Существенным фактором унификации ЭОР может стать предъявление к его компонентному составу единого комплекса требований качества и реализация единой максимально универсальной системы апробации и экспертизы. В этом случае, применяемые в различных областях образовательной деятельности ЭОР, в идеале будут единообразны и в смысле их соответствия единым психолого-педагогическим, технико-технологическим и дизайн-эргономическим требованиям в области информатизации образования [5].
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что обеспечение учета требований к компонентному составу ЭОР на всех этапах их проектирования и разработки будет способствовать повышению экспертной оценки их качества.
Список литературы.
1. Бекетов Н. Использование предметных информационных систем в дистанционном обучении [Электронный ресурс]// Информационные ресурсы России. - 2009. - № 3. Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/ digital_reso-urces/journal/irr/2009/number_3_3945 (дата обращения: 16.01. 2014).
2. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. - М.: РУДН, 2007. - 130 с.
3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
4. Ларин С.Н. Стандарты и спецификации как основа нормативного регулирования экспертной оценки качества электронных образовательных ресурсов: российский опыт // «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции (6 марта 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. -С. 42-48.
5. Нестеров А.В. Основы экспертно-исследовательской деятельности. -М.: Изд. дом ВШЭ, 2009. - 163 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И РАЗРАБОТКИ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА
© Луковский М.А.*
Московский государственный областной университет, г. Москва
В статье рассматривается история развития веб-дизайна, цели веб-дизайна, использование новых технологий, определение эмоциональ-
* Магистрант кафедры Вычислительной математики и методики преподавания информатики.
ного дизайна, его задачи и принципы. Их можно рассматривать как руководство по созданию привлекательного, эффективного и запоминающегося дизайна. Перед веб-дизайнером стоит ответственная задача сбалансировать эти уровни и обеспечить максимальную отдачу веб-проекта для пользователей: предугадать их внутренние цели, потребности и ожидания.
Ключевые слова дизайн, веб-дизайн, веб-сайт, эмоциональный дизайн, индивидуальность, эмоциональное взаимодействие.
Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegю» - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. Для Интернета понимание дизайна носит особый характер. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.
Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа.
В последнее время распространенным видом дизайна является веб-дизайн. И это неудивительно, ведь развитие продуктов Интернет-бизнеса является очень удобным как для реализации экономических интересов различных компаний, так и для реализации художественных замыслов самого дизайнера. Кроме того, это относительно новое направление в дизайне, которое все больше требует появления новых специалистов, т.е. является хлебом для огромного количества людей.
Веб-дизайн старается отвечать всем условиям практичного использования. Наиболее распространенным видом деятельности современного дизайнера является создание макета для сайтов или веб-дизайн по-другому.
В основе веб-дизайна лежат все те же основные принципы, что и в основе других разновидностей дизайна. Принцип функционализма: что функционально, то красиво. Этот принцип возник и был сформулирован в конце 20-го века в школе Баухауз. Создание дизайна для сайта ставит перед собой вполне естественные цели восполнения этих принципов.
При создании сайта решаются все вопросы его функционирования, а поэтому при разработке макета сайта этот принцип не может не использоваться.
Кроме того, очень важным является совокупность графических элементов и их смысловое расположение на холсте макета будущей страницы сайта. Отсюда вытекает второй принцип дизайнерского искусства: принцип
конструктивизма, который заключается не в цели составления композиции, а в цели создания ее конструкции.
Сайт, продуманный в техническом смысле, должен быть проникнут идеей, и, лишь тогда он сможет претендовать на конкурирование с другими работами подобного направления.
Веб-дизайн ставит перед собой различные цели:
- формирование у пользователя положительного восприятия образа объекта продукта;
- простоту и четкость структуры сайта;
- интуитивно понятного пользовательского интерфейса;
- удобство навигационной системы.
В связи с этим создание сайтов приобрело новый смысл.
Новые технологии способствуют упрощению реализации образов веб-художником, но с другой стороны требуют немалого запаса знаний в разнообразных науках и культурах, а также достаточно хороших навыков в компьютерных технологиях [2].
Чтобы построить эмоциональную связь с аудиторией, необходимо продемонстрировать индивидуальность своего сайта. Вот для этого потребуется эмоциональный дизайн.
Эмоциональный дизайн превращает обычных пользователей в энтузиастов, жаждущих поделиться впечатлениями с окружающими. Он также защищает разработчика в тех случаях, когда что-то идет не так - благодаря ему аудитория останется с нами.
Конечно, эмоциональный дизайн - это не универсальный ключ от всех замков. Если эмоциональная составляющая ставит под угрозу надежность или практичность интерфейса, то положительное впечатление, которое хотелось произвести на пользователей, быстро превратится в провал.
Так как люди - сложные существа, и разработка дизайна для них порой оказывается нетривиальной задачей. У всех есть характер, эмоциональный багаж, свои отношения с миром.
Как же разрабатывать дизайн, учитывающий все это?
За неповторимыми характерами и взглядами на жизнь скрываются универсальные психологические принципы. При создании эмоционального дизайна эти принципы превращаются в бесценные инструменты [1].
Дон Норман объясняет, почему привлекательные вещи работают лучше. По мнению Дона привлекательность продуктов делает проблемы при их использовании менее заметными, что, в свою очередь, делает важной характеристикой. Специально для своей книги Дон Норман - автор книги «Эмоциональный дизайн» провёл исследование, в результате которого выявил три уровня дизайна, которые следует учитывать для создания дизайна одновременно удобных и красивых вещей.
Если ресурс вызывает положительные эмоции, он быстрее завоюет доверие посетителей.
Существует три уровня эмоционального дизайна:
1. Интуитивное восприятие (внешний вид).
2. Удобство (юзабилити).
3. Созерцание (личная удовлетворенность, размышление, память) [3].
Главная цель эмоционального дизайна - упростить коммуникацию
между людьми. Если дизайнер справляется с этой задачей, компьютер отходит на задний план, и он оказывается лицом к лицу с личностью. Чтобы добиться этой цели, нужно представлять, как люди общаются между собой в жизни.
Благодаря индивидуальности рождаются дружеские отношения и возникают эмоциональные связи. Именно это ощущение дизайнер пытается передать, когда использует эмоциональный дизайн. Благодаря этому создается чувство радостного возбуждения и строятся отношения с аудиторией, представляя ей личность, олицетворяющую интерфейс. Сделав индивидуальность основой дизайна сайта, можно впоследствии усилить эмоциональное взаимодействие.
Эмоциональный дизайн не просто привлекает и удерживает аудиторию -он дает возможность вести диалог именно с теми клиентами, которые важны. Не с каждым клиентом нужно работать, с некоторыми из них это настолько сложно, что полученный результат не компенсирует затраченные усилия. Когда на пользователе лежит ответственность за результат, изменения почти всегда кажутся ему рискованными.
Задача дизайнера - убедить человека, что в случае реализации идей компания может добиться выдающихся результатов и что ради этого стоит пойти на небольшой риск.
Эмоциональный дизайн позволяет построить с аудиторией такие отношения, о которых прежде не могли и мечтать. Раньше проектировали сайты, заполненные неодушевленными образами; это был декоративный фасад, к которому аудитория через некоторое время теряла интерес.
Сегодня можно привнести в работу часть своей личности - а пользователи могут почувствовать, что общаются с реальными людьми [2].
Список литературы:
1. Аарон Уолтер. Эмоциональный дизайн. - Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 144 с.
2. Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Основы дизайна: учебное пособие. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ 2005. - 112 с.
3. Donald A. Norman. Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things. - Basic Books, 2004. - 257 с.