Научная статья на тему 'Современные тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта России'

Современные тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4074
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ / STRUCTURAL REFORM OF RAIL TRANSPORT IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геда Д. В.

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы Российской Федерации. По его работе можно судить о жизнеспособности всего народнохозяйственного комплекса страны. Железнодорожная отрасль вступила в завершающую стадию реформирования. Одной из основных целей структурной реформы является развитие механизмов саморегулирования за счёт формирования конкурентной среды в сфере перевозок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

Rail transport is the basis of the transport system of the Russian Federation. In his work can be judged on the viability of the entire national economy of the country. The industry entered its final stage reforming tures. One of the main objectives of structural reform is the development of mechanisms for self-regulation by creating a competitive environment in the field of transport

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта России»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

Геда Д.В., аспирант Института экономики и антикризисного управления

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы Российской Федерации. По его работе можно судить о жизнеспособности всего народнохозяйственного комплекса страны. Железнодорожная отрасль вступила в завершающую стадию реформирования. Одной из основных целей структурной реформы является развитие механизмов саморегулирования за счёт формирования конкурентной среды в сфере перевозок.

Ключевые слова: Структурная реформа железнодорожного транспорта России.

CURRENT TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

Geda D., Graduate student of the Institute of Economics and Crisis Managemennt

Rail transport is the basis of the transport system of the Russian Federation. In his work can be judged on the viability of the entire national economy of the country. The industry entered its final stage reforming tures. One of the main objectives of structural reform is the development of mechanisms for self-regulation by creating a competitive environment in the field of transport.

Keywords: Structural reform of rail transport in Russia.

дорожных услуг, ограничивающие уровень эффективности, ассортимент и качество таких услуг, существовавшие при совмещении функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования в одном отраслевом органе государственного управления;

■ несоответствие нормативной базы, регламентирующей работу железнодорожного транспорта;

■ недостаточная дифференциация регулирования естественно-монопольных, конкурентных и потенциально конкурентных видов деятельности;

■ отсутствие гибкости и стабильности в системе регулирования тарифов, а также прогнозируемости уровня тарифов.

Необходимость проведения структурных преобразований в отрасли была обусловлена также и другими обстоятельствами: износом основных фондов отрасли (более 60 %), потерей технологической устойчивости системы железнодорожного транспорта из-за списания базы пригодных основных фондов (при сокращении эксплуатационного парка подвижного состава), отсутствием резервов повышения экономической эффективности отрасли.

Программа структурной реформы железнодорожного транспорта России рассчитана для проведения сроком на 10 лет в период с 2001 до конца 2010 гг. с постепенным и поэтапным осуществлением предусмотренных мероприятий.

На первом и втором этапах (2001-2005 гг.) реформирования железных дорог выполнены основные подготовительные, технические мероприятия и решены основные задачи:

- разделены функции государственного регулирования и хозяйственного управления. Создано государственное открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), 100 % акций которого принадлежат государству и к которому пере-

Социально-экономические преобразования в стране вызвали объективную необходимость проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, переориентации его на рыночные методы организации и управления. Цель программы реформирования железнодорожного транспорта - повышение эффективности его работы за счёт развития конкуренции и привлечения инвестиций в отрасль.

Роль железнодорожного транспорта в структуре российской экономики трудно переоценить. Состояние и развитие данной отрасли имеет исключительное значение для государства. В современных условиях железнодорожный транспорт является основой транспортной системы Российской Федерации, одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста.

Ключевая роль железнодорожного транспорта подтверждается данными о грузообороте по видам магистрального транспорта России в 2004-2009 гг. (табл. 1.1).

В этой связи состояние и направление структурной реформы железнодорожного транспорта имеет существенное влияние на рост экономики в целом, поддержание стратегической, макроэкономической, социальной стабильности в стране.

Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта России показывает, что, несмотря на внешнее благополучие, для него характерен ряд серьёзных проблем, последствия которых при отсутствии соответствующих решений проявятся в течение ближайших 5-10 лет2:

■ потребность в инвестициях для поддержания базы основных фондов;

■ препятствия для развития конкурентного рынка железно-

Таблица 1.1. Грузооборот по видам транспорта, млрд. тн.-км

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Транспорт - всего: 4558 4676 4801 4915 4949 4446

в том числе по видам:

железнодорожный 1802 1858 1951 2090 2116 1865

автомобильный 182 194 199 206 216 180

трубопроводный 2413 2474 2499 2465 2464 2246

морской 66 60 62 65 85 98

внутренний водный 92 87 87 86 64 53

воздушный 3,0 2,8 2,9 3,4 3,7 3,5

1 Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат.-М.,2009. С.471.

2 Экономическая безопасность железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. транспорта/Р.А. Кожевников, З.П. Межох, Н.П. Терешина и др.; Под ред. Р.А. Кожевникова, З.П. Межох.-М.:Маршрут,2005. С.38-39.

шли все функции хозяйствующего субъекта от Министерства путей сообщения России;

- в целях развития рынка железнодорожных перевозок сформированы условия для создания транспортных компаний и операторских грузовых компаний, собственников подвижного состава;

- разработаны и введены новые тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом, что позволило упорядочить тарифную систему с целью повышения её стабильности и прогнозируе-мости;

- созданы условия для обеспечения прозрачности финансовых потоков, бухгалтерский учёт раздёлён по видам деятельности с выделением финансовых результатов;

- в потенциально конкурентных секторах созданы условия для развития конкуренции как внутриотраслевой, так и межотраслевой, межтранспортной и международной;

- осуществлёны мероприятия по выводу из структуры федерального железнодорожного транспорта и передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, акционированию и приватизации строительных организаций, заводов, предприятий торговли и других предприятий и объектов непрофильной сферы, не связанных с работой железнодорожного транспорта.

Целью третьего этапа реформы (2006-2010 гг.) является демонополизация и дерегулирование железнодорожного транспорта, а также повышение уровня конкуренции на рынке транспортных услуг, ремонтном комплексе и других видах деятельности.

На третьем этапе необходимо решить ряд задач, в том числе: создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок; обеспечение перехода большей части парка грузовых вагонов в частную собственность (60 % и более); развитие конкуренции в области инфраструктуры, частной собственности на локомотивы; привлечение инвестиций в железнодорожную отрасль.

Министр транспорта Российской Федерации Левитин И.Е. приоритетным направлением для укрепления конкурентоспособности и геополитических позиций нашей страны считает развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, активное продвижение в железнодорожном хозяйстве системных реформ. «Они уже начались, и их главная цель - сформировать в отрасли действительно рыночную, открытую и конкурентную среду. А значит, создать предсказуемые и долгосрочные правила игры для предпринимателей и инвесторов. Конкуренция - это лучший способ добиться и нормальной тарифной, и ценовой политики»3.

На сегодняшний день железные дороги испытывают дефицит подвижного состава под погрузку грузов по ряду причин. Так, по оценкам специалистов к 2012 году более половины подвижного состава ОАО «РЖД» выработают свой ресурс и будут списаны. Средний возраст грузовых вагонов ОАО «РЖД» составляет 25 лет. Проведение капитально-восстановительных ремонтов с продлением сроков службы вагонов на 10-15 лет не поможет в решении данной проблемы.

Независимые транспортные компании и операторы подвижного состава, владеющие собственными вагонами, а также приоб-

ретающие новые вагоны помогают отрасли избежать кризиса и выйти на новый уровень развития. Так как имеют возможность более эффективно управлять собственным парком за счёт совершенствования и повышения качества транспортного обслуживания, а также снижения транспортных расходов, привлечения дополнительных объёмов перевозок.

С 2004 года доля инвентарного парка грузовых вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД», снизилась с 76 % до 36,4 % и соответственно, доля приватного парка возросла в 2,67 раза - с 24 % до 64 %, что соответствует целям и задачам третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта.

Принятые государственные меры в области реализации тарифной политики в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта дали мощной стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции. В настоящее время ОАО «РЖД» не занимает доминирующего положения в сфере оперирования подвижным составом.

В 2009 году парк грузовых вагонов распределяется следующим образом (рис. 1.1):

Формирование конкурентной среды собственников подвижного состава создало основу для развития отечественного вагоностроения, смежных сегментов бизнеса, связанных с лизингом, производством, техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов.

Инвестиционная политика ОАО «РЖД» сформирована с учётом Стратегии развития железнодорожного транспорта4. Приоритетом инвестиционной политики является расширение и обновление инфраструктуры, а также переоснащение и модернизация объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, программ безопасности, информатизации и ресурсосбережения.

С момента создания ОАО «РЖД» инвестиционные расходы значительно увеличиваются, как по абсолютной величине, так и по удельному весу в общих расходах. За период с 2004 по 2008 гг. объём инвестиций вырос на 33,5 % (с 128 млрд. руб. в 2004 г. до 382 млрд. руб. в 2008 г.).

В качестве основных направлений инвестирования средств программа ОАО «РЖД» определяет объекты инфраструктуры - 75 % и подвижной состав - 25 %.

На первом этапе стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации (2008-2015 гг.) определяющим фактором является модернизация всех его элементов, в результате чего должны быть обеспечены необходимые пропускные способности на основных железнодорожных направлениях, расширенная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обновление парка подвижного состава с исключением подвижного состава с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии и строительство новых перспективных железнодорожных линий.

На втором этапе (2016 - 2030 годы) предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.

Рис. 1.1. Распределение парка грузовых вагонов по принадлежности подвижного состава.

3 Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство. 10 лет реформе железнодорожного транспорта//Информационно-ана-литический сборник. -М., 2008. С.5.

4 Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года // Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2008 года № 877.

Таблица 1.2. Направления дальнейших структурных преобразований на железнодорожном транспорте России

Мероприятия до конца 2010 г. Мероприятия после 2010 г.

1. ОАО «РЖД» общесетевой перевозчик грузов 1. Анализ целесообразности и эффективности отделения перевозок от инфраструктуры

1. 100 % приватный парк грузовых вагонов (с учётом дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» 2. Обновление основных фондов, внедрение инноваций, оптимизация издержек, рост капитализации ОАО «РЖД»

3. Решение вопросов компенсации убытков от социально-значимых перевозок 3. Создание конкурентоспособного транспортного холдинга

4. Развитие частной собственности на локомотивы (собственные поездные формирования) 4. Минимизация рисков в процессе преобразований

5. Дерегулирование тарифов в конкурентных сегментах, принятие новой тарифной политики 5. Новые инвестиционные возможности для развития отрасли, расширение притока инвестиций

Переход на инновационное развитие отрасли является мощным стимулом для позитивного социально-экономического эффекта. В долгосрочной перспективе развитие ОАО «РЖД» долж-

но быть направлено на расширение рыночного потенциала и роста капитализации компании, повышения инвестиционной привлекательности и усиление конкурентных преимуществ на стратегически значимых рынках (табл. 1.2).

Основными стратегическими направлениями развития ОАО «РЖД» на рынке грузовых перевозок должны стать:

■ обеспечение конкурентоспособности в высокорентабельных сегментах рынка;

■ предложение комплексных транспортных услуг;

■ обеспечение максимальной эффективности перевозок массовых грузов на основе совершенствования технологии этих перевозок;

■ модернизация технических средств и технологий в сфере грузовых перевозок;

■ либерализация рынка железнодорожных перевозок и создание условий для развития конкуренции.

Выполнение указанных задач не может быть осуществлено без системы государственного регулирования на железнодорожном транспорте. Целью государственного регулирования в монополь-

ных секторах экономики является обеспечение макроэкономической эффективности и обеспечение баланса экономических интересов потребителей и производителей товаров (работ и услуг), относящихся к монопольному сектору.

Остановимся на основных мерах государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта: гармоничное развитие единой транспортной системы страны и её экономики; обеспечение безопасности и обороноспособности государства; формирование благоприятного инвестиционного климата; содействие в формировании рыночных отношений на основе развития конкуренции.

Хочется отметить, что за относительно короткое время в железнодорожной отрасли произошли существенные перемены, касающиеся модели взаимоотношений участников рынка перевозок, развития конкуренции на рынке транспортных услуг, механизмов взаимодействия с бизнесом, обществом и потребителями услуг.

В современных условиях хозяйствования ключевыми требованиями для повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта и формирования единой эффективной транспортной системы страны должны стать модернизация и обновление основных фондов, гибкое реагирование на изменение спроса и способность удовлетворять требования потребителей услуг, снижение собственных финансовых затрат.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Демьянов А.А., к.э.н., соискатель кафедры «Менеджмент» ВЗФЭИ

В данной статье представлен порядок реализации потенциала развития предприятия, рассматриваются этапы развития и их последовательность.

Ключевые слова: потенциал развития предприятия, этапы развития, структурные составляющие потенциала развития предприятия.

REALISATION OF POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Demjanov A., Cand.Econ.Sci., The competitor of chair «Management» VZFEI

This article presents a procedure for realizing the potential development company considers stages of development and their sequence.

Keywords: potential of development of the enterprise, development stages, structural components of potential of development of the enterprise.

Под реализацией потенциала развития предприятия пред- обеспечения эффективной, стабильной работы предприятия. лагается понимать комплекс организационно-экономических мероп- Актуальность и значимость необходимости развития предпри-

риятия направленных на практическое воплощение принятых ре- ятия не вызывает сомнений. От успешной реализации планов раз-

шений, на основании результатов проведенных аналитических ис- вития субъекта хозяйственной деятельности во многом зависит его

следований относительно путей и методов развития предприятия. будущая стабильность функционирования, эффективное противо-

Развитие - абсолютное и относительное изменение экономи- действие негативным факторам и рискам, а так же дальнейшее по-

ческих, технических, финансовых и иных показателей, характери- этапное развитие на основе имеющихся наработок, с учетом изме-

зующих состояние хозяйствующего субъекта во времени в течении няющихся реалий и требований времени.

продолжительного периода. Концепция развития предприятия носит системный, циклич-

Потенциал - экономические, технические, финансовые и иные ный характер и базируется на следующих основных составляющих: возможности и ресурсы предприятия, которые могут быть исполь- - создание необходимых начальных условий обеспечивающих

зованы для достижения определенных целей, в том числе развития в последствии процесс успешной реализации потенциала развития; данного хозяйствующего субъекта. - определение основных направлений развития, путей реали-

Наличие потенциала развития является одним из элементов зации потенциала развития;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.