Научная статья на тему 'Современные технологии реализации социальных программ – важнейший фактор обеспечения социальной безопасности общества'

Современные технологии реализации социальных программ – важнейший фактор обеспечения социальной безопасности общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
652
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL PROGRAMS / SOCIAL CONTROL / SOCIAL-ECONOMICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Резник И. Ю.

Рассматривается комплекс вопросов, возникающих при формировании и реализации программ социально-экономического развития региона. Обсуждаются вопросы учета реальных потребностей населения, формы распределения ресурсов при реализации программ и обеспечения обратной связи в системе «власть – население».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF SOCIAL PROGRAMMS REALIZATION – A SOCIETY’S SOCIAL SAFETY BASIC FACTOR

The author considers the complex of questions, which appears in formation and realization of programs of social-economical development of region. He discusses problems of accounting of real needs of population.

Текст научной работы на тему «Современные технологии реализации социальных программ – важнейший фактор обеспечения социальной безопасности общества»

УДК 65.011.46

И.Ю. Резник

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ -

ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

Рассматривается комплекс вопросов, возникающих при формировании и реализации программ социально-экономического развития региона. Обсуждаются вопросы учета реальных потребностей населения, формы распределения ресурсов при реализации программ и обеспечения обратной связи в системе «власть - население».

Социальные программы, социальное управление, социально-

экономическое развитие.

I.Yu. Reznik

MODERN TECHNOLOGIES OF SOCIAL PROGRAMMS REALIZATION -A SOCIETY’S SOCIAL SAFETY BASIC FACTOR

The author considers the complex of questions, which appears in formation and realization of programs of social-economical development of region. He discusses problems of accounting of real needs of population.

Social programs, social control, social-economical development.

Социальное пространство современной России находится в стадии углубления развития реформ и модернизации экономики, что связано с серьезными изменениями во внешней и внутренней политике страны и изменениями в системе социальных отношений. Изменения социального пространства предопределяются, с одной стороны, внешними обстоятельствами, развитием международного сотрудничества, системы политических и экономических связей, проявлениями различных форм глобализации мирового сообщества. Вместе с тем, развитие социального пространства России, изменения в социальной структуре общества зависят от комплекса внутренних причин, определяющих уровень социально-экономического состояния страны, качество жизни населения и общий ресурс социальной безопасности государства. Изменение социального пространства, безусловно, отражает в своих особенностях проявления общих закономерностей развития общества, однако, в значительной части, является результатом совместной деятельности всех ветвей государственной власти, действие которых носят характер рационального объединения стратегических и тактических устремлений, естественными ограничениями для которых является наличие соответствующих возможностей и ресурсов [1, 2]. Концепция социально-экономического развития страны, в целом, и ее регионов, в частности, занимает ключевое место в соответствующих документах федерального и регионального уровней, формирующих систему нормативно-правовых отношений между соответствующими сторонами в социальной иерархии общества [3].

I. Формирование документов, определяющих концепцию социально-экономического развития страны, происходит вначале на федеральном уровне с последующей детализацией государственной политики на уровне регионов. Основные направления деятельности правительства страны и ориентиры, подтверждающие степень и уровень реализуемости целевых установок, фиксируются на уровне Федеральных законов РФ.

В своем углублении и детализации концепция социально-экономического развития постоянно поддерживается деятельностью правительства, законодательных структур исполнительной власти, общественно-политическими силами. Определенная периодизация или временные регламенты в подведении итогов в планах реализации программ социальноэкономического развития на уровнях Федерации и регионов, в том числе и обработка информации статистическими органами, дают необходимые сведения, позволяющие вводить соответствующие «корректировки», реализуя в практической жизни общества принцип обратной связи, обеспечивающий устойчивость функционирования больших систем. Можно отметить, что системный подход в разработке государственной внутренней и внешней политики страны, его эффективность, уровень рационализма в определении баланса целей и возможностей, их достижения определяют реальные темпы развития общества. Вопрос, скорее, заключается в том, насколько удачным при разработке соответствующих документов является подбор «команды» разработчиков и исполнителей. Завершающим итогом в развитии концепции и форм ее реализации в виде соответствующих программ социально-экономического развития становится достаточность финансово-материального обеспечения, закрепляемого государственным бюджетом. Реализация программ социального развития страны и ее регионов является важ-

нейшим элементом социального управления, особенности которого требуют учета на всех уровнях исполнительной власти [3].

II. Разработка программ социально-экономического развития на уровне региона, при всей открытости и прозрачности связей с документами федерального уровня, определяется необходимостью учета особенностей региона, которые формировались на протяжении многих десятилетий и отражают сложную историю развития народно-хозяйственной, общественной, духовной сторон деятельности населения, зачастую, на огромных территориях. Последнее характерно, в частности, для субъектов Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ.

Возвращаясь к вопросу о разработке концепции и программы социальноэкономического развития Иркутского региона, отметим, что в этом направлении накоплен определенный опыт, анализ которого дает основания говорить о существовании определенных традиций [4], технологий формирования и реализации достигаемости намеченных ориентиров, что получило закрепление на уровне региональных законов [5].

Программа социально-экономического развития области разрабатывается как документ стратегического уровня с перспективой реализации в течение достаточно длительного времени, как правило, в нескольких вариантах, предполагающих определенные прогнозы в развитии событий в зависимости от различных обстоятельств и степени финансовой обеспеченности предлагаемых решений [6].

III. Реализация программ социально-экономического развития, имея в виду ее инфраструктуру на уровне региона, нацелена на решение основных проблем населения региона, что предполагает соответствующий уровень взаимопонимания между структурами власти и населения региона, в интересах которого развивается промышленно-производственный и научнотехнический потенциал региона, создаются рабочие места, решаются проблемы повышения качества жизни, закрепления населения на обживаемых территориях и т.д. Вместе с тем, программа созидательной направленности, так или иначе, приводит к изменениям социального пространства, что не может не приводить к разным позициям в оценке происходящих перемен у различных слоев населения или в социальных группах, что сопровождается, зачастую, процессами изменения соотношений в социальной иерархии общества. Последнее приводит к возникновению новых социальных проблем, появление которых на уровне предварительных разработок программы социально-экономического развития вполне ожидалось, однако, детализация содержательной части и количественные параметры все же определяются конкретикой места, времени и условий их появления. Поэтому региональные социальные программы в программах социально-экономического развития региона занимают особо важное место, являются её «болевыми» точками. Блок социальных программ занимает значительное место в планах социально-экономического развития региона. В частности, для социальной практики Иркутского региона характерен ряд социальных программ [7, 8].

Можно отметить, что в каждом регионе имеется, как правило, свой перечень, отражает он специфику региона, однако, наблюдается и существование некоторых «инвариантов», то есть программ, характерных практически для всех регионов. К ним относятся социальные программы по борьбе с наркоманией и др.

IV. Важным обстоятельством в учете социальных потребностей, решении возникающих социальных проблем становится, с одной стороны, создание определенной системы, поддерживающей технологию доведения (в идеале взаимно-однозначного) возникающих проблем до структур исполнительной власти, реализующих (или контролирующих) реализацию социальных программ. С другой стороны, желательны возможности предвидения, упреждения или, наконец, своевременной фиксации возникающих социальных проблем в соотнесении их с определенными слоями населения или социальными группами.

Предлагаемый подход отражает системное восприятие деятельности государственной власти по решению социальных проблем в понимании необходимости упреждающих действий, как более эффективных для локализации и снятия социальных напряженностей и появ-

ления конфликтных ситуаций, которые могут возникать (и возникают) в случаях неудовлетворения социальных потребностей населения [2].

Системная технология в реализации социальных программ требует соответствующей детализации в представлениях о социальном управлении, поскольку социальные программы, по существу, являются одним из действенных инструментов решения социальных проблем.

V. Для подавляющего большинства населения региона с его социальными группами социальные программы являются связующими нитями между структурами исполнительной власти и населением. По существу, средства, сформированные за счет налогов населения, сконцентрированные на определенных статьях расхода госбюджета, идут на выполнение определенного «социального заказа». Такой взгляд на ситуацию предопределяет существование определенной цепи причинно-следственных связей, которые замыкаются (по принципам обратной связи больших систем) и в состоянии формировать некоторые оценочные позиции, определяющие, в целом, степень и уровень социального партнерства, социальной солидарности, качества жизни, демонстрирующихся в отношении населения к власти. В определенном смысле власть оказывает услугу социальной группе и вправе иметь для себя оценочные характеристики своих действий или знать реакцию на свою деятельность со стороны населения. Последнее представляется совершенно необходимой составляющей социального управления, которое и формирует представление о «власти с человеческим лицом». Достаточно обоснованным является также принятие оценки деятельности исполнительной власти как результат работы определенной «команды», что практически уже апробировано в виде лозунгов в политических кампаниях по выборам в органы исполнительной власти. Восприятие структур власти, реализующих социальные программы, не может не восприниматься как деятельность корпоративных структур, поскольку реализация социальных программ в настоящее время приобретает облик достаточно развитых и наукоемких технологий удовлетворения общественных потребностей. Последнее, естественным образом, означает приобретение и закрепление опыта, накопленного в различных сферах оказания услуг, и стремление к тому, чтобы исполнительная власть в глазах населения имела соответствующий бренд, а работа властей была построена профессионально в плане менеджмента и была эффективной. Понимание эффективности работы региональных команд исполнительной власти (деятельность аппарата администрации региона, в частности, контролируется по широкому перечню показателей.

VI. Развитие отношений между структурами власти и населением в духе социального сотрудничества, партнерства, повышение качества жизни, решение насущных проблем жизни населения региона предполагают разработку определенной технологии формирования программ социально-экономического развития региона в различных аспектах отображения этой программы на многостороннюю социальную проблематику потребностей населения. Системный подход развивается как методологическая основа взаимосвязи целей и задач развития государства и регионов, учета динамизма в изменении социального пространства современного общества, распространения системы рыночных отношений на различные сферы деятельности, включая политические аспекты реализации социальных программ.

Технологию формирования социальных программ и их реализацию можно отнести к современным направлениям социологии, имеющим непосредственное отношение к обеспечению социальной безопасности современного общества и обеспечению устойчивости его развития.

Авторитет исполнительной власти во всех проявлениях ее иерархической структуры имеет большое значение для установления доверительных отношений между администрацией региона и его районов с социальными группами, имея в виду необходимость решения таких важных вопросов, как обеспечение необходимого уровня качества жизни, сохранение здоровья, увеличение долголетия и закрепление населения в Сибири.

Важное значение при формировании социальных программ имеет обеспечение соответствующего баланса в предположениях о развитии социальных запросов в определенных социальных группах, рассматриваемых с позиций внутренней логики программы, в целом, с реальными запросами социальных групп, живущих насущными проблемами дня и заботами. Существующая практика формирования программ, контроль за их реализациями, формирование бренда исполнительной власти, развитие корпоративной этики «власти с человеческим лицом» еще не стали стереотипами отношений настоящего дня, однако, в этом направлении многое делается. Многие стороны отношений с социальными группами нуждаются в развитии, детализации этики поведения и воспитании чувства персональной ответственности к вопросам, от решения которых зависят судьбы населения региона.

По результатам сравнительных исследований можно сделать ряд основных выводов.

1. Одним из инструментов или средств целенаправленного изменения социального пространства на федеральном или региональном уровнях может рассматриваться такая институциональная форма, как программа социально-экономического развития, опирающаяся на соответствующие директивы внешней и внутренней государственной политики.

2. Системная методология превращает технологию создания концепции и программы социально-экономического развития в наукоемкую технологию решения социальных проблем современного общества. Однако процесс создания и реализации таких технологий требует развития дополнительных к существующим способов контакта с населением региона и его районов в плане рационального сочетания мер упреждающего характера, разрабатываемых администрацией, и реальных потребностей населения в их конкретном представлении и увязке с проблемами насущного дня.

3. Социальные программы являются важным разделом программ социальноэкономического региона, обеспечивая преемственность государственной политики федерального уровня с конкретными задачами регионального уровня.

4. Реализация социальных программ может рассматриваться как важнейшая компонента в формировании положительного имиджа исполнительной власти, её бренда, определяющего соответствующей окраской деятельность команды исполнительной власти в ее конкретных формах, связанных с районами, в том числе городскими, а также командой губернатора региона. Последнее требует достаточно четкого понимания специфики социальной роли корпоративного поведения и управления, особенностей отношений с общественностью, средствами массовой информации, знаний технологий «паблик рилейшнз».

5. Особенностью реализации программ регионального уровня является, в методологическом плане, их направленность на методы фрактального воспроизводства отдельных целевых установок, «сквозным» образом связывающих несколько уровней иерархической системы управления программой: от федерального до районного уровней.

6. Динамизм изменения социального пространства способствует активному развитию современных направлений социологии, которые связаны с оценкой изменения отношений между социальными группами и внутри таковых, наличием общих целей, задач в различных социальных группах. К числу таких общих проблем можно отнести проблемы получения профессионального образования и подготовки кадров, поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса, проблемы социализации личности и ориентации её на достижение социального успеха как некоторой идеологической основы в системе устойчивой мотивации в выборе жизненной позиции.

7. Разработка социально-экономических программ требует не только привлечения квалифицированных специалистов структур государственной власти, но и внимательного отношения к зарождающимся в социальных группах проблемах, что требует соответствующей подготовки специалистов на местах, а также создания определенных институциональных форм, способных стать организационно-технической основой эффективной реализации социальных программ.

8. Существующие технологии подготовки и реализации программ социальноэкономического развития при всем опыте положительных действий, характерных для регионов европейской части страны, в меньшей степени оказались готовыми для тиражирования в условиях Сибири, специфика которых связана с иными масштабами хозяйственной деятельности и условиями жизни населения, что предполагает необходимость развития и расширения методологических основ социального проектирования, повышения эффективности управленческого труда структур государственной власти и более гибких технологий «паблик ри-лейшнз».

1. Галкина Л.П. Социология управления: от группы к команде / Л.П. Галкина. М.: Финансы и статистика, 2003. 214 с.

2. Галда В.Н. Социологический анализ современных оснований безопасного развития общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук / В.Н. Галда. Майкоп, 2004. 22 с.

3. Карпов В.В. Социально-экономические основы региональной политики в условиях

трансформации общества: дис. ... канд. соц. наук / В.В. Карпов. Омск, 1998.

http:diss.rsl.ru/diss/03/038/030388028.pdf.

4. Винокуров М. А. Экономика Иркутской области / М. А. Винокуров, А.П. Суходолов. Иркутск: Изд-во ИГЭА; Изд-во ОАО НПО Облмашинформ, 2006. 894 с.

5. Постановление Областного законодательного собрания Иркутской области от

19.09.2007 № 34/39-3С «Об областной государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007-2012 годы. Иркутск, 2007. 140 с.

6. Резник И.Ю. Методологические аспекты региональных инновационных приоритетов / И.Ю. Резник // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. Вып. № 1 (21). Иркутск: ИрГУПС, 2009. С. 166-170.

7. Постановление Областного законодательного собрания Иркутской области от

16.03.2005 № 7/26-3С «Об областной государственной программе «Молодым семьям - до-

ступное жилье» на 2005-2009 годы. Иркутск, 2005. 28 с.

8. Постановление Областного законодательного собрания Иркутской области от

19.09.2007 № 34/16/3-С3 «О проекте областной государственной социальной программы «Патриотическое воспитание граждан Иркутской области» на 2008-2010 годы. Иркутск, 2007.

ЛИТЕРАТУРА

40 с.

Резник Илья Юрьевич -

соискатель ученой степени кандидата социологических наук при НИИ современных технологий, системного анализа и моделирования Иркутского государственного университета путей сообщения

Reznik IlyaYuryevich -

Post-graduate Student of the Department of «Social Anthropology and Social Work» at Scientific Research Institute of Modern Technologies of System Analyses and Modeling of Irkutsk State Transport University

Статья поступила в редакцию 10.12.09, принята к опубликованию 27.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.