Научная статья на тему 'Современные технологии обучения'

Современные технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АТМОСФЕРА ПАРТНЁРСТВА / INNOVATIONS / MODERN TECHNOLOGIES / PROBLEM-BASED LEARNING / REFERENCE NOTES / DESIGN TECHNOLOGIES / PARTNERSHIP ATMOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Наталья Александровна

В статье рассматривается основные современные технологии обучения, на примеры таких дисциплин как русский язык и литература. Поднимается одна из актуальных проблем современности, привлечение обучающихся в образовательный процесс. Данная задача будет выполнима, только при условии сотрудничества обучающихся и учителя. И главное условие это самосовершенствование учителя. Современный мир требует от нас подстраиваться под инновации. Главное не только учителям подстроится, но и научить этому своих обучающихся. Только тогда мы сможем добиться общей цели, вовлечь обучающихся в образовательный процесс. В уроки нужно включать образовательные технологии, которые будут соответствовать времени. Традиционные уроки хорошо, но они быстро становятся привычными и обучающиеся могут уже не воспринимать информацию. Поэтому нужно удивлять обучающихся, только тогда мы увидим полное погружение обучающихся в материал урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern learning technologies

The article discusses the main modern teaching technologies for examples of such disciplines as the Russian language and literature. One of the urgent problems of our time, the involvement of students in the educational process is rising. This task will be feasible, only with the cooperation of students and teachers. And the main condition is the teacher's self-improvement. The modern world requires us to adapt to innovation. The main thing is not only for teachers to adapt, but also to teach this to their students. Only then can we achieve a common goal, engage students in the educational process. The lessons need to include educational technologies that will fit the time. Traditional lessons are good, but they quickly become familiar and students can no longer perceive the information. Therefore, it is necessary to surprise students, only then we will see a complete immersion of students in the lesson material.

Текст научной работы на тему «Современные технологии обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

REFERENCES

1. Dyshinskij E.A. Igroteka matematicheskogo kruzhka: posobie dlya uchitelya [Math Club Game Library]. Moscow: Prosveshchenie, 1972. 144 p.

2. Podlasyj I.P. Pedagogika: uchebnik dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogics. 2 books B. 1]. Moscow: VLADOS, 2002. 576 p.

3. Harlamov I.F. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogics]. Moscow: Vysshaya shkola, 1990. 576 p.

4. Oganesyan V.A., Kolyagin Yu.K., Lukankin G.L., Sanninskij V.Ya. Metodika prepodavaniya matematiki v srednej shkole: obshchaya metodika: ucheb. posobie dlya studentov fiz.-mat. fak. ped. in-tov [Methods of teaching mathematics in high school: general methodology]. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 368 p.

5. Smirnova S.A. (ed.) Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy i tekhnologii: uchebnik dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics: pedagogical theories, systems and technologies]. Moscow: Akademiya, 2000. 512 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Петрунина, преподаватель математики, АУ «Нефтеюганский политехнический колледж», г. Нефтеюганск, Россия, e-mail: petrunina-aa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9634-4980.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Petrunina, Math teacher, Nefteyugansk Polytechnic College, Nefteyugansk, Russia, e-mail: petrunina-aa@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9634-4980.

УДК 37

Наталья Александровна Платонова

г. Нефтеюганск

Современные технологии обучения

В статье рассматривается основные современные технологии обучения, на примеры таких дисциплин как русский язык и литература. Поднимается одна из актуальных проблем современности, привлечение обучающихся в образовательный процесс. Данная задача будет выполнима, только при условии сотрудничества обучающихся и учителя. И главное условие - это самосовершенствование учителя. Современный мир требует от нас подстраиваться под инновации. Главное не только учителям подстроится, но и научить этому своих обучающихся. Только тогда мы сможем добиться общей цели, вовлечь обучающихся в образовательный процесс. В уроки нужно включать образовательные технологии, которые будут соответствовать времени. Традиционные уроки хорошо, но они быстро становятся привычными и обучающиеся могут уже не воспринимать информацию. Поэтому нужно удивлять обучающихся, только тогда мы увидим полное погружение обучающихся в материал урока.

Ключевые слова: инновации, современные технологии, проблемное обучение, опорные конспекты, проектные технологии, атмосфера партнёрства.

Natalya Aleksandrovna Platonova

Nefteyugansk

Modern learning technologies

The article discusses the main modern teaching technologies for examples of such disciplines as the Russian language and literature. One of the urgent problems of our time, the involvement of students in the educational process is rising. This task will be feasible, only with the cooperation of students and teachers. And the main condition is the teacher's self-improvement. The modern world requires us to adapt to innovation. The main thing is not only for teachers to adapt, but also to teach this to their students. Only then can we achieve a common goal, engage students in the educational process. The lessons need to include educational technologies that will fit the time. Traditional lessons are good, but they quickly become familiar and students can no longer perceive the information. Therefore, it is necessary to surprise students, only then we will see a complete immersion of students in the lesson material.

Keywords: innovations, modern technologies, problem-based learning, reference notes, design technologies, partnership atmosphere.

142

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019

ISSN 2542-0291

Век инноваций создаёт «уютную атмосферу» для каждого, будь ты ученик или учитель. Сегодня учитель должен не только дать знания обучающимся, но и научить самостоятельно добывать знания. Всему этому можно научить используя современные технологии. Но есть одно условие, необходимо использовать технологии, согласно, все стадии технологии должны быть пройдены. Остаётся самое сложное для преподавателя - это подбор технологий, конкретно для своего класса, опираясь на уровень подготовке, своих обучающихся, на свою дисциплину и тему. Главное то, что технология должна научить самостоятельной работать с информацией, найти и переработать её. Данный навык позволяет создать образовательную среду для развития и самовыражения личности, сформировать личность, которая способна самосовершенствоваться в атмосфере партнёрства [1].

Технология проблемного обучения (см. рис. 1)

На мой взгляд, одной из самых популярных является технология проблемного обучения. На это есть несколько причин: данный метод подходит всем независимо от уровня подготовки или темы. Учитель создаёт проблемную ситуацию, может сформулировать подсказки, наводящие вопросы или нужную теорию, а также исполняет главную роль - контролирующую. Нельзя не согласиться с цитатой советского психолога С.Л. Рубинштейна: «Мышление начинается с проблемной ситуации». Тем более это выражение актуально сегодня, современных детей можно завлечь в учебный процесс только с помощью процесса, в котором каждый должен осознать свою значимость [2].

О данной схеме человечество задумалось давно, ещё Конфуций говорил о том, что слова можно забыть, увиденное можно запомнить, но если вовлечь в процесс познания, то можно понять.

Любой урок использования данной технологии можно построить согласно одной структуре.

1. Актуализация имеющихся знаний обучающихся.

2. Формулировка проблемы, а затем создание проблемной ситуации.

3. Выдвижение гипотез и обоснование обучающимися их.

4. Подведение выводов и их доказательство [3].

Технология опорных конспектов

Данная технология позволяет выделить больше времени на закрепление теоретического материала. Я на своих уроках отдаю предпочтение конспектам, которые состоят из кластеров и таблиц. Данный вид деятельности позволяет не только более четко сформулировать мысли, но и построить логическую связь. И всё это позволяет лучше запомнить и понять материал. А теоретический материал позволяет избежать ошибок в практической части.

Работа с кластерами непросто погружает обучающихся в процесс познания материала, но и позволяет добиться коллективной сплоченности. Работа с кластерами удобно проводить в группах. Коллективная работа позволяет не только сплотить ребят, но и позволить каждому выдвинуть своё мнение, доказать его и, возможно,

Рис. 1. Технология проблемного обучения

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

143

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

убедить свою группу в своём решение для того, чтобы остановиться на одном общем мнении. Работа с кластерами подходит под любые дисциплины, неважно гуманитарные они или нет (см. рис. 2).

Рис. 2. Пример кластера урока литературы «А.В. Вампилов «Старший сын»

Проектные технологии

Современные школьники с начальных классов знакомы со словом «проекты». Поэту данная технология не пугает уже никого. У данной технологии есть ряд положительных сторон:

1. Можно развить критическое и творческое мышление.

2. Не только формирование, но и сохранение интереса к изучаемому.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Совершенствование умение самостоятельно работать.

5. Использование дистанционного обучения [4].

Обучающимся нравится самим формулировать темы, тем более если она соответствует их интересам. Проекты мы выполняем долгосрочные, то есть работаем над ним на протяжении учебного года. Роль учителя в данной технологии корректировать и направлять мысли обучающегося. Одной из проблем является не подготовка и разработка проектов, а презентация и защита их на конференции. Но опыт выступлений на конференции помогает обучающимся в дальнейшем. Проектная деятельность одна из тех технологий, которые позволяет развивать и самосовершенствоваться. Что и трактует нам современное общество. Мы должны подготовить личностей для самосовершенствования в атмосфере партнёрства [5].

Естественно, успешность педагогической технологии зависит от учителя. Современный мир требует не только использование современных технологий, но и, возможно, изменение мировоззрения самого педагога. Учитель - это профессия, которая связана с постоянным новаторством и использованием современных образовательных технологий в учебном процессе. Всё это позволяет осуществлять рост профессионального мастерства.

Главное задача учителя - это дать знания своим обучающимся в наибольшем объёме. Данную цель можно достигнуть только при одном условии, если учитель и обучающиеся будут заинтересованы в достижение одной цели - получение знаний. Инновации заставляют всех нас работать в сотрудничестве и всем учиться, неважно ученик ты или учитель. Только при таком условии, возможен положительный результат, к которому все мы стремимся. А современные технологии помогают учителям указать путь получения знаний. Ученики же в свою очередь должны научиться усваивать знания.

144

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (43) 2019

ISSN 2542-0291

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2004.

3. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе [Текст] / И.В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008.

4. Тимонина, В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка [Текст] / В.Ю. Тимонина, Л.А. Тростенцова // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - С.14.

5. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2005. - 368 с.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach in the development of new generation standards]. Pedagogika [Pedagogics], 2009, no. 4, pp. 18-22.

2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoe posobie [Modern educational technologies]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2004.

3. Nikishina I.V. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii i organizaciya uchebno-vospitatel'nogo i metodicheskogo processov v shkole [Innovative pedagogical technologies and the organization of educational and methodological processes at school]. Volgograd: Uchitel', 2008.

4. Timonina V.Yu., Trostencova L.A. Dialog o roli komp'yutera v prepodavanii russkogo yazyka [Dialogue on the role of the computer in teaching Russian]. Russkij yazyk v shkole [Russian language at school], 2006, no. 4, pp. 14.

5. Kolechenko A.K. Enciklopediya pedagogicheskih tekhnologij: posobie dlya prepodavatelej [Encyclopedia of pedagogical technologies]. Saint-Petersburg: KARO, 2005. 368 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Платонова, преподаватель русского языка и литературы, АУ «Нефтеюганский политехнический колледж», г. Нефтеюганск, Россия, e-mail: platonowa.natascha2011@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2681-4710.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Platonova, Russian Language and Literature teacher, Nefteyugansk Polytechnic College, Nefteyugansk, Russia, e-mail: platonowa.natascha2011@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2681-4710.

УДК 355.231+398.8

Анна Алексеевна Пшеничникова

г. Екатеринбург Наталья Ивановна Кашина

г. Екатеринбург

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами отечественной вокальной музыки советского периода в ходе

внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания подростков. В качестве средства автор предлагает отечественную вокальную музыку советского периода, обладающего большим педагогическим потенциалом. Данный педагогический потенциал раскрывается автором через функции культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию возможностей внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании подростков.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, отечественная вокальная музыка советского периода.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 3 (43) 2019

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.