СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИВ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
MODERN TRENDS OF FISCAL POLICY IN THE CONTEXT OF
GLOBALIZATION
Афанасьева Любовь Викторовна Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения Юго-Западный государственный университет, г. Курск
lv_af@mail.ru Afanasjeva Lubov Victorovna Candidate of economic Sciences, associate Professor Department of economic security and taxation South Weststate University (SWSU)
lv_af@mail.ru
Аннотация. В статье дается оценка индикаторов эффективности бюджетно-налоговой политики за 2006-2013гг. с целью выявления тенденций бюджетно-налоговой политики стран «Большой семерки» (G7^ России. Важным является определение условий и факторов эффективной бюджетно-налоговой политики, являющейся источником экономического роста.Сформирован методический инструментарий выявления типовых параметров бюджетно-налоговой политики, основанный на кластерном анализе.
Abstract.In article the assessment of indicators of efficiency of a budgetary tax policy for 2006-2013gg is given for the purpose of identification of tendencies of a budgetary tax policy of the countries G7 and Russia. Definition of conditions and factors of the effective budgetary tax policy which is a source of economic growth is important. The methodical tools of identification of standard parameters of a budgetary tax policy based on the cluster analysis are created.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, расходы бюджета, доходы бюджета, бюджетно-налоговая безопасность.
Keywords: budgetary tax policy, budget expenses, income of the budget, budgetary and tax safety.
Процессы глобализации характеризуются активной трансформацией роли государства и требуют серьезного пересмотра бюджетной и фискальной систем. Эти реформы имеют два разных полюса, с одной стороны требования международных организаций (повышение открытости экономики, инвестиционной привлекательности, уверенности бизнеса), а с другой стороны, национальные интересы государств (обеспечение экономической безопасности). Рассматривая глобализацию как современный процесс, следует отметить, что формирование конкурентоспособной экономики любого государства не возможно без эффективной бюджетно-налоговой политики.Эффективная бюджетно-налоговая политикаявляется источником экономического роста и проявляется, как правило,в макроэкономической и финансовой стабильности, повышении уровня и качества жизни населения, в реализации стратегических инфраструктурных проектов и др.
Бюджетно-налоговая политика ведущих экономик мира неоднородна, зависит от масштаба и структуры существующей налоговой системы, межбюджетного регулирования и сбалансированности.
Наиболее важную роль в формировании и развитии (реализации) бюджетного потенциала играют такие элементы налога, как налоговые ставки и налоговые льготы[1, с.174].Понятие «бюджетный потенциал», несмотря на его «широкую» характеристику, должно соотноситься с понятием бюджетно-налоговых отношений, в результате которых формируется комплексная система экономических показателей, включающих экономико-статистические, финансовые, бюджетные и налоговые показатели [1, с.173].Авторами[2, с.50] предлагается система бюджетного анализа, предполагающая предоставление полной и достоверной информации государственным органам о реальной ситуации, складывающейся в процессе составления и исполнения бюджета и межбюджетных отношениях, необходимой для принятия соответствующих мер, касающихся реформирования бюджетно-налоговой политики.
Важными индикаторами эффективности бюджетно-налоговой политики являются показатели:рост ВВП, % (GDPgrowth (annual %); профицит/дефицит, % ВВП (Cashsurplus/deficit (% ofGDP)); расходы бюджета, % ВВП (Expense (% ofGDP)), налоговые доходы, % ВВП (Taxrevenue (% of GDP)).Для выявления современных тенденций бюджетно-налоговой политики стран «Большой семерки»^ 7)(Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, США и Канада) и России использованы указанные выше показатели за период 2006-2013гг.
Анализ динамики ВВП в процентах, представленный на рисунке 1, показывает реакцию ведущих экономик на кризис 2008 года, снижение экономического роста сначала зафиксировано в 2009 году (Япония, Франция, Великобритания, Италия, США), а в 2010 году последствия кризиса отразились на всех рассматриваемых экономиках. Темпы экономического роста Российской Федерации после 2010г. имеют тенденцию к более быстрому восстановлению по сравнению с анализируемыми ведущими экономиками.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
□ Япония ■ Германия □ Франция О Великобритания И Италия В Россия □ США И Канада
Составлено автором по http://knoema.ru/WBWDIGDF2014Nov/world-development-indicators-wdi-november-2014 (Дата обращения 23.11.2014)
Рисунок 1 - Динамика темпов прироста (снижения) ВВП, %
Величина профицита (дефицита) к ВВП является основным итоговым финансовым показателемсектора государственного управления. Наличие дефицита является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов, но при этом мировая практика признает необязательным сбалансирование доходов и расходов бюджета. Исследую динамику показателя «профицит/дефицит, % ВВП» (рис. 2),мы видим, что снижению экономического роста,зафиксированное в 2009 году предшествует дефицит в % к ВВП с 2006 года, за исключением России и Канады. В 2012-2013 годах Российская Федерациядемонстрирует профицит в % к ВВП.
Дефицит бюджета свидетельствует о максимальном уровне использования налогового потенциала и, следовательно, для восстановления сбалансированности бюджета, очевидно, необходима оптимизация и повышение эффективности расходов бюджета, а не усиление фискальной нагрузки.
ю % 8
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
— О - Япония — □— Германия —А— Франция - -о- - Великобритания —ж— Италия —•— Россия .....-о.....США .......Канада
Составлено автором по http://knoema.ru/WBWDIGDF2014Nov/world-development-indicators-wdi-november-2014 (Дата обращения 23.11.2014)
Рисунок 2 - Динамика профицита/дефицита, % ВВП
Расходы бюджета позволяют государству обеспечивать выполнение своих функций. Как справедливо отмечается автором, «расходы бюджета являются инструментом проведения макроэкономической политики государства» [3,
с.8].Отношение расходов бюджета к ВВП свидетельствует об эффективности финансирования и обеспечения национальных интересов.Динамика показателя «расходы бюджета, % ВВП» представлена на рисунке 3.
50%
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
□ Япония □ Германия □ Франция Ш Великобритания И Италия ВРоссия □ США В Канада
Составлено автором по http://knoema.ru/WBWDIGDF2014Nov/world-development-indicators-wdi-november-2014 (Дата обращения 23.11.2014)
Рисунок 3 - Динамика расходов бюджета к ВВП, %
В доходах бюджета, как правило, наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. Стоит отметить, что «в налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика, которые особенно поляризуются в условиях экономических кризисов, бюджетного дефицита и снижения уровня жизни населения» [4, с.98].Рост показателя налоговые доходы к ВВП свидетельствует о восстановлении экономики (повышении деловой активности) и увеличении доходной базы государства (рис. 4).Наблюдается тенденция незначительного снижения налоговых доходов к ВВП с 2009 по 2011 года по всей совокупности анализируемых государств. Как отмечают американские экономисты [5, с. 28], в отношении финансовых кризисных явлений в еврозоне «фундаментальная реформа системы бюджетно-налогового регулирования — институтов, норм и процедур — будет оставаться приоритетным вопросом ее повестки дня еще в течение долгого времени».
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
- Япония —В— Германия —Л— Франция —*— Великобритания
-Ж—Италия —•—Россия —©—США —■—Канада
Составлено автором по http://knoema.ru/WBWDIGDF2014Nov/world-development-indicators-wdi-november-2014 (Дата обращения 23.11.2014)
Рисунок 4 - Динамика налоговых доходов к ВВП, %
Представляется интересным разбиение исследуемой совокупности государств на группы с целью выявления и характеристики ключевых особенностей бюджетно-налоговой политики в условиях глобализации. Современное развитие методов научного исследования позволяет группировать данные о бюджетно-налоговой политике стран «Большой семерки»(С7) и России по четырем признакам с использованием кластерного анализа.Кластеризация методом К-средних применяется в тех случаях, когда пользователь уже имеет представление относительно числа кластеров, на которые необходимо разбить исследуемую совокупность. С помощью программного продукта STATISTICA 7.0проведена группировку стран (Россия, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, США и Канада) по показателям бюджетно-налоговой политики в 2013 году:
1) ростВВП, % (GDP growth (annual %);
2) профицит/дефицит, % ВВП ^ash surplus/deficit (% of GDP));
3) расходыбюджета, % ВВП (ехреше (% of GDP));
4) налоговые доходы, % ВВП (taxrevenue (% of GDP)).
В целях устранения различий в единицах измерения показателей данные пронормированы (табл. 1).
Таблица 1 - Проведение процедуры нормирования
Наименование РостВВП,% Профицит (дефицит), % ВВП Расходы бюджета, % ВВП Налоговые доходы, % ВВП
Япония 0,25014 -1,20894 -1,00601 -0,93813
Германия -0,17115 0,89233 -0,18881 -0,67411
Франция -0,54809 -0,35344 1,41376 0,84400
Великобритания -0,39842 -0,64292 1,11402 1,57456
Италия -1,86741 0,06267 0,88459 1,03152
Россия 1,35326 1,54623 -0,42493 -0,19708
США 0,98740 -1,08747 -0,62922 -0,93214
Канада 0,39426 0,79153 -1,16341 -0,708618
Разбив исследуемую совокупность на Згруппы (кластера) получили следующие результаты, представленные на рисунке 5.
1,5
1,0
0,5
0,0
-0,5
-1,0
-1,5
Рост ВВП,% Расходы, %ВВП
Профицит(дефицит),%ВВП Доходы, % ВВП
Cluster 1 Cluster 2 Cluster 3
Рассчитано автором с использованием ППП STATISTICA 7.0 Рисунок 5 - Графическая характеристика кластеров
В таблице 1 представлена статистическая характеристика кластерного анализа. Статистическая значимость полученных результатов подтверждается с помощью значений F-статистики и уровня значимости р (рис. 6).
Таблица 1- Состав и характеристики кластеров*
Номер и состав кластера Показатель Среднее значение показателя Среднее квадрати-ческое отклонение
Кластер №1 Германия Россия Канада ростВВП 0,5254 0,7706
профицит/дефицит, % ВВП 1,0767 0,4097
расходыбюджета, % ВВП -0,5924 0,5084
налоговые доходы, % ВВП -0,5266 0,2859
Кластер №2 Франция, Великобритания, Италия ростВВП -0,9379 0,8084
профицит/дефицит, % ВВП -0,3112 0,3547
расходыбюджета, % ВВП 1,1375 0,2654
налоговые доходы, % ВВП 1,1500 0,3794
Кластер №3 Япония, США ростВВП 0,6187 0,5213
профицит/дефицит, % ВВП -1,1482 0,0859
расходыбюджета, % ВВП -0,8176 0,2664
налоговые доходы, % ВВП -0,9351 0,0042
*Получено автором с использованием ППП STATISTICA 7.0
Analysis of Variance (8 _параметры бюджетной системы_
Between df Within df F Sgnif.
Variable SS SS P
2013-Рост ВВП,% 4,23351 02 2,76649i 5 3,82571 0,098192
Профицит/дефицит,%ВВП 6,40523^ 2 0,59476: 5 26,9235: 0,00210.
Расходы, %ВВП 6,27119 2 0,72880! 5 21,5117. 0,003498
Доходы, % ВВП 6,54858: 22 0,45141 5 36,2667 0,001051
Получено автором с использованием ППП STATISTICA 7.0
Рисунок 6 - Результаты дисперсионного анализа по исследуемым признакам
По результатам кластерного анализа выделены типы бюджетно-налоговой политики, характеризующиеся следующими средними параметрамибюджетно-налоговой политики (исходя из данных исследуемой совокупности) (табл. 2).
Таблица 2 - Основные параметры, выявленных типов бюджетно-налоговой
политики государств
^Среднеезнач^ Кластер №1 Германия Россия Кластер №2 Франция, Великобритания, Кластер №3 Япония, США
----- Канада Италия
Прирос! ВВП, % 1,95 -0,69 2,12
Профицит (дефицит), % ВВП 0,85 -4,52 -7,76
Расходы бюджета, % ВВП 24,33 45,0 21,64
Налоговые доходы, % ВВП 12,86 24,04 10,14
*Получено автором с использованием ШШ STA,ПSTJ [СА 7.0
По мнению авторитетного ученого В.А. Мау[6],России «необходимо строго придерживаться консервативной (осторожной) макроэкономической политики, включая сбалансированность бюджета и восстановление бюджетного правила... Существующая структура бюджетных расходов нуждается в рационализации и повышении эффективности».По нашему мнению, эффективная бюджетно-налоговая политика является фундаментом бюджетно-налоговой безопасности го-сударства.Как показало исследование, приоритеты и результаты реализации бюджетно-налоговой политики государств различны, но выявленные общие тенденции имеют место.
Библиографический список
1. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В. Логическая структура бюджетного потенциала и обоснование факторов, влияющих на его развитие//Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 170-176.
2. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В. Совершенствование бюджетного анализа финансовых потоков на региональном уровне//Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 50-57.
3. Ткачева Т.Ю. Гармонизация бюджетно-налоговых отношений: механизм, адаптивные инструменты и региональная политика: монография / Т.Ю. Ткачева; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2013. 188с.
4. Ткачева Т.Ю. Развитие бюджетно-налоговых отношений: теория и практика: монография / Т.Ю. Ткачева; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2012. 182с.
5. Рэндолл К. Хеннинг, Кесслер М. Бюджетно-налоговый федерализм: исторический опыт США для европейского союза//Экономическая политика. 2012.№5. С.28-58.
6. Мау В.А. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 годY.URL:http://institutiones.com/general/2325-v-ozhidanii-novoi-modeli-rosta.html (дата обращения:13.12.2014)