ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.048.45
ББК Ю980.2 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Алексеева Елена Демьяновна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Общенаучные дисциплины», филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате; 453250, г. Салават, ул. Губкина, д. 22 Б; е-mail: [email protected].
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДВИДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прогнозирование, планирование, форсайт, футурология, профессиональное будущее, технологии предвидения профессионального будущего человека.
АННОТАЦИЯ. Статья содержит понятийный аппарат современных технологий предвидения будущего (прогнозирование, планирование, футурология, форсайт), а также их особенности применительно к профессиональному будущему человека.
Прогнозирование представляет собой деятельность по выявлению будущих перспектив конкретной системы на основе тщательного изучения особенностей ее функционирования и динамики от прошлого к настоящему.
Планирование — это форма деятельности по определению будущего состояния системы и принятию решений, направленных на успешное его достижение.
Футурология — это форма интуитивной деятельности отдельных людей, направленная на предсказание будущего общества.
Форсайт — это форма интуитивной коллективной деятельности людей, направленная на определение перспектив и условий реализации научно-технического и социально-экономического развития конкретной системы и общества в целом.
Прежде всего, при выборе технологии предвидения следует учитывать временные границы (горизонт) предсказаний. Несмотря на научную обоснованность прогнозирования и гарантированность планирования, все большую популярность в обществе в последние десятилетия приобретают футурология и форсайт. Это обусловлено тем, что именно благодаря этим технологиям происходит запуск инноваций, закладывается модель будущего, повышается инновационная восприимчивость экономики, общество получает направление развития, на основе которого строятся долгосрочные прогнозы и разрабатываются конкретные планы. В качестве частных технологий/методов прогнозирования профессионального будущего человека могут выступать: психофизиологические, психологические, социологические и прагматические технологии.
Представленный понятийный аппарат может служить основой развития прогностической компетентности людей, и прежде всего молодежи, в отношении своего профессионального будущего.
Alekseeva Elena Demyanovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Scientific Disciplines, Salavat Branch of Ufa State Oil Technical University, Salavat, Russia.
MODERN FORESIGHT TECHNOLOGIES OF THE PROFESSIONAL FUTURE OF THE PERSON
KEYWORDS: forecasting, planning, foresight, futurology, professional future, foresight technologies of the professional future of a person.
ABSTRACT. The article contains the scientific concepts of the modern technology of predicting the future (forecasting, planning, futurology, foresight), as well as their features in relation to the professional future of a person. Forecasting is an activity to identify the future prospects of a particular system on the basis of a careful study of the peculiarities of its functioning and dynamics from past to present.
Planning is a form of activity to determine the future state of the system and adoption of decisions aimed at successful achievement.
Futurology is a form of intuitive activities of individuals, aimed at the prediction of the future of the society. Foresight is a form of intuitive collective activities of people, aimed at determining the prospects and conditions for realization of scientific-technical and socio-economic development of a particular system and society as a whole.
While choosing the technology of foresight, one should take into account the temporal boundaries (horizon) of the predictions.
Despite the scientific validity of forecasting and planning, futurology and foresight become increasingly popular in the society in the recent decades. This happens because these technologies stimulate the launch of innovations, create a model of the future, increase innovative susceptibility of economy, society gets the direction of development, on the basis of which the long-term forecasts are formulated and specific plans are developed. Physiological, psychological, sociological and pragmatic technologies can be treated as particular technologies or methods of forecasting the professional future of a person. The presented conceptual framework can serve as a basis for the development of prognostic competence of people, especially the young ones about their professional future.
Свойственное человеку стремление к самореализации в наибольшей степени находит свое воплощение в его профессии, если она, конечно, соответствует его интересам и склонностям, а также имеющимся у него способностям. Подготовка к будущей профессии может начаться с раннего возраста, что особенно актуально в современных условиях, характеризующихся высокой конкурентностью и динамичностью развития общества, с одной стороны, и стремлением человека к поиску смысла происходящего в мире и с ним самим, с другой. Многообразие и сложность мира и видов профессий, которые к тому же постоянно видоизменяются, побуждают человека достаточно рано определять направление своего профессионального развития, если он хочет достичь значительных успехов, а также при необходимости в оптимальные сроки овладеть другой профессией и реализоваться в ней. Люди хотят знать, какая работа в будущем принесет им наибольшие дивиденды, что они могут и должны делать уже сейчас, чтобы впоследствии чувствовать себя состоявшейся личностью, достойной уважения и самоуважения. В этой связи особенно востребованными в настоящее время становятся оправдавшие себя технологии предвидения профессионального будущего человека, краткий обзор которых представлен в данной статье.
Среди существующего разнообразия технологий предвидения будущего особый интерес, на наш взгляд, представляют следующие: прогнозирование, планирование, футурология и форсайт. Их специфические особенности охарактеризованы, в частности, в работах Е. В. Балацкого [2; 3], Э. Ф. Зеера [5; 6; 7], Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюк [9; 10], Д. С. Семенова [12]. Рассмотрим сущность этих технологий, а также условия и перспективность их использования применительно к предвидению профессионального будущего человека и человечества в целом.
Понятие «прогнозирование» произошло от греческого «prognosis», что означает «предвидение, предсказание». Прогнозирование представляет собой деятельность по выявлению будущих перспектив конкретной системы на основе тщательного изучения особенностей ее функционирования и динамики от прошлого к настоящему. В науке и социально-экономической жизни общества данная технология получила свое применение и распространение благодаря развитию математического аппарата.
Планирование — это форма деятельности по определению будущего состояния системы и принятию решений, направленных на успешное его достижение. Данная форма предвидения охватывает практически все
сферы жизнедеятельности, включая планирование доходов и расходов, планирование семьи и т.д.
Понятие «футурология» произошло от латинского «futurum» — будущее — и греческого «Лоуод» — учение. Футурология — это форма интуитивной деятельности отдельных людей, направленная на предсказание будущего общества. Свою наиболее яркую реализацию данная форма деятельности приобрела в художественной литературе, предопределив на много лет вперед многие последующие открытия.
Термин «форсайт» произошел от английского «foresight», что переводится как «взгляд в будущее». Форсайт — это форма интуитивной коллективной деятельности людей, направленная на определение перспектив и условий реализации научно-технического и социально-экономического развития конкретной системы и общества в целом.
Насколько актуальна данная классификация и каким образом можно опираться на нее? Прежде всего, при выборе технологии предвидения следует учитывать временные границы (горизонт) предсказаний. Согласно Е. В. Балацкому [2; 3], технология планирования охватывает пятилетний период. Более длительный период планирования не оправдывает себя. Прогнозирование может быть краткосрочным (до года), среднесрочным (до трех лет) и долгосрочным (до пятнадцати лет). Более длительные прогнозы, как правило, оказываются ошибочными. Горизонт предвидения форсайта — не меньше пятнадцати лет (так как он рассчитан на качественные изменения в системе), но и не больше тридцати лет. Футурология охватывает период от тридцати до пятидесяти лет, о чем свидетельствуют предсказания некоторых людей в области искусства, предугадавших отдаленные события в развитии и жизни человеческого общества.
Также следует отметить, что, несмотря на научную обоснованность прогнозирования и гарантированность планирования, все большую популярность в обществе в последние десятилетия приобретают футурология и форсайт. Это обусловлено тем, что именно благодаря этим технологиям происходит запуск инноваций, закладывается модель будущего, повышается инновационная восприимчивость экономики, общество получает направление развития, на основе которого строятся долгосрочные прогнозы и разрабатываются конкретные планы. В качестве примера такого долгосрочного проекта из прошлого Е. В. Балацкий называет египетские пирамиды, которые в итоге через несколько тысячелетий превратились в рентабельный проект, за счет которого живет целое государство. Если бы интересы
© Алексеева Е. Д., 2016
80
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
египетских фараонов ограничивались тре-мя-пятью годами, то этих пирамид просто бы не существовало.
Рассмотрим, каким образом названные технологии могут быть применимы к предвидению профессионального будущего человека. В этой связи предлагаются следующие понятия и их определения.
Прогнозирование профессионального будущего — это система мероприятий, проводимых в отношении конкретных субъектов и ими самими, по выявлению возможных перспектив овладения различными профессиями и условий достижения успеха в них. В качестве частных технологий/методов прогнозирования профессионального будущего человека могут выступать: 1) психофизиологические (анализ телесной конституции, свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, чувствительности анализаторов и др.);
2) психологические (анализ интересов и склонностей, структуры интеллекта, типа личности, характерологического профиля, особенностей Я-концепции и др.);
3) социологические (анализ динамики профессий и условий карьерного роста в социуме); 4) прагматические (ориентация на материальные и моральные выгоды от профессии). Согласно Э. Ф. Зееру [6, с. 22], в качестве основных функций прогнозирования социально-профессионального будущего выступают: его опережающее отражение, планирование, адаптация к знаковым событиям, рефлексия прошлого и настоящего, построение временной перспективы, согласование желаемого и возможного, оценка реальных достижений и мобилизация активности по осуществлению своих планов.
Планирование профессионального будущего человека — это система мероприятий, направленных на овладение им профессионально значимыми знаниями, умениями и качествами личности в отношении предполагаемой профессии, а также возможной ее смены. Данный процесс носит поэтапный характер. В дошкольном и младшем школьном возрасте планы человека в отношении своей будущей профессии могут неоднократно меняться. Предпро-фильная подготовка в школе побуждает конкретизировать их. Поступление в среднее профессиональное или высшее учебное заведение несколько стабилизирует их, но
возможное последующее разочарование в профессии, а также проблемы трудоустройства могут опять значительно активизировать этот процесс.
Футурология применительно к предвидению профессионального будущего, охватывающая, как уже отмечалось ранее, 30-50 лет, представляет собой идеальное (мысленное) видение своего будущего профессионального статуса с учетом имеющихся внутренних и внешних условий, а также при условии отсутствия барьеров в овладении профессией и достижения успехов в ней. Футурулогическое видение своего профессионального будущего свойственно детям в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда они, например, заявляют «буду президентом», «буду директором магазина» и т.д. Футурологический прогноз человек может сделать для себя сам, увидеть в своем гороскопе или услышать от других людей (родителей, знакомых и незнакомых с ним) в свой адрес.
Форсайт применительно к предвидению профессионального будущего — это форма совместной экспертной деятельности профессионалов, специалистов в различных областях, направленная на определение перспектив развития и появления новых профессий, подготовки к ним, а также к работе в условиях негарантированной занятости. Форсайт позволяет наметить пути повышения потенциала трудоустройства человека и групп людей за счет выявления и последующего овладения наиболее универсальными компетенциями, востребованными на рынке труда в среднесрочной перспективе. Не всякий человек может осознать и принять для себя идею постоянного обновления своих компетенций, подготовки к возможной смене профессии и условий деятельности. На определенном этапе своего карьерного пути он может прийти к осознанию, что его квалификация работодателям не нужна. В этой связи человек нуждается в понимании перспектив своего профессионального будущего, что предполагает проведение определенной работы на государственном уровне.
Представленный понятийный аппарат может служить основой развития прогностической компетентности людей, и прежде всего молодежи, в отношении своего профессионального будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балацкий Е. В. Механизм взаимообусловленности инноваций и экономического роста // Наука. Инновации. Образование. Вып. 2. М. : Языки славянской культуры, 2007.
2. Балацкий Е. В. Технологии, изменяющие науку // Информационное общество. 2006. № 5-6. С. 91-95.
3. Балацкий Е. В. Технологии предвидения будущего: от сложного к простому // Капитал страны. URL: http: //kapital-rus.ru/articles/article/64/.
4. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. М. : МАКС Пресс, 2010.
5. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего как условие преодоления его асиммет-
рии // Путь науки. 2014. № 9 (9). С. 113-115.
6. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3. С. 16-26.
7. Зеер Э. Ф. Психология прогнозирования профессионального будущего учащейся молодежи в постиндустриальном обществе / / Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск : Научно-инновационный центр, 2015.
8. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. 2010. № 7 (75). С. 71-81.
9. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258-263.
10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-8. С. 1863-1869.
11. Регуш А. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб. : Речь, 2003.
12. Семенов Д. С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности / / Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 4333-4335.
13. Третьяк В. П. Формирование Форсайта и развитие гражданского общества // Наука. Инновации. Образование. Вып. 2. М. : Языки славянской культуры, 2007.
14. Юревич А. В. Асимметричное будущее / / Вопросы философии. 2008. № 7. С. 76-89.
15. Юревич А. В. Асимметричное будущее и современная наука // Капитал страны. URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/175816.
REFERENCES
1. Balatskiy E. V. Mekhanizm vzaimoobuslovlennosti innovatsiy i ekonomicheskogo rosta // Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. Vyp. 2. M. : Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2007.
2. Balatskiy E. V. Tekhnologii, izmenyayushchie nauku // Informatsionnoe obshchestvo. 2006. № 5-6. S. 91-95.
3. Balatskiy E. V. Tekhnologii predvideniya budushchego: ot slozhnogo k prostomu // Kapital strany. URL: http: //kapital-rus.ru/articles/article/64/.
4. Borovskikh A. V., Rozov N. Kh. Deyatel'nostnye printsipy v pedagogike i pedagogicheskaya logika. M. : MAKS Press, 2010.
5. Zeer E. F. Prognozirovanie professional'nogo budushchego kak uslovie preodoleniya ego asimmetrii // Put' nauki. 2014. № 9 (9). S. 113-115.
6. Zeer E. F. Psikhologicheskie osobennosti prognozirovaniya professional'nogo budushchego molodezhi // Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya. 2015. № 3. S. 16-26.
7. Zeer E. F. Psikhologiya prognozirovaniya professional'nogo budushchego uchashcheysya molodezhi v postindustrial'nom obshchestve // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Krasnoyarsk : Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2015.
8. Zeer E. F. Samoopredelenie cheloveka v sovremennykh konfliktuyushchikh real'nostyakh // Obrazovanie i nauka. 2010. № 7 (75). S. 71-81.
9. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Asimmetrichnoe professional'noe budushchee sovremennoy molodezhi // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 4. S. 258-263.
10. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Teoretiko-prikladnye osnovaniya prognozirovaniya professional'nogo budushchego cheloveka // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 9-8. S. 1863-1869.
11. Regush A. A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego. SPb. : Rech', 2003.
12. Semenov D. S. Psikhologicheskie prediktory prognozirovaniya professional'noy deyatel'nosti // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2. S. 4333-4335.
13. Tret'yak V. P. Formirovanie Forsayta i razvitie grazhdanskogo obshchestva // Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. Vyp. 2. M. : Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2007.
14. Yurevich A. V. Asimmetrichnoe budushchee / / Voprosy filosofii. 2008. № 7. S. 76-89.
15. Yurevich A. V. Asimmetrichnoe budushchee i sovremennaya nauka // Kapital strany. URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/175816.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.