Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования рынка воспроизводства природных ресурсов'

Современные тенденции формирования рынка воспроизводства природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинский К.О.

В статье рассматриваются вопросы формирования рынка эколого-инновационного воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды. Проанализированы тенденции развития данного рынка и сформулированы возможные направления его организации в России. Определен комплекс мероприятий и магистральных направлений, направленных на совершенствование инструментов его регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования рынка воспроизводства природных ресурсов»

УДК 330.15:334.01

современные тенденции формирования рынка воспроизводства природных ресурсов

К. О. ЛИТВИНСКИЙ, кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: litvinsky@econ.kubsu.ru

Кубанский государственный университет, Краснодар

В статье рассматриваются вопросы формирования рынка эколого-инновационного воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды. Проанализированы тенденции развития данного рынка и сформулированы возможные направления его организации в России. Определен комплекс мероприятий и магистральных направлений, направленных на совершенствование инструментов его регулирования.

Ключевые слова: природопользование, воспроизводство природных ресурсов и компонентов природной среды, взаимодействие спроса и предложения на воспроизводство природных ресурсов, система платежей за пользование природными ресурсами.

Современное социально-экономическое состояние, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в большой степени определяются минерально-сырьевым потенциалом страны и государственной стратегией его использования и развития. Формирование отечественной модели рыночной экономики поставило вопрос о создании механизмов, позволяющих эффективно осуществлять процесс воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды. К сожалению, в период реформ при переходе от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике была нарушена система добычи, потребления и экспорта природных ресурсов, что привело как к росту производственных затрат, так и к изменению конкурентных позиций нашей страны на мировом рынке.

На современном этапе развития России именно природные ресурсы играют исключительно важную

стратегическую роль в экономике и обеспечении национальной безопасности страны. Эффективность использования природных ресурсов в большей степени определяют состояние многих сегментов экономики и уровень жизни населения. Ни один сектор экономики и социальной сферы государства не может эффективно функционировать и, что не менее важно, - развиваться без использования разнообразных природных ресурсов. Различные виды минерально-сырьевых ресурсов России необходимо рассматривать как важнейший фактор, влияющий на комплексное развитие страны, в том числе на межрегиональное и международное сотрудничество [2]. В связи с этим особое значение приобретает необходимость решения комплекса проблем по организации и совершенствованию рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды, основанного на их рациональном использовании.

Рынок воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды (в особенности его эколого-инновационная составляющая) неразрывно связан с рынком продукции, имеет с ним много общего, но при этом обладает рядом отличительных черт, обусловленных характером взаимодействия субъектов природопользования, целевой функцией и особенностями эколого-экономических отношений. Рынок воспроизводства природных ресурсов должен формироваться и функционировать под строгим контролем государства и общества, и говорить о свободном действии рыночных сил применительно к нему можно лишь ограниченно [4].

Сопоставление рынков воспроизводства природных ресурсов и рынка конечных экономических

- 9

благ, функционирующих в сфере природопользования, весьма важно с точки зрения выработки дальнейших механизмом по приспособлению предприятий к одновременному производству продукции и воспроизводству природных ресурсов, т. е. интеграции обоих типов продукции на одном предприятии [3]. Сегодня перед предприятиями, учитывая современное взаимодействие «человек - природа» [5], необходимо поставить альтернативу: либо прекратить негативно воздействовать на природу, т. е. уйти из соответствующего сектора экономики, либо адаптироваться к новым условиям хозяйствования. Не менее важным является создание экономического механизма, способного не только согласовывать потребности в воспроизводстве природных ресурсов и компонентов природной среды с выделенными на эти цели ресурсами [1], но и формулировать их в виде целевых программ воспроизводства природных ресурсов. Далее на основе этих программ необходимо формировать конкретные требования к производителям со стороны государства и общества и передавать их предприятиям.

Регулирование современного рынка воспроизводства природных ресурсов должно осуществляться на основе целого арсенала специфических методов, механизмов и средств. Среди них следует особо выделить систему государственных заказов на воспроизводство природных ресурсов, обеспечивающих устойчивую связь между государством и предприятиями экономики. Утверждая объем и структуру заказов на воспроизводство природных ресурсов и определяя географию их размещения, государство тем самым оказывает решающее влияние на формирование и развитие рынка воспроизводства природных ресурсов.

Однако централизованное государственное регулирование рынка воспроизводства не означает лишения предприятий хозяйственной самостоятельности. Ключевым и наиболее действенным экономическим рычагом государственного регулирования данного сектора экономики является система ценообразования на воспроизводство природных ресурсов и компонентов природной среды.

В целях удовлетворения спроса на воспроизводство природных ресурсов западные страны прибегают к государственным капиталовложениям. Их правительства принимают активное участие в формировании, расширении и модернизации основных производственных фондов крупных промышленных корпораций, стремясь при этом установить с ними в

сфере воспроизводства природных ресурсов такие взаимоотношения, которые были бы максимально близки по своему характеру к отношениям, складывающимся на рынке их основной продукции. Цены на воспроизводство природных ресурсов, как правило, устанавливаются в ходе прямых переговоров между государственными организациями и предприятиями. Это позволяет, с одной стороны, оптимизировать поиск новых технологических решений, полнее использовать научно-технический и производственный потенциалы исполнителей госзаказов на воспроизводство природных ресурсов, с другой - укреплять их ответственность и дисциплину.

На федеральные органы нашей страны должны быть возложены задачи распределения на конкурсной основе экономически выгодных для предприятий государственных заказов на воспроизводство природных ресурсов, их материально-технического обеспечения, создания условий для выполнения целевых программ, имеющих национальное значение. Конкурсный отбор в распределении государственного заказа на воспроизводство природных ресурсов и развитие межпроизводственной кооперации будут содействовать предупреждению или хотя бы ослаблению негативных явлений в эколого-эконо-мических отношениях субъектов природопользования. Кроме того, государство должно оказывать финансовую поддержку предприятиям в формировании рынка воспроизводства природных ресурсов (создание специальных фондов, предоставление дополнительных льгот в налогообложении и т. д.).

Предприятиям, получившим госзаказ на воспроизводство природных ресурсов, следует самим заботиться о требуемой научно-технической документации, а в перспективе - и о его материально-техническом обеспечении. Такой подход будет способствовать формированию инновационных подходов, осуществляющих весь жизненный цикл процесса, снизит затраты на создание инноваций. Выполнение государственных заказов на воспроизводство природных ресурсов должно быть экономически выгодно предприятиям, тогда они станут стремиться их получать, осваивая на практике инновационные механизмы в эколого-экономических отношениях субъектов природопользования.

Развитие современного рынка воспроизводства природных ресурсов невозможно без формирования информационного обеспечения. В последнее время следует отметить ослабление государственного кон-

троля за деятельностью предприятий, участвующих в эколого-экономических отношениях. Кроме того, можно привести множество примеров невыполнения предприятиями своих обязательств в сфере воспроизводства природных ресурсов. Существующая система надзора за субъектами природопользования не создала эффективных собственников, способных обеспечить приток необходимых инвестиций в сферу воспроизводства природных ресурсов. Как показал анализ, один только надзор, без поддержки предприятий, не стимулировал дополнительных инвестиций в этом секторе.

Одним из нежелательных результатов осуществляемых в настоящее время эколого-экономических отношений является неконтролируемая скупка значительных пакетов акций предприятий иностранными физическими и юридическими лицами, а также отечественными компаниями и физическими лицами, не заинтересованными в развитии воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды.

В ходе формирования рынка воспроизводства природных ресурсов предприятиям необходимо будет решать вопросы создания и содержания мобилизационных мощностей. Бюджет подавляющего числа предприятий не обеспечивает в должной мере поддержания мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва, которые являются дополнительными факторами удорожания их продукции. Выполнение технологических операций по воспроизводству природных ресурсов и компонентов природной среды для целого ряда предприятий означает функционирование на основе затратного хозяйственного механизма, что однозначно ведет к снижению эффективности эколого-экономических отношений субъектов природопользования.

Анализ рассмотренных выше тенденций формирования рынка воспроизводства природных ресурсов дает возможность сформулировать возможные направления его организации в Российской Федерации, а также меры, которые необходимо принять как государственным структурам, так и функционирующим в сфере природопользования хозяйствующим субъектам для своевременной адаптации к современным требованиям со стороны государства и общества. Данные меры должны включать:

1) формирование спроса на воспроизводство природных ресурсов. В рамках этого направления большое значение имеют системы оценки,

планирования и финансирования потребности в воспроизводстве, которые должны обеспечивать эффективную эколого-экономическую деятельность в стране;

2) создание механизма предложения на воспроизводство природных ресурсов. В этом случае со стороны государства необходимо содействовать формированию сети предприятий, эколого-экономические отношения между которыми строятся на основе требований государства и общества;

3) создание инфраструктуры взаимодействия спроса и предложения на воспроизводство природных ресурсов. Во-первых, государственные структуры должны сформировать систему информационного обеспечения данного направления. Во-вторых, на правительственные органы ложатся задачи организации системы государственных заказов на воспроизводство природных ресурсов посредством проведения специальных торгов и конкурсов проектов, что позволит размещать госзаказы на более выгодных условиях. В то же время предприятия должны быть заинтересованы в получении госзаказа, а не в выплате крупных штрафов за нарушение природоохранного законодательства. В-третьих, государственным органам необходимо осуществлять координацию, контроль и регулирование деятельности предприятий в сфере природопользования. Последние должны выполнять все требования со стороны государства и общества по воспроизводству природных ресурсов и компонентов природной среды, следовать планам-заказам и планам развития эколого-экономических отношений в соответствии с установленными показателями на основе принципов хозяйственного расчета;

4) создание системы взаимодействия рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды и функционирующих в сфере природопользования предприятий. В рамках этого направления государственными структурами организуется процесс конверсии на базе диверсификации сложившихся в настоящее время эколого-экономических отношений субъектов природопользования. Речь идет о развитии рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды на основе интеграции производства различных предприятий, о создании единого для страны

рынка воспроизводства природных ресурсов в правовом, организационном и информационном пространствах; 5) финансовое обеспечение федеральных целевых программ формирования рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды. Это обеспечение должно включать участие в финансировании из федерального бюджета (на безвозмездной основе и в виде федерального кредита) и внебюджетных источников: частных инвесторов, собственных средств предприятий, привлеченных средств (кредитов коммерческих банков). Для активизации и эффективного развития рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды, отвечающего общемировым тенденциям и требованиям, в рамках обозначенных выше направлений его организации необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование инструментов его регулирования по следующим магистральным направлениям.

1. Формирование экономически оправданного и экологически целесообразного механизма оценки природных ресурсов, воздействия предприятий на окружающую природную среду, в частности механизма компенсации экологического ущерба. Процесс перехода на путь устойчивого развития возможен только при условии полного учета экологического капитала, в том числе и его важной составляющей - природного блага (ресурса). По мнению автора, система экономической оценки природно-ресурсной базы территории - это способ определения экономической ценности природных ресурсов в процессе общественного воспроизводства. В основе формирования механизма недропользования должна лежать экономическая оценка ресурсов, т. е. их стоимостное выражение или народнохозяйственная ценность природных благ, извлекаемых из недр (общественная полезность недр, измеренная посредством производства и потребления) [6]. Таким образом, в основе экономической оценки природных ресурсов необходимо определить категорию, отражающую их товарную стоимость. Исходя из того, что определяющей сущностью экономической оценки природного ресурса чаще всего является экономический эффект от его использования, общую товарную стоимость

можно охарактеризовать как потенциальную отдачу от освоения с учетом экологического воздействия на окружающую среду. После определения товарной стоимости природных ресурсов можно более точно производить расчет планируемых затрат и определять бюджетную и коммерческую эффективности для каждого этапа освоения и порогового значения основных экономических показателей, обеспечивающих их эффективное использование.

2. Реформирование системы платежей за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, в том числе затрат на природоохранные мероприятия (увеличение ставок, доли в структуре взимаемых налогов, обеспечение целевого использования). Доходы за пользование природными богатствами имеют значительный вес в структуре бюджетов всех уровней, а платежи за пользование природными ресурсами входят в пятерку бюджетообразующих налогов по России в целом. На современном этапе экономического развития более 60 % дохода от использования национального богатства дает рента от природно-ресурсного потенциала страны. За счет этой ренты регионы Российской Федерации могли бы покрывать первоочередные расходы на организацию рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды. В результате затраты на производство отечественной продукции можно было бы существенно снизить, обеспечив тем самым повышение ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынках.

3. Финансирование природоохранных мероприятий на основе программно-целевого метода за счет средств инновационных экологических фондов, банков и других институтов, осуществляющих венчурное инвестирование. Данную проблему невозможно решить без организации эффективной программно-целевой (адресной) деятельности инновационных экологических фондов по формированию системы адресной поддержки наиболее актуальных природоохранных проблем в стране. Благодаря системному объединению ресурсов (инновационные знания и навыки различных специалистов, информационная база данных по финансированию природоохранных мероприятий, материально-техническое обеспечение и пр.)

возможен синергетический эффект, заключающийся в формировании системы экологических фондов, удовлетворении широкого спектра природоохранных потребностей, компенсации существующих недостатков и противоречий.

4. Актуализация системы мер экономического стимулирования экологической инновационной деятельности, эколого-инновационного предпринимательства, разработка и внедрение систем экологического страхования, менеджмента, аудита, глубокой модернизации экологической инновационной инфраструктуры. Благодаря проводимой инновационной политике в России созданы определенные условия для формирования и реализации комплекса мер по экономическому стимулированию эколого-ин-новационной деятельности. При этом следует отметить, что существующий механизм взаимодействия данных эколого-инновационных инструментов как между собой, так и с другими государственными программами и структурами пока еще полностью не отработан и требует дальнейшего совершенствования.

5. Развитие нормативно-правового поля в направлении создания, поддержки и дальнейшего совершенствования основных нормативно-правовых документов, регламентирующих экологическую инновационную деятельность. К таким документам, в частности, относятся Экологический кодекс РФ, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об обязательном экологическом страховании» и др. Современное нормативно-правовое поле природопользования, к сожалению, в значительной степени несовершенно. Так, например, интересы государства как собственника природных ресурсов защищены не в должном объеме, а для хозяйствующих субъектов-природопользовате -лей четко не определены условия эффективного использования минерально-сырьевой базы. Кроме того, государственное экономико-правовое регулирование вопросов природопользования не учитывает затрат недропользователей на разведку новых и разработку существующих месторождений, транспортировку добытых ресурсов. Сложившаяся ситуация не способствует воспроизводству минерально-сырьевой базы, внедрению инновационных технологий при разработке высокозатратных и выработанных месторождений, что, бесспорно, создает

серьезные барьеры, препятствующие росту эколого-инновационной и инвестиционной деятельности.

6. Активное стимулирование российских компаний к всестороннему использованию экологических инноваций, в том числе и к развитию собственных эколого-инновационных и научных подразделений (внутрифирменной науки). Формирование специализированных структур с целью коммерциализации эколого-инновационных технологий, в том числе и их трансфера. Развитие системы стимулирования эколого-инновационной деятельности позволит оптимизировать ее масштабы и сформировать уникальную архитектуру научно-технической сферы, многократно увеличить ее эффективность и определить наилучшую траекторию развития, направленную на достижение конкретных результатов.

7. Формирование точек роста в целях стимулирования создания малых эколого-инновационных предприятий. В первую очередь точками роста должны являться технопарки и технополисы. Среди первоочередных направлений работы технопарков должно быть сотрудничество малых, средних и крупных хозяйствующих субъектов с наукой по реализации пилотных эколого-инновационных проектов. Именно технопарки призваны минимизировать существующий дисбаланс в системе взаимодействия таких элементов эколого-инновационной деятельности, как наука, государство и бизнес.

8. Активное привлечение инвестиций как в высокотехнологичную сферу, так и в область охраны окружающей среды. Данный вектор соединяет в себе предыдущие направления, многократно усиливая их возможности. Привлечение внешних инвестиций в сферу охраны окружающей среды является пополнением реальных ресурсов для устойчивого развития природопользования в России. Привлечение инвестиций как в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, так и в природоохранный сектор обеспечит устойчивый рост собственного инвестиционного потенциала страны, в том числе и его экологической составляющей. При осуществлении инвестиционной политики в области охраны окружающей среды автор считает необходимым активно развивать приоритетные направления в технологической

эколого-инновационной деятельности. Этого можно добиться путем концентрации всех возможных усилий, всесторонне поддерживая те экологические инновации и инновационные структуры, которые тесно связаны с рынком эколого-инновационного воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды.

9. Обеспечение интеграции науки и бизнеса посредством центров трансфера технологий. Потребность в трансфертных центрах, по мнению автора, велика и может сравниться с потребностью в эффективных технопарках. Существование сложных социальных и эко-лого-экономических процессов, протекающих в нашей стране, предопределяет формирование системы центров трансфера технологий, которые явятся связующим звеном между наукой и производством, коммерциализируя инновационные разработки и внедряя их в хозяйственную практику. Центры трансфера технологий будут развивать взаимовыгодное сотрудничество между всеми субъектами эколого-инновационного рынка как при поиске партнеров для реализации совместных экологических проектов, так и продвижения современных «зеленых» технологий и товаров на рынок.

Анализ, определение и организация рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды посредством реализации описанных выше магистральных направлений позволят обеспечить долговременные, стратегические интересы страны в сфере природопользования. Современные проблемы организации рынка воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды напрямую влияют не только на уровень обеспеченности природными ресурсами базовых секторов отечественной экономики, но и представляют огромную угрозу геополитическим и стратегическим интересам России в области при-

родопользования и, как следствие, национальной и экологической безопасности страны.

В заключение необходимо отметить, что, руководствуясь опытом развитых стран в области воспроизводства природных ресурсов и компонентов природной среды, а также формирования рынка экологических инноваций, можно предположить, что отечественная экономика может в ближайшем будущем стать лидером в данной области. Эффективное развитие отечественного природопользования будет во многом определяться мерами государственной поддержки, а также льготами и преференциями, предоставляемыми крупному бизнесу. Важно только правильно расставить приоритеты и дать однозначный ответ на вопрос: какую ренту выгоднее извлекать - сырьевую или интеллектуальную?

Список литературы

1. Жоливэ П., Анкин A. Потребление и устойчивое развитие: определение проблематики // Прикладная экономика. 2000. Т. 53, № 3. С. 17-133.

2. Козловский Е. А. Минерально-сырьевые ресурсы. Проблемы России накануне XXI века. М.: Изд-во Русского библиографического института, 1999.

3. Литвинский К. О., Шевченко И. В. Основы производства и потребления благ: теория и практика. Краснодар: Изд-во «Экоинвест», 2010.

4. Литвинский К. О., Шевченко И. В. Условия и приоритеты развития эколого-экономической системы: законы, правила, характеристики, показатели // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 21. С. 2-9.

5. ПахомовЮ. Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002.

6. Ромашкина Г. Н., Гордонов М. Ю. и др. О развитии стоимостного учета природных ресурсов в России // Вопросы статистики: научно-информационный журнал. 2010. № 9. С. 32-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.