Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-МЕТОД / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бозорова Н.Ж.

В статье автор делится своими практическими наработками по применению кейс-методов на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются вопросы актуальности и необходимости данной технологии в современной образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

In the article, the author shares his practical experience on the use of case methods in the lessons of the Russian language and literature. The issues of the relevance and necessity of this technology in the modern educational system are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Бозорова Н.Ж. студент 4 курса факультет филологии направление «Русский язык и литература» Каршинский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье автор делится своими практическими наработками по применению кейс-методов на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются вопросы актуальности и необходимости данной технологии в современной образовательной системе.

Ключевые слова: кейс-технология, кейс-метод, ситуационные задачи.

Bozorova N.J.

4th year student

Faculty of Philology, Russian Language and Literature

Karshi State University

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Annotation: in the article, the author shares his practical experience on the use of case methods in the lessons of the Russian language and literature. The issues of the relevance and necessity of this technology in the modern educational system are considered.

Key words: case technology, case method, situational tasks.

Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс-технологии. Кейс-технология (кейс-метод) -это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение - развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

Кейс-метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая

позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.

Суть кейс-метода - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.

Выделяют основные этапы создания кейса:

о Определение целей.

о Подбор необходимых источников.

о Подбор и подготовка материалов для кейса.

Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;

□ метод разбора деловой корреспонденции;

□ игровое проектирование;

□ ситуационно-ролевая игра;

□ метод дискуссий;

□ кейс-стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

Ситуационные задачи (или кейсы) - задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов.

Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.

При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика - найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит так:

• Название задачи.

• Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.

• Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.).

• Задания на работу с данной информацией.

Как реализуется на моих уроках кейс-метод? Итак, урок литературы в 9 классе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»

Кейс-задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащиеся, работая с текстом - биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

В 9 классе при изучении повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма». Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии

Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса - учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается

придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее он поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения

Подводя итог вышесказанному, хочется привести слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».

Использованные источники: 1. Raximov N., Primqulov O., Daminova B. Basic concepts and stages of research development on artificial intelligence //2021 International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT). - IEEE, 2021. - С. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.