УДК 378.02
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. ТРИЗ MODERN TECHNOLOGIES IN MATHEMAMATIC TEACHING. TRIZ
Деркач Е. А., студент ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» Россия, Томская область, г. Томск [email protected]
Аннотация. В статьес позиции современной педагогики, методики преподавания математики рассматриваются особенностиприменения технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в рамках современного урока. Раскрыты текущие образовательные тенденции; приведён пример применения ТРИЗ на уроке математики; проанализирован личный педагогический опыт.
Ключевые слова: образование, образовательные технологии, обучение, математика, ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, геометрия.
Abstract. The article includes the requirements of application of theory of the resolution of invention-related tasks technology in a modern lessonfrom positions of modern pedagogics, techniques of mathematic teaching. The author discloses current educational trends; gives an example of application of TRIZ in mathematic lesson; analyzes personal pedagogical experience.
^y words: education, educational technologies, teaching, mathematics, TRIZ, theory of the resolution of invention-related tasks, geometry.
Существует выражение: «современные проблемы требуют современного решения», которое наиболее точно описывает острую ситуацию, сложившуюся в отечественной системе образования. Окружающая нас среда стремительно меняется, меняются и сами люди, образ их мышления. Несколько десятков лет назад существовала необходимость ручного вычисления громоздких примеров. Классическое образование было необходимым. Но сейчас, когда любой арифметический пример, уравнение, неравенство могут быть решены за считанные секунды с помощью программы, старые методы перестают быть актуальными. Не рискнем назвать классическое образование архаизмом, но критические статьи утверждают: качество современного школьного образования не надуманная проблема, а острейшая [1].
Работая в школе, можно заметить, как в геометрической прогрессии увеличивается разрыв между учителями и подрастающим поколением. Казалось бы, мы - молодые учителя- закончили школу совсем недавно, но методы, которые ещё работали на нас, для сегодняшних школьников не походят. Что же изменилось за пять лет?
Современных детей, подростков и уже вступивших во взрослую жизнь юношей принято называть поколением Z. К этому новому поколению относятся все, чей год рождения начинается с цифры 2. Люди, появившиеся на свет в 2000 году и позже, росли в абсолютно другой среде. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» и «технологиями будущего», для поколения Zуже настоящее [3]. Доступность интернета, цифровой техники и информации в целом привело к формированию клипового мышления. Зумеры (другое название молодого поколения) ценят своё время: информация для них должна подаваться кратко и наглядно.Кроме того, принципиальное различие заключается в самой цели обучения. Для нас школьное образование было данностью. Мы не задавались вопросами зачем, почему и что это даст нам в будущем. Зумеры не будут решать геометрическую задачу без обоснования, как одно из упражнений, решение которых пригодится им в будущем.
Поэтому актуальными становятся новые технологии обучения в рамках всех предметов: они опираются на связь школьного образования с реальным миром и призваны показать, как математика решает проблемы, почему без неё наш мир был бы совсем иным и что нужно знать, чтобы внести свой вклад в будущее.
Необходимой, свежей и интересной является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Имея все современные блага, мы также обрекаем себя на множество проблем. Сегодня они не так выражены, но учёные всё чаще высказывают опасения по поводу ограниченности ресурсов, экологических катастрофах, климатических, демографических, медицинских и инженерных проблем. И решать все эти проблемы придётся им, детям, которых мы должны этому научить.
ТРИЗ - это новая технология, опирающаяся на проблемно-поисковый метод. Необходимым элементом данной технологии является сама ЗАДАЧА (проблема).Задача должна быть нетривиальной и требовать обширных знаний в разных областях. Решение изобретательских задач предполагает использование имеющегося опыта, логики, креативности и командной работы.Алгоритм решения изобретательских задач включает в себя исследование задачи, построение модели задачи, выбор метода решения (именно на этом этапе в дело включается креативность), проверка решения задачи.
Задача. Дан параллелепипед из стекла. Как непосредственно измерить его большую диагональ, не разрушая фигуру и не прибегая к вычислениям? [3].
Итак, перед учениками стоит задача. Является ли она практико-ориентированной? Несомненно.
Способов выполнения ТРИЗ-задания существует большое множество, и вот самые популярные из них:
1. Мозговой штурм - учащиеся выдвигают различные идеи, то есть формируют банк идей. В банк отправляются абсолютно все предложения, критика - под запретом. Затем учащиеся самостоятельно проводят анализ способов решения и отфильтровывают неподходящие. И только потом решают задачу различными способами.
2. Да-Нет - данный приём основан на умении задавать краткие, точные вопросы по теме. 3. Групповая работа - может включать в себя несколько приёмов.
Считаем целесообразным решение приведённой выше задачи групповым методом. Так, учащиеся смогут наиболее полно раскрыть свой метод решения задачи и поделиться в рамках методов «пресс-конференция» или «дебаты» способом решения. Подобная работа позволит:
- применить знания по геометрии на практике;
- научиться работать в коллективе;
- формировать аналитическое мышление;
- развивать самоконтроль.
Применение подобных задач на уроках математики позволит исключить вопросы, подобные такому: «Зачем нам это нужно?». А также сделает занятие интересным, увлекательным и полезным. Технология ТРИЗнацелена на взращивание поколения инженеров. Учащиеся, умеющие решать сложные, практические задачи, научатся распознавать проблемы и предлагать способы решения, смогут использовать критическое мышление и оспаривать нерациональные методы, что немаловажно в современном мире.
Библиографический список:
1. Аганов, А. В. Проблемы образования: мифы, реальность, заблуждения / А. В. Аганов // Ученые записки КГУ. - Казань : КГУ, 2006. -Т. 148. - С. 152-169.
2. Варламов, С. Д. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах / С. Д. Варламов, А. Р. Зильберман, В. И. Зинковский. - Москва : МЦНМО, 2009.
3. Сапа, А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС / А. В. Сапа // Продуктивная педагогика. -2015. - № 8 (56). - С. 2-9.
УДК 373.21
МАТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИИ MATH IN MOTION
Русан Т. С., ст. воспитатель МАДОУ Десткий сад№ 83 Россия, Томская область, г. Томск [email protected]
Аннотация. В статье рассказывается о инновационном подходе к формированию элементарных математических представлений у дошкольников через двигательные упражнения, изображения геометрических фигур своим телом.
Ключевые слова: математические понятия, геометрические фигуры, двигательная активность, мышление, дошкольники.
Abstract. The article talks about an innovative approach to the formation of elementary mathematical representations in preschoolers through motor exercises, images of geometric shapes with their bodies.
Key words: mathematical concepts, geometric shapes, motor activity, thinking, preschoolers.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной ступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.
Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед воспитателем ДОУ отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоциональ-