Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕПРЕРЫВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / ИКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салиева Заррина Илхомовна

В данной статье рассматривается роль обучения иностранному языку посредством новых методик обучения говорению в системе непрерывного образования РУз. Автором рассмотрены новые инновационные методы обучения устному английскому языку. В статье отмечается важность использования ИКТ на всех этапах обучения, также подчеркивается роль положительного эффекта при преодолении психологического барьера в общении на иностранном языке. Предлагаются некоторые рекомендации для дальнейшего совершенствования обучения иностранным языкам посредством ИКТ на каждом этапе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The given article examines the role of teaching a foreign language through ICT in the system of lifelong education in Uzbekistan. The article notes the importance of using ICT at all stages of education, and also emphasizes the role of a positive effect in overcoming the psychological barrier in communicating in a foreign language. In the current methodology of teaching foreign languages to achieve these goals, such new information and communication technologies are used: a computer, the Internet, video and audio materials. Some recommendations are proposed for further improving to the teaching of foreign languages through ICT at each stage of education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Салиева З.И. Email: Salieva6104@scientifictext.ru

Салиева Заррина Илхомовна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и практики перевода, Самаркандский государственный институт иностранных языков, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается роль обучения иностранному языку посредством новых методик обучения говорению в системе непрерывного образования РУз. Автором рассмотрены новые инновационные методы обучения устному английскому языку. В статье отмечается важность использования ИКТ на всех этапах обучения, также подчеркивается роль положительного эффекта при преодолении психологического барьера в общении на иностранном языке. Предлагаются некоторые рекомендации для дальнейшего совершенствования обучения иностранным языкам посредством ИКТ на каждом этапе образования. Ключевые слова: иностранный язык, непрерывность в обучении, ИКТ, эффективность.

MODERN TRENDS IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Salieva Z.I

Salieva Zarrina Ilkhomovna - Candidate of Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF THEORY AND PRACTICE OF TRANSLATION, SAMARKAND STATE INSTITUTE OF FOREIGN LANGUAGES, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the given article examines the role of teaching a foreign language through ICT in the system of lifelong education in Uzbekistan. The article notes the importance of using ICT at all stages of education, and also emphasizes the role of a positive effect in overcoming the psychological barrier in communicating in a foreign language. In the current methodology of teaching foreign languages to achieve these goals, such new information and communication technologies are used: a computer, the Internet, video and audio materials. Some recommendations are proposed for further improving to the teaching of foreign languages through ICT at each stage of education. Keywords: foreign language, lifelong education, ICT, efficiency.

УДК 811.11-112

В современном Узбекистане в системе высшего и среднего образования наравне с новыми методами обучения иностранным языкам (далее ИЯ) используются информационно-коммуникативные технологии, целью которого является приобретение коммуникативной компетенции. Развитие коммуникативной компетенции позволяет учащимся формировать языковые, речевые умения и навыки, которые дают возможность соответствовать нужному уровню владения ИЯ (по шкале CEFR) на каждом этапе обучения и дают возможность использовать ИЯ для удовлетворения профессиональных потребностей, взаимопонимания с носителями языка, дальнейшего самообразования и др. Практика преподавания показывает, что в обучении языку целесообразно создавать реальные и воображаемые ситуации при помощи разных приемов, которые помогут каждому овладеть знаниями и навыками коммуникативной компетенции. При этом каждый учащийся должен получать наглядное представление о традициях, культуре, жизни и реалиях обучаемого языка.

В нынешней методике преподавания иностранных языков для достижения этих целей используются такие новые информационно-коммуникативные технологии как компьютер, интернет, видео- и аудиоматериалы. Многие специалисты утверждают, что новые информационно-коммуникативные технологии позволяют расширить рамки занятия, делают его интересным и насыщенным, что, несомненно, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка [2, 3, 6, 7]. Кроме вышеупомянутых критериев в изучении ИЯ важную роль имеет также фактор непрерывности обучения. Целью данной статьи является рассмотрение роли ИКТ в изучении иностранных языков в системе непрерывного образования РУз. Также предлагаются некоторые рекомендации для дальнейшего совершенствования обучения иностранных языков посредством ИКТ на каждом этапе образования.

В современной методике преподавании ИЯ большое распространение получили использование информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность знаний компьютерной техники и систем связи, предназначенных для поиска, накопления, обработки и эффективного внедрения знаний в производство, управление и др. сферы жизни общества [5]. Использование ИКТ на уроках иностранного языка на всех уровнях образования позволяет учащимся в яркой и интересной форме овладеть всеми речевыми навыками языка: чтением, письмом, говорением и аудированием.

Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение личного педагогического опыта показали, что использование ИКТ (под которыми мы понимаем формы и методы, которые активируют умственную и самостоятельную работу учащихся, поддерживают внимание и развивают речь) на уроках представляется перспективным, Они:

• повышают качество наглядности, для достижения естественной среды изучаемого языка;

• улучшают эффективность и качество в обучении языкового и речевого навыков;

• активизируют мотивацию учащихся;

• усиливают самостоятельную активность учащихся;

• повышают творческие способности учащихся;

• реализуют индивидуальный подход к каждому ученику и др.

Основными материалами ИКТ являются компьютер, аудио и видеоматериалы -мультипликационные, художественные, документальные и научно-популярные фильмы, позволяющие с психологической точки зрения получать основной объем информации об окружающем мире (через органы зрения и слуха), интернет ресурсы и др. Все вышесказанное свидетельствует о важности использования ИКТ на уроках иностранного языка и необходимости его приминения в системе непрерывного образования РУз.

В силу проводимых реформ обучения английского языка в республике, хотелось бы раскрыть для начала понятие непрерывного образования, которое является ключевым фактором в изучении ИЯ. Как отмечают многие исследователи-методисты, одним из основных критериев в обучении ИЯ является создание иноязычной среды. Наши наблюдения и анализ литературы показали, что для достижения этой цели необходимо, чтобы обучающиеся изучали иностранный язык на протяжении всей своей жизни (Lifelong learning), т.е. непрерывно. Понятие «непрерывного обучения» на сегодняшний день не имеет однозначного определения. Оно является утвердившейся реалией, которая предусматривает «улучшение сложившейся образовательной практики» [4, с. 29]. Многие исследователи отмечают, что данное понятие появилось в 1968 году в документах ЮНЕСКО, предоставленное П. Ленграндом как концепция Lifelong learning(LLL). В центре внимания данной гуманистической концепции находится человек, которому необходимо создание всех условий для полного развития на протяжении всей его жизни.

Непрерывность в обучении — это возможность получения знаний и профессиональных навыков, умений поэтапно на протяжении всей жизни, которое обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний. Данная программа считается эффективной и нацелена на создание необходимых условий для формирования творческих, социально активных и духовно богатых кадров [7, с. 23].

Несомненно, роль использования ИКТ на всех этапах обучения очень важна и востребована. Применение ИКТ существенно оказывает положительный эффект при преодолении психологического барьера в общении на иностранном языке. Влияет на деятельность как учащихся, так и преподавателей, и в значительной мере улучшает организацию учебного процесса.

Суммируя и перечисляя все преимущества использования ИКТ, хотелось бы поделиться некоторыми рекомендациями для дальнейшего совершенствования обучения иностранным языкам посредством ИКТ на каждом этапе образования:

- обучение ИЯ должно осуществляться в непрерывности и на каждом уровне обучения предпочтительно внедрение ИКТ, в соответствии с ГОС;

- учебные учреждения должны оснастить каждый класс нужным оборудованием для возможности использования ИКТ в процессе обучения (компьютер, интернет, проектор, интерактивная доска и др.);

- для модернизации обучения ИЯ предпочтительно создание и проведение ежемесячных тренингов по использованию ИКТ для профессорско-преподавательского состава.

Список литературы /References

1. Постановление первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». № 1875. 10 декабря 2012 г.

2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку // ИЯШ, 2006. № 4. С. 31-34.

3. Дудина М.Г. Использование видеоматериалов на уроке английского языка // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. С. 46-48.

4. Константиновский Д.Л.Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / [Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А.]. М.: цсп, 2006. 264 с.

5. Краткий терминологический словарь педагогической информатики / Сост. О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. 90 с.

6. Писаренко В.И. Педагогический алгоритм работы с видеоматериалами // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. Вып. 1 (13). С. 77-83.

7. Cалиева З.И. Система непрерывного образования как основа обучения английского языка // "Вопросы науки и образования". Научно-теоретический журнал, 2020. № 5(89). С. 21-29.

8. Carlson S. and Gadio C.T., 2002. "Teacher Professional Development in the Use of Technology", in Haddad, W. and A. Drexler.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.