Научная статья на тему 'Современные технологические приемы в учебном процессе'

Современные технологические приемы в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕТЕРИНАРИЯ / ЗООТЕХНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / METHODS / INFORMATION TECHNOLOGIES / VETERINARY / ZOOTECHNICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевский Н. М., Леонтьев А. Ю.

В работе описаны аппаратные и программные составляющие информационных технологий, применяемые в учебном процессе и научно-исследовательской работе. Описаны инновационные разработки сотрудников кафедры по обеспечению учебного процесса и использованию информационных технологий в практике ветеринарных врачей и зооинженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UP-TO-DATE TECHNOLOGICAL METHODS IN EDUCATIONAL PROCESS

Hard and soft ware provision of educational process and scientific research at Chair of management and informational technologies are described. Innovations in education and research elaborated by members of Chair are observed.

Текст научной работы на тему «Современные технологические приемы в учебном процессе»

Бушков Р. А.

Резюме

В статье рассматриваются особенности формирования отечественной культуры , место и роль России и Татарстана в мировой культуре и диалоге культур Запада и Востока.

RUSSIA AND TATARSTAN IN WORLD CULTURE

Bushkov R.A.

Summary

The article describes the peculiarities of home culture forming, the place and the role of the Republic of Tatarstan in a world culture and in a dialogue within two cultures of the East and the West.

УДК 619:681.142:378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: учебный процесс, приемы, информационные технологии, ветеринария, зоотехния.

Key words: educational process, methods, information technologies, veterinary, zootechnics.

Составляющей профессиональной подготовки студента является его информационная культура, которая включает два основных компонента: мировоззренческий, состоящий из этических,

психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражающий ценностное отношение студента к работе с информацией, а также технологический, включающий в себя информационные умения, связанные с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.

Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом, студент в процессе инновационной

деятельности, оказывается в ситуации, когда применение известных технологических алгоритмов по созданию информационных продуктов идет в ситуации творчества. Для того, чтобы информационные компетенции студента обрели жизненную силу, они должны быть деятельностно-ориентированы, он должен знать не только «что делать?», но и «как делать?», работая в информационно-образовательной среде, которой свойственны закономерности формирования интеллектуальных структур и познавательных действий. Технологические приемы в учебном процессе - это нововведения, направленные на новые технологии и качество образования, которые сегодня активно внедряются в образовании.

На кафедре Менеджмента и информационных технологий ведется преподаваемые дисциплины условно подразделены на два комплекса (блока) - дисциплины информационных технологий (информатика, информационные и компьютерные технологии в профессиональной деятельности, программные статистические комплексы, прикладное программирование), и дисциплины предпринимательства в АПК (менеджмент, маркетинг, теория и практика рыночной экономики, ценообразование, налогообложение), изучение которых занимает особое место в подготовке специалистов любого профиля - как ветеринарного врача, так и зооинженера, инженера и технолога, так как, объединяя совокупность специальных знаний, способствует подготовке коммуникабельных специалистов для агропромышленного комплекса.

В настоящее время кафедра располагает двумя компьютерными классами и оснащена современными аппаратно-программными средствами. Установлено 24 компьютера класса Celeron, технические характеристики, которых удовлетворяют предъявляемым требованиям. Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Internet.

Студенты получают основы знаний о системном программном обеспечении с акцентом внимания на многозадачные операционные системы семейства Windows, представляющими удобный графический интерфейс. Из пакета прикладных программ общего назначения в учебном процессе используются текстовые редакторы, электронные таблицы и системы управления базами данных.

Работая в текстовом редакторе MS Word, студенты приобретают навыки использования простых и развитых средств редактирования, создают файлы документов со стандартным размещением его элементов.

Важное место в учебном процессе придается обучению студентов работе в электронных таблицах, предпочтение из которых отдается MS Excel, с помощью которых студенты выполняют различные расчеты, строят диаграммы, осуществляют экономический анализ, решают вопросы по моделированию и оптимизации хозяйственных ситуаций и др. На кафедре разработаны методический указания по применению средств табличного процессора при решении задач по учету продуктивности коров

(Хаертдинов Р.А., Суханов Ю.Н., Афанасьев М.П.. Азимова Р.А.. Ганиева Л.Х.) и расчету экономического ущерба от болезней животных (Василевский Н.М., Суханов Ю.Н., Ганиева Л.Х.).

С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. На кафедре нашли применение класс реляционных баз данных, в частности MS Access. В целях методического обеспечения и самостоятельного изучения вопросов, связанных с применением и созданием баз данных создано оригинальное методическое указание: Сборник задач по Microsoft Access (Леонтьев А.Ю., Василевский Н.М., Астахов С.Н.), в котором рассмотрен не только способ создания баз данных с помощью

стандартных средств интерфейса М. Access, но и элементы Visual Basic, а также SQL.

Учебный процесс и научно-исследовательская деятельность на кафедре представляют единое целое. Научные разработки сотрудников кафедры находят применение в учебном процессе. Так, в курсе

Информационные технологии в ветеринарной медицине, наряду с прикладными программами общего назначения студенты работают в рабочих программах пользователя:

• автоматизированная система определения численности

ветеринарных работников и стоимости ветеринарных услуг (Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю., Хафизов А.М.),

• автоматизированная система учета и отчетности о

противоэпизоотических мероприятиях и определения их эффективности (Муллахметов Р.Р., Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.),

• автоматизированная система учета и анализа противоэпизоотических мероприятий в сельском районе (Макаров А. С., Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.),

• автоматизированная система ветеринарного учета и анализа в пчеловодстве (Домолазов С.М., Василевский Н.М., Макаров А. С.).

По всем разработанным автоматизированным системам составлены методические указания и руководства пользователя по работе с соответствующей базой данных.

В курсе Информационные технологии в животноводстве используется программа «Свинокомплекс» (Ежков О.А., Шилов В.Н., Гришин А.В.). Эта программа предназначена для составления оборота стада; установки потребности животных в помещениях; расчетов создания прочной кормовой базы, обеспечивающей животных полноценным кормлением; установки производства и целевое распределение продукции; подсчета денежной выручки, себестоимости и прибыли реализованной продукции по разным каналам и решения других вопросов.

Студентам предоставляется ознакомительная демонстрационная версия программы «Селекс: Молодняк» с целью изучения структуры данной программы.

Известно, что надежным профессиональным инструментом оперативного поиска и эффективной работы с нормативно-правовыми документами являются справочные информационные системы. Студенты осваивают основные возможности работы с правовой информацией, структуру единого информационного массива которой составляют: законодательство, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению, технические нормы и правила и ряд других вопросов. В системе КонсультантПлюс в рубрике "Справочная информация" есть все формы отчетности и учетных документов в электронном виде: формы бухгалтерской и налоговой отчетности, формы первичных учетных документов, формы статистического наблюдения, формы учета и отчетности бюджетных учреждений и организаций. С помощью этих форм студенты, а в будущем специалисты могут быстро подготовить и распечатать все необходимые учетные и отчетные документы.

Сотрудниками кафедры разработана Автоматизированная система планирования, распределения и учета учебной нагрузки преподавателей как на один учебный год, так и по семестрам. Приложение предоставляет информацию о суммарном объеме учебной работы по комплексам дисциплин, учебной нагрузке преподавателей по всем видам работ по семестрам и годовой, учебной нагрузке отдельного преподавателя по всем видам работ по семестрам и годовой.

Современные технологические приемы в учебном процессе предполагают также создание электронных учебных материалов, условия доступа к ним, новые требования к организации самостоятельной работы. Разработана структура и осуществлено частичное наполнение базы данных электронного Учебно-методического комплекса по информатике, включающего в себя тематические планы, конспекты лекций, методику выполнения упражнений, задания для выполнения контрольных работ, билеты и т.д. Все это базируется на объеме курса, например, для студентов факультета ветеринарной медицины учебным планом предусмотрено 9 лекций, 18 занятий и 4 контрольные работы.

Кроме того, современные технологические приемы в учебном процессе - это появление новых форм организации учебного процесса. Разработана рейтинговая Автоматизированная система учета

успеваемости студентов по курсу «Информатика» (Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.) как для отдельной группы, так и для потока в целом, а также для анализа текущего состояния успеваемости, составления отчетов по текущей аттестации, промежуточным аттестациям и итогового отчета за

семестр. Опыт использования этой системы показал, что она выполняет еще и важную мотивационную роль в обучении, поскольку студенты имеют возможность самостоятельно отслеживать состояние своей успеваемости, а также планировать свою работу, моделируя ситуацию аттестации по различным параметрам и своевременно устранять отставание.

Разработана и апробирована Информационная система аттестационно-педагогических измерительных материалов по

информатике, менеджменту в сельскохозяйственном производстве, маркетингу в агропромышленном комплексе, теории и практике рыночной экономики. Разработанные тесты апробированы в текущем учебном году на факультетах ветеринарной медицины (2-й курс) и биотехнологии и стандартизации (1-ый курс) для выявления стартового уровня подготовки студентов, оценки усвоения отдельных тем курса, оценки подготовленности студентов к экзамену. Материал курса информатики, например, предлагается студентам в пяти вариантах теста, каждый вариант содержал 20 вопросов. На каждый вопрос тестируемому предлагалось 4 возможных ответа, из которых только один был правильным.

Оценка результатов тестирования проводилась в процентах правильных ответов.

По результатам тестирования было выявлено следующее: в начале обучения средний процент правильных ответов составлял 15%, в конце семестра средний процент правильных ответов был 65%, усвоение темы Microsoft Access хуже, чем темы Microsoft Excel.

Сегодня в учебный процесс на кафедре вводятся элементы дистанционных технологических приемов. На заочном отделении, например, при подготовке и оформлении контрольной работы по специальностям «Ветеринария» (Автоматизация учета в ветеринарной аптеке средствами Microsoft Excel) и «Зоотехния» (Автоматизация учета материально - производственных запасов средствами Microsoft Excel), студенты не только изучают основные возможности и функции программного обеспечения персональных электронно-вычислительных машин, и приобретает навыки и опыт работы по автоматизации

вычислений с помощью встроенных функций MS Excel; использования механизма автозаполнения; использования абсолютной и относительной адресации ячеек и диапазонов; создания и использования баз данных (списков) MS Excel; работы с расширенным фильтром; создания диаграмм с помощью мастера диаграмм; прогнозирования с помощью линии тренда; организации дружественного интерфейса пользователя с помощью макросов и настраиваемых кнопок и т. д. но и работают с преподавателями через сетевой контакт - контрольная работа предоставляется на кафедру или по электронной почте или на электронных носителях информации, а

также приобретают навыки по работе в информационно-поисковых системах .^ndex, Google, Рэмблер и других.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

Василевский Н.М., Леонтьев А.Ю.

Резюме

В работе описаны аппаратные и программные составляющие информационных технологий, применяемые в учебном процессе и научноисследовательской работе. Описаны инновационные разработки сотрудников кафедры по обеспечению учебного процесса и использованию информационных технологий в практике ветеринарных врачей и зооинженеров.

UP-TO-DATE TECHNOLOGICAL METHODS IN EDUCATIONAL PROCESS

Vasilevsky N.M., Leontyev A.U.

Summary

Hard and soft ware provision of educational process and scientific research at Chair of management and informational technologies are described. Innovations in education and research elaborated by members of Chair are observed.

УДК 614.88 (07). 631.145

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ АПК Гатин Р.М., Гатина Р.Р., Гатин Р.Р.

Казанский государственный медицинский университет

Ключевые слова: первая медицинская помощь, АПК

(агропромышленный комплекс), безопасность жизнедеятельности, технологический процесс, учебно-наглядные пособия, теоретические и практические занятия, оказание первой медицинской помощи.

Key words: first aid, agriculture (agro-industrial complex), life safety, process, visual teaching aids, theoretical and practical training, first aid.

Транспортный травматизм и травматизм в условиях АПК является серьезной социальной, экономической и медицинской проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.