Научная статья на тему 'Современные тенденции и проблемы деятельности фирм на отраслевых рынках Российской Федерации'

Современные тенденции и проблемы деятельности фирм на отраслевых рынках Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ / ФИРМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНСТИТУТЫ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / INDUSTRIAL MARKETS / FIRM / ECONOMIC BEHAVIOR / INSTITUTIONS / TRANSPARENCY / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровская Елена Николаевна

В статье рассмотрены возможности применения теории отраслевых рынков для объяснения экономического поведения фирм. Рассмотрены основные тенденции развития отраслевых рынков в России. Произведена дифференциация отечественных отраслевых рынков по уровню транспарентности. На основании экономико-статистического анализа выявлено не вполне рациональное поведение фирм на отраслевых рынках обрабатывающей промышленности РФ в части инвестиционной деятельности и воспроизводства человеческого капитала. Систематизированы основные информационно-аналитические, организационные, трансакционные и поведенческие проблемы деятельности фирм на отечественных отраслевых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends and problems of firms'' activity in the industrial markets of the Russian Federation

The article discusses the possibility of applying the theory of industrial markets to explain the economic behavior of firms. The main tendencies of development of the branch markets in Russia are considered. The differentiation of domestic industry markets in terms of transparency. On the basis of economic and statistical analysis revealed not quite rational behavior of firms in the industrial markets of the manufacturing industry of the Russian Federation in terms of investment activity and reproduction of human capital. The main information-analytical, organizational, transactional and behavioral problems of firms ' activity in the domestic branch markets are systematized.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и проблемы деятельности фирм на отраслевых рынках Российской Федерации»

CURRENTTRENDSAND PROBLEMS OF FIRMS'ACTIVITY IN THE INDUSTRIAL MARKETS OF THE RUSSIAN FEDERA TION

I

UJ

s

Q

X

О X

о

CO

*

* *

166

Dubrovskaya Elena Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economic Theory and Taxation, Surgut State University, Surgut

The article discusses the possibility of applying the theory of industrial markets to explain the economic behavior of firms. The main tendencies of development of the branch markets in Russia are considered. The differentiation of domestic industry markets in terms of transparency. On the basis of economic and statistical analysis revealed not quite rational behavior of firms in the industrial markets of the manufacturing industry of the Russian Federation in terms of investment activity and reproduction of human capital. The main information-analytical, organizational, transactional and behavioral problems of firms ' activity in the domestic branch markets are systematized.

Keywords: industrial markets; the firm; economic behavior; institutions; transparency; transaction costs.

УДК 330.3 ВАК РФ 08.00.05

© Дубровская Е.Н., 2018

ДУБРОВСКАЯ Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономической теории и налогообложения, Сургутский государственный университет, Сургут lns.06igimail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ НА OTP А СЛЕВЫХ РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены возможности применения теории отраслевых рынков для объяснения экономического поведения фирм. Рассмотрены основные тенденции развития отраслевых рынков в России. Произведена дифференциация отечественных отраслевых рынков по уровню транспарентности. На основании экономико-статистического анализа выявлено не вполне рациональное поведение фирм на отраслевых рынках обрабатывающей промышленности РФ в части инвестиционной деятельности и воспроизводства человеческого капитала. Систематизированы основные информационно-аналитические, организационные, трансакционные и поведенческие проблемы деятельности фирм на отечественных отраслевых рынках.

Ключевые слова: отраслевые рынки; фирма; экономическое поведение; институты; транспарентность; трансакционные издержки.

I

Экономическое поведение фирм в современныхусловиях хозяйствования может быть объяснено при помощи методического инструментария различных школ и направлений экономической науки. Одной из достаточно комплексных и перспективных парадигм исследования деятельности фирм в современной экономике выступа-еттеория отраслевых рынков, синтезирующая методы и модели неоинституциональной экономической теории, постнеоклассической парадигмы, ряда прикладных направлений анализа функционирования компаний, таких, в частности, как теория маркетинга и организационного поведения.

Следует отметить, что направления экономического анализа в рамках теории отраслевых рынков достаточно многообразны. Так, О. Шай выделяет такие основные направления рассматриваемой теории, как исследование особенностей поведения фирм на различных по структурным и инфраструктурным характеристикам типам отраслевых рынков, формирование наиболее рациональной, соответствующей требованиям отраслевого рынка стратегии и организационной структуры деятельности фирм, влияние информационной асимметрии отраслевого рынка на поведение фирм и т.п. [8, с. 30].

По мнению А.И. Игнатюк, одним из основных направлений теории отраслевых рынков является вопрос о рационализации состава и структуры трансакционных издержек, связанных с функционированием различных типов фирм [2, с.48]. Дж. Маконей акцентирует внимание на оценке особенностей влияния различных типов институциональных изменений, как формального, так и неформального характера, на развитие отраслевых рынков [10, с.74]. Ф. Шерер и Д. Росс анализируют поведение фирм на отраслевых рынков в первую очередь с позиций возможностей формирования эффективных контрактных отношений, обеспечивающих повышение финансово-

экономической результативности функционирования субъектов рынка в долгосрочной перспективе [7, с. 51-68].

Необходимо отметить, что ряд исследований отраслевых рынков носит выраженный прикладной характер. Так, например, отечественный Институт экономической политики проводит ежегодное комплексное исследование уровня конкурентности развития отраслевых рынков промышленности РФ, основанное на синтезе статистического анализа и социологических оценок [11, с.161 -180]. О.В. Овчинникова и М.А. Карпова применяют методологию теории отраслевых рынков для исследования тенденций развития одной из наиболее проблемных подотраслей отечественного машиностроения - автомобильной промышленности [3, с. 57].

Дифференциация отраслевых рынков

В целом, отраслевые рынки Российской Федерации достаточно многообразны, отличаются разноплановостью финансово-экономических характеристик. Вместе с тем, по нашему мнению, их можно укрупненно дифференцировать в зависимости от уровня транспарентности, информационной "прозрачности", степени определенности "правил игры", действующих на отраслевом рынке следующим образом:

а) наиболее транспарентными являются локальные отраслевые рынки товаров потребительского спроса, формальные и неформальные нормы функционирования которых специфицированы достаточно четко;

б) достаточно транспарентными являются отраслевые рынки, в том числе оптовые, легкой и пищевой промышленности РФ, а также промышленности строительных материалов, достаточно конкурентные и развивающиеся в 2015-2017 г. г. относительно динамично;

в) недостаточным уровнем транспарентности, на наш взгляд, характеризуются отраслевые рынки, в рамках которых функционируют крупные федеральные и региональные торговые сети; их деятельность не является достаточно "прозрачной", существуют многочисленные теневые правила и норма -так, например, для того чтобы отечественным производителям попасть на данный сегмент отраслевого потребительского рынка, зачастую приходится нести дополнительные трансакционные издержки в виде официальных "бонусов за вход" в сеть или неофициальных платежей, по сути коррупционного характера;

г) нетранспарентным являются отраслевые рынки РФ, обслуживающие государственный заказ;

д) крайне нетранспарентными, несмотря на постоянные усилия государства по повышению уровня "прозрачности" их функционирования, являются рынки товаров, в отношении которых имеются специальные режимы государственного регулирования, такие, в частности, как рынки нефти и нефтепродуктов, алкогольной продукции.

Соответственно, целенаправленное повышение уровня транспарентности должно рассматриваться в качества одного из основных приоритетов государственного регулирования любых типов отраслевых рынков в отечественной экономике.

В целом, помимо недостаточного уровня транспарентности, для функционирования отраслевых рынков РФ в настоящее время, по нашему мнению, характерны следующие основные проблемы:

1. Институциональные проблемы, связанные с несовершенством законодательства, особенно регионального и муниципального уровня, регламентирующего отдельные аспекты функционирования отраслевых рынков, а также недостаточной развитостью неформальных институтов, таких как отраслевые ассоциации и союзы, призванные защитить интересы производителей на конкретных отраслевых рынках.

2. Проблемы существенного влияния административного ресурса, ограничивающего доступ на отдельные отраслевые рынки (особенно в рамках восточных и южных регионов РФ);

3. Инфраструктурные проблемы. Несмотря на достаточно интенсивное развитие транспортной инфраструктуры в РФ, темп роста инвестиций в которую увеличился в 2010 -2016 гг. в 1,73 раза [5, с. 458], совершенствование логистической инфраструктуры отраслевых рынков для РФ характерен ряд инфраструктурных проблем, таких, например, как неразвитость товарной биржи, которая во многих государствах мира играет ведущую инфраструктурную роль.

Вместе с тем, в 2015-2017 гг. для многих отечественных фирм характерен ряд инновационных тенденций в части освоения отраслевых рынков, основными из которых являются формирование отраслевых региональных кластеров, развитие многоотраслевых программ потребительской лояльности, диверсификация отраслевых рынков и т.п. Одной из наиболее актуальныхтенденций является использование рядом компаний виртуальных отраслевых рынков, основанных на использовании экономического потенциала сети Интернет. Теорети-

ческие аспекты выхода на виртуальные отраслевые рынки компаний реального сектора экономики достаточно подробно рассмотрены, в частности, такими исследователями, как И. Бар-сан [9, с.63],Т.Р. Хузяшев [6, с.13-15].

Для выявления некоторых усредненных тенденций развития отечественных фирм на отраслевых промышленных рынках воспользуемся инструментарием экономико-статистического анализа. Исходные данные для такого рода анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Некоторые статистические показатели развития отраслей промышленности Российской

Федерации, 2016 г. (составлено на основании информации, содержащейся в [4, с. 428] [5, с.184])

Основные отрасли обраба- Рентабель- Индекс физиче- Затраты на развитие

тывающей промышленно- ность продук- ского объема человеческого капи-

сти РФ ции по валовой прибыли, % инвестиции в основной капитал, % к пред. году тала, % к выручке

1. Пищевая промышлен- 9,2 89,5 1,2

ность

2. Текстильная и швейная 9,1 73,5 0,7

промышленность

3. Деревообрабатывающая 11,0 94,4 1,4

промышленность

4. Целлюлозно-бумажная 19,1 120,2 1,3

промышленность

5. Нефтехимическая про- 3,8 71,1 2,1

мышленность

6. Химическая промыш- 22,9 109,6 1,5

ленность

7. Металлургическая про- 20,0 113,1 2,4

мышленность

8. Машиностроительный 6,6 81,2 1,8

комплекс

Экономико-статистическая функция влияния рентабельности продукции на уровень инвестиционной активности в отраслях обрабатывающей промышленности РФ, построенная на основании данных таблицы 1, приведена на рисунке 1.

Б?

X !С

Ъ*

0 5"

В =

1 ™

£ В

во

140

120

100

20

Крайне неэластичное влияние рентабельности на уровень инвестиционной активности на отраслевых рынках РФ

? ™ 0 5 10 15

Рентабельность продукции, %

Рисунок 1 - Экономико-статистическая функция влияния рентабельности продукции на уровень инвестиционной активности в отраслях обрабатывающей промышленности РФ, 2016 г. (построено автором)

В идеале, для фирм более рентабельных отраслевых рынков должна быть характерна, соответственно, более высокая инвестиционная активность, создающая условия для долгосрочного устойчивого повышения уровня конкурентоспособности. Как показано на рисунке1, статистически устойчивая функция влияния рентабельности на уровень инвестиционной активности в отраслях обрабатывающей промышленности России является хотя и возрастающей, но крайне неэластичной, то есть увеличение уровня рентабельности приводит в исследуемом отраслевом разрезе все к меньшему приростууровня инвестиционной активности. Фактически это свидетельствует о не вполне рациональном экономическом поведении фирм отечественных промышленных отраслевых рынков в части осуществления инвестиционных расходов в свое будущее развитие.

Важным, если не наиболее существенным в современных условиях постиндустриальной экономики, фактором обеспечения конкурентоспособности фирм на различных типах отраслевых рынков является воспроизводство человеческого капитала. В состав инвестиций в человеческий капитал фирм традиционно включаются любые затраты компаний на персонал за исключением фонда оплаты труда, а именно премии, расходы на корпоративное образование, дополнительное пенсионное обес-

_ печение и т.п. Построенная

нами функция влияния рентабельности на затраты на воспроизводство человеческого капитала в отраслях промышленности РФ приведена на рисунке 2.

Как показано на рисунке 2, в отраслях промышленности РФ практически отсутствует статистически значимая взаимосвязь между рентабельностью фирм и уровнем расходов на развитие человеческого капитала, о чем свидетельствует близкое к нулю значение коэффициента детерминации функции (В2). Тем самым, фактор повышения эффективности человеческого капитала не

1*2 = 0,8249

20

25

рассматривается большинством фирм промышленности РФ в качестве основного условия долгосрочного повышения конкурентоспособности на отраслевых рынках. В стратегической перспективе подобное, не вполне рациональное экономическое поведение отечественных компаний может привести к достаточно негативным социально-экономическим последствиям [1, с. 40-45].

2,5

2

В

8 т

5

§■ 2

gl

6 £ 1,5

S *

ёзе

П _ 1

° Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D £

0,5

Отсутствует статистически значимая взаимосвязь между рентабельностью и интенсивностью воспроизводства человеческого капитала на отраслевых рынках

X

= 0,00Б5х +1,4679 R2 = 0,0071

б 0 5 10 15

о.

н Рентабельность продукции, %

о

Рисунок 2 - Экономико-статистическая функция влияния рентабельности продукции на уровень затрат на воспроизводство человеческого капитала в отраслях обрабатывающей промышленности РФ, 2016 г. (построено автором)

По результатам анализа специальной литературы нами систематизированы основные типичные проблемы деятельности фирм на отраслевых рынках Российской Федерации (табл. 2).

Таблица 2 - Основные проблемы деятельности фирм на отраслевых рынках Российской Федерации (систематизировано автором)

20

25

Группы проблем деятельности фирм на отраслевых рынках РФ Основные проблемы

1. Информационно-аналитические - недостаточно репрезентативная статистическая информация о функционировании отраслевых рынков; - дефицит релевантной информации о развитии отраслевых рынков РФ в целом; - недостаточность компетенции специалистов фирм в области исследования отраслевых рынков.

2. Организационные - достаточно архаичные организационные структуры управления многими фирмами, не соответствующие требованиям динамизма развития современных отраслевых рынков; - недостаточное использование прогрессивных организационных решений, позволяющих повысить конкурентоспособность фирм на отраслевых рынках (аутсорсинг, интрапренерство и т.п.).

3. Трансакционные - высокий уровень трансакционных издержек, в том числе коррупционного характера, для выхода на новые отраслевые рынки и развития в их рамках; - недостаточный уровень защищенности трансакций на отраслевых рынках, обусловленный несовершенством отечественного института арбитражного суда.

4. Поведенческие - не вполне рациональное поведение фирм в части обоснования долгосрочных стратегий развития на отраслевых рынках; - недостаточное внимание развитию человеческого капитала фирм отраслевых рынков как ключевому фактору обеспечения долгосрочной конкурентоспособности.

В заключение для комплексного решения выделенных проблем деятельности отечественных фирм на отраслевых рынках необходима система мероприятий как по совершенствованию стратегий и организационных структур управления самими компаниями, так и в части институционального государственного регулирования отраслевых рынков, целенаправленного совершенствования их структуры и инфраструктуры. Кроме того, целесообразна акти-

визация деятельности такого неформального института, как институт отраслевых саморегулируемых организаций предпринимателей, играющего существенную роль в части защиты интересов отраслевых товаропроизводителей, в том числе от незаконного использования в отношении них административного ресурса, коррупционных рисков, связанных с функционированием отдельных сегментов отраслевых рынков и т.п.

Литература:

1. Дубровская E.H. Историко-экономические особенности развития процесса воспроизводства рабочей силы / Дубровская E.H. // Вестник Сургутского государственного университета. 2017. -№2 (16).-С. 36-45.

2. Игнатюк А. И. Зарождение и развитие теории отраслевых рынков // Вестник Киевского национального университета. - 2013. - № 3.

3. Овчинникова О.В., Карпова М.А. Применение теории отраслевых рынков к изучению современных тенденций развития автомобильной промышленности // Вестник Удмуртского университета. -2015,- №3.

4. Россия в цифрах. 2017: Крат, стат. сб. / Росстат - М., 2017 -511 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 686 с.

6. ХузяшевТ.Р. Использование потенциала сети Интернет в экспортной деятельности предприятия : автореф. дис.... к. э. н. - Казань, 2003.

7. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997.

8. Шай Оз. Организация отраслевых рынков. Теория и ее применение : учебник/ пер. с

англ. H. В. Шиловой ; под науч. ред. М. И. Левина ; предисл. М. И. Левина ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 503 с.

9. Barsan I. M. Légal Challenges of Initial Coin Offerings // Revue Trimestrielle de Droit Financier (RTDF). - 2017. - № 3.

10.Mahoney J. Explaining institutional change. -Cambridge, Cambridge University Press. - 2009 -236 p.

11.Russian Economy in 2016. Trends and Outlooks. (Issue 38) / [V. Mau at al; ed. S. Sinelnikov-Murylev (editor-in-chief), A. Radygin]; Moscow: Gaidar Institute Publishers 2017. - 480 pp.

METHODS OF FACTOR ANALYSIS OF PROFITABILITY OF SALES OF TRADING ENTERPRISES

Zubova Ludmila Vitalievna, PhD of Economics, Russian Customs Academy named after V. B. Bobkov (branch), St. Petersburg

Stapanova Tamara Vasilievna, PhD of Economics, Associate Professor, St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg

The article presents a method of factor analysis of profitability (loss) of sales, the method of analysis of the impact of factors of turnover at cost per unit of inventories, productivity of inventories, average wages and turnover per trade worker, depreciation rates, capital productivity of fixed and current assets, turnover of material costs, the level of other costs on the profitability of sales, a model of profitability of a trade organization.

Keywords: sales; retail sales; revenues; expenses; average wages; the depreciation rate; the performance of the fixed

МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В работе приведена методика факторного анализа рентабельности (убыточности) продаж, методика анализа влияния факторов оборота по себестоимости на единицу товарных запасов, производительности товарных запасов, средней заработной платы и оборота на одного работника торговли, нормы амортизации, фондоотдачи основных и оборотных фондов, оборачиваемости материальных затрат, уровня прочих издержек на рентабельность продаж, предложена модель рентабельности продаж торговой организации. Ключевые слова: объем продаж; розничный оборот; доходы; издержки; средняя заработная плата; норма амортизации; производительность основных фондов; материальные затраты.

assets; material expenses.

УДК338.314 ВАК РФ 08.00.10

©Зубова Л. В., 2018 © Степанова Т.В., 2018

ЗУБОВА Людмила Витальевна, кандидат экономических наук, Российская таможенная академия имени В.Б. Бобкова (филиал), Санкт-Пе тербург z/7 i@yandex.ru

СТАПАНОВА Тамара Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Пе тербург tamarastepan о va@Hst. г и

Для чего может быть нужен Показатель рентабельности продаж? Как и прочие подобные показатели, рентабельность продаж может наглядно продемонстрировать экономическое благополучие предприятия, его деловую активность и конкурентоспособность. Другими словами, показатель рентабельности продаж может выразить, какая доля выручки от реализации продукции может считаться чистой прибылью предприятия. Ведь зачастую, гораздо важнее может оказаться не то, какое количество товара сможет продать предприятие, а то, сколько чистого дохода оно сможет получить от этих продаж. Определив важность и практическую пользу показателя рентабельности продаж, становится понятным и важность методики факторного анализа рентабельности продаж, определения влияния каждого фактора факторной модели рентабельности продаж и их совокупности вместе взятых.

В развитие исследований, опубликованных ранее [1 ], нами предлагается следующая модель рентабельности продаж (/у торговой организации:

R

1-

Д(X

ПТ F

С ">"

г „й

(I)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.