Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

альностям. Прежде всего, нужно отметить, что разработчиком профессиональных проб является техникум, который готовит специалистов по данной профессии. Продолжительность каждой пробы составляет 16 и более часов, включая подготовительный, основной и оценочный этапы. Основной этап профпробы обязательно проходит на территории техникума в учебной мастерской, лаборатории, на территории учебно-производственного полигона и т. д. Иногда в разработке программы и реализации пробы принимают участие и работодатели. В техникуме осваиваются новые формы сотрудничества с социальными партнерами. Так, один из социальных партнеров сделал заказ на оформление стены коридора школы, к этой работе привлекли преподавателей и студентов отделения дизайна. Силами студентов и обучающихся школы под руководством преподава-

телей отделения готовится несколько проектов оформления. Сотрудничество в этом направлении для обеих сторон будет непременно успешным и взаимовыгодным.

Специалисты считают, что ежедневное использование практики нетворкинга способно значительно изменить круг общения и привести к существенным улучшениям в жизни человека, который применяет нетворкинг.

1. Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный.

2. Нетворкинг (для чего он нужен и как его использовать). Режим доступа: http://tmstudent.ru/article/ netvorking, свободный.

3. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 320 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития професссионального образования, г. Анжеро-Судженск

Глобальная информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Важное место в жизни учащейся молодежи занимают информационные технологии, которые целесообразно применять и в образовательном процессе, и в профессиональном самоопределении обучающихся.

Существует множество форм и методов для работы с современными подростками, среди которых выделяются квесты. Есть несколько разновидностей квестов: веб-квесты, медиаквесты, культурные, социальные, интеллектуальные, образовательные квесты, квесты-экскурсии и др. Любой квест отличается динамизмом и напряженностью, так как на его станциях происходит постоянная смена событий, никто из участников не может заскучать, каждый вовлечен в процесс. При этом все учатся думать и принимать креативные решения во время поиска, что развивает воображение, ведь в такой деятельности нет шаблонов, поэтому бывает, что игра имеет непредсказуемое развитие и даже финал, но этим квест и увлекателен [1].

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью.

Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у обучающихся сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений, поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни. В Анжеро-Судженском городском округе было проведено масштабное мероприятие «Код безопасности» для обучающихся 8-х и 9-х классов.

«Код безопасности» состоял из нескольких этапов: на первом была создана группа в социальной сети «Вконтакте» «Школа БЕЗопасности», в которой восемь образовательных учреждений Анжеро-Судженского городского округа на протяжении двух месяцев активно участвовали в онлайн-опросах, конкурсах и выпол-

няли творческие задания по комплексной безопасности. Второй этап квеста — передвижение условных «отрядов особого назначения» по маршруту, состоящему из «пунктов назначения», на которых участники выполняли теоретические и практические задания. Для того чтобы попасть в «пункт назначения», отряды получали «ключ-подсказку», разгадав ее, они могли приступить к выполнению заданий. После выполнения каждого задания «отряды» получали фрагменты пазла «Код безопасности», из которых по прохождению маршрута «отряды» должны были собрать цельную эмблему «Код безопасности». Наличие у «отряда» цельной эмблемы являлось итогом прохождения игрового квеста.

Анализ анкетирования участников квеста показал, что проведение такого мероприятия весьма эффективно (так ответили 80 % респондентов), информативно (92 %), актуально (87 %), Участники предложили провести проф-ориентационный квест в следующем учебном году; в свою очередь организаторы пролонгировали свои договоры о сотрудничестве и внесли мероприятие в городской план по профессиональной ориентации.

Ежегодно КРИРПО совместно с Министерством образования и науки Кемеровской области проводит областной семинар «Современные формы и методы профориентацион-ной работы с обучающимися и воспитанниками». В рамках семинара проходят различные мастер-классы по организации профори-ентационной работы с обучающимися, воспитанниками, а также награждение победителей и призеров областного конкурса «ПРОФ-ориентир». Одним из победителей областного конкурса профориентационных материалов в номинации «Профориентация онлайн» стала И. А Цыганкова из Улановской общеобразовательной школы Яйского района. Цель данного проекта — проведение профориентацион-ной работы с обучающимися и выяснение значения физики в различных областях трудовой деятельности человека. Веб-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры. Основная цель — привлечь внимание обучающихся к выбору будущей профессии, неотрывно связанной с изучением физики. Квест может быть частично использован на уроках физики в основной школе, а также во внеурочной деятельности для более глубокого понимания природы света, его законов и их практического применения, для предпрофильной подготовки выпускников (самоопределения при

выборе будущей профессии). Участники, расширив свои знания о природе света и световых явлениях, узнают о его практическом применении, познакомятся с профессиями, связанными с этой областью, овладеют навыками поиска и анализа информации в Сети, работы с онлайн-сервисами, публичного представления итоговой работы с опорой на веб-сайт. Технология веб-квеста позволяет в полной мере реализовывать наглядность, мультимедий-ность и интерактивность обучения. Это новая форма организации учебного процесса.

Значительную роль в информировании обучающихся и их родителей играют средства массовой информации. Более 20 лет в Анжеро-Судженском городском округе ведет свою работу Анжерское телевидение, где освещаются различные темы: построение образовательно-профессиональной траектории, знакомство с учебными заведениями города и за его пределами. Современные молодые люди с легкостью создают сайты, каналы на «Ютубе», проводят прямые эфиры в «Инстаграме» освещая темы о профессиональном самоопределении. Например — освещение в СМИ профессиональных проб глазами подростка (команда Voda production). Участники команды — это студенты 3-го и 4-го курсов профессионально-образовательных организаций, а также обучающиеся выпускных классов, планирующие свое поступление в гуманитарные университеты. Внутри команды есть небольшие подгруппы: первая группа выбирает тему, которую будет освещать, пишет сценарий, вторая группа — активные участники, которые на себе «пробуют» тот или иной вид деятельности; третья подгруппа занимается монтажом всего видеоматериала.

Такой способ донесения информации до обучающихся, которые еще не определились или сомневаются в своем профессиональном выборе, является достаточно эффективным. Благодаря таким эфирам многие подростки утверждаются в профессиональном выборе.

1. Каравка А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Мир науки. — 2015. — № 3. — С. 20.

2. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях / И. А. Килина, Н. Т. Рылова, И. Ю. Вершинин и др. — Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. — 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.