Т. А. Еремкина
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ СЕМЬИ
Работа представлена кафедрой востоковедения Читинского государственного университета. Научный руководитель — доктор философских наук, профессор Н. А. Абрамова
В статье рассматриваются основные тенденции трансформации китайской семьи в условиях глобализации. Трансформация проявляется в изменении структуры семьи, ее типов и ценностей.
The article dwells upon key trend in changing of Chinese family influenced by globalization processes. The author describes the changes in family structure, types and values.
В современных условиях усиливается значение семьи как уникального консолидирующего и интегрирующего фактора, транслятора культурного наследия национальных традиций и этнических норм1. Социально-экономические и социокультурные особенности развития современного китайского общества в условиях глобализации находят динамичное отражение в тенденциях ее трансформации семьи. Китай, безусловно,
поддерживает и участвует в той или иной мере в экономических и политических процессах глобализации, однако в социокультурной сфере глобализация представляется как «вызов, который влечет за собой смену ценностных ориентации людей и общества под влиянием различных обстоятельств»2.
В оценке нынешнего состояния семьи многие китайские исследователи, а именно: Се Юнсинь, Му Гуанцзун, Чэн
89
Циньсинь признают, что современное глобализирующееся общество поставило семью в новую ситуацию, где данному институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой семья существовала раньше. Изменения очевидны во всех сферах семейной жизни. Меняются основы экономического функционирования семьи, типы семьи, внутренние связи между ее членами, ценностные ориентации и жизненные приоритеты: нуклеаризация семьи, разрыв родственных связей, снижение авторитета старшего поколения, насилие в семьях, изменение тендерных ролей, растет число разводов ит. д. 3.
Трансформация прежних социальных связей, формирование новых не всегда способствуют поступательному развитию института семьи. С одной стороны, в переходных социально-экономических условиях семья выступает консолидирующим фактором в разрозненной социальной и политической жизни китайского общества, с другой стороны, она традиционно выступает как нечто стороннее, препятствующее достижению жизненных ценностей: профессиональной карьере, самореализации и т. п. «Семье-центрическая» и «детоцентрическая» иерархия жизненных ценностей постепенно сменяется «эгоцентрической». В современном китайском обществе наиболее острые конфликты и столкновения происходят именно в сфере нравственных представлений, которые являются неотъемлемой частью ценностных ориентации. Восприятие общества современной китайской молодежью сопро-вождается определенным протестом, связанным с неприятием традиционного образа жизни, обостренным сознанием «личных потребностей», стремлением противопоставить традиционной системе модернизированную систему ценностей, включающую в себя компоненты западной культуры. Об этом свидетельствует все большее появление семей
«DINK», которые добровольно отказываются от рождения детей, выбирая материальное благополучие, свободу. В настоящее время такое нежелание иметь детей происходит на сознательном уровне, что также противоречит традиционной китайской идеологии.
Произошли усложнения социальной структуры китайской семьи, изменились ее связи с внешним миром, сформировались отчетливые ролевые предпочтения и распределения обязанностей между членами семьи. Китайские ученые отмечают партнерские отношения между членами семьи, что также противоречит традиционному укладу. В традиционном Китае распределение ролевых обязанностей между членами семьи было строго определенным. Считалось, что мужчина всегда был ориентирован на общественную жизнь, на работу, т. е. нес ответственность за материальное обеспечение семьи, женщина должна была быть связана с домом, с семьей, т. е. выполняла экспрессивную функцию. В настоящее время в общественной жизни, как и в экономике и политике проявляется безусловная тенденция к равноправию полов. Таким же изменениям подверглась и китайская семья.
В настоящее время в Китае полно -стью разрушен стереотип женщины-домохозяйки. Китайские женщины все больше вступают в общественную жизнь и занимают не менее важное место в обществе, чем мужчины. Профессиональная деятельность женщин становится главным содержанием жизни. Женщина, подобно мужчине, получает сегодня возможность самостоятельно трудиться на производстве.
Эта тенденция привела к смене социально-психологического уровня, например, изменились отношения семьи к своему окружению: к государству, к системе производства, образованию и т. д. Анализ различных систем отношений показывает, что семья теряет автоном-
Современные тенденции функционирования китайской семьи
ность своих функций и передает их другим - внешним по отношению к семье -системам. Современные молодые люди покидают родительский дом, разрушая тем самым традиционную форму связей между поколениями и отвергая прямую родительскую опеку. Государство берет на себя функции «родителей» и включается в решение многих семейных проблем, причем не только экономических, но и социальных.
Говоря о китайской семье, можно однозначно сказать, что происходит трансформация традиционных ценностей, которые в традиционном Китае характеризовались как ценности «долга», которые, прежде всего, проявлялись продолжением рода, в настоящем в глобализирующем мире переходят к ценностям «индивидуалистическим». Большинство семейных пар во главу ставят ценность отношений, которые основываются на любви, признании и понимании. Что говорит о том, что намного большее значение придается самим межличностным отношениям супругов4.
Одной из основных функций семьи является воспитание. В современных китайских семьях немаловажную роль играет чрезмерная опека детей, что приводит к проблемам воспитания детей в малых семьях. Отмечается высокая эмоциональная зависимость между членами таких семей. Родители, имеющие одного ребенка, подвергаются большой опасности чрезмерно привязаться к нему и проецировать на него свои желания. В настоящее время китайские ученые отмечают смену традиционных ценностей воспитания и в этой сфере. Многие китайские психологи, социологи и педагоги пессимистичны в своих высказываниях относительно детей, воспитанных в таких семьях. Китайские психологи, изучающие особенности развития «единственного ребенка в семье», отмечают недостатки «маленьких императоров»; считают, что эти дети - проблемные, их
физическое здоровье неидеальное, характер неуравновешен. Общественность привыкла воспринимать это поколение как своенравных, корыстных, алчных и деспотичных детей; в массах утвердилось мнение, что для этих детей важно лишь удовлетворение личных потребностей; они хотят только сами хорошо питаться, одеваться и развлекаться. Однако они не задумываются о смысле жизни, стремятся лишь к обладанию деньгами.
Проблемы неправильного воспитания возникли, прежде всего, потому, что старый институт семьи был постепенно разрушен, поэтому родители полагаются в основном на свои чувства, нежели на какие-либо нормы, что и приводит к ошибочным действиям в воспитании детей.
Еще одной из актуальных проблем китайского общества является старение населения. Учитывая сложную демографическую ситуацию в Китае (число стариков в возрасте 65 лет и старше превышает 7%, а доля детей до 14 лет меньше 30%, ожидается рост пожилого населения); необходимо разработать систему мероприятий не только по уходу за ними, но и по их психологической реабилитации. Численность старших возрастных когорт растет более чем вдвое быстрее, чем все население. По прогнозам, удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения к 2010 г. достигнет 7,13%, что составит более 100 млн человек, а в 2020 г. достигнет 8,38%, или более 150 млн, в 2030 г. - 16% или 250 млн. Государство возлагает особое бремя забот о пожилых людях на семью. Эта установка закреплена в Законе о защите прав пожилых людей в КНР, где прямо говорится, что именно семья должна быть главной опорой людей в пожилом возрасте, что она должна обеспечивать пожилых людей материально и поддерживать морально, брать на себя повседневный уход за ними и расходы по лечению. Такая установка, несомненно, отвечает культурной
традиции. Однако она расходится с тенденциями модернизации китайского общества, стремительно утверждающими модель нуклеарной семьи и вытесняющими традиционную семью, в которой соединены два или три поколения. Вступая в брак, молодые люди стремятся уйти из отчего дома. А это, разумеется, не всегда означает разрыв между поколениями и предполагает поддержку родителей, но сыновний долг воспринимается уже далеко не столь императивно, как прежде. Эта ситуация особенно характерна для города. Но она становится все более обиходной и для сельской местности, особенно там, где развитие рыночных отношений зашло особенно далеко.
Тем не менее, в системе социального обеспечения по старости основную роль продолжает играть опора на семью. Слабеющая материальная поддержка детей и других родственников служит основой существования для 57,1 пожилых людей, еще 25% в качестве главного источника полагаются на трудовые доходы, а на пенсию живут только 15,6%. В деревне социальная поддержка пожилых после распада народных коммун вообще отсутствует. Между тем именно здесь она особенно необходима, поскольку согласно расчетам доля лиц в возрасте 65 лет и старше к 2030 г. достигнет 17,4% (против 13,1 в городе), а потенциал семейной поддержки еще более сократится5.
К концу первой четверти нынешнего
века дедушками и бабушками станет нынешнее поколение родителей, потомки которых в силу своей малочисленности не будут располагать достаточными возможностями, чтобы обеспечить их старость. Относительно небольшая, но значительная по абсолютной численности группа вообще окажется бездетной. У четверти не останется выживших сыновей, и они окажутся в незавидной согласно китайской культурной традиции зависимости от зятя или, того хуже, будут вынуждены конкурировать за поддержку с его стороны со своими сватами. Так политика «одна семья - один ребенок» породила своего рода демографический капкан. Создалась ситуация, когда максимальное социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное. На «маленьких императоров», как окрестили китайцы эгоистичное племя своих единственных сыновей и единственных дочерей, которые выросли без братьев и сестер, не привыкли ни с кем делиться и еще меньше - чем-либо жертвовать.
Таким образом, современные тенденции организации китайской семьи связанны, прежде всего, с трансформацией этого института в современных условиях. Трансформация имеет разноуровневый характер и проявляется в изменении структуры семьи, ее ролевых функций в обществе, в системе воспитания подрастающего поколения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Римашевская Н. М. Роль семьи в условиях социальных трансформаций [Текст] // Семья, тендер, культура / Материалы международных конференций 1994-1995 гг. / Под ред. В. А. Тиш-кова. М.: 1997.
2 Юанъцзы Гу. Цюаньтиухуа юй Чжунго (Глобализация и Китай) [Текст] Чжунго бяньи чубаньшэ, 1998. С. 266. Кит.яз.
3 Чинъсинъ Ченъ. Дандай чжунго хуньинь юй цзятин чжуанкуан (Современное состояние брака и семьи в Китае) [Текст] Наньнин: Чжунго бяньи чубаньшэ,1997. С. 32-33. Кит. яз.
4 Там же. С. 33.
5 2003 чжунго жэнькоу: Гоцзя тундицзюй, жэнькоу хэ шэхуэй кэцзи тунди сыбянь (Китайское население 2003 г.: Государственное статистическое управление, соционаучный статистический отдел департамента). Наньнин: Чжунго тунди чубаньшэ, 2004. 188с. Кит. яз.