ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА DIGITAL ECONOMY
Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 34-46. Economic Systems. 2024;17(2(65)):34-46.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 004
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-34-46
Современные технологии развития электронной коммерции и их применение в розничной торговле
Светлана Борисовна Ильяшенко1Н, Елена Юрьевна Депутатова2, Леонид Павлович Дашков3
1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
3 Российский университет кооперации, Мытищи, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию современных технологий развития электронной коммерции и их применения в розничной торговле. Подчеркивается роль технологий как драйвера инновационного роста электронной коммерции, их комплексное влияние на бизнес-модели, процессы оптимизации и улучшение взаимодействия с клиентами. Особое внимание уделяется анализу преимуществ и возможностей, которые цифровые технологии предоставляют для развития рынка электронной коммерции. Приводятся примеры успешного применения данных технологий в розничной торговле, подчеркивается способность технологий влиять на издержки бизнеса, повышение скорости осуществления операций, пользовательский опыт и стимулирование повторных покупок. Выделяются и риски применения цифровых технологий, во многом сопряженные с объемами капиталовложений, необходимостью постоянного обновления технологий, подготовки персонала и многими другими проблемами. По итогам исследования делаются выводы о необходимости реализации комплексного подхода при выборе и внедрении цифровых технологий в деятельность торговых бизнес-структур, функционирующих на рынке электронной коммерции. Выявляется, что для достижения максимального эффекта от применения инновационных технологических решений требуется учитывать их долгосрочную применимость и потенциальное влияние на традиционные бизнес-процессы.
© Ильяшенко С.Б., Депутатова Е.Ю., Дашков Л.П., 2024
Ключевые слова: электронная коммерция, цифровые технологии, розничная торговля, искусственный интеллект, большие данные, «Интернет вещей», дополненная реальность, RFID-технологии, мобильные технологии, цифровизация
Для цитирования: Ильяшенко С.Б., Депутатова Е.Ю., Дашков Л.П. Современные технологии развития электронной коммерции и их применение в розничной торговле // Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 34-46. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-34-46.
Original article
Modern technologies in e-commerce development and their application in retail
Svetlana B. Ilyashenko1H, Elena Yu. Deputatova2, Leonid P. Dashkov3
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]
3 Russian University of Cooperation, Mytishchi, Rossia, [email protected]
Abstract. This article is dedicated to the research of modern technologies in the development of e-commerce and their application in retail. It emphasizes the role of technologies as drivers of innovative growth in e-commerce, their comprehensive impact on business models, optimization processes, and improvement in customer interaction. Special attention is given to the analysis of advantages and opportunities provided by digital technologies for the development of the e-commerce market. Examples of successful application of these technologies in retail are presented, highlighting the ability of technologies to affect business costs, increase the speed of operations, user experience, and stimulate repeat purchases. The risks associated with the use of digital technologies are also outlined, largely related to the volumes of capital investments, the need for constant technology updates, staff training, and many other problems. The study concludes that a comprehensive approach is necessary when selecting and implementing digital technologies in the activities of trading business structures operating in the e-commerce market. It is revealed that to achieve the maximum effect from the application of innovative technological solutions, their long-term applicability and potential impact on traditional business processes must be considered.
Keywords: e-commerce, digital technologies, retail, artificial intelligence, big data, the Internet of Things, augmented reality, RFID technologies, mobile technologies, digitalization
For citation: Ilyashenko S.B., Deputatova E.Yu., Dashkov L.P. Modern technologies in e-commerce development and their application in retail. Economic Systems. 2024;17(2(65)):34-46. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-34-46.
Введение
Цифровые технологии становятся инновационным драйвером роста рынка электронной коммерции и сектора розничной торговли, предоставляют возможность внедрить новые решения и повысить конкурентоспособность субъекта предпринимательства за счет относительно доступных готовых программных продуктов. Развитие электронной коммерции, наиболее интенсивно происходящее на протяжении последних лет, определяет переход к новым формам торговой деятельности с превалирующим применением цифровых технологий как способа автоматизации, оптимизации и воспроизводства более эффективных бизнес-моделей. Тренды развития рынка показывают, что ключевые крупнейшие игроки рынка стремятся постоянно внедрять в собственную деятельность новые технико-технологические и информационные решения, обладающие трансформационным потенциалом влияния на функционирование бизнеса.
В то же время за интенсивным ростом и высокой динамикой развития современных технологий, появлением все большего числа уникальных и доступных решений скрываются собственные проблемы, связанные с необходимостью подготовки персонала к применению новых технологий, обновлением цифровой инфраструктуры, растущими затратами на преодоление вызовов цифрового неравенства и др. Поэтому важно повышать обоснованность разрабатываемых подходов к внедрению технологий, осуществлять взвешенный их выбор с учетом позитивного влияния на традиционные бизнес-процессы компании. Актуальность в таких условиях приобретают вопросы сравнения некоторых из наиболее привлекательных технологий развития электронной коммерции и их применимости в деятельности бизнес-структур, функционирующих в секторе розничной торговли.
Цель исследования - провести сравнительный анализ современных технологий развития электронной коммерции и их применения в розничной торговле.
Основная часть
Электронная коммерция ввиду собственной уникальности и предоставления высококачественного сервиса потребителям демонстрирует интенсивный рост объемов деятельности по всему миру; в этом вопросе наиболее примечательным видится отечественный опыт развития рынка, который продемонстрировал всеобщую популяризацию после пандемии COVID-19. Однако пандемия стала лишь одним из факторов-стимулов привлечения внимания населения к инфраструктуре и сервисам на рынке электронной коммерции, впоследствии предоставив возможность ключевым субъектам электронной коммерции развивать собственные стандарты и принципы деятельности. Результатом подобной трансформации, наряду с множеством других предпосылок, стал непрерывный рост объемов рынка электронной коммерции (рис. 1).
В период восстановления национальной экономики от последствий интенсивного санкционного влияния, несмотря на все риски и значительное сокра-
7000 6000
■
504 586 1 1446 1
■ 1153
2018 2019 2020 2021 2022 2023
■ Локальный рынок ■ Трансграничная торговля
Рис. 1. Объем рынка электронной коммерции в динамике за 2018-2023 гг., млрд руб.
Источник: составлено авторами по данным [1].
щение объемов трансграничной торговли, рынок электронной коммерции охранил темпы прироста, составившие за 2022-2023 гг. практически 30%. Вместе с тем онлайн-сегмент, как отмечается на портале tadviser, составил около 14% розничных продаж в Российской Федерации. При этом постепенно наблюдается увеличение доли онлайн-торговли в розничном секторе, что связано с ростом интереса бизнеса и потребителей к онлайн-покупкам [1].
Как подчеркивает Н.В. Цхададзе, ключевым преимуществом электронной коммерции является именно ее сфокусированность на электронных сервисах и системах, начиная от обмена информацией (как одним из современных видов ресурсов, предоставляющих конкурентные преимущества бизнесу), электронной торговли и др., заканчивая электронным маркетингом, деньгами и прочими инструментами, связанными с цифровой инфраструктурой [2]. Подобное отличает электронную коммерцию существованием в динамичном пространстве, за чем скрываются как собственные характерные достоинства (например, способность быстро реагировать на изменения и своевременно выявлять их), так и негативные последствия (высокие затраты на поддержание востребованности, вызовы изменчивости), требующие сбалансированного управления развитием.
Схожие воззрения относительно места и роли цифровых технологий в развитии электронной коммерции прослеживаются и в работе С.К. Ешуговой и С.К. Хамирзовой, которые отмечают постоянное совершенствование электронных платформ и офлайн-составляющих бизнеса под влиянием цифровых технологий и инноваций [3]. А.В. Веригина и Д.В. Коваль обращают внимание на существенное влияние цифровых технологий на развитие электронной коммерции, что подтверждается, в частности, широким использованием в онлайн-торговле эффективного и функционального программного обеспечения.
На примере софта для проведения безопасных платежей авторы рассматривают безопасность платежей и рост доверия потребителей к онлайн-покупкам как значимые факторы повышения конкурентоспособности отечественных бизнес-субъектов в секторе онлайн-продаж [4]. А.В. Минаков считает, что в целом за цифровыми технологиями и инновациями в электронной коммерции стоят обширные перспективы развития интернет-торговли. Автор выделяет ряд значимых тенденций развития этого сектора, направленных на повышение эффективности его функционирования, среди которых [5]:
1] переход офлайн-игроков рынка в онлайн-сегмент, обусловленный пониманием целесообразности расширения собственного присутствия и необходимости преодоления ограничений традиционной розничной торговли, с выходом в конкурентное пространство интернет-торговли. Фактически это определяет ускоренное развитие высококонкурентной среды и увеличение общих объемов капиталовложений, что в целом положительно сказывается на электронной коммерции за счет повышения инновационной активности, попыток внедрить уникальные решения, привлечь потребителей за счет новых возможностей и т. д.;
2] постоянное совершенствование цифровой инфраструктуры и создание эффекта повсеместного присутствия, что в целом является как следствием разворачивающейся на рынке электронной коммерции конкурентной борьбы, так и развития технологий, реализации задач импортозамещения и т. д. В целом обозначенный тренд ведет к повышению качества сервиса и стимулирует потребителей использовать новые возможности для осуществления покупок.
3] развитие собственных высокоэффективных логистических систем, что связано с отработкой сложных логистических моделей, построением маршрутов, созданием сети точек распределения товаров. Это позволяет как сократить сроки доставки, обеспечив быстрое поступление товаров от момента заказа до получения покупателем (в пункте выдачи заказов, на дом, курьерской доставкой в нужное место и т. д.], так и сократить ее стоимость, обеспечив в результате онлайн-сегмент существенным конкурентным преимуществом перед офлайн-структурами.
Примечательным является и исследование А.А. Зимина, выделившего некоторые тенденции рынка электронной коммерции в период санкционных ограничений, которые в том числе сказались на темпах его развития: 1] сокращение трансграничной торговли и концентрированность на развитии внутреннего рынка; 2] повышение конкурентоспособности отечественных производителей или товаров, ввозимых с рынков дружественных стран, ввиду их ценовой привлекательности; активное вхождение новых игроков в конкурентное пространство электронной коммерции национальной экономики; 3] ограничение доступа на зарубежные площадки и снижение их привлекательности для отечественного потребителя. Зимин подчеркивает, что интенсивный рост рынка электронной коммерции стал фактором, популяризирующим приток новых игроков и заинтересованных бизнес-субъектов на него, в том числе из традиционного сектора торговли, подчеркивая привлекательность и прикладную значимость многих преимуществ онлайн-продаж для офлайн-бизнеса [6].
Однако за множественными преимуществами также скрываются и собственные риски, поскольку функционирование в пространстве электронной коммерции существенно отличается от традиционных каналов продаж, в которых не требуется реализовывать столь постоянную аналитику. Кроме того, электронная коммерция и функционирование в ней, несмотря на очевидные преимущества, связанные с сокращением издержек, фактически требуют от бизнеса финансирования в другом направлении: маркировка, хранение продукции на сторонних складах, оплата комиссионного вознаграждения, штрафные санкции, инвестиции в развитие собственных платформ, их продвижение и многие другие.
В исследовании В.В. Герасименко отмечается, что масштабы рынка электронной коммерции и наличие крупнейших платформ, располагающих значительными финансовыми ресурсами и инструментами влияния, обеспечили общую консолидацию усилий для модификации рынка, формирования его структуры и организации целенаправленной работы по развитию. Однако у подобных процессов, как замечает автор, существует и оборотная сторона, связанная с негативным воздействием на зависимых от крупнейших игроков и их решений субъектов малого и среднего бизнеса, не способных сопротивляться изменениям [7].
Опираясь на исследования авторов, отметим, что фактически главным элементом развития и интенсивного роста конкурентоспособности электронной коммерции становятся именно цифровые технологии, которые стоит рассматривать как фактор инновационного роста. Технологические инновации в электронной коммерции играют важнейшую роль в функционировании бизнес-структур, поскольку фактически феномен электронной коммерции является следствием активной цифровой трансформации национальной экономики.
Подтверждение заявленные тезисы находят и в работе Т.А. Худяковой и С.А. Шмидт, которые посредством регрессионного анализа показывают, что ключевыми факторами (с наибольшим влиянием) развития рынка электронной коммерции (интернет-торговли), выступили: уровень цифровой грамотности населения, наличие домашнего интернета [8]. Фактически представленные в исследовании авторов факторы отражают развитие базовых элементов пользовательской инфраструктуры, посредством которой осуществляется доступ к преимуществам и выгодам электронной коммерции, элементам интернет-торговли, в конечном счете сводящихся до уровня просмотра товаров, их заказа и получения. Однако, на наш взгляд, не менее существенным фактором развития рынка электронной коммерции является именно применение цифровых технологий в деятельности бизнес-структур, поскольку цифровые технологии позволяют:
1. Приобрести функциональные преимущества, которые скрываются за конкретной технологией. Например, CRM-система предоставляет возможность сохранять информацию о пользователе, накапливать ее и применять для коммерческих целей; ERP-система позволяет аналогичным образом работать с запасами; 1оТ («Интернет-вещей») и RFID-технологии позволяют в автоматическом режиме собирать информацию о физических объектах и преобразовывать ее в цифровые данные (и др.). Оценить общее влияние указанных функциональных
преимуществ на рынок практически невозможно, поскольку они диктуются конкретным технологическим решением, его конфигурацией, а также характером применения в деятельности конкретной бизнес-структуры.
2. Оптимизировать деятельность и автоматизировать многие рутинные операции ввиду удобства цифровых технологий для осуществления деятельности. Последние позволяют в упрощенной и ускоренной форме реализовывать (предпринимать] определенные операции, особенно операции типового характера.
3. Развивать цифровые бизнес-модели, отличающиеся крайне высокой степенью изменчивости за счет встроенных цифровых решений бизнес-аналитики, планирования, управления операциями и процессами; поддерживать принятие управленческих решений на основании все тех же функций.
Однако эффективность использования цифровых технологий также зависит от ситуативных факторов, например от отраслевых ограничений, цифровых компетенций и грамотности персонала готовности руководства, системности внедрения, конкретно рассматриваемых решений и т. п.
Ярким примером позитивного влияния цифровых технологий на деятельность субъектов рынка электронной коммерции является развитие дарксторов, о чем пишут Г.Н. Чернухина и О.Ю. Еромоловская. Авторы раскрывают даркстор как новый формат доставки товаров, обладающий высокой конкурентоспособностью. Даркстор является высокотехнологичным складом, который направлен на обслуживание товаров (посылок] и их последующую передачу сотрудникам курьерской службы для доставки до конечного потребителя. В единой системе рынка электронной коммерции, как подчеркивают авторы, выделяются наиболее трендовые и в то же время эффективные технологические решения, например большие данные, цифровые торговые процессы, маркетинг, инструменты прогнозирования, персонализации, визуализации и т. п. [9]. В результате появления дарксторов не только улучшается качество инфраструктуры технологий, но и удовлетворяются потребности клиентов в оперативной и удобной доставке товаров, что подчеркивает многосторонность влияния цифровых технологий на рынок электронной коммерции и его развитие.
Цифровые технологии в деятельности игроков на рынке электронной коммерции определяют изменения и в потребительских предпочтениях, что наиболее комплексно отражается в работе Р.М. Сайеда. Автор акцентирует внимание на актуальности происходящих трансформаций в розничной торговле под влиянием цифровых технологий, выделяя такие ключевые трансформации, как формирование новых потребительских привычек, развитие новых бизнес-моделей, направленных на удовлетворение этих привычек, стимулирование доверия, пер-сонализация предложения, создание дополнительной ценности. Кроме того, в исследовании Р.М. Сайеда выделяются характерные проблемы, связанные с цифровизацией розничной торговли, среди которых: маркетинговая перенасыщенность и резистентность пользователей к маркетингу, влияние трендов на потребителей, высокая изменчивость [10].
В контексте цифровых трансформаций розничной торговли и влияния современных технологий на развитие рынка отметим исследование А.А. Пасковой, которая выделяет следующие технологии: большие данные, искусственный интеллект, мобильную коммерцию, «Интернет вещей», дополненную реальность, промышленных роботов. Автор подчеркивает, что обозначенные технологии оказывают существенное влияние на трансформацию сектора розничной торговли и электронную коммерцию [11].
Так, оценивая названные выше технологии и информацию из открытых источников [12-15], выделим достоинства, недостатки и особенности современных цифровых технологий в развитии электронной коммерции, уточним примеры применения обозначенных технологий в розничной торговле (табл. 1].
Таблица 1
Сравнительный анализ современных технологий развития электронной коммерции и их применения в розничной торговле
Наименование Достоинства Недостатки Применение в розничной торговле
Большие данные - Применяются для решения широкого числа прикладных задач (аналитика, прогнозирование и др.); - фундаментальное значение данных в принятии решений в бизнесе - Разнородные данные требуют создания дополнительных систем оценки и сортировки информации; - требуется защита конфиденциальности данных Большие данные применяются в решении прикладных задач прогнозирования, планирования, оценки потребительских предпочтений, тестирования продуктов, оптимизации запасов и др.
Искусственный интеллект - Обеспечивает в связке с большими данными комплекс преимуществ в автоматизации, аналитике, улучшении взаимодействия с клиентами и т. д. (раскрывает потенциал больших данных); - новые модели позволяют генерировать контент, управлять бизнесом, решать креативные задачи - Зависимость от сторонних систем; - нецелесообразность, сложность и высокая стоимость разработки собственных систем Яркий пример применения - умные подборки товаров (рекомендательные системы), инструменты управления складом и др., например чат-боты для работы с клиентом
Продолжение табл. 1
Наименование Достоинства Недостатки Применение в розничной торговле
Мобильные технологии - Размещаются на смартфонах, которые есть у большей части населения; - обеспечивают доступность покупок; - эффективны в маркетинге - Зависимость от наличия смартфонов у населения; - требуется разрабатывать, продвигать и улучшать Мобильные технологии представлены в виде приложений для покупок, систем оплаты и т. д.
«Интернет-вещей» - Эффективен для считывания информации о физических объектах; - позволяет управлять информацией об операциях и др. через цифровые системы - Высокие капиталовложения и необходимость обоснованного внедрения Яркие примеры: умные полки в магазинах, инструменты оптимизации логистики, магазины с самообслуживанием и др.
Дополненная реальность - Позволяет «примерять» товары из дома; - усиливает впечатления от покупки - Встраивается в мобильные приложения; - не все товары можно примерить Использование дополненной реальности для размещения товара дома, его оценки и др.
Роботы (в том числе промышленные) - Позволяют автоматизировать производственно-складские процессы; - сокращают в долгосрочной перспективе затраты на сотрудников; - увеличивают производительность труда и исключают влияние человеческого фактора - Высокая стоимость решений и сложность внедрения; - требуют обслуживания, ремонта, обновления Применяются роботы-доставщики, роботы-упаковщики товаров, для транспортировки по складу; в целом выделяется сегмент роботизированных складов и т. д.
Информационные системы - Обеспечивают удобный сбор,хранение и работу с данными; - предоставляют функциональные преимущества, - Информационные системы не всегда согласуются между собой; - необходимость защиты данных, Применяются ERP-, CRM-, BMP- и многие другие системы, направленные на конкретные функции работы с данными
Окончание табл. 1
Наименование Достоинства Недостатки Применение в розничной торговле
например построение отчетов, графиков, документации; - поддерживают принятие решений
Электронная логистика - Позволяет оптимизировать логистику (сроки, стоимость) - Сохраняется зависимость от партнеров и внешних факторов влияния Применяются системы отслеживания доставки в режиме реального времени, планирования маршрутов и др.
ЯРШ- технологии - Обеспечивают общее ускорение операций; - эффективное управление активами бизнеса (материальными) - Высокая стоимость внедрения; - необходимость развертывания комплексной инфраструктуры обмена данными Применяются для идентификации товаров, отслеживания запасов, движения товаров на складе и др.
Платежные системы и инфраструктура - Отличаются высокой безопасностью; - привлекают пользователей ввиду надежности и защищенности платежной информации; - упрощение процесса оплаты - Сохраняются риски мошенничества под влиянием человеческого фактора Примерами эффективного влияния и применения являются BNPL («купи сейчас, плати потом»), системы бесконтактных платежей, платежи по QR-кодам и др.
Источник: составлено авторами по данным [1, 9, 12, 13].
Из табл. 1 видно, что в настоящее время существует большое количество доступных для бизнес-субъектов на рынке электронной коммерции решений, каждое из которых отличается определенными достоинствами и недостатками. Вместе с тем, как правило, бизнес-субъекты применяют современные цифровые технологии в комплексе, что позволяет достичь уникального набора функциональных преимуществ, которые транслируются на опыт покупателей и стимулируют возвращаться за покупками вновь.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Цифровые технологии необходимо рассматривать как один из ключевых драйверов инновационного роста сектора электронной коммерции и розничной
торговли; под цифровыми технологиями в таком случае необходимо понимать большие данные, искусственный интеллект, мобильные технологии, «Интернет-вещей», дополненную реальность и многие другие, которые в комплексе предоставляют предприятиям эффективный инструментарий для автоматизации операций, оптимизации процессов, улучшения взаимодействия с клиентами и создания новых, более эффективных бизнес-моделей (и т. д.). Цифровые технологии в конечном счете обеспечивают рост конкурентоспособности предприятий за счет улучшения процесса покупок, предоставления качественного сервиса.
2. Современные игроки на рынке электронной коммерции сталкиваются с некоторыми проблемами с точки зрения применения цифровых технологий, среди которых: необходимость в подготовке квалифицированного персонала, отличающегося сформированными цифровыми компетенциями и грамотностью, значение постоянного обновления цифровой инфраструктуры, как итог, растущие затраты на преодоление цифрового неравенства и др. В связи с этим взвешенное принятие решений о внедрении современных технологий с учетом их долгосрочной применимости и влияния на бизнес-процессы должно осуществляться на основе глубокого анализа и обоснования.
3. Высокая эффективность использования цифровых технологий в электронной коммерции наблюдается только в тех случаях, когда технологии применяются в комплексе, за счет чего достигается синергический эффект. Интеграция различных технологических решений позволяет создавать отличительные функциональные преимущества, которые стимулируют клиентов систематически и постоянно осуществлять покупки на конкретной площадке. Примером подобной синергии технологий являются дарксторы, которые сочетают в себе элементы цифровой логистики, автоматизированного и отлаженного управления запасами, элементы клиенто-ориентированного (центричного) сервиса и др., обеспечивая тем самым высокую конкурентоспособность и удовлетворение потребностей клиентов.
Список источников
1. Интернет-торговля. Рынок России. URL: https://clck.ru/39AZDE (дата обращения: 03.03.2024).
2. Цхададзе Н.В. Электронная коммерция: место и роль в современном мире // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 241-245.
3. Ешугова С.К., Хамирзова С.К. Развитие электронной коммерции в условиях цифро-визации // Новые технологии. 2021. №3. С. 95-104.
4. Веригина А.В., Коваль Д.В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 году // Экономика. Налоги. Право. 2022. № 1. С. 94-104.
5. Минаков А.В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6 (182). С. 143-152.
6. Зимин А.А. Управление развитием компании при выходе на рынок e-commerce: проблемы и перспективы // Журнал прикладных исследований. 2023. № 3. С. 20-27.
7. Герасименко В.В. Развитие рынка платформ e-commerce в России: структура, экспансия, тренды // Вестник Московского университета. 2021. № 2. С. 33-48. (Серия 6: Экономика).
8. Худякова Т.А., Шмидт С.А. Анализ влияния информационных технологий на развитие интернет-торговли // Вестник ЮУрГУ 2022. № 2. С. 132-140. (Серия: Экономика и менеджмент).
9. Чернухина Г.Н., Ермоловская О.Ю. Развитие дарксторов как конкурентоспособной формы доставки товаров // Современная конкуренция. 2021. № 4 (84). С. 50-59.
10. Сайед Р.М. Трансформация предпочтений потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий // Практический маркетинг. 2024. № 1. С. 38-44.
11. Паскова А.А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии // Новые технологии. 2020. № 6. С. 123-131.
12. Десять технологий, которые изменят электронную коммерцию. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/industry/60ae425c9a7947e3e7969558?from=copy (дата обращения: 03.03.2024).
13. 15 технологий, которые меняют электронную торговлю прямо сейчас. URL: https:// omni.korusconsulting.ru/blog/15-tekhnologiy-kotorye-menyayut-elektronnuyu-torgovlyu-pryamo-seychas/#tag-10 (дата обращения: 03.03.2024).
14. Нигматов Р.Р. Практические аспекты применения технологии промышленного интернета вещей на современных предприятиях // Экономика и управление в машиностроении. 2023. № 5. С. 20-24.
15. Ильяшенко С.Б., Митяева О.А. Современное состояние и оценка перспектив развития цифровых платформ в бизнес-среде // Экономические системы. 2023. Т. 16, № 3 (62). С. 64-73.
References
1. Online trading. The Russian market. URL: https://clck.ru/39AZDE (date of reference: 03.03.2024). (In Russ.).
2. Tskhadadze N.V. Electronic commerce: place and role in the modern world. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):241-245. (In Russ.).
3. Eshugova S.K., Khamirzova S.K. Development of e-commerce in the context of digitalization. Novye tekhnologii = New technologies. 2021;(3):95-104. (In Russ.).
4. Verigina A.V., Koval D.V. Priorities of e-commerce development in 2022. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Right. 2022;(1):94-104. (In Russ.).
5. Minakov A.V. Prospects for the development of online commerce and online stores in Russia. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2023;(6(182)):143-152. (In Russ.).
6. Zimin A.A. Management of company development when entering the e-commerce market: problems and prospects. Zhurnal prikladnyh issledovanij = Journal of Applied Research. 2023;(3):20-27. (In Russ.).
7. Gerasimenko V.V. Development of the e-commerce platform market in Russia: structure, expansion, trends. Vestnik Moskovskogo universiteta = Bulletin of the Moscow University. 2021;(2):33-48. (Series 6: Economics). (In Russ.).
8. Khudyakova T.A., Schmidt S.A. Analysis of the influence of information technologies on the development of online commerce. Vestnik YuUrGU=Bulletin of SUSU. 2022;(2):132-140. (Series: Economics and Management). (In Russ.).
9. Chernukhina G.N., Ermolovskaya O.Yu. The development of darkstores as a competitive form of delivery of goods. Sovremennaya konkurenciya = Modern competition. 2021;(4(84)):50-59. (In Russ.).
10. Sayed R.M. Transformation of consumer preferences in retail trade under the influence of digital technologies. Prakticheskij marketing = Practical marketing. 2024;(1):38-44. (In Russ.).
11. Paskova A.A. Digital transformation of retail trade: trends and technologies Novye tekhnologii = New technologies. 2020;(6):123-131. (In Russ.).
12. Ten technologies that will change e-commerce. URL: https://trends.rbc.ru/trends/indu stry/60ae425c9a7947e3e7969558?from=copy. (In Russ.).
13. 15 technologies that are changing e-commerce right now. URL: https://omni. korusconsulting.ru/blog/15-tekhnologiy-kotorye-menyayut-elektronnuyu-torgovlyu-pryamo-seychas/#tag-10. (In Russ.).
14. Nigmatov R.R. Practical aspects of the application of industrial Internet of Things technology in modern enterprises. Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii = Economics and management in mechanical engineering. 2023;(5):20-24. (In Russ.).
15. Ilyashenko S.B., Mityaeva O.A. Current state and assessment of prospects for the development of digital platforms in the business environment. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems. 2023;16(3(62)):64-73. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
С.Б. Ильяшенко - кандидат экономических наук, доцент, доцент базовой кафедры торговой политики;
Е.Ю. Депутатова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и рекламы;
Л.П. Дашков - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и торгового дела.
S.B. Ilyashenko - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor of the Basic Department of trade policy;
E.Yu. Deputatova - Ph.D. in economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of marketing and advertising;
L.P. Dashkov - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of management and trade.
Статья поступила в редакцию 01.04.2024; одобрена после рецензирования 14.04.2024; принята к публикации 18.04.2024.
The article was submitted 01.04.2024; approved after reviewing 14.04.2024; accepted for publication 18.04.2024.