Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА «ВИАДУК» В Г. ВОРОНЕЖЕ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА «ВИАДУК» В Г. ВОРОНЕЖЕ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
813
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / АРТ-ОБЪЕКТ / ЛАНДШАФТ / КОМПОЗИЦИЯ / СРЕДОВОЙ ОБЪЕКТ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шутка Анна Викторовна, Гурьева Елена Ивановна

В статье рассмотрены основные тенденции формирования арт-объектов в городской среде. Особое внимание уделено необходимости развития и разрешения проблемы эстетизации городской среды. Объектом исследования являются арт-объекты в градостроительном контексте. Проанализированы концепции создания арт-объектов и их включение в городское пространство. Предложены варианты арт-объектов в соответствии с созданием комфортной городской среды. Обосновывается идея о том, что арт-объекты в городской среде являются элементом идентификации городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шутка Анна Викторовна, Гурьева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СURRENT TRENDS IN THE FORMATION OF ART OBJECTS IN URBAN ENVIRONMENT ("VIADUK" COMMUNITY IN VORONEZH)

The article discusses the main trends in the formation of art objects in the urban environment. Special attention is paid to the development of aestheticizing the urban environment. Art objects are studied in the urban context. The article analyzes the concepts of creating art objects in the urban space. Variants of art objects are proposed in accordance with the creation of a comfortable urban environment. The article substantiates the idea about art objects in the urban environment as elements of the urban space identification.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА «ВИАДУК» В Г. ВОРОНЕЖЕ)»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 711.581.03

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-4-9-19 А.В. ШУТКА, Е.И. ГУРЬЕВА,

Воронежский государственный технический университет СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЯ АРТ-ОБЪЕКТОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА «ВИАДУК» В Г. ВОРОНЕЖЕ)

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции формирования арт-объектов в городской среде. Особое внимание уделено необходимости развития и разрешения проблемы эстетизации городской среды.

Объектом исследования являются арт-объекты в градостроительном контексте. Проанализированы концепции создания арт-объектов и их включение в городское пространство. Предложены варианты арт-объектов в соответствии с созданием комфортной городской среды.

Обосновывается идея о том, что арт-объекты в городской среде являются элементом идентификации городского пространства.

Ключевые слова: общественное пространство, комфортная городская среда, арт-объект, ландшафт, композиция, средовой объект, градостроительство

Для цитирования: Шутка А.В., Гурьева Е.И. Современные тенденции формирования арт-объектов в городской среде (на примере жилого комплекса «Виадук» в г. Воронеже) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 4. С. 9-19. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-4-9-19

АУ. SHUTKA, Е.1 GUREVA, Voronezh State Technical University

CTRRENT TRENDS IN THE FORMATION OF ART OBJECTS IN URBAN ENVIRONMENT ("VIADUK" COMMUNITY IN VORONEZH)

Abstract. The article discusses the main trends in the formation of art objects in the urban environment. Special attention is paid to the development of aestheticizing the urban environment. Art objects are studied in the urban context. The article analyzes the concepts of creating

© Шутка А.В., Гурьева Е.И., 2022

art objects in the urban space. Variants of art objects are proposed in accordance with the creation of a comfortable urban environment. The article substantiates the idea about art objects in the urban environment as elements of the urban space identification.

Keywords: public space, comfortable urban environment, art object, landscape, composition, the environment object, urban planning

For citation: Shutka A.V., Gur'eva E.I. Sovremennye tendentsii formirovaniya art-ob"ektov v gorodskoi srede (na primere zhilogo kompleksa "Viaduk" v g. Voronezhe) [Current trends in the formation of art objects in urban environment ("Viaduk" community in Voronezh)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroi-tel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 4. Pp. 9-19.

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-4-9-19

Введение

Актуальность исследования объясняется потребностями формирования городской среды с учетом и использованием современных тенденций архитектурно-художественного оформления. Обратимся к расшифровке определения самого термина «арт-объект». Слово «арт-объект» состоит из двух составляющих: англ. art «искусство» + объект и лат. obiectum «предмет». Арт-объект (Art object или Objet d'art) - это предмет, вещь или иной объект, наделяемый каким-либо художественным смыслом [6].

Арт-объекты в современном городском пространстве весьма разнообразны, но имеют некоторые общие особенности, отражающиеся в концепции образного решения. Возможно классифицировать арт-объекты по следующим критериям: цель создания, расположение, функция, характеристики, форма, реализация, конкретное воплощение, актуальные стратегии (табл. 1).

Таблица 1

Классификация арт-объектов в городской среде

Цель создания Проектирование эмоций, создание визуальной стратегии

Расположение В городской среде (локальной, линейной) В структуре рекреационного пространства

Функция Дарить настроение Впечатлять воображение Шокировать, эпатировать Привлекать внимание Нести определенную смысловую нагрузку Вызывать яркий эмоциональный отклик Рекламировать Свободный от функции и утилитарности

Характеристики Уникальный Неповторимый Оригинальный Индивидуально разработанный Несущий определенную философию Неоднозначный Вызывающий эмоции

Окончание табл. 1

Цель создания Проектирование эмоций, создание визуальной стратегии

Характеристики Экспериментальный Авангардный Обладающий художественной ценностью, свободной от функциональности и утилитарности Объект изобразительного искусства

Форма Конкретная геометрическая Абстрактная

Реализация Живопись Витраж Декоративная керамика Художественная роспись Декоративные барельефы Различная скульптура

Материалы Стандартные Необычные Искусственные материалы и новые технологии

Конкретное воплощение, актуальные стратегии Арт-дизайн (англ. art-design - «искусство-дизайн») - течение постиндустриального дизайна, представители которого стремились соединить принципы дизайн-проектирования и традиционного художественного творчества (живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства) Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами Реклама Сюрреальность Концептуальность Игра контекстов Эксперименты визуальных иллюзий Метафора

Арт-объекты являются ценностными уникальными элементами городской среды, служат идентификации пространства и привносят современные черты искусства в информационный контекст. Арт-объект отражает современные тенденции стремления к уникальности, формирования нового стиля, направлений развития и совершенствования концепта искусства в городском пространстве.

Исследуя новый квартал г. Воронежа, мы исходим из основных концептуальных положений теории градостроительства, затрагивающих интересы различных групп населения и формирующих для всех этих групп общую городскую среду обитания.

Исследование городской среды дворовых пространств представляет большое научное и практическое значение для решения проблем качества архитектуры и городского планирования при создании «новостроя» в городе

с акцентом на красоту, эстетику и комфортность городской среды [1]. Оно необходимо при решении таких задач, как создание «чувства места», т. е. размещение мест общественного пользования в пределах каждой основной социально-демографической группы населения. Особое значение приобретает вопрос о необходимости создания и использования человеческого масштаба в архитектуре, поддерживающего гуманистический дух [4].

Градостроительный анализ

Задача включения арт-объектов в городское пространство рассматривается на конкретном примере: в структуре жилого комплекса «Виадук», расположенного в Коминтерновском районе г. Воронежа на проспекте Труда (рис. 1). Участки под размещение арт-объектов выделены небольшие, но значимые. Практически это художественный эксперимент по преображению городского пространства, возможность совмещения художественного формообразования и утилитарности функции в одном объекте. Исходные положения для конструирования арт-объектов сгруппированы в виде моделей с применением экологически чистых инновационных технологий, уважением к окружающей среде и осознанием ценности природных геосистем.

Виадук - в переводе с латинского - дорога, веду; транспортное сооружение, предназначенное для связи важных для людей мест.

1 - зона при подходе к дому, 35 кв. м;

2 - зона при входе в подъезд дома, 30 кв. м;

3 - зона детской игровой площадки, 45 кв. м

ЖК «Виадук» - это современный проект комфорт-класса с подземным паркингом в Коминтерновском районе города Воронежа, расположенный на пересечении ул. 9 января и проспекта Труда.Третья очередь ЖК «Виадук» - это трехсекци-онный дом с переменной этажностью от 12 до 17 этажей с коммерческими помещениями на первом этаже. Геометрия фасада лаконична, имеет прямые четкие линии и пропорции. Основной прием композиции - контрастное, ритмичное сопоставление цветовых элементов, их деталей и фактуры. Для оформления фасада применен облицовочный кирпич благородных оттенков. Благоустроенная территория включает в себя зоны отдыха для взрослых, спортивные площадки для детей и подростков. Развитая инфраструктура района и комплекса: детские сады, школы, дворец культуры и творчества, фитнес-центр, аптеки, салоны красоты и супермаркеты

Рис. 1. Градостроительный анализ участка

Концепция в данном контексте рассматривается в двух выражениях: разработка самого арт-объекта и включение его в городское пространство. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что арт-объект рассматривается одновременно как объект искусства, как градостроительный элемент, формирующий городское пространство, и как образ идентификации конкретного места.

Концепция построения арт-объекта в конкретной градостроительной ситуации базировалась на размышлениях о смысле и значении слова - названия комплекса, а также философии смысла жизни и личностного самоопределения. Концептуальное видение разных состояний и этапов человеческой жизни, радости материнства и детства, любви, познания мира нашло свое выражение в образах арт-объектов. Создать комфортную благоустроенную и неповторимую среду во дворе современного жилого комплекса помогут объекты современного уличного искусства.

Концептуальное проектирование основано на внесении тематического смысла и содержания в формирование декоративно-художественного оформления дворовой территории жилого комплекса. Концепция поможет в создании неповторимого и уникального образа, эстетически комфортной среды в противовес безликой, серой массе городских пространств (рис. 2).

1 объект

форма куба с интерактивными вставками буквами, которые можно вынимать, переставлять

2 объект

куб с QR-кодами, содержащими информацию о городе, значению слова «виадук», известных концептуальных художниках, арт-объектах мира

3 объект

буквы со стеклянными гранями, которые испускают спектральные отражения

Мосты соединяют берега - своеобразные миры... Создание форм, напоминающих знаменитые мосты, интересные развязки дорог. Объекты как бы продолжают друг друга, намекая на то, что все в мире закольцовано ивзаимосвязано

Суть человеческой жизни: взлеты и падения. извилистость дороги к намеченному пути, сложности в принятии решений. 1 -й этап жизни человека как американские горки, 2-й - спокойный, взросление; 3-й - спокойствие, умиротворение

Поиск любви.

Отображается скованность и неполнота жизни при отсутствии любви

Природная красота украшает окружающий мир

Геометрия

как способ восприятия мира

Рис. 2. Концепция арт-объектов для жилого комплекса «Виадук». Выполнили студентки 3-го курса А. Бредихина, Т. Костюкова. Руководители: А.В. Шутка, Е.И. Гурьева, А.Н. Зубцов, Г.М. Величко

Традиционные выразительные средства и современные технологии дают возможность проектирования новых образов и актуальных насущных изображений, служащих художественному оснащению городской среды.

Концепция выполнена графически. Эскизы в ручной графике отражают полет мысли, воображение, пространственные представления об арт-объекте, концепт его создания и вписание в градостроительную ситуацию (рис. 3).

Клетка. Ее человек сооружает для себя сам из своих ограничивающих убеждений. Они мешают человеку достичь целей, идти по намеченному пути. Но стоит сделать шаг из клетки, как человек обретает свободу

Все в наших руках. Поэтому нельзя их опускать. +0 734 (Коко Шанель). В наших руках весь мир

Путь - это жизнь. Это ступеньки, преодолевая которые человек приближается к своей цели. Надо выбраться из клетки и двигаться вперед

Рис. 3. Концепция арт-объектов для жилого комплекса «Виадук». Выполнила студентка 3-го курса В. Сенюкова. Руководители: А.В. Шутка, Е.И. Гурьева, А.Н. Зубцов, Г.М. Величко

При формировании концепции проекта эскизы часто выполняются в смешанных техниках: рисунок карандашом, акварельная отмывка, графика

с использованием маркеров. Для выражения идей также может быть использовано рабочее макетирование и компьютерное моделирование. Процесс эскизи-рования завершается выбором основного варианта проектного решения (рис. 4).

Задачи разработки концептуального предложения: уникальность, оригинальность, функционализм, выразительность.

Зона I

В И А У К

Зона 1 - 35 кв. м. Дания зона располагается в середине детской площадки, поэтому ей присвоены жизненные ценности любви и семьи. Дети должны расти в любящей и крепкой семье, которая сможет прививать все это с самого детства. Данная инсталляция будет очень кстати в детской зоне.

Рис. 4. Концепция арт-объектов для жилого комплекса «Виадук». Выполнила студентка 3-го курса А. Прокуратова. Руководители: А.В. Шутка, Е.И. Гурьева

Современные тенденции включения арт-объектов в городское пространство

Арт-объект в городской среде может быть: статичным или динамичным, инновационным, интерактивным, трансформируемым, мобильным, функциональным, утилитарным или художественной инсталляцией. Для реализации используются различные материалы и цветофактурные решения. Художественная значимость объекта может подчеркиваться освещением.

Современная социокультурная действительность носит глобальный мировой характер. Тенденции художественного оформления городского пространства также глобальны. Арт-объекты в городском пространстве могут быть акцентами или доминантами, органично вписываться или работать на контрасте, могут носить философский подтекст, являться выражением определенной насущной социальной проблемы, помогают переосмыслить окружающее пространство. Примеры и классификация арт-объектов приведены на рис. 5.

LOVE (рус. ЛЮБОВЬ) - скульптура американского поп-арт- г Мама (фр. Maman) - монументальная скульптура художника Роберта Индианы. Создана в 1970 г., ее устано- Луизы Буржуа, созданная в 1999 г. которая выставля-вили на 6-й Авеню, одной из самых оживленных улиц .. лась во многих музеях современного искусства, города. Она как бы стала частью людского потока. Ярко-.мифологическая или архетипическая мать и символ красный цвет и крупный шрифт привлекал внимание материнства

Аниш Капур. Облачные врата («Боб»), 2004. Отполирован- Испанский уличный художник Окуда Сан Мигель

ная нержавеющая сталь. Миллениум-Парк в Чикаго, США. Okuda San Miguel, открывает портал в сюрреалисти-

Капля «ртути» - поверхность скульптуры отражает и иска- ческие миры жает вид города

Термин «арт-объект» охватывает разные сферы искусства. Он работает на грани скульптуры, живописи, видеопроекции и саунд-дизайна. Художественный образ и мультидисциплинарное высказывание: арт-объект сегодня воплощает в себе общечеловеческие ценности, и его главная задача - вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Арт-объект в пространстве города часто становится смысловой доминантой. Он притягивает взгляд, вызывает интерес, рассказывает историю, привязанную к конкретному месту или событию. В то же время он направляет вектор движения, становясь частью планировки парка, двора, улицы или площади. Арт-объект должен стать органичным продолжением своего окружения.

Классификация арт-объекгов:

По характеру композиции - объемно-пространственные, плоскостные По видам - городская скульптура, инсталляция, фронтальные композиции

По подвидам объектов: скульптура (монументальная, монументально-декоративная, жанровая, станковая, круглая и зеленая); инсталляция (информационная, интерактивная, модульная, декоративная и функциональная); монументально-декоративная живопись, граффити, видеомэппинг, медиаархитектура, ландшафтный дизайн плоскостные -объекты навигации

По тематике внутри разновидностей арт-объектов можно выделить жанры: бытовой, анималистический, исторический, мифологический, аллегорический, сюрреалистический и пр.

По материалам, используемым в формировании объектов: монументально-декоративного искусства и арт-объектов: традиционные: бронза, искусственный и натуральный камень, гипс, дерево, металл; и новые: пластик, зеркало, стекло, ткань, бытовой мусор, а также светодиодные панели, проекционные экраны, световые и лазерные становки

Рис. 5. Примеры арт-объектов в городской среде, их классификация

Архитектурно-ландшафтная организация территорий, где располагаются арт-объекты

Архитектурно-ландшафтная организация территорий представляет собой целостный территориально спланированный участок культурного ландшафта с принципами проектирования городской среды, элементы которого взаимосвязаны и обусловлены единым гармоничным сочетанием. Элементами ландшафтной архитектуры в данном случае выступают водные объекты, рельеф, растительность, т. е. взаимосвязь природных и архитектурных форм.

Адаптация внутреннего пространства дворовой территории с арт-объектом в целях ландшафтной архитектуры представляет собой идею - концепцию, реализованную в функциях объекта и планировочных компонентах, которые соответствуют данным функциям согласно принимаемым решениям [5]. Градостроительные аспекты проектирования зеленых насаждений вокруг арт-объекта производятся по схеме: функциональные зоны - структурно-планировочные элементы - планировочные элементы [2].

Системно-ландшафтный и экологический метод при проектировании арт-объекта и его вписывания в городскую среду предполагает выполнение следующих принципов:

1) гигиенические и декоративные качества растений при подборе ассортимента в композицию с арт-объектом определяются развитием первоначальной идеи;

2) градостроительный анализ территории предоставляет основу для разработки мероприятий по улучшению микроклимата и общему композиционному решению [3, 6, 7];

3) подобранный ассортимент растений должен служить фоном для арт-объекта, усиливая пространственные и эстетические качества среды вокруг него;

4) подборка устойчивого видового состава древесной, кустарниковой и цветочной растительности, преобразование рациональной структуры на -саждений, устранение неблагоприятных воздействий на организм человека с использованием альтернативного озеленения (вертикальное, мобильное, фасадное) [3].

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Установлено, что арт-объекты в городской среде должны рассматриваться как элементы архитектурно-художественного своеобразия городской среды и разрабатываться для конкретной территории с учетом градостроительных особенностей и городского функционального контекста.

2. Анализ показал, что арт-объекты в городской среде являются элементом идентификации городского пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выявлены следующие современные тенденции формирования арт-объектов в городской среде:

- концептуальное решение;

- вписывание в городской контекст с учетом месторасположения территории размещения арт-объектов в городской среде, значимости, стиля, материалов, этажности окружающей застройки;

- построение по законам красоты, создание яркого необычного образа, привлекающего внимание и вызывающего живой интерес у наблюдателей; формирующего идентификацию городского пространства;

- использование инновационных и интерактивных технологий.

4. Дана классификация арт-объектов, функции, характеристики, форма, реализация, материалы, конкретное воплощение, актуальные стратегии.

5. Возможности создания архитектурно-художественного образа городской среды многочисленны, безграничны и неисчерпаемы. Арт-объекты являются яркой и неповторимой частью архитектурно-художественной структуры городского пространства.

Библиографический список

1. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Градостроительное проектирование ландшафтов. Основы проектирования ландшафтов / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2020. 77 с.

2. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Градостроительная оптимизация структуры рекреационных территорий на примере сквера на ул. Депутатская г. Воронежа // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 22. № 1. С. 31-43.

3. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Архитектурно-пространственные особенности формирования городского сквера // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 1. С. 50-57.

4. Кухта М.С., Соколов А.П., Сокур К.С. Художественно-проектные решения и современные технологии арт-объектов средового дизайна // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 177-181.

5. Бучельникова Н.П., Баклыская Л.Е. Арт-объект как элемент жилого интерьера и городской среды // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2014. № 1. С. 43-46.

6. Рублев В. Арт-словарь: терминология, виды, жанры, стили, направления изобразительного искусства : интернет-альманах ЯВАРДА.

7. Ануфриева А.В. Арт-объект. Актуальные стратегии // Вестник ИрГТУ. 2012. № 10. С. 340-343.

References

1. Shutka A.V., Gureva E.I. Gradostroitel'noe proektirovanie landshaftov. Osnovy proektirovani-ya landshaftov [Urban landscape design. Basics of landscape design]. Voronezh: VSTU, 2020. 77 p. (rus)

2. Shutka А. V., Gureva E.I. Gradostroitel''naya optimizatsiya struktury rekreatsionnykh territorii na primere skvera na ul. Deputatskoi g. Voronezha [Urban optimization of recreation areas in Voronezh park at Deputatskaya street]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2020. V. 22. No. 1. Pp. 31-43 (rus)

3. Shutka A.V., Gureva E.I. Arkhitektumo-prostranstvennye osobennosti formirovaniya go-rodskogo skvera [Architecture and spatial formation of the city park]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2021. V. 23. No. 1. Pp. 50-57. (rus)

4. Kukhta M.S., Sokolov A.P., Sokur K.S. Khudozhestvenno-proektnye resheniya i sovremennye tekhnologii art-ob"ektov sredovogo dizaina [Art and design solutions and modern technologies in art objects of environmental design]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta 2011. V. 319. No. 6. Pp. 177-181. (rus)

5. Buchel'nikova N.P., Baklyskaya L.E. Art-ob"ekt kak element zhilogo inter'era i gorodskoi sredy [Art object as an element of the residential interior and urban environment]. Dal'nii Vos-tok: problemy razvitiya arkhitekturno-stroitel'nogo kompleksa. 2014. No. 1. Pp. 43-46. (rus)

6. Rublev V. Art-slovar': terminologiya, vidy, zhanry, stili, napravleniya izobrazitel'nogo iskusst-va [Art dictionary: Terminology, types, genres, styles, directions of fine art]. Internet-al'manakh YAVARDA. (rus)

7. Anufrieva A.V. Art-ob"ekt. Aktual'nye strategii [Art object. Current policies]. Vestnik IrGTU. 2012. No. 10. Pp. 340-343 (rus)

Сведения об авторах

Шутка Анна Викторовна, канд. архитектуры, доцент, Воронежский государственный технический университет, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, shutka.a@yandex.ru

Гурьева Елена Ивановна, канд. с.-х. наук, доцент, Воронежский государственный технический университет. 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, gurjeva_el@mail.ru

Authors Details

Anna V. Shutka, PhD, A/Professor, Voronezh State Technical University, 84, 20 let Ok-tyabrya Str., Voronezh, Russia shutka.a@yandex.ru

Elena I. Gureva, PhD, A/Professor, Voronezh State Technical University, 84, 20 let Ok-tyabrya Str., Voronezh, Russia gurjeva_el@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.