Научная статья на тему 'Современные технологии продаж в различных сферах бизнеса'

Современные технологии продаж в различных сферах бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ПРОДАЖ / ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГИПЕРМАРКЕТЫ / СУПЕРМАРКЕТЫ / ДИСКАУНТЕРЫ / КОНВИНЬЕНСЫ / СУПЕРВАЙЗЕРЫ / ТОВАРООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киприянова У. А., Рябова Т. В.

Быстрота продажи товаров обычно определяет результаты работы предприятия, поэтому важно учитывать различные факторы, влияющие на нее, в т.ч. особенности товара, объемы продаж, специфику торговли, от которых зависят варианты организационных форм, ассортимент предлагаемых товаров, перечень дополнительных услуг, уровень цен на товары и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии продаж в различных сферах бизнеса»

Список литературы:

1. Духовное управление мусульман Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moslem.ru.

2. Евангелическо-Лютеранская церковь г. Пермь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://roelo-perm.narod.ru.

3. Лученко К.В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России: автореф. дисс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dissercat.com/content/intemet-v-informatsionno-kommunikatsionnoi-deyatelnosti-religioznykh-organizatsii-rossii#ixzz2íE2XzoBF.

4. Официальный портал Пермской епархии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravperm.ru.

5. Пермское общество сознания Кришны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krishna.perm.ru.

6. Пермское староверие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rpsc-perm.ru.

7. Пермь. Церковь Надежды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://churchofhope.jimdo.com.

8. Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в г. Перми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.catholic.perm.ru.

9. Социальные сети - вызов и шанс для Церкви [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://catholic-russia.ru/library/articles/sotsialnyie-seti-vyizov-i-shans-dlya-tserkvi.

10. Центральная синагога Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.permjew.ru.

11. Церковь христиан веры евангельской «Новый Завет» г. Перми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novizavet.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЖ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ БИЗНЕСА

© Киприянова У.А.*, Рябова Т.В.*

Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва

Быстрота продажи товаров обычно определяет результаты работы предприятия, поэтому важно учитывать различные факторы, влияющие на нее, в т.ч. особенности товара, объемы продаж, специфику торговли, от которых зависят варианты организационных форм, ассортимент предлагаемых товаров, перечень дополнительных услуг, уровень цен на товары и т.д.

* Студент.

* Доцент кафедры «Экономика и управление социально-экономическими системами», кандидат экономических наук, доцент.

Ключевые слова: этапы и участники процесса продаж, оптовая и розничная торговля, гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, супермаркеты, конвиньенсы, супервайзеры, товарооборот.

Продажами товаров, услуг, работ в современных условиях занимаются различные организации: промышленные, торговые, сервисные. На предприятиях, выпускающих промышленную продукцию, алгоритм выполнения заказа на продажу традиционно включает следующие этапы: 1) поиск заказчика отделом сбыта и согласование предварительных условий сделки; 2) оценка возможности выполнить заказ, осуществляемая производственным или техническим отделом; 3) определение плановым отделом затрат на выполнение заказа и его цены; 4) оценка бухгалтерией кредитоспособности заказчика; 5) юридическая проработка договора; 6) рассмотрение договора высшим руководством предприятия; 7) исполнение заказа и послепродажное обслуживание.

Грамотная работа службы маркетинга позволяет существенно ускорить процесс подготовки продаж за счет предварительного изучения и анализа спроса с целью последующего включения наиболее перспективной продукции в состав производственной программы предприятия. Для координации работы службы маркетинга на предприятии создается ряд подразделений, подчиненных коммерческому директору, в состав которых включают отделы или бюро по материально-техническому снабжению; исследованию конъюнктуры рынка, спросу и рекламе; сбыту; дилерское бюро. В функции коммерческой службы входит прогнозирование и планирование маркетинга; изучение рынков сбыта и спроса; совершенствование производимых и поиск новых товаров, реклама.

На промышленных предприятиях, занятых и производством продукции массового потребления, и ее продвижением по различным каналам сбыта как самостоятельным видом хозяйственной деятельности, а также в крупнооптовых торговых организациях продажи организованы в виде функционально-централизованной структуры сбыта. Она состоит из отделов, которые осуществляют обслуживание ключевых клиентов - сетевых магазинов, оптовиков и магазинов прямых продаж. В ряде случаев организационная схема дополняется отделом прямых и оптовых продаж, включающим су-первайзеров - территориальных менеджеров, менеджеров торговых представителей - торговых агентов коммерческого отдела, торговых представителей и операционистов. Однако, при такой организации продаж возможны случаи одновременной поставки товара оптовой базе на условиях товарного кредита, дилеру - на условиях частичной предоплаты, а также реализация покупателям через торговых представителей. Это может привести к снижению объемов продаж товара дилером, поскольку его товар будет расходиться по мелким и средним потребителям, а оптовая база товар не реализует и расплатиться не сможет. В целях решения этой проблемы функционально централизованные сбытовые структуры преобразуются в территориально-централизованные структуры сбыта, основу которых составляют оптовые и

прямые продажи, организуемые региональными менеджерами. В целях разграничения рынков сбыта между предприятием - производителем и крупнооптовой сбытовой организацией последняя может реализовать товар средним и мелким покупателям, магазинам, а предприятие - производитель может продать товар региональным оптовикам, сетям магазинов, торговым домам, осуществляя дозакупку ассортимента у других поставщиков.

В организации торговли продовольственными и непродовольственными товарами прослеживаются достаточно конкретные различия, начало которым дает формат торговли.

Розничная торговля продовольственными товарами осуществляется в гипермаркетах, супермаркетах, дискаунтерах, мега-дискаунтерах, мини-мар-кетах, конвиньенсах, палатках, киосках и т.п. Формирование перечисленных вариантов торговли происходит в основном по размеру торговых и складских площадей, количеству ежедневных покупок, уровню цен и объемам или стоимости продаж. Для непродовольственных товаров форматы торговли могут быть обусловлены и другими факторами, а продажи осуществляются в универмагах, на рынках, в фирменных магазинах, киосках, палатках и т.п.

«Жесткий» дискаунтер представляет собой вариант организации розничной торговли в торговом зале небольшой площади (300-600 кв.м), на котором представлен минимальный ассортимент продаваемой продукции. Площади складских помещений могут составлять от 100 до 200 кв.м, численность персонала - до 30 человек. В среднем в день совершается от 1200 до 2700 покупок, что обеспечивает ежемесячный товарооборот в размере 36005100 тыс. руб. Цены на товары установлены на уровне оптовых или даже несколько ниже, что позволяет успешно конкурировать с рынками или другими магазинами розничной торговли. Руководство работой осуществляется из центрального офиса. Для этого варианта торговли характерна сетевая структура распространения.

Супермаркет по сравнению с «жестким» дискаунтером имеет несколько большую торговую площадь (500 -2000 кв.м), складскую площадь (250600 кв.м), а его персонал может составлять от 50 до 200 человек (при наличии собственного производства, например, полуфабрикатов в мясном цехе, или выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, или производства кондитерских изделий и т.д.). Цены на товары в супермаркетах выше, чем в других магазинах розничной торговли и превышают средний уровень, но супермаркеты пользуются успехом у покупателей из-за широты ассортимента предлагаемых товаров сравнительно высокого качества, а иногда и из-за престижности покупок. Поэтому, несмотря на то, что в среднем в супермаркете ежедневно совершается от 1200 до 2300 покупок, товарооборот составляет от 15000 до 36000 тыс. рублей ежемесячно.

Гипермаркеты характеризуются наибольшими торговыми и складскими площадями (площади торгового зала могут составлять от 4 до 10 тыс. кв.м, площади складов - до 4,5 тыс. кв.м). Ежедневно в гипермаркете в среднем

совершают покупки до 10 тыс. человек. Это обусловлено широким ассортиментом предлагаемых товаров (25-50 тыс. ассортиментных позиций), наличием при гипермаркетах собственных производственных цехов (салатные, мясные, хлебопекарные, кондитерские, общественного питания), а также возможностью получения разного рода бытовых услуг (химчистка и мелкий ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, парикмахерские услуги и т.д.). Особую привлекательность для покупателей составляет специальная ценовая политика, предусматривающая систему разнообразных скидок, проведение поощрительных акций, игр и т.п. Товарооборот гипер-маркета в среднем в месяц может превысить 20000 тыс. руб.

Конвиньенс - магазин у дома, развитие сети которых наблюдается в последние годы, например, в Москве. Такой магазин удобен из-за экономии времени на покупку, он предоставляет покупателям достаточно широкий ассортимент товаров, но, в то же время не требует больших торговых и складских площадей. Недостатком такого рода организации торговли является высокий уровень цен на товары, сочетающийся с их низким качеством и отсутствием у работников знаний, навыков, культуры обслуживания покупателей.

Среди ошибок в деятельности торговых организаций наиболее часто встречаются следующие:

- оборотные средства замораживаются в неликвидных товарах из-за неправильного формирования ассортимента. Для устранения данной ошибки требуется распродать неликвиды с минимальной наценкой, выбрать самые прибыльные товары и способствовать их ускоренному продвижению к покупателям за счет установления скидок, использования программ стимулирования сбыта и т.п.;

- недостаточно четко осуществляется контроль за уровнем цен конкурентов. Так, при отставании розничной цены от закупочной на пять-семь дней повышение цен раньше конкурентов может привести к потере части покупателей, а запаздывание - к потере дохода;

- неритмично осуществляются поставки товаров, что способствует либо затовариванию складов, либо отсутствию товаров нужного ассортимента. Устранение указанного недостатка возможно за счет определения норм товарных запасов, использования системы закупочной логистики;

- не учитывается сезонность продаж некоторых видов товаров, не учитываются особенности предпраздничных продаж, которые, как правило, по объему превышают средние показатели, а по прибыли -могут быть ниже при неправильном выборе товаров для предпраздничной распродажи, установлении цен со скидкой и т.п.;

- не планируется проведение рекламных кампаний.

Основным фактором финансового риска является потеря ликвидности, возникающая вследствие разрыва между сроками поступления денежных средств за реализованную продукцию и погашения обязательств перед бюд-

жетами, поставщиками, персоналом и т.п. Разновидность данного финансового риска возникает из-за различия в объеме поступающих денежных средств и требующихся для выполнения обязательств. Изложенное служит свидетельством относительно высокой степени риска торговли, в частности, в связи с тем, что текущие операции направлены на поддержание тенденции роста товарооборота, а не на увеличение удельной прибыли на каждую единицу продаж. Важно определить количество продукции, необходимой для удовлетворения потребительского спроса, проанализировать скорость оборота отдельных видов продукции и отобрать поставщиков самой ходовой и прибыльной продукции. Для этого требуется: во-первых, организовать мониторинг спроса на товары, оценку его динамики, уровня удовлетворения спроса, его структуру, а также выявить товары ограниченного и повышенного спроса, собрать информацию об излишних и недостаточных товарах; во-вторых, регулярно проводить изучение покупательских мнений и предпочтений по ассортименту и качеству товаров как с целью улучшения удовлетворения спроса, так и для разработки мероприятий по улучшению ассортимента и повышения качества продукции; в-третьих, выполнить прогнозные расчеты спроса и товарных ресурсов для его удовлетворения, обоснования заявок и заказов на производство и поставку товаров; в-четвертых, провести анализ позиций конкурентов, в том числе, объемов продаж, цен, крупнейших сделок; в-пятых, формировать и стимулировать спрос. Таким образом, очевидно, что розничная торговля представляет собой неотъемлемую часть современной экономики, в которой в той или иной форме задействованы производители продукции, продавцы, посредники, покупатели. Их взаимодействие осуществляется в достаточно сложных организационных формах.

Главными преимуществами любой формы организации розничной торговли являются: относительно короткое время оборота капитала, невысокая доля основных средств в имуществе по сравнению с товарными запасами, расчетами и денежными средствами, финансирование текущих операций за счет краткосрочного кредитования.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ

© Козюлина И.М.*, Бирюкова Е.А.*, Рябова Т.В.*

Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва

Коммуникативная эффективность рекламы представляет собой оценку ее восприятия аудиторией, проводимую до начала рекламной кам-

* Студент.

* Студент.

" Доцент кафедры «Экономика и управление социально-экономическими системами», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.