Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / CULTURE / CULTURAL INSTITUTIONS / MOBILE APPLICATIONS / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишин Д.И.

В статье автором рассмотрена роль учреждений культуры в жизни общества, определены показатели эффективности деятельности культурных учреждений. Рассмотрены пути увеличения эффективности деятельности учреждений культуры за счет использования инструментов диджитал-маркетинга (в частности - мобильного приложения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF CULTURAL INSTITUTIONS

The article focuses on the role of cultural institutions in society, identifies indicators of the effectiveness of cultural institutions. Ways to increase the efficiency of cultural institutions through the use of digital marketing tools (in particular - mobile applications) are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 008:004

Мишин Д.И. студент магистратуры НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье автором рассмотрена роль учреждений культуры в жизни общества, определены показатели эффективности деятельности культурных учреждений. Рассмотрены пути увеличения эффективности деятельности учреждений культуры за счет использования инструментов диджитал-маркетинга (в частности - мобильного приложения).

Ключевые слова: культура, учреждения культуры, мобильные приложения, интерактивность.

Mishin D.I. graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod MODERN MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF CULTURAL INSTITUTIONS

Abstract. The article focuses on the role of cultural institutions in society, identifies indicators of the effectiveness of cultural institutions. Ways to increase the efficiency of cultural institutions through the use of digital marketing tools (in particular - mobile applications) are considered.

Keywords: culture, cultural institutions, mobile applications, interactivity.

Учреждения культуры традиционно играют большую роль в развитии человеческого капитала и сохранении национальных традиций в нашей стране. Высокая роль учреждений культуры признаётся Правительством РФ - так, в рамках программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы было выделено 847 455 436,3 тыс. рублей [11], значительная часть из которых была направлена на восстановление и сохранения культурно -досуговых учреждений. Главные направления культурной политики развития института культуры в Российской Федерации отражены в «Основах государственной культурной политики» [3,13].

Учреждение культуры - это организация, созданная с целью осуществления управленческих, социально-культурных и других некоммерческих функций.

Основные типы учреждений культуры, действующих на территории РФ перечислены на рисунке 1 [12].

КЛУБНЫЕ Дома и дворцы культуры различного уровня

ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ Театры, кинотеатры, цирки, концертные залы и др.

МУЗЕЙНЫЕ Мемориальные, краеведческие, отраслевые, военно-патриотические музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, и др.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ Районные, городские, государственные, школьные, вузовские, детские, юношеские библиотеки и др.

ПАРКИ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА Центральные, городские, скверы, сады и др.

Рисунок 1 - Классификация учреждений культуры

Высокое значение культурных учреждений эксперты связывают с тесной связью развития культуры и демократии. Состояние и эффективность деятельности учреждений культуры находятся в тесной взаимосвязи с уровнем развития институтов гражданского общества, что обуславливает необходимость поиска инструментов повышения эффективности деятельности культурных учреждений [4].

Критическое значение проблемы обусловлено, во -первых, общим упадком большинства культурных учреждений в России (износ инфраструктуры, нехватка высококвалифицированных кадров), а также сложностями функционирования учреждений культуры в условиях высокой конкуренции и увеличения значения информационных технологий и маркетинга [7,8].

Отметим, что эффективность деятельности учреждений культуры измеряется как экономическими методами [1] (соотношение доходов и расходов и пр.), так и социальными [6] (количество и качество проведённых мероприятий, количество публикаций в СМИ, количество посетителей, время препровождения посетителей в учреждении, объем культурного фонда и пр.).

Рассмотрим непосредственно пути модернизации деятельности учреждений культуры за счет средств маркетинга и диджитал-инструментов. По мнению автора, в современных условиях использование инновационных средств 1Т в учреждениях культуры неотделимо от процесса оптимизации комплекса некоммерческого маркетинга.

Ярким примером увеличения эффективности деятельности учреждений культуры за счет внедрения информационных технологий (в частности, разработки мобильного приложения) является возможность проведения интерактивных экскурсий - они подразумевают онлайн-формат проведения и

не требуют участия экскурсовода. На рисунке 2 представлен пример интерактивной экскурсии по московскому музею космонавтики.

Отметим, что в настоящее экскурсионная деятельность стремительно развивается и модернизируется - использование экскурсионных инноваций может стать мощным драйвером развития для учреждений культуры музейного типа. Кроме описанного ранее примера с интерактивными экскурсиями можно также отметить перспективность такого инструмента как квест-экскурсия. Квест-экскурсия - это услуга по организации посещения специально отобранных экскурсионных объектов, предполагающая наличие сюжетной линии и препятствий (задачи, головоломки и т.д.), преодолевая которые участники изучают конкретные объекты [2].

Рисунок 2 - Интерактивная экскурсия

Кроме проведения онлайн-экскурсий мобильные приложения для учреждений культуры любых типов позволяют:

• предоставить общую информацию о деятельности заведения (местоположение учреждения на карте, часы работы, телефон, стоимость услуг);

• упростить навигацию внутри учреждения с помощью использования связки «мобильное приложение - ОРБ-датчики iBeacon». iBeacon -миниатюрные радиопередатчики, установленные в помещении и рядом с ним. На рисунке 3 представлены возможные направления использования датчиков

[9];

• использование технологий дополненной реальности для взаимодействия с экспонатами и интерьером учреждения. В учреждениях клубного или театрально-зрелищного типа возможна визуализация дизайна интерьера времен СССР и пр.;

• добавить возможность онлайн-покупок и онлайн-регистрации для посетителей (покупка билетов, запись в библиотеку, продление книг и т.д.);

• добавить возможность интеграции с социальными сетями для

создания вирусного эффекта;

• добавить возможность проведения глубокой аналитики действий посетителей;

• увеличить эффективность продвижения учреждения за счет рш^ уведомлений;

• увеличить интерес горожан к учреждению за счет контент-маркетинга ведение блога) [10].

Рисунок 3 - Использование iBeacon в учреждениях культуры и во время проведения культурно-массовых мероприятий Очевидным, плюсом от использования диджитал-технологий в культурной сфере является возможность организации онлайн-мероприятий и прямых трансляций (Live streaming). Наряду с прямыми видеотрансляциями популярным форматом являются текстовые трансляции - однако, использование формата ограничивается спецификой мероприятия. Организация прямых трансляций (с возможностью последующего доступа к видеоматериалам в официальном приложении учреждения или на его официальном сайте) помогает в достижении сразу нескольких целей -привлекает целевую аудиторию для предстоящих мероприятий, позволяет непосредственным участникам мероприятия отслеживать параллельно идущие события, позволяет расширить целевую аудиторию мероприятия за счет онлайн-участников (при этом привлечение большого количества онлайн -аудитории не требует больших капиталовложений - а видеотрансляцию легко монетизировать за счет рекламы) [14].

По мнению автора, увеличение эффективности деятельности учреждений культуры возможно за счет использования опыта event-индустрии - при этом, диджитализация является одним из ключевых трендов данной отрасли [5].

Таким образом, в рамках данной статьи были рассмотрены возможности повышения эффективности деятельности учреждений культуры за счет использования мобильных приложений и других инструментов диджитал-маркетинга.

Использованные источники:

1. Ковальчук С. Г., Феоктистова Н. И. Оценка модели экономической

эффективности деятельности муниципального учреждения культуры (на примере МАУК г. Магадана «Центр культуры») // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №. 133. С. 1-15.

2. Кургина С. О. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. №. 3 (20). С. 231-233.

3. Лето Я. В. Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект управляющего воздействия // Молодой ученый. 2016. №27. С. 445-449.

4. Морозов Г. Н. Алексеев Г. В. Культурно--досуговые учреждения: проблемы и решения (на опыте Ленинградской обл.) // Власть. 2013. №. 7. С. 82-85.

5. Паклина В. В. Проблемы и тенденции развития рынка event-услуг // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). 2018. С. 25-30.

6. Сменцарев Г. В. Теоретические и практические аспекты выбора универсальной методики анализа эффективности деятельности учреждений культуры // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2013. Т. 6. №. 5 (31). С. 53-65.

7. Уманская А. В. Учреждения культурно-досугового типа, их роль и место в современном социокультурном процессе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №. 1-1. С. 84-86.

8. Чернов А. С. Маркетинговая парадигма развития социально-культурной деятельности // Омский научный вестник. 2015. №. 3 (139). С. 7.

9. He Z. et al. A proposal of interaction system between visitor and collection in museum hall by iBeacon // Computer Science & Education (ICCSE), 2015 10th International Conference on. IEEE, 2015. С. 427-430.

10.Все самое важное о разработке мобильного приложения [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.maugry.ru/blog/technologies/about_mobile_apps (дата обращения: 11.06.19).

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы / Ростуризм [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1 (дата обращения: 11.06.19).

12. Основные типы и виды учреждений культуры [Электронный ресурс]. -URL: https://www.cultmanager.ru/article/8111-18-m09-19-tipy-i-vidy-uchrezhdenij-kultury (дата обращения: 11.06.19).

13. Основы государственной культурной политики / Министерство культуры РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/0SN0VI-PRINT.NEW.indd.pdf (дата обращения: 11.06.19).

14.9 PR-инструментов для повышения эффективности мероприятия [Электронный ресурс]. - URL: http://mediabitch.ru/event-tools (дата обращения: 11.06.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.