Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / YOUNG PEOPLE / SOCIO-HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / COMPETENCE / AMATEUR THEATRICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова М.А.

В статье автор рассматривает любительское театральное искусство как механизм работы с молодежью. Приведен исторический аспект работы с молодежью, проанализирован образовательный стандарт бакалавриата направления подготовки «39.03.03 Организация работы с молодежью», сделан акцент на соотношении его с технологиями, которые берут свое начало в любительском театре. Резюмируя полученную информацию, автор предлагает три технологии, которые необходимо использовать специалисту по организации работы с молодежью в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF WORKING WITH YOUNG PEOPLE BY THE MEANS OF THEATRICAL ART

In the article the author considers community theatrical art as a mechanism for working with young people. The historical aspect of work with youth is given, the educational standard of the bachelor’s degree of training «39.03.03 Organization of work with youth» is analyzed, emphasis is placed on its correlation with technologies that originate in the community theater. Summarizing the information received, the author suggests three technologies that should be used by a specialist in organizing work with youth in his professional activities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 316.35-053.6(470.53)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

М.А. Абрамова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье автор рассматривает любительское театральное искусство как механизм работы с молодежью. Приведен исторический аспект работы с молодежью, проанализирован образовательный стандарт бакалавриата направления подготовки «39.03.03 Организация работы с молодежью», сделан акцент на соотношении его с технологиями, которые берут свое начало в любительском театре. Резюмируя полученную информацию, автор предлагает три технологии, которые необходимо использовать специалисту по организации работы с молодежью в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: молодежь; социально-гуманитарные технологии; компетенция; любительское театральное искусство.

Молодежь формирует будущее государства, поэтому от того, насколько грамотно будет реализована работа с молодежью сегодня, будет зависеть благополучие и процветание России завтра. Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой государство в целях достижения государственной молодежной политики, является создание условий для воспитания и развития молодежи. Реализация данной задачи подразумевает формирование системы ценностей молодого поколения, которое будет обладать гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, демонстрирующего знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Государство заинтересовано в перспективных про-

© Абрамова М.А., 2018

фессионалах, которые будут способны вести страну к светлому и процветающему будущему.

В рамках данной статьи будет рассмотрено театральное любительское искусство как способ воспитания молодежи. В первую очередь, необходимо дать определение термину «молодежь».

Молодежь - это социально-демографическая группа, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и других социально-психологических свойств [1].

Согласно Основам государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. молодежью принято считать граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет включительно [2].

Одной из наиболее значимых черт данной категории является то, что молодежь - это наиболее активная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных [3].

Перед обществом сегодня стоит важнейшая задача сохранения и приумножения необходимых человеку вечных ценностей, приобщения к мировой культуре, воспитания молодежи в духе патриотизма и толерантности. Единственный способ реализации этой задачи - воспитание подрастающих поколений в духе творческого подхода к жизни, привитие стойкого иммунитета к бездуховности, негативному влиянию «массовой культуры», основательное знакомство с лучшими достижениями мировой цивилизации.

Театр является одним из самых доступных для понимания видом искусства, знакомство с которым начинается с самого детства. Именно театр, являясь синтезом всех искусств, становится воплощением воздействия авторитетной личности на группу людей, которая стремится создать микросоциум вокруг себя [4, с. 25]. Посещения детьми театра сначала в качестве зрителя, затем участника любительских постановок способствуют решению актуальных проблем педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием детей, 275

формированием эстетического вкуса, духовно-нравственным воспитанием личности.

Для того, чтобы доказать способность любительского театра выступать в качестве инструмента воспитательной деятельности молодежи, подчеркнем исторические аспекты развития любительского театрального искусства в России.

Появление такого явления, как детский и молодежный театр, то есть театр, актерами в котором являются представители подрастающего поколения, Е.П. Шевченко в своих работах относит к первобытной культуре. Предысторией этого явления служит участие детей в различных формах театральных и пратеатраль-ных действ. Например, на Руси дети могли принимать участие в праздниках, фольклорных представлениях, игрищах скоморохов, обрядах [5].

Важным этапом развития детского театра в России является ХУН-ХУШ вв. Именно в этот период происходит мощный импульс становления детского театра как самостоятельного института. Появление в России детского театра связывают с именем царя Алексея Михайловича [6].

Новым этапом развития детских театров стало XIX столетие, ставшее поистине «золотым веком» в том числе и для театрального искусства. Театральные постановки были важной частью академической жизни многих учебных заведений, в том числе самых элитарных: Царскосельского лицея, Московского университета, Смольного института благородных девиц [7].

С начала 1900-х гг. развитие детских театральных коллективов поддержали многие известные деятели культуры и науки. Среди них С. Маршак, А. Блок, А. Брянцев, В. Окунчиков, Г. Рошаль, Л. Выготский и другие [8]. Новой вехой в развитии стало издание специализированного журнала «Игра», посвященного детскому театру. В это время проблему «театр и дети» стали рассматривать как педагогическое явление. Воспитательное значение театра осознавали не только педагоги, но и деятели театрального искусства. Особое внимание к искусству для детей и молодежи было вызвано необходимостью воспитать новое поколение советских граждан, которые будут верны и преданы идеям социализма.

Начиная с конца ХХ в., детский и молодежный театр воспринимается и как форма воспитания и обучения, и как искусство, которое должно непременно совершенствоваться и развиваться.

Таким образом, изучив историю становления и развития детского театра в России можно сделать выводы о поэтапном углублении и осознании его как важного социокультурного феномена и мощного воспитательно-педагогического механизма.

Занятия в любительских театральных коллективах способствуют созданию устойчивой системы нравственных и эстетических ценностей, а также играют важную роль в становлении личности молодого человека. Руководители молодежных любительских коллективов используют в своей работе особые технологии и методы, которые могут быть полезны для специалиста по организации молодежи.

Перечень компетенций, который прописан в образовательном стандарте бакалавриата направления подготовки «39.03.03 Организация работы с молодежью» подтверждает, что специалист обязан обладать различными технологиями организации досуговой деятельности молодежи.

Компетенции, указанные в стандарте, специалист по организации работы с молодежью сможет применить в профессиональной деятельности, используя в своем арсенале определенные техники, которые берут свое начало в любительском искусстве. Таким образом, можно сказать, что театрализация как способ выражения смыслов, идей и моделей поведения может являться технологией работы с молодежью. Приведем примеры такого явления.

Технология 1: Социальный театр.

Данная технология используется преимущественно при работе с подростками, которые попали в трудную жизненную ситуацию, в качестве адаптации и профилактики негативных социальных явлений в будущем. Социальный театр можно определить как технологию ознакомления молодежи с проблемами современного общества и проектирования различных ситуативных форм разрешения конфликтов и социальных проблем посредством постановки спектаклей, содержащих социальную проблематику, а также последующее обсуждение вариантов действия героев и связанных с этим исходом событий [9, с. 131]. 277

Осуществление этой технологии реализуется в несколько этапов. Начальный этап заключается в диагностике социальных проблем среди молодежи, а также выяснение причин их возникновения. Далее начинается блок задач, связанных с постановкой спектакля. Сюда относят обучение молодых людей специальным навыкам, таким как «актерское мастерство», «сценическая речь», «пластика». В процессе этого обучения подростки овладевают и навыками коммуникации со сверстниками, вхождения в роль. На следующих занятиях происходит выбор темы будущего спектакля. При этом участники спектакля сами предлагают проблемы, которые, по их мнению, являются актуальными и злободневными. Следующим важным шагом будет выбор своего героя. Важно отметить, что участник должен самостоятельно выбрать роль: каким будет его персонаж, как его будут звать, сколько ему лет, как он относится к тому или иному явлению. Максимально полное описание жизни героя нужно для того, чтобы актер мог лучше войти в свою роль, почувствовать себя на месте персонажа. Социальный театр позволяет удовлетворить потребности подростка в проживании на сцене разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в выбранной роли [10]. После репетиций следует выступление, а далее обсуждение со зрителями. Интересной деталью является то, что на все вопросы зрителей артисты должны отвечать от лица своего героя.

Эта технология имеет ряд преимуществ. Во-первых, в рамках спектакля можно смоделировать любую ситуацию в реальном времени. А это означает гибкость и мобильность методики. Специалист сможет поднять в спектакле именно те темы и вопросы, которые являются проблемными для конкретного набора актеров. Во-вторых, участие в таком проекте развивает в подростках умение общаться, понимать себя и окружающих людей. Во время постановки спектакля актеры длительное время находятся вместе. Им приходится доносить свои идеи до других, находить общий язык между собой. В-третьих, участие в спектакле помогает сделать поведение и мышление молодых людей более гибким. Во время творческого процесса формируются такие черты сознания, как гуманность, рефлексивность (так как работа над ролью требует самонаблюдения и самоанализа), эмпатия, гибкость (опыт ре-

шения проблемных ситуаций на сцене поможет сформировать навыки поведения в соответствующих жизненных ситуациях), уверенность в себе, самообладание и т.д [11, с. 279].

Технология 2: Р1ауЬас^театр.

Playback-театр в России - это новое явление, которое отлично вписалось в сферу работы с персоналом в условиях организации. Данная технология будет полезна для специалистов по организации работы с молодежью, в чей круг профессиональных интересов входят различные инструменты кадрового менеджмента.

Представление Р1ауЬаск-театра заключается в ряде перфор-мансов, в которых участвуют ведущий, небольшая труппа актеров (обычно 4-6 человек), музыканты. Каждое такое представление начинается с рассказа одного из зрителей истории из своей жизни. После того, как история озвучена, актеры, не сговариваясь, начинают воссоздавать ее в жизнь.

Участие трудового коллектива в подобном представлении дает сотрудникам возможность выйти за рамки сугубо деловых отношений. В процессе просмотра жизненных историй, работники открывают ранее не известные качества и стороны личности своих коллег, тем самым создается благоприятный социально-психологический климат, который в свою очередь повышает результативность работы команды или организации.

Такой перфоманс поможет работнику переключить внимание, восстановиться физически и психо-эмоционально. В этом смысле Р1ауЬаск-театр предстает в качестве любопытной формы ивент-менеджмента, наполнения программы корпоративного праздника или мероприятия. Однако значимость и уникальность Playback-театра состоит не столько в неординарной организации корпоративного события, сколько в его способности донести до сотрудников ценности компании, неформальные правила, существующие внутри коллектива, стиль управления и другие особенности, которые трудно передать через обычные каналы коммуникации. [12, с. 60]

Помимо социализации сотрудников в коллективе Р1ауЬаск-театр может выполнять роль идентификатора лояльности. В таком случае, работникам организации предлагается поделиться историями, которые так или иначе связаны конкретно с их рабо-279

той. И по тому, какие истории будут озвучены: короткие или длинные, веселые или грустные, будет сделан вывод относительно отношения работников к своей организации. В данном случае огромную роль играет обработка полученных результатов. Для того, чтобы получить исчерпывающие выводы относительно лояльности сотрудников, для интерпретации результатов проведения представления Playback-театра необходимо привлекать профессиональных психологов. Проанализировав истории, прозвучавшие на мероприятии, и реакцию зрителей на перфор-мансы, они должны сделать заключение об уровне лояльности персонала данной организации и имеющихся у нее в этой сфере проблемах. [13, с. 523]

Можно предположить, что данную технологию работы будет уместно применять не только с коллективами работников, но и с академическими группами или школьными классами.

Технология 3: Театр как средство профориентации.

Данная технология может быть использована специалистом по организации работы с молодежью, чья деятельность связана с учреждениями высшего и среднего образования, а в частности с профориентационной работой.

Отличительной особенностью этой технологии от большинства методов профориентации является полное погружение потенциального абитуриента в атмосферу учебного заведения или конкретного направления обучения. За основу взят тот же принцип, который лежит в основе такого популярного сейчас явления, как иммерсивные театры (от англ. immersive - «создающий эффект присутствия, погружения»). Интересным является то, что, данную технологию можно использовать применительно к любой специальности. Например, в Северном федеральном университете имени М.В. Ломоносова практикуют такую форму профориентационной работы, как дидактическая игра «Интерактивный театр финансовых миниатюр» [14, с. 138]. В ходе проведения этой игры происходит знакомство школьников с университетом, а также проводятся обучающие занятия по финансовой грамотности. Проект реализуется таким образом: актеры демонстрируют несколько сценок на определенную тематику, тем самым вводя зрителей в курс дела. Когда герои попадают в ситуацию тупика, они предлагают зрителям вмешаться

в сюжет и решить предложенную задачу. Таким образом, молодые люди, пришедшие на это мероприятие, становятся полноправными участниками происходящего.

Данная технология профориентации будет актуальна для привлечения абитуриентов к направлению подготовки «Организация работы с молодежью». Такая интерактивная форма проведения мероприятия позволит наиболее полно ознакомить потенциальных студентов с учебным направлением: узнать о том, какие функции выполняет специалист по организации работы с молодежью, почувствовать себя на его месте, поставить себя в ситуацию принятия стратегического решения, проявлять инициативу и лидерские качества.

Именно уникальность, эксклюзивность и актуальность технологии использования театра в качестве механизма профориентации может привлечь молодых людей.

Подводя итог, нужно сказать о том, что технологии и методы, которые берут свое начало в театральном любительском искусстве, реально применимы во многих сферах профессиональных интересов специалиста по организации работы с молодежи. Нужно отметить, что специалист по организации работы с молодежью является социально-гуманитарным технологом, который обязан пристально следить за актуальными подходами, методами и практиками ради своего перспективного профессионального будущего.

Библиографический список

1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r/ (дата обращения: 13.12.2017).

3. Молодежь как социальная группа // Обществознание: единый портал. URL: http://humanitar.ru/page/ch7_3 (дата обращения: 10.09.2017).

4. Бурьянова И.В. Театр как новая технология воспитания в международном инновационном университете // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 25-30.

5. Шевченко Е.П. Методические указания по изучению дисциплины «Детские и молодежные театры»: методические указания для студентов Института искусств. Саратов, 2014. 8 с.

6. Гребенкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня // Театр «111» им. П.М. Ершова: официальный сайт. URL: http://theater111.ru/science03.php (дата обращения: 18.08.2018).

7. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании // В помощь семье и школе: Детские сады. Игрушки. Детский театр. Педагогические музеи. Волшебный фонарь / сост. Н.Н. Бахтин, Е.С. Дедюлина, М.В. Новорусский и др. М.: «Польза» В. Антик и К°, 1911. 240 с.

8. Драматический кружок школьников: сборник статей / сост. В.Г. Ширяева; Ин-т худ. воспитания Академии пед. наук. М.: Учпедгиз, 1955. 80 с

9. Каменщикова Я.Д., Якунина А.А. Технология социального театра как новшество в работе с молодежью // Инновационные социально-экономические технологии в реализации государственной молодежной политики: возможности и перспективы: материалы Международной науч.-практ. конф. СПб., 2014. С. 130-133.

10. Социальный театр - новая технология профилактики. Методические рекомендации по технологии социального театра: для специалистов системы профилактики, преподавателей вуза и студентов гуманитарных специальностей / сост.: М.Н. Бородатая,

B.Ф. Чувашев, П.М. Степанова, В.И. Лыскова, Н.Ю. Новикова, А.Н. Кудрявцев. Киров: КООО «Перспектива», 2011. 68 с.

11. Астэр И.В. Интерактивный социальный театр как метод обучения и социальной практики // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: материалы конф. М., 2016. С. 278-281.

12. Галюк А.Д. Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала // Дискуссия. 2016. № 7. С. 59-65.

13. Портянова С.А. Playback-театр как инструмент управления лояльностью персонала организации // International Scientific Research 2017: материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2017.

C. 522-524.

14. Форкунова Л.В. Студенческий интерактивный театр финансовых миниатюр как форма профориентационной работы и повышения уровня финансовой грамотности молодежи // Успехи современной науки и образования. 2016. № 9. С. 137-144.

MODERN TECHNOLOGIES OF WORKING WITH YOUNG PEOPLE BY THE MEANS OF THEATRICAL ART

M.A. Abramova

Perm State University

In the article the author considers community theatrical art as a mechanism for working with young people. The historical aspect of work with youth is given, the educational standard of the bachelor's degree of training «39.03.03 Organization of work with youth» is analyzed, emphasis is placed on its correlation with technologies that originate in the community theater. Summarizing the information received, the author suggests three technologies that should be used by a specialist in organizing work with youth in his professional activities.

Keywords: young people; socio-humanitarian technologies; competence; amateur theatrical art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.