Научная статья на тему 'Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России'

Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая безопасность / независимая экономическая политика / угрозы / макроэкономические показатели / национальные интересы / international economic security / independent economic policy / threats / macroeconomic indicators / national interests

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стасев Михаил Александрович

Развитие современных международных отношений находится под влиянием сложных и противоречивых тенденций. В этой связи формирование эффективной системы внешнеэкономической безопасности позволяет предотвращать негативные последствия и осуществлять независимую экономическую политику. Для реализации данного подхода необходим комплексный анализ основных тенденций и изменений, который позволяет определить уровень угроз внешнеэкономической безопасности и выработать комплекс превентивных мер, направленных на преодоление этих угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International relations are currently under the influence of complicated and contradictive tendencies. In connection with this, the foundation of an efficient system of international economic security would allow to prevent negative consequences and maintain independent economic policy. To implement this approach, the complex analysis of major trends and changes is needed, so as to define the threats for international economic security and design a system of prevention measures aimed at overcoming these threats.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России»

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

85

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ УРОВНЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

СТАСЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель, заместитель директора по инновациям и компьютерным технологиям, Институт экономики и внешнеэкономических связей

e-mail: mastasev@sfedu.ru

Развитие современных международных отношений находится под влиянием сложных и противоречивых тенденций. В этой связи формирование эффективной системы внешнеэкономической безопасности по- ^ зволяет предотвращать негативные последствия и осуществлять неза- ™ висимую экономическую политику. Для реализации данного подхода необходим комплексный анализ основных тенденций и изменений, который позволяет определить уровень угроз внешнеэкономической безопасности и выработать комплекс превентивных мер, направленных на преодоление этих угроз.

экономическая политика; угрозы; макроэкономические показатели; национальные интересы.

International relations are currently under the influence of complicated and contradictive tendencies. In connection with this, the foundation of an efficient system of international economic security would allow to prevent negative consequences and maintain independent economic policy. To implement this approach, the complex analysis of major trends and changes is needed, so as to define the threats for international economic security and design a system of prevention measures aimed at overcoming these threats.

Keywords: international economic security; independent economic policy; threats; macroeconomic indicators; national interests.

Коды классификатора JEL: E00, F10, F52.

о

о

о x о

Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность; независимая m

© М.А. Стасев, 2011

го со о

CP

s £

CP

и о

CP 1= о со

о

I—I

fee

_I

ZD i-D ш

О

О О

О

_I

<

ZD О

В современном мире происходят глубокие интеграционные процессы, при этом каждое государство преследует свои определенные национальные интересы — геополитические, военные, экономические и т.п. В последнее десятилетие наибольшее значение приобретает необходимость защиты экономических национальных интересов. Национальные интересы воплощаются в жизнь тогда, когда властные государственные органы проводят независимый политический и экономический курс (Сенчагов 2007).

В России в последние 15 лет происходит сложный процесс преобразования как политической, так и экономической систем. Ряд иностранных и российских компаний максимально используют сложившуюся ситуацию для реализации своих субъективных интересов, далеких от интересов нашей страны. Следствием таких процессов может быть подрыв экономической независимости страны. Принятие Указа Президента N° 608 «О государственной стратегии экономической безопасно* сти России» позволяет законодательно ввести понятие экономической | безопасности и определить государственную стратегию экономиче-о ской безопасности Российского государства. Целью государственной

* стратегии экономической безопасности является сохранение возмож-

ен

| ности проводить независимую экономическую политику, обеспечение

го

о такого уровня развития экономики, при котором создаются благопри-

ятные условия для жизни населения, развития личности, социально-

о

СЧ1

СЧ1

а

£

О)

^ экономической и военно-политической стабильности общества и со-

.о и

о хранения целостности государства, успешного противостояния влия-

1=

° нию внутренних и внешних угроз.

о

Особенно важным становится проведение исследования внешне-<с экономических факторов экономической безопасности, заключающих-

3 ся в эффективной реализации преимуществ международного разделе-

ния труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной

о

интеграции в мирохозяйственные связи, недопущение зависимости России от зарубежных стран. Для интеграции России в мировую экономику необходимо найти определенную нишу в мировом воспроизводственном процессе. При этом важно сохранить целостность о национальной экономики, обеспечить непосредственный выигрыш

о о

о

_I

<

г

основной массы населения от участия в мирохозяйственных связях, проявляющихся в систематическом повышении жизненного уровня населения. Реализуемая внешнеэкономическая политика создает предпосылки для роста лишь отдельных отраслей, а не всей национальной экономики.

Согласно оценкам ГАТТ/ВТО, по объему экспорта Российская Федерация в начале XXI в., занимает 20-ые места в мире. Объем российского экспорта крайне невелик по сравнению с масштабами национальной экономики. В списке экспортеров Россия пропустила вперед такие страны как Голландия, Бельгия, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея. Тенденцию увеличения экспорта следует признать позитивной. Более того, в краткосрочном плане рост экспорта необходим для обеспечения платежеспособности страны по зарубежным кредитам. Поскольку рост внешних заимствований наблюдается в среднесрочной перспективе, то желательно сохранить данную тенденцию. Однако чтобы сделать выводы о характере, устойчивости и долгосрочных по- *

следствиях этого роста, необходимо подробнее проанализировать его 1

причины и структуру. о

о т

О

Первоначально рост экспорта при спаде производства в значительной мере был вызван тем, что в условиях разрыва хозяйственных связей для многих предприятий единственно стабильными рынками оказались зарубежные. Вторым фактором, определившим данную тенденцию, явилось то, что в условиях галопирующей инфляции реальную ценность имела только иностранная валюта (к чему и о

возвращается экономика после кризиса августа 1998 г.). Подобная °

ситуация стимулировала эрозию национального хозяйства. Национальная экономика распадалась на два сектора: первый — успешно ■< работающий на мировой рынок и второй — внутренний, состоящий 3 из предприятий, продукция которых из-за неконкурентоспособности не пользуется спросом. Во внутреннем секторе также можно выделить предприятия (в основном естественные монополии), продукция которых в силу монопольного характера пользуется устойчивым спросом на локальном рынке. Примером могут служить предприятия телекомуникационной отрасли. Возможно, было бы целесообразным о

а £

СР

и о сх 1= о со

г о

о

О о

О

_I

<

г

выделить и третий сектор — сектор услуг, — финансовые и консалтинговые компании, посреднические фирмы и прочие институты, обслуживающие реальную экономику, ее производственный сектор. В зарубежной литературе данный сектор экономики рассматривается как необходимый для целостного развития экономики. В российской экономике сектор финансовых услуг вышел за разумные рамки, отвлекая на себя ресурсы национальной экономики. Кризис августа 1998 г. можно рассматривать как процесс очищения, при котором экономика избавляется от ряда организаций третьего сектора, автоматически сокращая его размеры и влияние.

Переход России к рынку, безусловно, сопровождается усилением ее вовлеченности в мировое хозяйство. Оба процесса проходят в русле либерализации внешнеэкономической деятельности и в условиях, когда в мире усиливается взаимозависимость государств во всех сферах общественной жизни. Подобные изменения в современную эпоху получили название глобализации, при которой формируется новый системный уровень человеческой общности с его собственными движущими силами и механизмами регулирования» (Коллонтай 2008, 3).

С точки зрения специалистов ООН, глобализация — это глубоко противоречивый и сложный мир, открывающий перед человеком о огромные возможности. С одной стороны, глобализация как прогрес-

сивный процесс обеспечивает прорывы в области новейших технологий, которые, если ими беспрепятственно обмениваться через произ-

о

C4J

C4J

ж .о

а

£

0J

а

-О U

водственную кооперацию и торговлю и ориентировать их на удовлетворение потребностей людей, могут содействовать благу всего чело-g вечества. Но, с другой стороны, глобализация имеет также негативные

I—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<с тенденции, проявляющиеся, в частности, в вытеснении рыночных ме-

3 ханизмов нерыночными видами деятельности (через сеть всевозмож-

ных формальных и неформальных связей и услуг), что ведет к получению преимуществ сильных государств перед слабыми.

Эксперты ООН сходятся во мнении, что глобализация усиливает, особенно у народов экономически слабых стран, чувство безысходности и незащищенности по мере того, как темпы роста финансовой нео стабильности, масштабы преступности и болезней опережают темпы

с*. о

О о

о

_I

<

борьбы с ними. Иными словами, глобализация создает новые угрозы безопасности человека, в первую очередь в беднейших государствах. В рамках глобализации структуры национального производства и финансов в результате увеличения числа внешних сделок становятся все более взаимонезависимыми. Такое переплетение взаимосвязей ведет к появлению нового международного разделения труда, при котором поступательное развитие национально-хозяйственных комплексов оказывается во все большей зависимости от экономических субъектов других государств.

Нынешний уровень глобальной интеграции сильно дифференцирован как по странам и регионам, так и по отдельным рынкам. В арсенале промышленно развитых государств имеется гораздо больше возможностей для получения выгод от участия в этом процессе. Периферийные страны, к которым относятся Россия и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к гло- * бализации. 1

Формирование современной системы мирохозяйственных связей о

происходит в рамках так называемого неолиберального мирового эко-

ПС

номического порядка. При этом Россия и другие страны СНГ испыты-

о

ж. ,о

го

вают целенаправленное воздействие со стороны мировых экономиче- о

а

£

<v

ских центров (Северная Америка, Западная Европа, Юго-Восточная и Восточная Азия) и международных экономических организаций: МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), о

ВТО и др. |

Неолиберальная модель глобализации построена на жесткой моне-

о

таристской основе. Стихийный рыночный механизм провозглашен в ка- <с

честве основного регулятора развития, а национально-хозяйственный ^

суверенитет и значительная часть функций государства по регулиро-

о

ванию экономики считаются основоположниками неолиберальной модели.

Сделав ставку на неолиберальный вариант развития мирового хозяйства, экономически сильные державы постарались обеспечить для себя господствующие позиции в системе формируемых под их о

о о

о

_I

<

руководством мирохозяйственных отношений. Акцент делается на поощрение радикальной либерализации хозяйственной жизни стран, входящих в мировое хозяйство. На первый план выдвигаются жесткие монетаристские требования сбалансировать бюджет и обеспечить устойчивость денежного обращения путем сжатия денежной массы. Вместо концепций развития импортозамещающей национальной промышленности всячески пропагандируются идеи экспортоориенти-рованного развития, преимущественно с участием западных ТНК. В результате вместо всестороннего хозяйственного прогресса постсоветским странам навязываются неолиберальные принципы и теории догоняющего развития.

Согласно неолиберальным концепциям право на существование имеют только конкурентоспособные по международным стандартам предприятия, которых в постсоветском мире очень мало. Вместе с тем, конкурентоспособные российские предприятия (РАО «Газпром», РАО * «ЕЭС России» и др.) западные неолибералы предлагают разукрупнить,

| чтобы снизить их конкурентоспособность на мировом рынке.

о Важный элемент внедрения неолиберальной модели в постсовет-

^ ском пространстве — кредитование и субсидирование новых стран,

к

| которые не всегда можно назвать полезными. Например, длитель-

го

о ное поступление займов и кредитов в Россию от международных ор-

ганизаций не только способствовало деформированию социально-экономической структуры, но и создало секторы и социальные груп-

о

C4J

C4J

ж .о

а

£

0J

а

-О U

о пы, ориентированные на постоянную внешнюю подпитку, усилило

с ^

структурную и долговую зависимость России от мирохозяйственных g центров.

I—I

<с Эпизодические мировые финансовые кризисы открывают запад-

ц ным кредиторам возможность оказывать давление на постсоветские

страны как на хронических должников, скупать по дешевке и прива-

о

тизировать их государственную собственность.

Неолиберальная модель способствует сведению к минимуму рычагов государственной экономической политики постсоветских стран. Однако ни международные экономические и финансовые о организации, ни глобализирующийся капитал (ТНК и МФЦ) не

о о

о

_I

<

способны, как показывает практика, обеспечить действенное антикризисное регулирование рыночной стихии и решение социальных проблем.

В промышленно развитых государствах политика либерализации на ранних этапах проводилась постепенно, и во главу угла ставилось повышение конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Поэтапная либерализация внешнеэкономической сферы позволила западным странам своевременно перестроить свои национально-хозяйственные комплексы и занять доминирующие позиции в системе мирохозяйственных связей.

В других странах, включая Россию и иные государства СНГ, переживающих переходный период, либерализация пропагандируется и насаждается Западом в ускоренных темпах, без учета национальных особенностей. В результате, включение этих стран в мировое хозяйство носит сложный и противоречивый характер и сопровождается, ^ как правило, перманентным внутрихозяйственным кризисом.

Западные неолибералы проводят в отношении экономически слабых стран политику двойных стандартов. Навязывая им самые ради- о кальные варианты своих концепций, они не считают их обязательными для внедрения в своих странах. Особенно сильно разнятся теория и |

го

практика относительно экономической роли государства. С одной сто- о

роны, западные теоретики либерального толка предлагают направлять главные усилия на ослабление хозяйственных функций государства, а на деле в экономике стран Запада нередко наблюдаются противопо- о

о

ж. ,о

а

£

<v

а

ложные тенденции. Практически везде доля ВВП, перераспределяемая °

государством, имеет тенденцию к росту. Правда, почти повсеместно

о

в западных странах происходит относительное сокращение функций <с

государства по социальной защите населения, что соответствует тео- ц

ретическим постулатам либерально-монетаристской школы.

о

Поскольку Россия и остальные постсоветские страны чаще всего следуют постулатам неолиберальной доктрины, их интеграция в мировую экономику носит в значительной мере подчиненный характер. В этом случае основная опасность для них заключается в том, что под жестким присмотром Запада, происходит, с одной стороны, чрезмер- о

о о

о

_I

<

о

СЧ1

ное усиление внешнеэкономической открытости и либерализации внутренней экономики, а с другой — навязывается слишком резкое снижение экономической роли государства. Следовательно, в этих странах происходит уменьшение возможностей защиты от деструктивных сил рыночной стихии, от экспансионистских поползновений более могущественных конкурентов, от разрушительных финансовых и экономических кризисов. Такой кризис, случившийся в 1997-1998 гг. в Юго-Восточной и Восточной Азии, впервые оказал чрезвычайно пагубное воздействие на все бывшие советские республики, продемонстрировав их полную незащищенность в системе мирового хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовлечение постсоветских стран в мирохозяйственные процессы постепенно изменяет соотношение внутренних и внешних факторов их экономического развития. Если в составе СССР экономика совет™ ских республик развивалась под воздействием главным образом вну-^ тренних факторов, то с переходом к рынку и нарастанием внешнеэко-* номической открытости внутрихозяйственная сфера новых государств | уже не может трансформироваться без учета процессов, происходя-о щих в мировой экономике. Естественно, масштабы и формы участия ^ каждой страны в системе международных экономических отношений

| зависят от уровня развития, структуры и специфики ее национально-

го

о хозяйственного комплекса, наличия конкурентоспособных произ-

водств, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, финансовых рынков, а также от внешнеэкономической политики государ-

сх

£

(V

а

о ства.

сх

^ Сравнение макроэкономических показателей дает основание кон-

статировать, что в мировой экономике Россия и другие постсоветские <с государства занимают весьма скромные позиции и являются аутсай-

3 дерами международного обмена. Так, совокупная доля СНГ в миро-

вом экспорте товаров составляет несколько более 2%, в том числе на Россию приходится 1,7%. Доля России в мировом импорте товаров — 0,8%. В мировой торговле услугами новые государства занимают еще более слабые позиции. На долю России в мировом экспорте и импорте услуг приходится соответственно 0,7 и 1,2%. В перемещении капита-о ла участвует в первую очередь Россия. Правда, и в этой сфере ее роль

со

■г. о

о

О о

о

_I

<

г

незначительна — всего 0,3%. Приведенные цифры свидетельствуют о чрезвычайно малом вкладе новых стран в формирование мировой экономики. Без лишних комментариев становится ясно, почему, имея население почти 300 млн человек, постсоветские государства остаются на периферии мировой экономики. Современная глобализация мирового хозяйства имеет характерную черту — динамичное развитие международной торговли. Стоимость мирового экспорта в настоящее время превышает 7 трлн долл. В начале XXI в. его доля повысилась до 21% от мирового ВВП по сравнению с 17% при значительно меньшем ВВП планеты в 1970-х гг. (Хунтуа 2004, 21).

На мировом рынке обмен происходит по трем основным группам товаров: готовые изделия, минеральное сырье и сельхозпродукты. Положение каждой страны в мирохозяйственных связях характеризуется, в том числе, долей ее товарного экспорта. Чем выше доля готовых изделий в общем объеме национального экспорта, тем, как правило, выше показатель ее индустриального развития. В передовых странах *

наблюдается рост продукции обрабатывающих отраслей с одновремен- 1

ным снижением в их экспорте удельного веса продукции сельского хо- о

о

зяйства и добывающей промышленности. Поскольку в мировом экс-

^ к

порте готовых изделий примерно 80% приходится на ведущие страны |

го

(причем на долю импорта машин и оборудования приходится по 40% о

его объема) именно они диктуют порядок обмена этой продукцией, устанавливают «правила игры», с которыми вынуждены соглашаться

ходятся в разных социально-экономических условиях по сравнению

о

а

£

(V

а

догоняющие страны, включая постсоветские государства. с^

Учитывая тот факт, что Россия и другие постсоветские страны на- °

о

с центрами мирового хозяйства, актуальной и стратегически зна- <

чимой задачей для них при переходе к рынку становится адаптация ^

национально-хозяйственных комплексов к процессу глобализации

о

мировой экономики. Адаптация означает в первую очередь необходимость повышения национальной конкурентоспособности, чтобы Россия и другие страны СНГ смогли занять выгодное место в мировом сообществе. Сегодня быть конкурентным в мировом сообществе для каждой страны означает обеспечивать сравнимые с мировым уровнем о

о о

о

_I

<

г

потребительские и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего. Следовательно, такая адаптация служит в целом укреплению экономической безопасности постсоветских стран, включая Россию, усилению их позиций в мировом хозяйстве.

о

о о т

го со о

сх ^

£

СР

и о сх 1= о со

О

I—I _I

из

ш

о

О О

о

_I

<

г

!Э О

ЛИТЕРАТУРА

Коллонтай В. (2008). О неолиберальной модели глобализации // МЭ и МО. № 10.

Сенчагов В. (2007). Методология обеспечения экономической безопасности // Федерализм. № 2.

Хунтуа З. (2004). Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.