Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моногород / градообразующее предприятие / диверсификация экономики / государственная поддержка / инфраструктура / инвестиции / single-industry town / city-forming enterprise / economic diversification / state support / infrastructure / investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А И. Товкач

В статье рассматриваются вопросы развития моногородов в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях. Исследуются проблемы зависимости моногородов от градообразующих предприятий и связанные с этим риски, влияющие на экономическое и социальное положение этих населенных пунктов. Проводится анализ программ государственной поддержки моногородов, направленных на диверсификацию их экономики, улучшение инфраструктуры и привлечение инвестиций. Рассматриваются как финансовые, так и нефинансовые инструменты, способствующие устойчивому развитию моногородов, включая налоговые льготы и образовательные проекты. Результатами исследования являются предложения по дальнейшей диверсификации экономики моногородов, улучшению их социально-экономического положения и развитию кадрового потенциала для обеспечения устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF DEVELOPMENT OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the development of single-industry towns in the Russian Federation in modern socio-economic conditions. The problems of single-industry towns' dependence on city-forming enterprises and the associated risks affecting the economic and social status of these settlements are studied. An analysis of state support programs for single-industry towns aimed at diversifying their economy, improving infrastructure and attracting investment is conducted. Both financial and non-financial instruments that contribute to the sustainable development of single-industry towns are considered, including tax incentives and educational projects. The results of the study are proposals for further diversification of the economy of single-industry towns, improving their socio-economic status and developing human resources to ensure sustainable development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

А.И. Товкач, магистрант

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-112-114

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития моногородов в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях. Исследуются проблемы зависимости моногородов от градообразующих предприятий и связанные с этим риски, влияющие на экономическое и социальное положение этих населенных пунктов. Проводится анализ программ государственной поддержки моногородов, направленных на диверсификацию их экономики, улучшение инфраструктуры и привлечение инвестиций. Рассматриваются как финансовые, так и нефинансовые инструменты, способствующие устойчивому развитию моногородов, включая налоговые льготы и образовательные проекты. Результатами исследования являются предложения по дальнейшей диверсификации экономики моногородов, улучшению их социально-экономического положения и развитию кадрового потенциала для обеспечения устойчивого развития.

Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, диверсификация экономики, государственная поддержка, инфраструктура, инвестиции.

В современном дискурсе, когда речь заходит об административно-территориальных образованиях в России и на постсоветском пространстве, все чаще и чаще употребляется термин «моногород» или «монофункциональный город». Под моногородами следует понимать населённый пункт, возникший вокруг градообразующего предприятия, которое обеспечивает его трудовыми ресурсами. Моногород представляет собой монопрофильный населенный пункт, который является объектом социально-экономической политики на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Он возник вокруг одного или нескольких градообразующих предприятий, и уровень их финансового развития напрямую и косвенно влияет на социально-экономическое развитие всего города и на качество жизни его жителей.

Как правило, считается, что к числу моногородов относятся города, в которых одно предприятие занимает более чем 25% от общего рынка труда [1]. Моноспециализация поселения представляется эффективным способом организации производства в среднесрочной перспективе, что обусловило широкое распространение моногородов как по всему миру, так и в Российской Федерации.

Следует отметить, что в последнее время в России понятие «моногород» прочно вошло в официальные государственные документы. Так, были установлены критерии, по которым города можно отнести к монопрофильным, и сформулирована соответствующая государственная политика. Присвоение муниципальному образованию статуса моногорода открывает перед ним двери к получению мер государственной целевой поддержки, что становится приоритетом для таких городов. В России около 30% моногородов находятся в сложном социально-экономическом положении, требующем особого внимания со стороны государства. Основным критерием оценки финансовой поддержки моногородов должна стать её эффективность в контексте выбранной стратегии развития города: расширение, стабилизация социально-экономического положения или сокращение возможных негативных последствий.

Отличительной особенностью моногородов следует считать то, что они «привязаны» к деятельности градообразующего предприятия, то есть промышленного предприятия, которое является основой социально-экономического развития не только конкретного моногорода, но и зачастую всего территориального субъекта. Сбои в работе этого

комплекса приводят к возникновению как экономических, так и социальных проблем, что в целом негативно сказывается на социально-экономическом климате региона, в котором расположен моногород. Именно проблемы, связанные с отождествлением моногорода с конкретным хозяйствующим субъектом, как, по нашему мнению, так и по мнению современных авторов, является одной из наиболее актуальных проблем в сфере развития моногородов в России [2].

Так, например, в Новосибирской области моногородами являются два муниципальных образования - это рабочие посёлки Линёво и Горный. В Линёво градообразующим предприятием является электродный завод, при этом поселок был отнесён ко второй категории, что свидетельствует о наличии рисков ухудшения экономической ситуации. Экономическая ситуация в городе осложнена настолько, что жители п. Ливнево осуществляют свою трудовую деятельность за пределами населенного пункта, то есть на другие предприятия Искитимского района, Бердска и Новосибирска. Ситуация в Горном несколько лучше, что привело к тому, что данный город был отнесён к третьей категории моногородов, где экономическая ситуация характеризуется стабильностью [4].

Жители моногородов, несмотря на относительно высокие доходы, которые они получают на градообразующих предприятиях, выражают неудовлетворённость условиями проживания. Жители моногородов, связанных с горнодобывающей промышленностью, несмотря на сложное экономическое положение, проявляют лояльность к органам власти, возлагая на государство надежды на восстановление градообразующих предприятий.

Сложная социально-экономическая в моногородах достаточно часто становится причиной применения к данным территориям мер опережающего воздействия, что связано с предоставлением дополнительных налоговых преференций региону, а также отдельными особенностями в формировании политики в сфере занятости населения, что заключается в предоставлении дополнительных льгот и мест для осуществления трудоустройства.

Государство, кроме того, предоставляет инвесторам, вложившим свои средства в инвестиционные проекты, направленные на раз-

витие моногородов, возможность возмещения инвестиций в размере, равном сумме уплаченных налогов с учётом НДС, налога на прибыль, перечисляемых в федеральный бюджет, а также страховых взносов во внебюджетные государственные фонды по ставке 22,4%. Общая сумма налогов, подлежащих возврату, рассчитывается за период в пять лет с момента заключения инвестиционного договора между властями моногорода и инвестором. Однако, финансовая поддержка распространяется исключительно на новые проекты, не связанные с градообразующими предприятиями моногородов [2], что позволяет достигнуть целей устойчивого развития региона не только в отношении одного предприятия, но при формировании и построении системы хозяйствующих субъектов.

В настоящее время целью программы развития моногородов является смещение их фокуса с моноцентричной экономики, основанной на одном предприятии, в сторону диверсификации и создания более разнообразной экономической структуры, при этом одним из ключевых инструментов, способствующих достижению этой цели, является привлечение инвесторов путём предоставления им налоговых преференций [3].

Программа развития моногородов, помимо финансовых методов поддержки социально-экономического развития, включает в себя и нефинансовые инструменты, направленные на стимулирование прогресса. К ним относятся сбор и анализ статистических данных, формирование рейтингов, организация ежегодных образовательных площадок, где представители местных властей могут обмениваться опытом и знаниями. Кроме того, в рамках программы реализуются проекты, такие как «Прошагай город» и «Сделано в моно», которые способствуют развитию моногородов и повышению их конкурентоспособности.

В программу развития моногородов заложен колоссальный потенциал, который реализуется благодаря переходу к системе глубокого стратегического планирования проектов. Решение проблем социального и экономического развития моногородов Российской Федерации осуществляется комплексно, в тесном взаимодействии с инвесторами, вовлечёнными в общую стратегию развития моногородов, что в свою очередь, оказывает зна-

чительное влияние на развитие российской экономики. Соответственно, фундаментальные задачи политики развития моногородов согласованы не только с приоритетами отраслевых стратегий развития, но и с приоритетами множества других проектов и программ, направленных на развитие различных секторов экономики [5].

Следует отметить, что переход моногородов к устойчивому развитию может быть осуществлён через разработку индивидуальных целевых программ для каждого города, направленных на повышение уровня жизни населения до среднероссийского, внедрение инноваций, повышение конкурентоспособно-

сти градообразующих предприятий, обеспечение транспортной доступности, улучшение инфраструктуры и повышение экологических стандартов.

В настоящее время для России важно сохранить кадровый потенциал, обеспечивающий функционирование градообразующих предприятий и моногородов. Поэтому развитие может быть также осуществлено путём создания сопутствующих основному виду деятельности направлений, например, научных лабораторий, аффилированных с предприятием, что позволит направить усилия в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Библиографический список

1. Волков К.И. Проблемы и тенденции социально-экономического развития моногородов // Материалы Афанасьевских чтений. - 2023. - № Б2 (44). - С. 101-110.

2. Ермилина Д.А., Санталова М.С., Соклакова И.В., Бор В.Н. Моногорода в России и проблемы их развития // Российский экономический интернет-журнал. - 2023. - № 2. - С. 1-15.

3. Оборин М.С. Механизмы стимулирования инновационного развития моногородов арктических территорий // Государственное управление. Электронный вестник. - 2022. - № 91. - С. 105119.

4. Поповичева Н.Е., Полянин А.В. Проблемы развития моногородов в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 4. - С. 186-193.

5. Федосеева С.С., Ионова И.Г., Баландин Д.А. Пространственное развитие моногородов региона в условиях современной экономической неопределенности // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2023. - № 2. - С. 23-33.

MODERN METHODS OF DEVELOPMENT OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS

IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.I. Tovkach, Graduate Student

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article examines the development of single-industry towns in the Russian Federation in modern socio-economic conditions. The problems of single-industry towns' dependence on city-forming enterprises and the associated risks affecting the economic and social status of these settlements are studied. An analysis of state support programs for single-industry towns aimed at diversifying their economy, improving infrastructure and attracting investment is conducted. Both financial and non-financial instruments that contribute to the sustainable development of single-industry towns are considered, including tax incentives and educational projects. The results of the study are proposals for further diversification of the economy of single-industry towns, improving their socio-economic status and developing human resources to ensure sustainable development.

Keywords: single-industry town, city-forming enterprise, economic diversification, state support, infrastructure, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.