Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ АКТУАЛИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ АКТУАЛИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Секретова Людмила Валериановна

Разработка, применение и распространение эффективных социо-культурных практик по поддержке народной традиционной культуры и традиционных культурных ценностей является важной задачей учреждений культуры и образования, служащих интересам общества и государства. Несмотря на большие число проводимых мероприятий по пропаганде народной традиционной культуры, в целом, далеко не всем удается стать ярким событием в культурной жизни региона, привлечь внимание молодого поколения. Обеспечению диалога экспертов и творцов в области народной традиционной культуры с современным поколением может способствовать высококвалифицированный труд специалистов, владеющих как классическими, так и современными информационно-компьютерными технологиями. Ряд современных социокультурных практик, разрабатываемых и реализуемых специалистами и творческими коллективами Омского региона, убедительно демонстрирует свою успешность, вызывая искренний интерес у населения и молодежи. К числу таких практик можно отнести, например, культурно-образовательный форум «Академия русской культуры», Форум приграничных территорий РФ и стран СНГ, фильм-концерт-спектакль государственного Омского русского народного хора «Ермак. Легенда Сибири» и ряд других. Важными составляющими таких практик являются технологии социально-культурного проектирования, сочетание различных форм и средств идейно-эмоционального воздействия, четкое следование определенным целям и задачам конкретного проекта, продуманная мотивация участников, широкое информирование населения о предстоящем событии, партнерское взаимодействие органов власти и субъектов социально-культурной деятельности, ресурсное обеспечение, опора на научные знания и компетентные кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Секретова Людмила Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SOCIO-CULTURAL PRACTICES OF ACTUALIZATION OF FOLK TRADITIONAL CULTURE IN THE OMSK REGION

The development, application and dissemination of effective socio-cultural practices to support folk traditional culture and traditional cultural values is an important task of cultural and educational institutions serving the interests of society and the state. Despite the large number of events held, not everyone manages to become a bright event in the cultural life of the region, to attract the attention of the younger generation. Highly qualified work of specialists who possess both classical and modern information and computer technologies can contribute to the dialogue of experts in the field of folk traditional culture with the modern generation. Some modern socio-cultural practices developed and implemented by specialists and creative teams of the Omsk region convincingly demonstrate their success, arousing sincere interest among the population and youth. Russian Russian Culture Academy Cultural and Educational Forum, Forum of the Border Territories of the Russian Federation and CIS countries, film-concert-performance of the Omsk State Russian Folk Choir "Ermak. Legend of Siberia" and others. Important components of such practices are technologies of socio-cultural design, a combination of various forms and means of ideological and emotional impact, strict adherence to certain goals and objectives of a particular project, thoughtful motivation of participants, broad public awareness of the upcoming event, partnership between authorities and subjects of socio-cultural activities, resource provision, reliance on scientific knowledge and competent personnel.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ АКТУАЛИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ»

Культурное наследие народов России 2022 - год культурного наследия народов России

СОВРЕМЕННЫЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ АКТУАЛИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ

УДК 379.8+374.32+374.7

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-25-34

Людмила Валериановна СЕКРЕТОВА,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры театрального искусства и социокультурных процессов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского», Омск, Россия, e-mail: sekretova.l@mail.ru

Аннотация: Разработка, применение и распространение эффективных социокультурных практик по поддержке народной традиционной культуры и традиционных культурных ценностей является важной задачей учреждений культуры и образования, служащих интересам общества и государства. Несмотря на большие число проводимых мероприятий по пропаганде народной традиционной культуры, в целом, далеко не всем удается стать ярким событием в культурной жизни региона, привлечь внимание молодого поколения. Обеспечению диалога экспертов и творцов в области народной традиционной культуры с современным поколением может способствовать высококвалифицированный труд специалистов, владеющих как классическими, так и современными информационно-компьютерными технологиями. Ряд современных социокультурных практик, разрабатываемых и реализуемых специалистами и творческими коллективами Омского региона, убедительно демонстрирует свою успешность, вызывая искренний интерес у населения и молодежи. К числу таких практик можно отнести, например, культурно-образовательный форум «Академия русской культуры», Форум приграничных территорий РФ и стран СНГ, фильм-концерт-спектакль государственного Омского русского народного хора «Ермак. Легенда Сибири» и ряд других. Важными составляющими таких практик являются технологии социально-культурного проектирования, сочетание различных форм и средств идейно-эмоционального воздействия, четкое следование определенным целям и задачам конкретного проекта, продуманная мотивация участников, широкое информирование населения о предстоящем событии, партнерское взаимодействие органов власти и субъектов социально-культурной деятельности, ресурсное обеспечение, опора на научные знания и компетентные кадры.

Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, культурные ценности, народная традиционная культура, Омский регион, социокультурные практики.

Для цитирования: Секретова Л.В. Современные социокультурные практики актуализации народной традиционной культуры в Омском регионе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №1 (44). С. 25-34. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-25-34

2022 - год культурного наследия народов России

MODERN SOCIO-CULTURAL PRACTICES OF ACTUALIZATION OF FOLK TRADITIONAL CULTURE IN THE OMSK REGION

Lyudmila V. Sekretova, PhD in Pedagogic Sciences, Associate professor at the Department of Theatrical Art and Social and Cultural Processes, the Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, e-mail: sekretova.l@mail.ru

Abstract: The development, application and dissemination of effective socio-cultural practices to support folk traditional culture and traditional cultural values is an important task of cultural and educational institutions serving the interests of society and the state. Despite the large number of events held, not everyone manages to become a bright event in the cultural life of the region, to attract the attention of the younger generation. Highly qualified work of specialists who possess both classical and modern information and computer technologies can contribute to the dialogue of experts in the field of folk traditional culture with the modern generation. Some modern socio-cultural practices developed and implemented by specialists and creative teams of the Omsk region convincingly demonstrate their success, arousing sincere interest among the population and youth. Russian Russian Culture Academy Cultural and Educational Forum, Forum of the Border Territories of the Russian Federation and CIS countries, film-concert-performance of the Omsk State Russian Folk Choir "Ermak. Legend of Siberia" and others. Important components of such practices are technologies of socio-cultural design, a combination of various forms and means of ideological and emotional impact, strict adherence to certain goals and objectives of a particular project, thoughtful motivation of participants, broad public awareness of the upcoming event, partnership between authorities and subjects of socio-cultural activities, resource provision, reliance on scientific knowledge and competent personnel.

Keywords: information and computer technologies, cultural values, folk traditional culture, Omsk region, socio-cultural practices.

For citation: Secretova L.V. Modern socio-cultural practices of actualization of folk traditional culture in the Omsk region. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 1 (44), pp. 25-34. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2310-1679-2022-144-25-34

Важность изучения и распространения успешных социокультурных практик актуализации народной традиционной культуры всегда признавалась в сообществе специалистов культурно-просветительной работы, народной художественной культуры и фольклора. В настоящее время данная деятельность оказалась в зоне особого внимания в связи с подписанием Президентом РФ В. В. Путиным Указа, объявляющего 2022-й год Годом «культурного наследия народов России». Целью его проведения является популяризация «народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации» [7]. В этой связи представляется полезным обмен соответствующим опытом между специалистами различных регионов России. Есть положительный опыт и в Омском регионе.

Серьезная работа по изучению, сохранению и трансляции культурного наследия народов, проживающих на территории Омской области, велась здесь и в «лихие» 90-е годы, и в нулевые двухтысячные. Если припомнить

2022 - год культурного наследия народов России

тридцатилетнее прошлое развития культуры Омского региона, то можно увидеть, что почти сразу после распада СССР здесь начали возникать и развиваться при поддержке органов региональной власти многие этноо-риентированные социокультурные практики. Соответственно национально-культурным инициативам населения стали трансформироваться прежние и создаваться новые элементы инфраструктуры учреждений культуры, направленные, во-первых, на поддержку традиционных народных культур и, во-вторых, на гармонизацию межнациональных отношений.

Прежде всего отметим, что сохранению и освоению народной традиционной культуры способствует сложившаяся и развивающаяся в Омском регионе широкая система этнокультурных фестивалей различного масштаба и уровня, в которых принимают участие как клубные учреждения, так и общественные объединения национально-культурной ориентации, а также учреждения образования и искусства. Это областные фестивали «Душа России», «Единение», «Поет село родное», «Певческое поле», «Казачий круг», фестиваль казахского народного творчества «Урпак уни - Голос поколений», фестиваль культуры российских немцев «Phхnix - Феникс»; межрегиональный фестиваль «Егорий хоробрый», фестиваль казачьей культуры «Наследие»; международный фестиваль приграничных территорий «Да будет дружба искренней и честной»; а также многочисленные районные фестивали, например, «В душе звучат Украины мотивы» (Павлоградский район), «Карусель народных традиций российских немцев» (Азовский район), фестиваль национальных культур «В семье единой» (Таврический район), фестиваль национальных культур «Семьей единой мы живем» (Тюкалинский район), фестиваль гармонистов и частушечников «Гармошечка-говорушечка» (Большереченский район), «Эх, картошечка» (межрайонный фестиваль на базе Кормиловского района) и другие.

Наиболее заметные инициативы и яркие масштабные проекты по актуализации народной традиционной культуры в регионе осуществляются бюджетным учреждением Омской области «Государственный центр народного творчества» (далее - ГЦНТ), бюджетным учреждением культуры «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы)» (далее - Дом Дружбы), государственным историко-краеведческим музеем, государственным историко-культурным музеем-заповедником «Старина Сибирская» в поселке Большеречье Омской области. Вместе с ними, включаясь в региональные этнокультурные творческие проекты, активизируются многие муниципальные учреждения культуры, как сельские, так и городские. В то же время, весомым вкладом в популяризацию народной культуры является деятельность коллективов профессионального искусства, прежде всего, Государственного академического Омского русского народного хора Омской филармонии, муниципального Русского камерного оркестра «Лад».

2022 - год культурного наследия народов России

Если использовать известное крылатое выражение, то можно сказать, что в Омской области «тремя китами», обеспечивающими креативный, художественный и методический фундамент сохранения и трансляции народной традиционной культуры, являются три учреждения и соответственно три профессиональных коллектива, это - Государственный центр народного творчества, Дом Дружбы и Государственный академический Омский русский народный хор Омской филармонии.

Деятельность ГЦНТ отличается ярким творческим подходом, использованием самых современных и порой неожиданных форм трансляции и пропаганды народной культуры при безусловном сохранении ее ценностно-смыслового содержания. Народные праздники и всевозможные мастер-классы являются, конечно, постоянными традиционными формами работы ГЦНТ, однако, наряду с ними ответственную миссию сделать народную культуру интересной и актуальной, прежде всего, для молодежной аудитории, выполняют инновационные проекты ГЦНТ, прежде всего - культурно-образовательный форум «Академия русской культуры» (далее - Форум) задуманный и реализованный совместно с Омской региональной общественной организаций «Центр славянских традиций» при поддержке Министерства культуры Омской области. При этом важно отметить, что в 2018 и 2019 гг. «Центр славянских традиций» был получателем грантов на проведение Академии русской культуры.

Целями и задачами форума «Академия русской культуры» является «актуализация нематериального культурного наследия в качестве ресурса социального и экономического развития Омского региона, презентация широкой аудитории результативного опыта продвижения этнокультурных традиций в современной жизни; обучение участников Форума методам включения народных традиций в контекст образовательной, культурно-досуговой, художественной, экономической деятельности с учётом результатов научных исследований. Форум посвящён разным аспектам русской традиционной культуры» [1].

Тремя основными компонентами Академии являются образовательный, культурно-событийный и проектный. В программу форума каждый раз включается более десятка различных мероприятий. Для их проведения приглашаются авторитетные российские специалисты - «ведущие эксперты и практики, получившие общественное признание в области изучения, продвижения и популяризации ценностей традиционной культуры, развития территорий с опорой на этнокультурные ресурсы и продвижение брендов в сфере туризма» [2].

С 2018 года форум «Академия русской культуры» проводится ежегодно, однако, в острый период пандемии 2020 гг. он проходил, преимущественно, в дистанционном формате. Очный же формат каждый раз буквально поражал омичей и иногородних участников форума своими нестандартными

2022 - год культурного наследия народов России

идеями и креативными решениями, что находило отражение в отзывах участников в социальных сетях форума, в публикациях омской прессы. Так, в программе Академии 2019 года знаковым и одновременно потрясающим событием стал перформанс «Русский Космос» на сцене Концертного зала Омской филармонии.

Многие омские издания отозвались на перформанс восторженными отзывами. Так, газета «Омская правда» писала: «Это было неожиданное соединение традиционной культуры и новейших музыкальных технологий... Пение сопровождалось электронной музыкой, которую создал диджей Дэнни Кей - русский, живущий в Лондоне. В это время на экране демонстрировались фотографии Земли, сделанные космонавтом Сергеем Рязанским. Фантастическая красота нашей планеты завораживала: из космоса горы выглядят как оперение Жар-птицы, озера - как слезы, снежные пейзажи - как узоры, которые создает мороз на окнах. Также потрясало зрителей и исполнение песен календарного цикла: рождественских, свадебных, троицких. Космическая музыка придавала вселенский масштаб жемчужинам русской песенной культуры. Действо украшало дефиле. Специально для проекта этнологический клуб «Параскева» привез из Санкт-Петербурга удивительные по своей красоте и сложности коллекции реплик народной одежды XIX века.» [3].

В 2022 году Академия русской культуры была приурочена к Году культурного наследия народов России, а также 200-летию Омской области и Дню работника культуры. В свете текущих военно-политических событий и специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины символично, что основа перформанса «Над временем» «построена на музыке Курской, Харьковской и Омской областей - территорий, где русские и украинцы соседствуют испокон веков. У «Академии Русской культуры» получился перфоманс, говорящий о культурном обмене и взаимодействии, об одинаково глубоком во все времена переживании человеческих чувств» [9] - так написала о событии газета «Вечерний Омск».

Особенностью Форума и перформанса 2022 года стало участие в его программе Омского симфонического оркестра, исполнившего «Фантазию на темы И. Рябинина» для фортепиано с оркестром А. Аренского и «Фантазию для оркестра на темы песен свадебной и плясовой» М. Глинки. В целом Форум 2022 года был насыщен интегрированным контентом, в котором народное искусство не только пересекалось с классическим академическим искусством и ультрасовременным «уличным» творчеством молодежи, но и гармонично сосуществовало, дополняя, питая и обогащая его. Профессионализм высококлассных омских и приглашенных специалистов, интересные наработки участников художественной самодеятельности, прошлое и настоящее, традиционность и устремленность в будущее - все это было подкреплено современными мультимедийными технологиями и разворачивалось на музыкальном фоне в жанре «эмбиент».

2022 - год культурного наследия народов России

Немаловажным фактором успеха информационно-рекламной деятельности является то, что с самой первой Академии в 2018 году и до настоящего времени его организаторы ведут страничку ВКонтакте, размещая на ней всю актуальную информацию о подготовке и проведении Форума, показывая фотографии, интервью с экспертами, видеоматериалы, аудиозаписи. В настоящее время у Академии русской культуры две тысячи двести сорок четыре подписчика, среди которых фольклористы, эксперты, любители народной культуры и, что очень радует, много молодежи [2].

Заметим, что помимо форума «Академия русской культуры» Государственный центр народного творчества параллельно осуществляет еще десяток крупных областных проектов. В целях оптимизации проектной деятельности и повышения эффективности реализуемых проектов в Государственном центре народного творчества сформировано новое структурно подразделение - «Центр проектного управления».

Теперь о деятельности второго «кита» народной традиционной культуры Омской области, Омского Дома Дружбы. Он был создан в 1996 году по постановлению Губернатора Омской области, учитывая большой всплеск активности национально-культурных движений населения региона. Конечно, у Дома Дружбы сложились тесные связи с Государственным центром народного творчества, вместе с тем это учреждение имеет свою специфическую направленность и целевую аудиторию.

Первоначально целью данного учреждение было «создание условий для работы национально-культурных центров, и эта цель определила предмет деятельности Дома Дружбы - сохранение, развитие и пропаганда национальной культуры народов Омского Прииртышья совместно с национально-культурными объединениями Омской области» [6]. За время существования и в соответствии со своим Уставом, поддерживая мночис-ленные инициативы населения и апробирую различные социокультурные практики, учреждение разработало и осуществило ряд актуальных социально-культурных проектов, информация о которых регулярно освещалась в СМИ и весьма полно представлена на сайте Дома Дружбы. По годовым отчетам учреждения можно проследить как уточнялись направления его многогранной работы. Так, например, в отчете учреждения за 2021 год отмечается «В основе выполнения государственного задания Учреждения на 2021 год стали основные направления планов по реализации мероприятий Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и Концепции государственной национальной политики: содействие укреплению единства российской гражданской нации; создание условий для этнокультурного и языкового развития представителей всех народов, проживающих на территории Омского региона; обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений; формирование системы социальной и куль-

2022 - год культурного наследия народов России

турной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество» [6].

Неизменным успехом и вниманием жителей города Омска и сельских районов области пользуется проводимый Омским Домом Дружбы фестиваль «Единение». Этот фестиваль зародился в 1998 году в рамках фестиваля русской культуры «Душа России», став затем основой долгосрочной социокультурной программой. Как сообщает сайт Дома Дружбы, программа фестиваля «строится на основе предложений национально-культурных объединений с учетом их потребностей в реализации общественных инициатив. В системе межнациональных отношений активно задействованы 538 организаций, среди которых: культурно-досуговые и учебные учреждения, социальные заведения, центры реабилитационной помощи, детские дома и сады, школы-интернаты, силовые и правоохранительные структуры, воинские подразделения, общественные и религиозные объединения, предприятия различных форм, средства массовой информации» [8]. Отметим, что в мероприятиях Дома Дружбы отводится важное место детским программам и конкурсам, стимулирующим развитие детского самодеятельного национального творчества и интереса к народной культуре.

Еще одной особенностью работы Дома Дружбы является разработка и реализация международных социально-культурных проектов. Наиболее значимым из них стал Форум приграничных территорий РФ и стран СНГ «Да будет дружба искренней и честной», состоявшийся 10-12 июня 2022 года [11]. Учитывая текущую политическую обстановку и приграничное положение Омской области (граница с Казахстаном, наличие пограничных постов и таможни) трудно предложить более актуальную тему и название для фестиваля.

Успех современных практик исследования, изучения, освоения и популяризации народной традиционной культуры во многом обусловлен тем, что их формирование началось в Омской области задолго до сегодняшнего дня, а именно в середине прошлого века. Своеобразной точкой отсчета можно считать создание в 1950 году Омского русского народного хора. У истоков хора стояла выпускница Омского музыкального училища Е. В. Калугина [4]. Изучение традиционной песенной культуры сибиряков, талантливые музыкально-хореографические композиции, поиск собственной уникальной траектории развития стали основой успеха творческого коллектива. О национально-культурной самобытности Омского хора говорят и названия его концертных программ и постановок: «Масленица», «Веретенце», «Пимы», «Чай-чаек», «Край сибирский богатырский», ... «Частушка наша русская»,. «Работать и жить по-русски», «Фантазии на тему русских народных песен» и многие другие» [4]. Мастерство профессионального исполнения и активная гастрольная деятельность коллектива послужили широкой пропаганде традиционного народного искусства в Омске, в сельских районах области, в России и за рубежом.

2022 - год культурного наследия народов России

В последние годы Омской областной филармонией было разработано и реализовано несколько крупных проектов в области современных форм креативного художественного освоения и презентации историко-культурного наследия. Естественно, что основу этих творческих проектов составил коллектив Государственного академического Омского русского народного хора (звание «академический» присвоено в 2022 году), который с момента своего создания является гордостью Омской области.

В августе 2021 года на сцене Концертного зала состоялась премьера уникальной постановки. Зрители смогли увидеть музыкально-хореографический с мульмедийным сопровождением фильм-концерт-спектакль государственного Омского русского народного хора «Ермак. Легенда Сибири». Выбор темы постановки далеко не случаен. Именно на земли Омской области ступала нога этого легендарного героя. В Омском историко-краеведческом музее хранится особо ценный экспонат - знамя Ермака.

Авторы постановки описывают ее замысел и концепцию так: «...В русском былинном фольклоре Ермак сравнивается с эпическим богатырем Ильей Муромцем. А летопись гласит о нем следующее: «родом неизвестный, душой знаменитый». В грандиозном проекте прославленный коллектив предлагает особый способ прочтения истории, опирающийся на сочетание традиционных форм репрезентации музыкально-сценического фольклора с современными тенденциями в русской народной музыке, хореографии, кино и мультимедиа. Зрителей ждет уникальное мультикультурное представление, созданное на стыке искусств, в основе которого богатство песенного казачьего фольклора» [5].

Постановка потребовала огромного количества ресурсов. В ней задействовано 90 артистов (хоровая, балетная и оркестровая группы), 276 комплектов сценических костюмов, 331 предмет театрального реквизита, выполнено 28 музыкальных, хореографических и оркестровых аранжировок, потрачено 385 часов на видеосъемку эпизодов, монтаж и видеографику [5].

В последние годы коллектив хора активно занимается поисками форм и средств нестандартной презентации народного искусства, что, в первую очередь, вызвано необходимостью вести диалог с молодым поколением. Так, в августе 2022 г. хор порадовал зрителей еще одной необычной постановкой - AR-шоу «Наследники Сибири» с дополненной реальностью на основе цифровых технологий, смартфонов и специально разработанных приложений к ним. Осуществить постановку удалось при грантовой поддержке Министерства культуры РФ. На премьеру AR-шоу пришли как давние поклонники коллектива, так и молодые зрители. На премьере был аншлаг, практически все эпизоды постановки на сцене сопровождались дополненной реальностью, вызывая удивление и восторг, в финале зрители долго аплодировали артистам стоя.

2022 - год культурного наследия народов России

Значительную роль в развитии социокультурных этноориентированных практик на территории Омского региона сыграло то обстоятельство, что эти практики имели возможность опираться на крепкую не только образовательную, но и научную основу. Так, подготовку кадров для сферы культуры в Омской области ведут, во-первых, три среднеспециальных учебных заведения - Омское музыкальное училище (колледж) имени В. Я.Шебалина (основан в 1920 г.), Омский колледж библиотечно-информационных технологий (основан в 1936 г.), Омский областной колледж культуры и искусства (основан в 1947 г.). Далее, подготовкой бакалавров, специалистов и магистров для работы в учреждениях культуры и искусства занимается факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М.Достоевского (в статусе факультета ОмГУ с 1999 г., до этого - Омский филиал Алтайского государственного института культуры).

В 1993 году благодаря поддержке Комитета по культуре Администрации Омской области (председатель Комитета - Н. М. Генова) именно в Омске был создан Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурологии (в 2014 г. переименован в Институт культурного и природного наследия имени Д. С.Лихачева). Возглавил Сибирский филиал видный ученый, доктор исторических наук, профессор Омского государственного университета, автор многочисленных трудов по этнографии Н. А. Томилов. С 2006 по 2018 год Н. А. Томилов также возглавлял Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. Не случайно ведущим направлением работы Сибирского филиала стало изучение национальных культур «и культурного наследия народов, проживающих в Западной Сибири, выявление этнокультурных и этноконфессиональных особенностей населения, анализ состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе» [10]. При этом научное учреждение на протяжении всех лет своей плодотворной работы не просто поддерживало (и продолжает поддерживать!) тесные контакты с учреждениями культуры Омска и Омской области, но и участвовало вместе с ними в разработке и осуществлении совместных проектов: проведении социологических исследований, научно-практических конференций, семинаров, чтений, фестивалей национальных культур, издательских проектов и др.

Как видим, важными технологическими составляющими успешных социокультурных практик являются технологии проектирования, четкая постановка целей и задач, интеграция современных и традиционных форм и средств идейно-эмоционального воздействия, мотивация участников, информационная поддержка, опора на научные знания, финансовые, кадровые, информационные ресурсы.

Изучение эффективных социокультурных практик по поддержке народной культуры и традиционных ценностей является неотъемлемым этапом при разработке новых актуальных проектов и программ, способных не только

2022 - год культурного наследия народов России

привлечь внимание подрастающего поколения своей яркостью и зрелищ-ностью, но и привить молодежи жизнеутверждающие культурные ценности, сформировать интерес к истории своей страны, пробудить патриотические чувства. Все это является важной задачей учреждений культуры и образования, призванных служить интересам общества и государства.

Список литературы

1. Академия русской культуры [Электронный ресурс]. URL: https://omsk-gcnt. ru/tsentr-proektnoy-deyatelno^i/proekty/akademiya-russkoy-kultury/

2. Академия русской культуры [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ russianacademia

3. Васильева С. Космическая старина // Омская правда. 27 марта 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://omskregion.info/news/68112-kosmicheskaya_ Sarina/

4. Государственный академический Омский русский народный хор [Электронный ресурс]. URL: https://omfil.ru/kollektivy-i-soliSy/kollektivyMate-choir

5. Ермак - легенда Сибири [Электронный ресурс]. URL: https://ermak-legend. ru/#epi7

6. О Доме Дружбы [Электронный ресурс]. URL: http://www.dd.omsk.ru/www/ dom-druzhbi.nsf/0/39C5F9D1E153F797C6256D6B0016480A?OpenDocument

7. О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России: указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № 745 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47407

8. Областной фестиваль национальных культур «Единение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.dd.omsk.ru/www/dom-druzhbi.nsf/0/E7B9560F15CE 22F9C6256F53003AC27E?OpenDocument

9. Попова Т. Столетние костюмы и ковры Крестиков: чем еще запомнится Год культурного наследия омичам // Вечерний Омск. 26 марта 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://omskgazzeta.ru/rubrika/kulturaMoletnie-koSjumy-i-kovry-kre^ikov-chem-eshhe-zapomnitsja-god-kulturnogo-nasledija-omicham/

10. Сибирский филиал Института Наследия: новейшая история [Электронный ресурс]. URL: http://sfrik.omsu.ru/page.php?id=515

11. Форум приграничных территорий РФ и стран СНГ «Да будет дружба искренней и честной» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/ events/2017813/forum-prigranichnykh-territorii-rf-i-Sran-sng-da-budet-druzhba-iskrennei-i-che^noi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.