Научная статья на тему 'Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса'

Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
837
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТ / EXPORT / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT SUPPORT / TIMBER PROCESSING COMPLEX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Ксения Владимировна, Киселева Анна Александровна

В статье рассмотрены основные особенности и тенденции развития лесопромышленного комплекса, обозначена роль государства в его регулировании. Доказана целесообразность повышения эффективности лесопромышленного комплекса путем внедрения инноваций и усиления регулирующей функции государства, с одной стороны, и усиления общественного контроля и роста сознательности населения – с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новикова Ксения Владимировна, Киселева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern tendencies and features of timber processing complex state regulation

The paper describes the main features and tendencies in the timber processing complex development, defines the role of state timber industry regulation, presents the list of methods to increase the complex efficiency, such as introduction of innovative technologies, state regulatory and social control strengthening, population awareness growth.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Новикова Ксения Владимировна,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь ksenia--27@vandex.ru

Киселева Анна Александровна,

старший преподаватель кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь annv-kiseleva@va.ru

Современные тенденции и особенности государственного регулирования

лесопромышленного комплекса*

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности и тенденции развития лесопромышленного комплекса, обозначена роль государства в его регулировании. Доказана целесообразность повышения эффективности лесопромышленного комплекса путем внедрения инноваций и усиления регулирующей функции государства, с одной стороны, и усиления общественного контроля и роста сознательности населения - с другой.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, лесопромышленный комплекс, экспорт.

Раздел: (04) экономика.

Лесопромышленный комплекс Российской Федерации является одним из перспективных отраслевых рынков, играющим значительную роль как во внутренней, так и во внешней политике страны. В настоящее время в лесопромышленном комплексе функционируют свыше 21 тыс. предприятий, 54% из которых являются убыточными. Порог просроченной задолженности в бюджеты различных уровней на сегодняшний день достигает 32 млрд руб. По данным ВНИИ лесной промышленности, более 21 млн м3 древесины, которая была вывезена, или 22,9% в общем объеме древесины, не попадает в учтенные доходы и не облагается налогами. Приведенные факты показывают серьезность и глубину выявленных проблем лесопромышленного комплекса Российской Федерации.

Важность проводимой государством политики в области лесного хозяйства имеет стратегическое значение (см. рис. 1). В сложившихся условиях задачей государства является содействие развитию лесопромышленного комплекса на основе выработки направлений использования лесных ресурсов с целью их возобновления и недопущения их уничтожения. Именно государство разрабатывает политику регулирования деятельности лесопромышленных предприятий, которое в первую очередь должно осуществляться путем принятия нормативно-правовых актов.

28 декабря 2013 г. был подписан Федеральный закон № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», содержащий ряд важных изменений в области регулирования деятельности лесопромышленного комплекса. В частности, с 01 февраля 2014 г. были введены учет и маркировка древесины, были подвергнуты пересмотру и ужесточению вопросы транспортировки древесины и особенности про-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00085.

r>J

^ IV

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Рис. 1. Система управления лесопромышленным комплексом [1]

ведения сделок по поводу ее использования. С 1 июля 2014 г. вступает в силу закон о сопроводительном документе для транспортировки древесины. Предполагается, что благодаря введению обязательного транспортно-сопроводительного документа, который должен содержать информацию о месте погрузки (вырубки или покупки), оборот незаконно заготовленного круглого леса станет невозможным. При отсутствии документа лесные ресурсы, обнаруженные в транспортном средстве, автоматически будут признаваться полученными незаконно. При этом будет изыматься древесина, транспортное средство, орудия, которые были использованы для незаконной вырубки [2].

Одними из приоритетных направлений государственного регулирования лесопромышленного комплекса становятся развитие и поддержка мер по улучшению использования имеющихся лесных ресурсов. В сентябре 2013 г. президентом подписан и представлен Перечень поручений о принятии мер, направленных на регулирование деятельности в области лесосечных работ, возобновления лесов и тушения лесных пожаров. В перечне рассмотрены вопросы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Ответственными за исполнение поручений определены правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее тенденции в сфере государственного регулирования деятельности лесопромышленного комплекса.

Первой тенденцией является необходимость увеличения объемов производства, в то же самое время - увеличения конкурентоспособности лесной продукции, в том числе с применением инновационных технологий. Технологии должны быть применяемы на практике, то есть непосредственно внедрены в производство, так как при отсутствии применения в производстве и, соответственно, в продукции инновации любого плана не могут не только быть заявлены, но и не могут занять нишу как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Доля Российской Федерации в общемировом запасе древесины составляет более 24%, однако этот факт не влияет на эффективность производства. По мнению некоторых ученых, не причиняя ущерба природе и экономике Российской Федера-

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ции, можно производить и подвергать переработке 600 млн кубометров древесины в год. К сожалению, на данный момент на практике этот факт не подтверждается, и это оказывается второй тенденцией в области регулирования - слабость нормативной регламентации. Можно увеличить производство и наладить его практическую составляющую, применять инновации, однако слабость законодательной составляющей не даст изменить ситуацию в целом.

Третьей тенденцией проводимой политики является ее радикальность, отсутствие учета особенностей географического положения, экономики, статистики регионов. Так, на Дальнем Востоке и Сибири отмечается недостаток количества перерабатывающих предприятий. Отсюда следует проблема экспорта - для лесозаготовительных предприятий поставка продукции на экспорт становится ведущим видом деятельности. В то же время увеличение вывозных таможенных пошлин приводит к потере позиций на внешних рынках и сокращению выручки. Государственная программа восстановления лесоперерабатывающей отрасли, создавшая систему налоговых льгот для поддержки местных перерабатывающих организаций, может стать значительным шагом для изменения ситуации в целом.

Правовое регулирование использования, воспроизводства, охраны лесов осуществляется такими законодательными актами, как Лесной кодекс Российской Федерации, и рядом других актов лесного законодательства, которые устанавливают порядок ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования, правила рубки леса, систему охраны лесов, их разделение на функциональные группы - экологические, почвозащитные, лечебно-оздоровительные и иные. Санкции за нарушения лесного законодательства не увязаны с конкретной ситуацией в области незаконной рубки лесов, что является четвертой тенденцией. На сегодняшний день незаконная рубка леса в Российской Федерации приобрела огромные масштабы и уже представляет собой угрозу национальной безопасности страны как в экологическом, так и в экономическом отношении. Штраф - основной метод, применяемый к нарушителям законов, регулирующих лесное хозяйство страны. Санкции должны быть напрямую связаны с возможной прибылью от незаконной заготовки.

Для усиления государственного контроля в сфере заготовки, переработки и реализации лесопродукции, устранения расхождения между объемами заготовленной и реально вывезенной древесины предусмотрена автоматизированная информационная система учета. Данная система будет способствовать предотвращению незаконных рубок и обеспечению прозрачности рынка лесоматериалов, а также позволит отслеживать происхождение всех потоков древесины, контролировать достоверность данных, вести учет всех сделок до момента переработки или вывоза за границу. Для начала в систему вносит сведения о древесине и месте ее вырубки заготовитель, затем - перевозчик, а в перспективе каждый покупатель и продавец обязан внести в базу сведения о сделке. Система позволяет отследить движение каждой партии круглого леса по всей цепочке, начиная с арендатора (пользователя) лесного участка и заканчивая конечным потребителем. Данные в базу будут заносить сами лесопользователи, исключение составят частные лица, приобретающие древесину для собственных нужд (о них будут сообщать лесничие). При внесении ложной информации система автоматически выдает сведения о том, что есть проблема с той или иной партией, несоответствие объема или породы древесины.

Главная задача политики государства в лесопромышленном комплексе - регулирование деятельности лесопромышленных предприятий для достижения экологичного использования лесных ресурсов как на региональном, так и на международ-

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ном уровне [3]. Актуальна координация деятельности по регионам во избежание ситуации, когда политика сохранения лесов в одном регионе поощряет нелегальные заготовки в другом. В области методов регулирования лесопромышленного комплекса, строительства и экологичной упаковки требуется достижение договоренностей между странами и контроль за их соблюдением. Например, программы добровольной сертификации и государственная поддержка могут увеличить процент использования древесины в строительстве. Государственное регулирование стандартов природоохранного строительства способно оказать влияние на расширение спроса на разнообразные экологичные, в том числе древесные строительные материалы. Методы политики разнообразны: программы государственных закупок, налоговых льгот, введение жестких строительных стандартов.

Регулирование вредных выбросов также затрагивает интересы развития лесопромышленного комплекса. Такого рода регулирование сегодня развито, и в дальнейшем можно ожидать его увеличения и совершенствования. На развитие новых рынков продукции лесопромышленного комплекса будут оказывать влияние платежи за выбросы углекислого газа в атмосферу. Это связано с суммарными затратами на производство новой продукции в сравнении с материалами-конкурентами. Для новой продукции благоприятные возможности для увеличения рынков сбыта связаны с уровнем цен в сравнении с продуктами-конкурентами.

На примере Пермского края можно выделить следующие меры государственной поддержки, осуществляемые органами власти:

- освобождение от уплаты налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов);

- освобождение от уплаты транспортного налога (в отношении специализированных транспортных средств, используемых для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов);

- поставка ГСМ по льготным ценам (-10% от оптовых цен в рамках соглашения с ОАО «Лукойл»);

- предоставление доступа к лесному ресурсу на безаукционной основе (постановление Правительства Российской Федерации № 419 «Об инвестиционных проектах в области освоения лесов»);

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на техническое перевооружение (Постановление Правительства Российской Федерации № 205);

- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива (Постановление Правительства Российской Федерации № 528).

Особенностью государственного регулирования является относительная недоступность информации. Действующий в настоящее время порядок доступа граждан к информации о лесопользовании предполагает либо высокие цены за ее получение, либо отсутствие порядка доступа к материалам (проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, материалы отводов и т. п.). Важно обеспечить открытость и бесплатность информации по лесопользованию осуществления общественного контроля.

Отсутствие дорог либо их неважное состояние является одной из причин затрудненности доступа к лесным ресурсам и одной из причин того, что Российская Федерация по объемам заготавливаемой древесины уступает США, Канаде и Бра-

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

зилии. На долю Российской Федерации приходится порядка 6% от мирового объема лесозаготовки, что не вызывает большого удивления, поскольку проблема неразвитости инфраструктуры дорог в Российской Федерации стоит очень остро. В частности, в Российской Федерации почти в десять раз меньше лесовозных магистралей, чем в США, и только 11% из них имеют твердое покрытие. Понимание проблемы не делает строительство лесных дорог первоочередной задачей. Потребность в лесовозных дорогах, их принципиальная схема, зоны зимней и летней заготовки, сроки строительства, размеры инвестиционных и компенсационных капиталовложений, ежегодные амортизационные отчисления на строительство, ответственность собственника и лесопользователя и своевременная корректировка платы за древесину на корню, дотации из бюджета на строительство лесовозных дорог должны определяться проектом освоения лесного участка как составная часть договора долгосрочной аренды. Строительство дорог способно улучшить состояние лесной отрасли и создать немалое количество рабочих мест [4].

Отметим, что в настоящее время назревает необходимость решения проблемы ориентации на экспорт и отсутствия нормативно-правового регулирования ряда аспектов деятельности в лесопромышленной сфере (рис. 2). По мере возможности необходимо отменить ограничения для таможенной информации об экспорте леса, не ущемляя при этом интересы экспортеров, сделать ее доступной для запросов организаций и граждан.

Рис. 2. Производство древесины необработанной и пиломатериалов в Российской Федерации, экспорт древесины необработанной, 2001-2012 гг. [5]

Экспорт продукции лесопромышленного комплекса зависит от ряда факторов как рыночного, так и административного характера. Степень и особенности влияния данных факторов существенно отличаются. К сожалению, влияние большинства из них на объем экспортируемой продукции количественно оценить не представляется возможным, так как сами эти факторы неизмеримы (налоговое и административное законодательство, таможенная политика, сертификация). Тем не менее есть ряд факторов, например производство продукции лесопромышленного комплекса, цены экспорта, курс доллара, которые оказывают влияние на величину экспорта и при этом могут быть выражены количественно.

Многочисленные рассуждения теоретического характера должны приобрести практическую направленность и должны быть реализованы в ближайшее время. Роль государства в этом колоссальна. Без регулирования на государственном уровне с применением современных технологий и своевременного реагирования на происходящие изменения ситуация не может быть подвержена изменению.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Сегодня не решены многие актуальные проблемы лесопромышленного комплекса, такие как взаимодействие лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности, невысокий уровень применения новых технологий, невысокая инновационная составляющая, сниженная эффективность применения лесных ресурсов, отсутствие эффекта от экспорта лесоматериалов. Предпринята попытка создания единой лесной политики, основанной на научном управлении лесопользованием на уровне организации.

Особенности функционирования лесопромышленного комплекса на современном этапе становятся основанием для предположения о том, что конкурентные недостатки отрасли с помощью мер государственного регулирования (рис. 3) могут стать ее конкурентными преимуществами. Для лесоперерабатывающей промышленности характерны развитые возможности предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в области лесопользования и лезозаготовки. В-первых, здесь вполне допустимо взаимодействие крупных и мелких предприятий. Во-вторых, лесные ресурсы являются условно восполняемыми, и это обстоятельство может стать условием ответственности бизнеса. В-третьих, предприятия лесоперерабатывающей промышленности находятся на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов, и это накладывает на предпринимателей обязанности по организации не только производства, но и проживания, транспорта и т. д., то есть рамки деятельности предпринимателей выходят за пределы производства.

Рис. 3. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса

Основные положения лесного законодательства в большинстве стран мира встроены в систему общечеловеческих ценностей, которые подвергаются регулированию политической системой страны. В правовом государстве это проявляется в ответственности законодательных органов власти за разработку и распространение правовых норм. При этом задачей органов исполнительной власти становится обеспечение реализации выработанной политики. Изменения политики соответственно приводят к пересмотру законодательства. В связи с этим лесное хозяйство становится предметом политических дискуссий. Государство с данной точки зрения через органы законодательной и исполнительной власти ставит цели, создает условия для их реализации и способствует развитию лесопромышленного комплекса. Вопросы сохранения лесов, их возобновления, контроля вырубки нередко находятся в центре внимания общественных объединений, которые добиваются поставленных целей через политические институты. И здесь вступает в силу взаимодействие закона и морали. Мораль выше закона, но там, где ее нет, необходим закон. У бизнеса понятие социальной ответственности и вопросы сохранности экологии не всегда на пер-

r>J

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14310 УДК 334.021:630

Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Концепт. - 2014. -№ 11 (ноябрь). - ART 14310. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

вом месте. А при главенстве морали и развитом стратегическом мышлении бизнесмену ясна необходимость восстановления лесных ресурсов, ясны задачи и усилия по возобновлению лесных ресурсов и пагубные последствия незаконной вырубки ради быстрого получения прибыли. И это уже вопрос самосознания и ответственности не только бизнеса, но и отдельно взятого человека. До тех пор, пока не будет достигнут высокий уровень личной ответственности за свою деятельность, государство будет оставаться нередко единственным регулятором законности деятельности в лесопромышленном комплексе.

Лесопромышленный комплекс в настоящее время не является ведущей отраслью российской экономики. Причиной тому можно назвать одну из особенностей результата государственной политики в рассматриваемой области промышленности. Максимизация использования лесных ресурсов должна быть сопряжена с минимизацией вреда, наносимого окружающей среде. Нормативно-правовое регулирование в данном направлении проработано и наполнено теоретически. Важнейшей целью является воплощение практической составляющей данных норм, их организация и контроль.

Ссылки на источники

1. Лесопереработчики прогнозируют рост цен на сырье в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО. - URL: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949983967585 (дата обращения: 28.05.2014).

2. Лесной кодекс Российской Федерации.

3. Новикова К. В., Мырзина М. В. Государственная поддержка как экономический регулятор использования сельскохозяйственных угодий (на примере сельскохозяйственных товаров) // В мире научных открытий. - 2013. - № 4.1. - C. 134-147.

4. Кузнецов А. В., Шегельман И. Р., Скрыпник В. И., Пладов А. В. Вывозка леса автопоездами. Техника, Технология. Организация. - СПб.: ПРОФИКС, 2008. - 304 с.

5. Сорокин М. А. Таможенное регулирование в системе государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур лесопромышленного комплекса. - URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2481-2013-10-30-11-52-20 (дата обращения: 28.05.2014).

Ksenia Novikova,

Doctor of Economic Sciences, Professor, head of the chair of Marketing, Perm State National Research University, Perm ksenia--27@yandex.ru Anna Kiseleva,

Senior lecturer at the chair of Marketing, Perm State National Research University, Perm

anny-kiseleva@.ya.ru

Modern tendencies and features of timber processing complex state regulation Abstract. The paper describes the main features and tendencies in the timber processing complex development, defines the role of state timber industry regulation, presents the list of methods to increase the complex efficiency, such as introduction of innovative technologies, state regulatory and social control strengthening, population awareness growth.

Key words: government regulation, government support, timber processing complex, export.

References

1. Lesopererabotchiki prognozirujut rost cen na syr'e v svjazi s vstupleniem Rossijskoj Federacii v VTO. Available at: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949983967585 (data obrashhenija: 28.05.2014) (in Russian).

2. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii (in Russian).

3. Novikova, K. V. & Myrzina, M. V. (2013) “Gosudarstvennaja podderzhka kak jekonomicheskij reguljator is-pol'zovanija sel'skohozjajstvennyh ugodij (na primere sel'skohozjajstvennyh tovarov)”, V mire nauch-nyh otkrytij, № 4.1, pp. 134-147 (in Russian).

4. Kuznecov, A. V., Shegel'man, I. R., Skrypnik, V. I. & Pladov, A. V. (2008) Vyvozka lesa avtopoezdami. Tehnika, Tehnologija. Organizacija, PROFIKS, St. Peterburg, 304 p. (in Russian).

5. Sorokin, M. A. Tamozhennoe regulirovanie v sisteme gosudarstvennogo obespechenija konkurento-

sposobnosti predprinimatel'skih struktur lesopromyshlennogo kompleksa. Available at:

http://www.uecs.ru/marketing/item/2481-2013-10-30-11-52-20 (data obrashhenija: 28.05.2014) (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.