Научная статья на тему 'Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области'

Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / COMPETENCE APPROACH / INFORMATION COMPETENCE / VIRTUAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груцкая Елена Олеговна, Мхитарьянц Эвелина Гарриевна

Данная статья посвящена вопросу повышения квалификации учителей немецкого языка в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения, предусматривающим компетентностный подход на всех этапах непрерывного образовательного цикла. Современные требования к уровню профессиональной подготовки российского учителя немецкого языка включают в себя наряду с национальными также международные образовательные стандарты Болонского процесса. Учреждения, занимающиеся образовательными услугами в сфере повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в России и Германии, предоставляют широкий спектр возможностей для непрерывного процесса повышения уровня профессиональной подготовки кадров, в том числе с использованием различных информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груцкая Елена Олеговна, Мхитарьянц Эвелина Гарриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF QUALIFICATION IMPROVEMENT OF GERMAN TEACHERS IN KALININGRAD REGION

This paper is aimed to consider the question of the qualification improvement of German teachers in the transition to education standards of the new generation with the competence approach in all steps of the continual educational cycle. The modern requirements to the level of the professional training of teachers of German in Russia includes national and international education standards of the Bologna process. Institutions of the qualification improvement of the German teachers in Russia and in Germany provide the wide spectrum of the options for continual process of the increasing the professional level of the teachers with the use of different information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области»

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

Груцкая Елена Олеговна | ellina3@mail.ru

Методист кафедры гуманитарных дисциплин Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Мхитарьянц Эвелина Гарриевна | evelinamhitarjanz@yandex.ru

Кандидат филологических наук Преподаватель немецкого языка

Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА Калининград, Россия

Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу повышения квалификации учителей немецкого языка в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения, предусматривающим компетентностный подход на всех этапах непрерывного образовательного цикла. Современные требования к уровню профессиональной подготовки российского учителя немецкого языка включают в себя наряду с национальными также международные образовательные стандарты Болонского процесса. Учреждения, занимающиеся образовательными услугами в сфере повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в России и Германии, предоставляют широкий спектр возможностей для непрерывного процесса повышения уровня профессиональной подготовки кадров, в том числе с использованием

различных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательная среда, компе-тентностный подход, информационная компетенция, виртуальные ресурсы.

Процессы глобализации и изменения общественной жизни в разных странах, вызванные последними событиями, связанными с распространением коронави-русной инфекции по всему миру, наиболее остро ставят на повестку дня в научных и образовательных кругах вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий в преподавании всех дисциплин, в том числе в проведении занятий по иностранному языку в общеобразовательных школах, лицеях,

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

гимназиях, а также учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования.

«Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизации способов и технологий образовательного процесса ...» [Цит. по: 1, с. 5].

Данная статья посвящена вопросу соответствия уровня подготовки учителя немецкого языка современным требованиям и вызовам в методике и дидактике организации и проведения эффективного учебного процесса по иностранному (немецкому) языку с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Компетентностный подход в современном российском образовании связан с лич-ностно- и деятельностно-ориентирован-ным принципами в обучении и может быть реализован непосредственно в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Применительно к роли иностранного языка речь идет о развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, включающей в себя целый ряд аспектов, среди которых наиболее значимыми являются лингвострановедческая, межкультурная, информационная компетентности.

Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя владение

различными информационными технологиями, умение работать со всеми приемлемыми источниками и видами информации.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой [2].

В процессе обучения немецкому языку у учащихся должны формироваться и развиваться навыки информационной культуры, которая предполагает владение среди прочих следующими умениями:

- находить необходимую информацию по заданным критериям и тематическим блокам в немецкоязычных источниках различного типа;

- обрабатывать информацию, представленную различными знаковыми системами (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- трансформировать данные из исходной системы в другие системы;

- вычленять главную информацию, отделяя ее от второстепенной;

- проводить выверку надежности полученной информации;

- уметь работать с текстами различной стилевой принадлежности: художественными, публицистическими, с типами текста официально-делового стиля;

- уметь оформлять доклады, рефераты, устные выступления с применением мультимедийных технологий.

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

Все эти умения и навыки могут быть сформированы только соответствующим образом подготовленными кадрами.

В этой связи учреждениям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере повышения квалификации педагогов, следует способствовать дальнейшему развитию профессиональных компетенций учителей и преподавателей немецкого языка. Это представляется возможным при реализации следующих аспектов:

- участие в семинарах повышения квалификации, педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах;

- научно-методическая деятельность, участие в заседаниях круглых столов, в работе методических секций и конференций;

- освоение новых инновационных педагогических технологий, в том числе ИКТ.

Основным аспектом профессиональной компетентности учителя иностранного языка выступает умение развивать у учащихся иноязычную коммуникативную, а у преподавателей ссузов — иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию, важными компонентами которых являются лингвострановедчес-кая, межкультурная, учебно-познавательная, информационная компетенции.

Калининградский областной институт развития образования в лице кафедры гуманитарных дисциплин регулярно знакомит учителей немецкого языка города Калининграда и всей Калининградской

области с возможностями по использованию ИКТ на занятиях по немецкому языку, что должно способствовать повышению уровня профессиональной информационной компетентности и общей культуры учителей и преподавателей.

Test-DaF-Institut (город Бохум, Германия) регулярно проводит международные семинары повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка по вопросам использования различных информационных технологий как для развития речевых навыков, так и для проверки и тестирования уровня языковых умений и навыков, такие как "E-Learning: Aufgaben selbst entwickeln", "Produktive Sprachkompetenzen mit digitalen Medien fördern", "Blended-Learning: Praktische Modelle für den DaF-Unterricht", а также бесплатные вебинары — "Der digitale Test-DaF: Ziele, Aufgaben und Anforderungen" и другие.

Особого внимания заслуживает международный семинар повышения квалификации преподавателей немецкого языка, проводившийся онлайн на полях конференции "Marburger Thementage" с фокусированием внимания на информационно-цифровых компонентах в преподавании немецкого языка, в котором успешно приняла участие представитель Янтарного края Э. Г. Мхитарьянц / DAAD-FaDaF-Fortbildung "Schritt halten: landeskundliche Unterrichtsgestaltung in Zeiten gesellschaftlicher Veränderungen" (mit einem Schwerpunkt auf digitale Vermittlungskonzepten). С материалами этого международного онлайн-семинара

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

повышения квалификации, ежегодно проводимого Германской службой академических обменов DAAD совместно с FaDaF, можно ознакомиться на сайте www.fadaf.de, а также на странице в фейсбуке https://web.facebook.com/ FaDaFeV.

Тема возможностей немецкоязычной коммуникации с использованием ИКТ в образовательных целях активно обсуждалась на конференции "Marburger Thementage", успешно состоявшейся в онлайн-формате, несмотря на ограничения, связанные с пандемией. В последнем номере журнала, издаваемом международным союзом учителей и преподавателей немецкого языка (IDV), можно найти публикации по данной проблематике. В этой связи следует сослаться на слова M. Jung, который отмечает, что благодаря виртуальным классам, то есть занятиям, проводимым синхронно с партнерскими учреждениями, исчезают границы между обучением немецкому языку в родной стране каждого обучающегося и в Германии [3, с. 35].

Шанс моделирования аутентичной ситуации посредством различных образовательных онлайн-платформ активно используют ведущие немецкие издательства учебной литературы, которые активно проводят доступные для всех заинтересованных коллег международные вебинары по повышению квалификации с использованием современных цифровых форматов. В качестве наиболее ярких примеров можно указать на следующие:

- Hueber Verlag "Erfolgreich online unterrichten" Aufbau 1, Aufbau 2 (международный семинар) об операционных возможностях цифровой платформы Zoom в преподавании немецкого языка: демонстрации презентаций в форматах PPT и PDF, использование аудио- и видеоматериалов, использование интерактивных модулей (жесты, опросы, интерактивная доска, чаты в пленуме или в партнерской работе («говорить» посредством письма), деление на рабочие группы "break out rooms"), демонстрация экрана, возможность скачивания документов.

- Cornelsen Verlag "Das Leben kommt zu Ihnen" multimediales Lehrwerk о принципах построения, содержании и структуре электронного комплекса с использованием LMS (Learning Management System) (для российских учителей и преподавателей немецкого языка).

Гете-Институт предлагает также материалы для различных сфер профессиональной коммуникации, моделирующие в онлайн-формате аутентичные ситуации социальных профессий, в науке и технике, в офис-менеджменте, в сфере услуг, в культуре, в ремесле (GI Online-Übungen zur Kommunikation im Beruf in Bereichen: soziale Berufe, Wissenschaft und Technik, Bürokommunikation, Dienstleistungen, Kultur, Handwerk).

Большой популярностью пользуется проект, направленный на развитие навыков деловой и экономической коммуникации,

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

так называемые тренировочные фирмы (Ubungsfirmen), которые отражают деятельность основанных фиктивно и виртуально фирм, взаимодействующих друг с другом для достижения наибольшего профессионально-ориентированного эффекта в изучении немецкого языка.

На платформе Калининградского областного института развития образования были проведены вебинары для учителей немецкого языка: «Виртуальные уроки немецкого языка (в Zoom)» и «Виртуальный ресурсный центр Гете-Института для учителей и преподавателей немецкого языка».

Целью данных виртуальных семинаров было, с одной стороны, ознакомление участников с возможностями проведения виртуальных уроков немецкого языка на обучающей платформе Zoom с последующими самостоятельно проведенными занятиями, с другой стороны — знакомство учителей и преподавателей немецкого языка города Калининграда и Калининградской области с виртуальным ресурсным центром Гете-Института города Москвы для осуществления обмена мнениями о его возможностях по проектированию и организации обучения немецкому языку в условиях самоизоляции.

На странице Гете-Института https:// lernen.goethe.de/moodle/ представлен методический материал по организации и проведению виртуальных занятий по немецкому языку, который отражает следующие разделы:

- типология заданий / Aufgabentypologie: задание, опрос, форум, книга, комикс, аудио- и видеоматериалов, фотоальбом, глоссарий, интерактивные географические карты, интерактивная доска, блог курса, сообщения, портфолио, виртуальные конференции и т. д.;

- содержание и навыки / Inhalt bzw. Teilfertigkeiten: произношение, межкультурная информация, страноведение, устные и письменные продуктивные навыки, устные и письменные рецептивные навыки, грамматические структуры, лексика;

- деятельность учителя и учащихся / Lehr-und Lernaktivität: применение, обмен, тренировка, введение, разработка, презентация, рефлексия.

Каждый из разделов включает в себя широкий спектр инструментов и опций, способствующих максимальному приближению виртуального урока к обычному формату.

В следующем учебном году планируется также организация и проведение в общеобразовательных организациях и в учебных учреждениях среднего профессионального образования курсов повышения квалификации по вопросам использования ИКТ в преподавании немецкого языка регионального, всероссийского и международного уровня.

В настоящее время на кафедре гуманитарных дисциплин Калининградского областного института развития образования разрабатываются критерии

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

организации и проведения конкурса на лучшую методическую разработку виртуального урока по общему курсу немецкого языка среди учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также профессионально-ориентированного курса немецкого языка среди преподавателей учреждений среднего профессионального образования города Калининграда и Калининградской области.

Также рассматривается возможность проведения в школах и ссузах региона, имеющих партнерские связи с немецкими образовательными учреждениями, совместных онлайн-занятий по немецкому языку, конференций, тематических встреч, концертов, литературных и музыкальных конкурсов, олимпиад и т. д.

Данный проект позволит мотивировать учителей и преподавателей немецкого языка к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию, способствует повышению их профессиональной квалификации в сфере применения ИКТ на региональном уровне.

2020/2021 учебный год объявлен годом Германии в России. К этому приурочен конкурс, проводимый Гете-Институтом в России совместно с межрегиональной ассоциацией учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН) в рамках онлайн-конференции «Учим немецкому — открываем мир» 16, 17, 18 октября 2020 г. Данная конференция предполагает работу различных тематических блоков:

- методико-дидактические онлайн-се-минары для учителей и преподавателей немецкого языка;

- презентация проектов Гете-Института в России;

- доклады экспертов в сфере образования из Германии и России в пяти секциях: Beruf Deutschlehrer in, Motivation für Deutsch, Netzwerke für Deutsch in Russland, Fremdsprachen und Schulentwicklung, Innovative Ansätze für Deutschunterricht;

- презентация успешных практик преподавания немецкого языка в рамках Всероссийского конкурса для учителей и преподавателей и награждение победителей конкурса.

На региональном уровне продолжается

работа по подготовке к участию в данном

мероприятии, что будет способствовать:

- созданию положительного имиджа профессии учителя / преподавателя немецкого языка;

- поддержанию профессиональной деятельности учителей и преподавателей немецкого языка в школах, организациях среднего профессионального образования и учреждениях высшего образования;

- продвижению инновационных методов преподавания немецкого языка и лучших практик проведения уроков немецкого языка;

- мотивации учителей и преподавателей немецкого языка к представлению успешных, инновационных, творческих практик преподавания немецкого языка с использованием ИКТ.

УДК 331.363

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г. Современные способы повышения квалификации учителей и преподавателей немецкого языка в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 12-18. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/28spt2020/kvo302/

Система образования современного общества ставит своей целью соответствовать потребностям всесторонне развитой личности, ценностной парадигме современного высокотехнологического общества. Подготовка способных к анализу, прогнозированию результатов своей деятельности и моделированию образовательного процесса с использованием инновационных информационных коммуникативных технологий педагогов является необходимым условием для достижения данной цели.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исслед. центр. пробл. качества под-гот. специалистов, 2004. — 42 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (в ред. от 31.12.2015 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 19.07.2020).

3. Jung, M. Deutschausbildung in Fachkräfteprojekten: Entwicklungen und Erfahrungen [Electronic resource] / M. Jung // IDV Magazin. Deutsch für Fachkräfte: Herausforderungen und Erfahrungen. — 2020. — № 97. — URL: https://idvnetz. org/uncategorized/idv-magazin-97-juni-2020 (accessed 19.07.2020).

Elena O. Grutckaia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Evelina G. Mkhitariants

Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Low Academy Kaliningrad, Russia

Modern methods of qualification improvement of German teachers in Kaliningrad region

Abstract. This paper is aimed to consider the question of the qualification improvement of German teachers in the transition to education standards of the new generation with the competence approach in all steps of the continual educational cycle. The modern requirements to the level of the professional training of teachers of German in Russia includes national and international education standards of the Bologna process. Institutions of the qualification improvement of the German teachers in Russia and in Germany provide the wide spectrum of the options for continual process of the increasing the professional level of the teachers with the use of different information and communication technologies.

Keywords: information and communication technologies, information and education environment, competence approach, information competence, virtual resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.