Научная статья на тему 'Современные средства отображения информации в учебном процессе'

Современные средства отображения информации в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1253
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Новикова Е. В.

Опыт работы компании «Полимедиа» в области обучения и подготовки специалистов силовых и спасательных ведомств. Использование технологий и технических средств аудио-визуализации информации во всех сегментах образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные средства отображения информации в учебном процессе»

Научно-технические разработки

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 372. 8. 614

Е.В. Новикова (ЗАО «Полимедиа»)

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Опыт работы компании «Полимедиа» в области обучения и подготовки специалистов силовых и спасательных ведомств. Использование технологий и технических средств аудио-визуализации информации во всех сегментах образования

Е.В. Новикова

Революционные темпы развития информационных технологий сегодня коснулись практически всех областей деятельности человека. Задача обучения и подготовки специалистов, полноценно владеющих новыми технологическими инструментами для исследований и выполнения работ на совершенно ином, качественно несравнимо высоком уровне, становится одной из самых важных.

Специалисты компании «Полимедиа», уже более 6 лет работающие на рынке систем отображения информации, отчетливо чувствуют этот процесс, происходящий во всех сегментах образования.

В первую очередь, это касается таких критически важных областей, как подготовка специалистов для силовых и спасательных ведомств. Процесс подготовки таких специалистов не может базироваться на старых методиках обучения.

Владение новыми навыками получения и обработки информации, новыми технологиями принятия решений сегодня — необходимое условие их эффективной работы.

С увеличением темпов развития информационных технологий сокращается время, отпущенное на принятие управленческих решений, или тем более решений, принимаемых в кризисных ситуациях.

Наличие специальных программно-аппаратных средств, позволяющих заранее промоделировать возможные сценарии развития событий, оперативно диагностировать состояние объектов, существенно уменьшает вероятность ошибочных действий, снижает риски при проведении работ, уменьшает последствия от аварий.

Поэтому одной их самых важных задач сегодня становится задача организации учебно-исследовательского пространства, позволяющего в короткие сроки подготовить специалистов, свободно владеющих новыми информационными, коммуникационными и аудио-визуаль-ными технологиями, готовыми активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисных ситуаций.

К числу важнейших аппаратных средств, необходимых при подготовке специалистов для информационно-аналитических и кризисных центров, относятся средства визуализации информации. С ростом значимости визуальной информации, скорости ее создания обработки и доставки все большее внимание должно уделяться обучению специалистов работе со средствами ее отображения.

Подготовка специалистов должна проводиться в специально подготовленных образовательных центрах, где на практике можно ознакомиться с возможностями подобных программно-аппаратных комплексов.

Действительно, экран коллективного пользования — сегодня необходимый элемент технического оснащения центров принятия решений. Современные программные средства визуализации позволяют представить объекты и протекающие процессы в образной наглядной форме, создать единый информационный язык для всех лиц, участвующих в принятии решений. Овладение технологиями создания этого «языка» одна из первостепенных задач современной подготовки спе-циалистов-аналитиков.

Рис. 1. Система прямой проекции в офисе компании Ernst&Young CIS. г. Москва. Инсталляция Polymedia

Что такое экран коллективного пользования?

Такой экран может представлять собой проекционную систему, видеостену или светодиодный дисплей.

Проекционные системы могут быть прямой (рис.1) и обратной проекции (рис. 2).

Они представляют собой мультимедиа проектор и экран. В соответствии с решаемыми задачами, он может выводить на экран текстовую, видео и графическую информацию от разных источников: компьютера, видеомагнитовона, видеокамеры и проч.

Современные проекторы работают со всеми распространенными форматами и системами цветности видеосигнала. Они способны обеспечить качественное изображение с высоким уровнем контрастности разрешения. У них обычно предусматривается несколько входов для одновременного подключения различных источников, которые оперативно могут переключаться кнопками с панели управления проектора.

Практически все модели оснащены специальной функцией, позволяющей использовать их для обратной проекции, при которой зритель и проектор располагаются по разные стороны от экрана. Такие системы обеспечивают более контрастное изображение даже при высокой освещенности рабочего помещения. Большинство мультимедиа-проекторов снабжено объективами с переменным фокусным расстоянием (зум-объективы), что позволяет изменять размер изображения без перемещения самого проектора. Практически все из них оснащены инфракрасными пультами управления, позволяющими при демонстрации материалов находиться в любой точке рабочей комнаты, или свободно перемещаться в процессе работы.

Многие модели мультимедиа-проекторов имеют широкие функциональные возможности, такие как: возможность работы в сети, проведение беспроводных презентаций и др.

Особое место среди них следует отвести профессиональному оборудованию Barco.

Профессиональные модели Barco имеют встроенный полнофункциональный компьютер с операционной системой Windows XP и сетевыми функциями. Они обладают расширенными возможностями по созданию полиэкранного изображения. Одновременно с их помощью на экране могут быть выведены, например, изображения с ноутбука, встроенного компьютера, документ-камеры, а также изображение удаленного абонента в случае использования конференц-связи (рис. 1). Благодаря специальному программному обеспечению Barco они имеют возможность удаленного управления и диагностики по локальной сети.

Рис. 2. Система обратной проекции в конференц-зале Рис. 3. Многооконное проекционное изображение на

Академии гражданской защиты г. Москва международном образовательном форуме в РГГУ.

Инсталляция Polymedia Соорганизатор форума Polymedia

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Видеостены (рис. 4), представляющие собой конструкции из отдельных проекционных модулей (видеокубов) могут быть сконфигурированы под конкретное помещение и задачи.

Видеокуб (рис. 5) — это корпус, внутри которого установлен специальный мультимедийный проектор, и одна сторона является просветным экраном.

Экран сложной многослойной конструкции обеспечивает высокую равномерность яркости свечения по всей поверхности.

Из видеокубов может быть составлен экран практически любого размера.

Системы на основе видеокубов имеют высокую информационную емкость (разрешение) и позволяют на одном экранном поле выводить множество «окон», содержащих изображения от разных источников информации. С помощью специальных контроллеров можно создавать и оперативно изменять сценарии вывода информации на экран. Видеостены сегодня становятся ключевым элементом залов управления и диспетчерских пунктов, отслеживающих разнородную много потоковую информацию.

Среди видеокубов, присутствующих на российском рынке, особенное внимание следует обратить на проекционные модули MITSUBISHI ELECTRIC, целый ряд модификаций которых не имеет аналогов во всем мире. Это, прежде всего, серия XL20, включающая модули с фронтальным обслуживанием и с автоматической заменой лампы и подстройкой изображения, ультратонкий проекционный модуль толщиной 29 см - MITSUBISHI VS60XT20U.

Светодиодные дисплеи (рис. 6) — сравнительно новый тип экранов коллективного пользования. Совсем недавно они применялись только в качестве рекламных дисплеев в основном на открытом воздухе, имели крупно-пиксельное изображение и не могли служить основой для полиэкранной

Рис. 4. Видеостена на основе проекционных кубов Mitsubishi VS-50XL20U центральном диспетчерском пункте Лефортовских тоннелей г. Москва. Инсталляция Polymedia

системы. Сегодня созданы светодиодные экраны (Barco Ilite 3) высокого разрешения. Качество их изображение соответствует качеству изображения, получаемому при проецировании с мультимедиапроектора разрешением XGA на экран 3 м х 2,25 м. При этом он, как и видеостены, позволяет одновременно видеть интегральную картину, характеризующую то или иное событие и описывающую его с точки зрения многих контролируемых параметров. Такие дисплеи обладают целым рядом преимуществ по сравнению с проекционными системами. К их числу можно отнести гораздо большую яркость и контрастность, долговечность (гарантийный срок наработки до отказа 70 000 час), высокую яркость, компактность и надежность.

Современные средства видео-конференц-связи это практически обязательный элемент современных центров управления.

Видеоконференция (рис. 7) — это компьютерная технология, которая обеспечивает передачу видео изображения, звука и других данных по цифровым или беспроводным каналам связи.

Рис. 5. Видеокуб Mitsubishi VS-50XL20U

Рис. 6. Светодиодные дисплеи

Рис. 7. Видеоконференция с ЦУКС в Жуковском авиационном техникуме имени В.А. Казакова. (г. Жуковский).

Организована специалистами Polymedia.

Наличие такого оборудования в образовательных центах при подготовке специалистов позволяет не только научить их работе с ним, но и организовать процесс дистанционного обучения и консультирования.

Возможность видимого контакта с удаленным абонентом, передачи актуальной видеоинформации и графики совершенно меняет технологии дистанционного обучения, существенно приближая их к очному обучению.

Электронные интерактивные устройства (рис. 8) относятся к числу наиболее перспективных продуктов для организации современного образовательного процесса. В частности, все большее признание у нас в стране получают электронные доски канадской компани SMART Technologies. Они не имеют себе равных для работы с электронными картами, схемами, рисунками, для проведения презентаций, семинаров, демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта, обучения компьютерной грамотности. Незаменимы они и при организации дистанционного обучения. Использование электронных досок открывает совершенно новые возможности для получения знаний.

Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний. Перед началом работы доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым докладчик имеет полный доступ к управлению компьютером.

Аудитории, оборудованные интерактивными досками, позволяют вести занятия в любой форме

- лекции, семинары, лабораторные работы. Можно преподавать практически весь спектр дисциплин гуманитарных или естественнонаучных, от музыки и иностранных языков до криптографии и военного дела.

Рис. 8. Работа с электронной картой на интерактивной доске SMART Technologies

Специальное программное обеспечение SMART Board, которое уже с 2003 г. поставляется в нашу страну на русском языке, имеет интуитивно понятный интерфейс и широкие возможности для работы лекторов и учителей, не имеющих большого опыта работы с компьютером и другим мультимедийным оборудованием.

Отмеченный многочисленными наградами пакет программного обеспечения SynchronEyes™ для компьютеризированных аудиторий - это единый комплекс, совмещающий возможность контроля в реальном времени за компьютерами слушателей, редактор контрольных опросов и средства их проведения. С его помощью можно проводить мониторинг и управлять компьютерами учащихся со своего рабочего места посредством сети TCP/IP. Миниатюрные изображения экранов обучающихся на преподавательском компьютере позволяют следить за работой каждого и оперативно отвечать на возникающие вопросы. Для проведения совместной работы преподаватель может объединять учащихся в группы, организовывать чат и проводить опросы с автоматическим подсчетом результатов. Предусмотрен в пакете и режим незаметного контроля за работой пользователей на компьютерах.

Программный пакет Bridgit позволяет легко и быстро обмениваться данными с партнерами из любой точки земного шара: где угодно провести презентацию или получить отзыв на свой документ.

Такое оборудование сегодня востребовано во многих специализированных силовых ведомствах и интерес к нему возрастает.

Устройства моментального получения электронных изображений документов с печатных оригиналов, фотографий, слайдов и небольших предметов

- документ-камеры.

Документ-камеры (рис. 9) объединяют в себе возможности оверхед-проектора, видеокамеры, сканера, микроскопа, компьютера. Это видеокамеры высокой четкости, имеющие специальную конструкцию. С их

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 9. Документ-камеры помощью изображения двух- и трехмерных объектов могут быть поданы непосредственно на экран компьютера и телевизора, или отображены с помощью проектора.

Образование — одно из самых важных направлений использования документ-камер. Ведь очень часто возникает необходимость демонстрировать перед большой аудиторией разнообразные мелкие объекты, химические, биологические эксперименты и проч. Образовательные курсы, университеты, школы очень нуждаются в подобном оборудовании. Они обладают мощным увеличением и высокой контрастностью, и это позволяет работать с документами, напечатанными очень мелким шрифтом, с картами большого масштаба, мелкими фрагментами чертежей и деталями.

Такой инструмент сегодня востребован в самых разных областях и исследованиях: в медицине, которая использует такое оборудование для

работы с рентгеновскими снимками, в электронике при разработке и контроле электронных схем и плат, проектировании и т.п. Пользуются им и силовые структуры.

Интегрированные системы управления (рис. 10)

— необходимы при управлении сложными программно-аппаратными комплексами, где изменения состояния системы требует одновременного переключения множества устройств — коммутаторов, микшеров, источников и т.д. С их помощью можно создать для каждого процесса единый алгоритм управления и с помощью сенсорного экрана, который является пультом, задать для каждого пользователя свой вариант настроек. Изображение на таком пульте может иметь набор функций, кнопок, надписей, картинок, т.е. быть представлено в удобной для каждого пользователя форме. С помощью систем управления существенно оптимизируется работа специалистов по управлению сложными программно-аппартаными комплексами, сокращается количество обслуживающего персонала. Обучение работе с подобными системами является очень важной задачей. Специалисты Ро1ушеё1а включают системы управления практически во все свои проектные решения. Они находят большой спрос при организации диспетчерских служб, центров управления комплексами аудиторий в учебных центрах, сложными системами радиоэлектронных приборов в специализированных службах.

Многолетний опыт работы компании Роїушейа показал, что использование современных технологий, изменяет поле профессиональной деятельности многих специалистов, позволяет оперативнее реагировать на запросы времени. Их использование стало осмысленной необходимостью для частных и государственных компаний и структур.

Рис. 10. Королевский институт управления, экономики и социологии (г. Королев). Управление всем оборудованием и режимами отображения производится с помощью сенсорных панелей интегрированной системы управления С^Я-он. Инсталляция Ро1утеМа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.