Научная статья на тему 'Современные технологии создания световых пространственных инсталляций в городской среде'

Современные технологии создания световых пространственных инсталляций в городской среде Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
светодизайн / световая среда / осветительные системы / светодиоды / 3D-мэппинг / LED-технологии / лазерные технологии / lighting design / lighting environment / lighting systems / LEDs / 3D mapping / LED technologies / laser technologies

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Алла Робертовна Лебединская, Светлана Александровна Геппель

Данная статья посвящена теме современных технологий создания световых пространственных инсталляций. Уникальные технологии, свето-цветовое многообразие, интерактивно регулируемые режимы воспроизведения обеспечили им достойное место в процессе формирования восприятия городской среды. Особое внимание в статье уделено современному арсеналу световых технологий, позволяющих светодизайнеру реализовать задуманное; сделана попытка некоторой сравнительной оценки приемов использования световых инсталляций для формирования историко-художественного облика города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technologies for creation of light spatial installations in the urban environment

This article is devoted to the topic of modern technologies for creating light spatial installations. Unique technologies, light and color diversity, interactively adjustable playback modes have provided them with a worthy place in the process of shaping the perception of the urban environment. Particular attention in the article is paid to the modern package of lighting technologies that allow the lighting designer to realize his plans, and an attempt has been made of some comparative assessment of the methods of using light installations to create the unique appearance of a modern city.

Текст научной работы на тему «Современные технологии создания световых пространственных инсталляций в городской среде»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА œNSTRUCTION А^ АRCHITECTURE

Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 7-12.

Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 7-12.

Научная статья

УДК 692; 628.974 doi:10.52470/2619046X_2024_1_7

Современные технологии создания световых пространственных инсталляций в городской среде

Алла Робертовна Лебединская1, Светлана Александровна Геппель2

1 2 Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

1 arlebedinskaya@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1156-0356

2 sageppel@sfedu.ru

Аннотация. Данная статья посвящена теме современных технологий создания световых пространственных инсталляций. Уникальные технологии, свето-цветовое многообразие, интерактивно регулируемые режимы воспроизведения обеспечили им достойное место в процессе формирования восприятия городской среды. Особое внимание в статье уделено современному арсеналу световых технологий, позволяющих светодизайнеру реализовать задуманное; сделана попытка некоторой сравнительной оценки приемов использования световых инсталляций для формирования историко-художественного облика города.

Ключевые слова: светодизайн, световая среда, осветительные системы, светодиоды, ßD-мэппинг, LED-технологии, лазерные технологии

Для цитирования: Лебединская А.Р., Геппель С.А. Современные технологии создания световых пространственных инсталляций в городской среде // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 7-12. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_7.

© Лебединская А.Р, Геппель С.А., 2024

Вестник МАСИ № 1 / 2024

Original article

Modern technologies for creation

of light spatial installations in the urban environment

Alla R. Lebedinskaya1, Svetlana A. Geppel2

1 2 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

1 arlebedinskaya@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1156-0356

2 sageppel@sfedu.ru

Abstract. This article is devoted to the topic of modern technologies for creating light spatial installations. Unique technologies, light and color diversity, interactively adjustable playback modes have provided them with a worthy place in the process of shaping the perception of the urban environment. Particular attention in the article is paid to the modern package of lighting technologies that allow the lighting designer to realize his plans, and an attempt has been made of some comparative assessment of the methods of using light installations to create the unique appearance of a modern city.

Keywords: lighting design, lighting environment, lighting systems, LEDs, 3D mapping, LED technologies, laser technologies.ime

For citation: Lebedinskaya A.R., Geppel S.A. Modern technologies for creation of light spatial installations in the urban environment // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 7-12. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_7.

Одними их самых оригинальных объектов дизайна окружающей среды, из создаваемых при помощи световых технологий, является световые двухмерные и трехмерные инсталляции, определяемые в настоящее время как особый вид творчества и искусства, основным средством выражения которого является свет и цвет. Используя световые инсталляции, возможно не только получать уникальное праздничное оформление уже имеющихся объектов городской среды, но и создавать новые виртуальные объекты с помощью современных световых технологий. Воссоздание уникального по выбранной световой технологии объекта в городской среде и воспроизводимого с ее помощью художественного образа создаёт возможность для повышения привлекательности ранее малоинтересных, нетуристических городских кварталов, а также для создания новых зон историко-культурной привлекательности для жителей и гостей города. Дизайн световых объектов, помещенных в городской среде, рассчитан на формирование позитивного зрительно-эстетического восприятия у человека, как правило, в вечернее (темное) время суток. Примером удачного сочетания световых и акустических технологий могут служить имеющиеся в городе Ереване, Армения музыкальные фонтаны, являющиеся позитивно запоминающимся символом города (рисунок 1).

На рисунке 2 приведены примеры праздничного оформления городской среды с использованием светодиодных технологий.

Часто световые инсталляции берут на себя естественную функцию обеспечения необходимого уровня искусственного освещения в месте их размещения, тем самым повышая комфорт и степень безопасности пребывания [1; 8].

Вестник МАСИ № 1 / 2024

Рисунок 1. Примеры реализации динамической подсветки в городской среде

а - музыкальные фонтаны на площади Республики в г. Ереване, Армения б - здание торгового центра «Горизонт» в г. Ростове на Дону, Россия

Фотографии авторов

Рисунок 2. Примеры праздничного оформления городской среды с использованием светодиодных технологий

а, б - г. Ростов на Дону, Россия в - г. Ереван, Армения Фотографии авторов

Вестник МАСИ № 1 / 2024

Рисунок 3. Пример функционирования световых 3D-инсталляций по технологии Naked-Eye в г. Ереван, Армения

Фотография авторов

К постоянно действующим объектам световой инсталляции относятся также ставшие очень популярными в настоящее время плазменные и LED-экраны, установленные как на фасадах современных зданий, так и на отдельных стойках. В качестве примеров демонстрируемых виртуальных изображений достаточно упомянуть ЭЭ-кота в Токио, Япония [10] или «ползущего» по фасаду торгового центра в Китае дракона [5]. Неоспоримое преимущество данной технологии создания световых пространственных инсталляций состоит в том, что они не теряют реалистичность воспроизведения практически с любой точки пространства в рамках угла обзора и общедоступны в любое время суток без потери реалистичности. Для обеспечения «стерео» эффекта их наблюдения не требуется специальных 3D-очков или других приспособлений. На рисунке 3 приведен пример работы светодиодного экрана, размещенного в Ереване в пешеходной зоне Северного проспекта.

Обеспечение целостности исторических фасадов не позволяет установить оборудование для данных инсталляций на исторических зданиях. С помощью используемой в данных установках технологии Naked-Eye создается ЭЭ-иллюзия для зрителя на LED-экране.

Под ЭЭ-мэппингом в современном светодизайне понимают особую технологию аудиовизуального искусства, при котором создается трехмерная (объемная) динамическая видеопроекция на реальный объект (плоский или рельефный) с учетом его архитектурных форм и пространственного расположения. Роль проекционного экрана может играть фасад здания. На рисунке 4 представлено изображение фасада здания Большого театра в Москве при естественном свете (фотография 1) и разных режимах искусственного освещения (фотографии 2 и 3). Во время фестиваля «Круг света», традиционно проходящего в Москве осенью, центральный фасад театра превращался в гигантский экран, на котором с помощью технологии 3D-мэппинга создавались удивительные по замыслу и красоте световые пространственные инсталляции.

Вестник МАСИ № 1 / 2024

Строительство и архитектура

а б в

Рисунок 4. Центральный фасад Большого Театра, г. Москва

а - дневной вид (естественное освещение) [11] б - вариант вечернего освещения фасада [3] в - освещение фасада во время фестиваля «Круг света», 2014 [5]

В зависимости от типа объекта, выполняющего роль динамического видеоэкрана в городской среде, чаще всего встречаются следующие два основных вида 3D-мэппинга [2]. Во-первых, это архитектурный 3D-мэппинг, при котором изображение проецируется на стены или фасады зданий, мосты и другие сложные, насыщенные архитектурными деталями объекты. Во-вторых, это ландшафтный 3D-мэппинг, при котором в качестве проекционного экрана выступают крупные природные объекты (горы, скалы и др.), в том числе водная поверхность, когда световые трехмерные инсталляции возникают на поверхности водной глади бассейнов. Наличие отражения водной глади создает дополнительный элемент к динамическим проекциям, а устранение темного окружения и острых краев, которые обычно имеются у здания, способствует повышению качества изображения.

Инструментарий световых пространственных технологий вполне сочетается с интерактивностью, в которой главную роль исполняет человек, напрямую влияющий на то, что отображает проекция.

Рассматривая особенности современных технологий создания пространственных световых инсталляций, следует упомянуть еще голографические лазерные проекции. С их помощью в 2019 г. в цирковом представлении Ронкалли были заменены голографическими проекциями все животные [6]. Зрелищность представления при этом никак не пострадала. С помощью голограмм сегодня возможно воссоздавать любые физические объекты (животные, птицы, рыбы и т.д.), используя их, например, при оформлении праздничных мероприятий.

Таким образом, рассматривая современные световые технологии создания световых инсталляций и анализируя уже реализованные проекты и их роль в формировании современного светового образа городской среды, соблюдения нормативных требований к безопасности и комфорту, можно предположить примерную траекторию и сферу их дальнейшего бурного развития и применения благодаря наличию у них таких свойств, как экологичность самих используемых световых технологий, возможность разумного тиражирования, интерактивность, малое пространство, необходимое для размещения самой световой инсталляции и обеспечивающего ее работу оборудования, безопасность, сочетаемость нескольких технологий в одной инсталляции, привлекательным рабочим спектральным диапазонам и высокой цветопередаче, устойчивости к изменению климатических условий и негативным влияниям окружающей среды [7; 8].

Вестник МАСИ № 1 / 2024

Подводя итог, можно с уверенностью сделать вывод о том, что световые инсталляции на сегодняшний день обладают весьма благоприятными перспективами их применения при оформлении самых разнообразных городских пространств, а следовательно, при проектировании новых архитектурных объектов и реконструкции уже имеющихся необходимо учитывать возможность размещения световых инсталляций как современного способа и средства формирования уникальности городской среды.

Список источников

1. ГОСТ Р 54350-2015 Приборы осветительные. URL: https://docs.cntd.ru>document/1200121088 (дата обращения: 09.09.2023).

2. 3D-мэппинг. URL: https://dzen.ru/a/XVGWUJyURgCtKq1t (дата обращения: 09.09.2023).

3. Вариант вечернего освещения фасада Большого театра. URL: https://mtdata.ru/u30/photo F28D/20680397228-0/originaljpeg (дата обращения: 09.09.2023).

4. Вид фасада здания Большого театра во время фестиваля «Круг света», 2014 год. URL: https://prv2. lori-images.net/0006545390-larger.jpg (дата обращения: 09.09.2023).

5. Голография: как она может изменить архитектурное пространство.бURL: https://decor.design/ golografiya-kak-ona-mozhet-izmenit-arhitekturnoe-prostranstvo/ (дата обращения: 09.09.2023).

6. Дракон на стене торгового центра. URL: https://vk.com/video-202549501_456240037 (дата обращения: 09.09.2023).

7. Келер В. Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности. М., 1961.

8. Лебединская А.Р. Возможности использования светодиодных технологий в создании светового образа исторической городской застройки // Инженерный вестник Дона. 2021N 12.

9. Сизый С.Н. Современное состояние и перспективы развития светодизайна // Светотехника. 2018. N° 3.

10. Экран с движущимся 3D-котом в Японии. URL: https://knowhow.pp.ua/wp-content/uploads /2021/07/210706210012-3d-cat-billboard-tokyo-0721jpg (дата обращения: 09.09.2023).

11. Центральный фасад здания Большого театра. URL:https://mtdata.ru/u30/photoF28D/20680397228-0/ original.jpeg (дата обращения: 09.09.2023).

Информация об авторах

А.Р. Лебединская - кандидат физико-математических наук, доцент; заведующий кафедрой инженерно-строительных дисциплин, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

С.А. Геппель - старший преподаватель кафедры инженерно-строительных дисциплин, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Information about the authors

A.R. Lebedinskaya - Candidate of Science in Physics and Mathematics, Associate Professor; Head of the Department of Civil Engineering Disciplines of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

S.A. Geppel - Senior lecturer of the Department of Civil Engineering Disciplines of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Статья поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 16.02.2024; принята к публикации 19.02.2024.

The article was submitted 18.01.2024; approved after reviewing 16.02.2024; accepted for publication 19.02.2024.

Вестник МАСИ № 1 / 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.