий уровень образованности населения) оказались на периферии глобальных тенденций.

Кроме того, на пути интернационализации образования существуют и другие препятствия, затрудняющие адаптацию уже имеющихся или разработку собственных стратегий интернационализации, а именно: наличие культурных барьеров; отсутствие (или ограниченность) четкого законодательства в отношении предоставления трансграничного образования и оценки его качества; отсутствие (в настоящий момент) критериев сравнимости систем и программ высшего образования.

На наш взгляд, к числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.

Интернационализация высшего образования и, в частности, мобильности студентов и трансграничная деятельность вузов дают экономическую выгоду, связанную с рыночной стоимостью предоставления услуг на международном образовательном рынке. Политика по вопросу платы за обучение является ключевым элементом общего воздействия интернационализации на торговый баланс. Фактически, ряд стран сделали между-

народное образование существенной частью своих стратегий социально-экономического развития, а взимание полной платы за обучение иностранных студентов используется как источник получения дохода. Однако рыночная стоимость интернационализации выходит за рамки доходов от платы за обучение, которые вместе с наличием сопутствующих расходов, связанных с пребыванием иностранных студентов в стране и составляющих существенный вклад в национальную экономику принимающей страны, можно рассматривать как преимущества краткосрочного характера. Существуют также преимущества долгосрочного характера, выражающиеся в появлении новых рабочих мест, развитии инфраструктуры и потенциала системы образования.

В последнее десятилетие появились новые формы трансграничного высшего образования. Они включают не только международную мобильность студентов, но также мобильность образовательных программ и образовательных институтов [4].

Такое развитие событий явилось следствием действия четырех различных, но не исключающих друг друга подходов: согласованный подход, миграция квалифицированной рабочей силы, получение дохода, расширение возможностей, которые определяют стратегические направления интернационализации высшего образования с учетом экспортно-импортной составляющей, а также роли экономических аспектов. Каждая страна разрабатывает стратегию интернационализации высшего образования исходя из собственных экономических и политических возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, историю и культуру, качество и отличительные особенности своей системы высшего образования, роль языка своей страны в мире, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.

Большой интерес для детального исследования представляет наличие геополитических аспектов в стратегиях

интернационализации стран. Большинство стран вполне конкретно определяет не только географию приложения усилий в развитии экспорта образовательных услуг, но и указывает структуры, посредством которых планируется реализация этих замыслов.

Таким образом, интернационализация образования все в большем числе стран становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение конкретных национальных, политических, социальных и экономических проблем.

Литература

1. Абдулкеримов И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 2 (28). — С. 286-292.

2. Абдулкеримов И.З., Эсетова А.М. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования // Вестник Дагестанского государственного технического университета: Технические науки. — № 4 (19). — 2010. — С. 115-119.

3. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2015 года http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-dokumenty/r9g.htm Дата обращения 27.09.12.

4. Сутырин С.Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: Доклады участников междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Н.П. Кузнецовой, С.Ф. Сутырина. — СПб: ОЦЭиМ, 2003.

5. Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях. Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. Экономика. — 2008. — № 3 (22). — С. 337-340.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУдЕНТОВ

к научно-педагогической деятельности в вузе

С.Д. Резник,

директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Д.В. Устинова,

аспирант кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

dasha_ustinova89@mail.ru

В статье качество образовательного процесса рассматривается как основное условие формирования устойчивой мотивации студентов к научно-педагогической деятельности в вузе. Предложена модель образовательного процесса, его организационные формы, определено значение научно-исследовательской работы студентов в процессе их подготовки к аспирантуре и будущей научно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: студент, аспирант, научно-исследовательская работа, научно-педагогическая деятельность, образовательный процесс, самостоятельная работа.

УДК 378.14 ББК 74.58

Сегодня, когда российская наука и высшая школа переживают не лучшие времена, аспирантура, возрастающая в количественном отношении, не может обеспечить качественное воспроизводство кадрового потенциала российского научного сообщества. Согласно последним данным, численность учёных в России неуклонно сокращается [9, с. 403]. Доля студентов, ориентированных на науку и желающих продолжить обучение в аспирантуре составляет лишь 10% [5, с. 63]. Однако, отрадно отметить, что это лучшие в учебе и по результатам своих научно-исследовательских работ студенты.

Доминирующая роль интеллектуального капитала в условиях формирующейся инновационной экономики резко повышает значение послевузовского образования, подготовки молодых кадров, способных ответить на запросы нового времени.

Эффективность обучения в аспирантуре во многом обусловлено базовой подготовкой в студенческие годы, теоретическим и методологическим уровнем преподавания, приобщением к опытным научным исследованиям, способностью выверять теорию практикой.

В рамках проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства, проведено исследование, основная

цель которого, повышение результативности формирования и подготовки аспирантского корпуса к самостоятельной научной и педагогической деятельности в вузах России на основе разработки теоретических, научно-методических положений и практических рекомендаций по управлению отбором и продвижением студентов в аспирантуру высшего учебного заведения.

Процесс профессиональной подготовки будущих научно-педагогических кадров в вузе можно представить как педагогическую систему, основными компонентами которой являются обучение и воспитание студентов, важнейшей же составляющей, обеспечивающей профессиональное образование студентов, выступает процесс обучения.

Арыдин В.М., Атанова Г.А. трактуют процесс обучения как специальную форму передачи и усвоения общественно-исторического опыта, приобретенного людьми на протяжении веков и выраженного в виде системы научных знаний, суждений, правил и др. [1, с. 8].

Обучение, согласно коммуникативной точке зрения, представляет собой передачу в процессе общения знаний и опыта между теми, кто ими обладает и теми, кто их приобретает. Де-ятельностностный подход определяет обучение как взаимосвязанную деятельность педагогов и учащихся, направленную на реализацию ведущих функций образования. Обучение, с точки зрения теории управления, это организация педагогом познава-

тельной деятельности учащихся. Все это позволяет определить обучение как организацию педагогом активной мыслительной деятельности учащихся, направленной на решение новых познавательных задач. Решение последних выступает как средство реализации основных образовательных функций и не является самоцелью обучения.

На основе обобщения теоретических взглядов на образовательный процесс Никитиной Н.Н., Железняковой О.М., Петухова М.А. [6], Татура Ю.Г. [10], Игнатьевой Е.Ю. [3] нами представлена модель образовательного процесса (рис. 1).

На входе в данной модели абитуриент, обладающий знаниями, умениями, навыками, компетенциями, личными качествами, на выходе — выпускник, имеющий приращенные знания, умения, навыки, компетенции, способности, компетентность, а также в позитивное развитие личностных качеств.

На образовательный процесс оказывают влияние реализация законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», потребности личности, работодателей, общества, государства, разнообразные тенденции в высшем образовании и концепции, реагирующие на них ресурсы, инновационно-образовательная среда, предприятия, организации. Перечисленные элементы связаны в единое целое, но каждый имеет свое предназначение в осуществлении образовательного процесса.

Рассмотрим основные структурные компоненты образовательного процесса.

Личностный представляет собой совокупный субъект процесса обучения — педагог и студент. Каждый субъект процесса обучения имеет свои личные цели. Эффективно организованный процесс обучения предполагает как наличие педагогического мастерства преподавателя, так и мотивацию, потребности и интересы студентов, а также их исходный уровень готовности.

Целевой компонент включает в себя цели обучения, которые задаются требованиями к личности и деятельности специалиста. Более конкретно цели формулируются в зависимости от возможностей, потребностей и интересов студентов, содержанием изучаемых дисциплин.

Информация, усвоенная студентами в процессе реализации целей обучения, образует содержательный компонент. При

этом содержание обучения определяется государственным стандартом, который является основой для учебных планы и программ.

Операционно-деятельностный компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения).

Условия, без которых невозможно эффективное осуществление процесса обучения, называются дидактическими (организационные, материальные и психологические). Организационные условия определяются требованиями самого процесса обучения, общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся. Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя, пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие [6, с. 146].

Еще один компонент процесса обучения — контрольно-регулировочный, назначение которого основано на необходимости обратной связи, что позволяет определить эффективность учебного процесса и при необходимости осуществить коррекцию.

Оценить результативность процесса обучения возможно только при сопоставлении целей обучения с достигнутыми итогами. Любой цикл обучения завершается анализом его результатов и постановкой целей и задач на новый этап обучения. Поэтому суть оценочно-результативного компонента заключается в анализе и оценке деятельности студентов и преподавателей.

Эффективность процесса обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используется успешность обучения и академическая успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень

Рис. 1. Модель образовательного процесса в вузе

обученности и обучаемости. В качестве внешних выступают степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, темпы роста процесса самообразования, уровень образованности, готовность повысить свое образование [2, с. 167].

Образовательный процесс в высшей школе реализуется через конкретные формы его организации. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм образовательного процесса, а именно лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы, курсовые и дипломные (выпускные квалификационные работы) работы (проекты), консультации, индивидуальные занятия, производственная практика, коллоквиумы. Их реализация способствует овладению научной информацией, формированию научно-исследовательских и педагогических умений и навыков, а также становлению личности будущего научно-педагогического работника.

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм образовательного процесса и является существенной его частью, ведь соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Под самостоятельной работой нами понимается специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе. В связи с этим самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

По мнению зарубежных исследователей [11, 12], от того в какие виды деятельности и каким образом студент был включен во время учебы в университете, насколько заинтересованно он учился, как относился к учебе и сколько времени уделял разным видам университетской деятельности зависят качество и результат обучения студентов.

Одним из основных моментов в данной конструкции является участие студентов в исследовательской деятельности. С одной стороны, в качестве показателя успешности студентов рассматриваются факторы, которые не относятся непосредственно к студентам (содержание курсов, профессионализм преподавателей, материально-техническое обеспечение и т.д.), здесь студент рассматривается как пассивный участник внешних воздействий. С другой стороны, студент может выступать активным участником образовательного процесса, реагирующего на влияние университета. По словам Вольф-Венделя и его соавторов, концепция вовлеченности студентов в учебный процесс представляет собой два ключевых компонента [13, с. 412]. Во-первых, это количество времени и усилий, затраченных на учебу и другие виды деятельности, которые приводят к накоплению опыта и достижению результатов, определяющих успешность студента. Во-вторых, так как высшее учебное заведение распределяет человеческие и другие ресурсы, то именно оно может оказать содействие в поощрении студентов к участию в исследовательской деятельности. Ведь у студентов, участвовавших в исследовательских проектах и имеющих значительный опыт, больше шансов на успех, как в вузе, так и во взрослой жизни. Они испытывают гордость не только при получении высоких оценок как формальных индикаторов успеха, но и при понимании материала и использовании его на практике и в жизни. Одним из средств повышения результативности обучения студентов является привлечение их к участию в различных сферах деятельности в вузе. Именно вуз во многом ответствен за результат обучения своих студентов и является ключевым элементом в формировании их заинтересованности заниматься научно-исследовательской деятельностью [4, с. 15].

Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки студентов. Они приобретают умения, необходимые для решения как практичес-

ких, так и исследовательских задач. Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в вузе и входит в число основных задач, решаемых на базе единства учебного и научного процесса.

В организации, обеспечении и ведении системы НИРС вуза принимают участие большая часть его студентов, профессорско-преподавательского, научного, а также административно-управленческого и обслуживающего персонала. Их деятельность оказывает влияние на успешную реализацию задач НИРС во всех формах ее проведения на всех стадиях обучения студентов в вузе [8, с. 80].

Наиболее результативными организационными формами НИРС в вузе являются:

• учебно-исследовательская работа по учебным планам;

• включение элементов НИР в учебные занятия;

• дипломные и выпускные квалификационные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;

• индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, участие в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;

• студенческие научные кружки, в которых студенты закрепляют теоретические знания, пишут работы, выступают с докладами;

• студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;

• привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т.д.);

• подготовка студенческих публикаций;

• участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции;

• участие в проведении диссертационных исследований аспирантов;

• участие в проводимых вузом экспериментах;

• участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (кафедральные, факультетские, городские, региональные, общероссийские, международные): научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры-конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;

• организация специальных факультативов, курсов, программ, проведение занятий, семинаров с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;

• привлечение профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников к осуществлению научного руководства студентами;

• чтение лекций, занятий, курсов, индивидуальная работа по основам организации и методике научных исследований с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем привития им умений, навыков выполнения НИР, ознакомления с методами НИР, необходимыми будущему ученому;

• ознакомление студентов с российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов;

• освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации;

• привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.

Помимо перечисленных выше позиций, примером, активной работы в данном направлении является реализуемый на базе Пензенского ГУАС в Институте экономики и менеджмента педагогический проект, получивший образное название «Институт студенческих лидеров» (ИСЛ) — важная часть внеаудиторной работы студентов. В рамках ИСЛ осуществляет свою деятельность СУНПО «Менеджер» — фирма, основной целью которой является дополнение студентами теоретических знаний в сфере менеджмента навыками и опытом решения практических задач в реальных проектах. Студенты привлекаются к научно-производственной и научно-исследовательской деятельности: проведение социологических исследований, разработка компьютерного обеспечения и оформление документов, форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.