УДК 62-2
Глущенко А.А.
студент факультета механизации и сельского хозяйства Дальневосточный государственный университет (г. Благовещенск, Россия)
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОПОЕЗДОВ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ
Аннотация: в работе рассмотрены мониторинга которые способствуют в контроле ресурсе автопоездов, а также контроль безопасности.
Ключевые слова: полуприцепы, автопоезда, ГЛОНАСС, прогнозирование.
В современном мире область логистики играет ключевую роль в экономике, в силу чего вопрос о безопасности транспортных грузов выступает критически важным фактором. Полуприцепы выступают частью общей транспортной сети, и, следовательно, могут стать мишенью для угона и иных незаконных действий. Однако в связи с ростом технологий возникают новые способы защиты груза и транспортных средств. В данной статье будут рассмотрены некоторые современные системы безопасности для полуприцепов, их функционал, преимущества и недостатки, а также выявлены перспективы развития направления защиты полуприцепов [1].
С развитием систем спутникового мониторинга одним из современных средств обеспечения безопасности для полуприцепов выступают системы, использующиеся GPS и ГЛОНАСС. [5] Эти системы позволяют отслеживать местоположение, скорость, направление движения и другие требуемые параметры полуприцепа в режиме реального времени, предоставляя ценную информацию, благодаря чему осуществляется эффективная оптимизация
логистических процессов и повышение безопасности водителей полуприцепов и перевозимых ими грузов.
Основными компонентами общей системы спутниковой слежки на сегодняшний день являются:
GPS/ГЛОНАСС приемник: устройство, получающее поступающие от спутников сигналы и с их помощью определяющее координаты полуприцепа;
GSM/GPRS/LTE модуль: управляемый хостом модуль, обеспечивающий связь с сервером, осуществляет передачу данных о местоположении полуприцепа и иных параметрах безопасности;
Специальные датчики: измеряют дополнительные параметры, такие как температура и влажность окружающей полуприцеп среды, уровень топлива, состояние дверей и т.д.
Сервер: служебный компьютер, обрабатывающий поступающую от приемника информацию и осуществляющий ее хранение с возможностью доступа к ней через веб-интерфейс либо специальное мобильное приложение.
Принцип работы современных систем спутникового мониторинга заключается в следующем. Сначала GPS/ГЛОНАСС приемник получает сигналы от спутников на орбите Земли. Далее приемник вычисляет свои координаты (широту, долготу, высоту), основываясь на времени получения сигналов от спутников. После этого GSM/GPRS/LTE модуль отправляет данные о местоположении и других параметрах на сервер, где полученные данные обрабатываются, записываются в базу данных и становятся открытыми для доступа.
К преимуществам современных систем спутниковой слежки следует отнести, прежде всего, то, что отслеживание местоположения производится в режиме реального времени, что позволяет эффективно и вовремя контролировать маршрут, скорость и другие параметры движения. Также современные системы способны отправлять уведомления о нарушениях маршрута, превышении скорости, попытке несанкционированного доступа, возникающих неисправностях и других событиях. Использование
математического моделирования позволяет системам осуществлять анализ эффективности транспортных операций и оптимизировать маршруты и ресурсы (отслеживать расход топлива, состояние полуприцепа и другие параметры). Все это в совокупности позволяет оптимизировать работу всего транспортного парка.
Сравнивая между собой GPS и ГЛОНАСС, можно отметить, что система GPS - американская спутниковая система навигации с широким покрытием и длительным периодом эксплуатации спутников. В это же время ГЛОНАСС -российская спутниковая система навигации, преимуществами которой выступают высокая скорость приема сигнала и повышенной точностью в полярных регионах. В целом, обе системы спутниковой слежки GPS и ГЛОНАСС являются необходимым элементом современной логистики и безопасности полуприцепов. Системы позволяют отслеживать движение полуприцепа, контролировать груз, оптимизировать маршруты и тем самым повышать общий уровень безопасности транспортных операций.
Следующим современным средством для обеспечения защиты полуприцепов является использование систем видеонаблюдения. Прежде всего, на сегодняшний день это TrafficData [3].
Системы видеонаблюдения для полуприцепов - это мощный инструмент, позволяющий обеспечить безопасность груза, водителя и самого транспортного средства. Видеонаблюдение позволяет отслеживать ситуацию внутри и вне полуприцепа в режиме реального времени, фиксируя все происходящие события.
Основными элементы системы видеонаблюдения выступают:
Внутренние и наружные камеры с различным разрешением и углом обзора для освещения всех критических зон полуприцепа.
Система записи видео, осуществляющаяся путем перемещения записей в специально встроенный видеорегистратор либо в используемое облачное хранилище.
Разработанные веб-интерфейс или мобильное приложение для осуществления мониторинга в режиме реального времени.
Дополнительные функции системы видеонаблюдения, такие как датчики движения, система срабатывание тревоги, ночной режим съемки и так далее.
Преимуществами использования систем видеонаблюдения становится, прежде всего, своевременное предотвращение внештатных ситуаций, таких как кража груза или повреждения груза/ТС в процессе транспортировки. Видео запись может быть использована в качестве доказательства в случае возникновения спорных ситуаций.
В системах видеонаблюдения для полуприцепов на сегодняшний день специалисты особенно выделяют TrafficData. TrafficData - это компания, которая специализируется на разработке и внедрении инновационных решений для систем видеонаблюдения в транспортной отрасли. Приведем некоторые из ключевых разработанных компанией инноваций в сфере видеонаблюдения:
Технология «TrafficData AI», использующая искусственный интеллект для анализа видео записи и выявления потенциально опасных ситуаций, например, превышения скорости, неправильной парковки, неисправности освещения и т.д.
Система «TrafficData Fleet», позволяющая объединять получаемые видеозаписи с данными спутниковой слежки и иными источниками информации о полуприцепе, в целях получения более полной картины о работе полуприцепа.
Облачная платформа «TrafficData Cloud» - система хранения результатов видеонаблюдения, обеспечивающая безопасное хранение и доступ к видеозаписи из любого места в мире.
Возможность интеграции «TrafficData» с другими системами безопасности и логистическими платформами, что позволяет создать более полную и эффективную систему безопасности полуприцепа.
В целом, на сегодняшний день системы видеонаблюдения являются важной частью современной системы безопасности для полуприцепов. Инновационные решения, разработанные TrafficData, позволяют сделать процесс видеонаблюдения еще более эффективными и предоставить новые возможности для контроля и безопасности полуприцепов.
На сегодняшний день все еще остается на высоком уровне вероятность угона полуприцепов. С этой целью разрабатываются современные системы блокировки и иммобилизации для полуприцепов:. Такие системы призван предотвратить несанкционированное использование полуприцепов. Они препятствуют запуску двигателя или движению полуприцепа, ограничивая доступ к грузу. На сегодняшний день функционируют несколько видов таких систем [2]:
1. Механические блокирующие устройства. К таким системам можно отнести замки на сцепном устройстве, препятствующие отсоединению полуприцепа от тягача; система блокировки колес; система блокировки рулевого управления. Механические системы обеспечивают физическое воспрепятствование несанкционированным действиям, однако на сегодняшний день уступают иным, более инновационным системам.
2. Электронные системы блокировки и иммобилизации. Такие системы включают в себя электронные блокировочные устройства и иммобилайзеры. Преимуществами таких систем являются удобство использование и наличие многих других дополнительных функций (например, таких, как интеграция с другими системами безопасности и так далее), однако такие системы оказываются еще более уязвимыми к взлому чем механические системы.
3. Система блокировки складывания автопоезда на сегодняшний день выступает инновационным средством решения проблемы несанкционированных действий с полуприцепом [4]. Принцип работы такой системы основывается на том, что в конструкцию полуприцепа встраивается специальное устройство, которое препятствует складыванию автопоезда (то есть отсоединению полуприцепа от тягача). Такая система может быть механического типа (например, в виде специального замка, блокировщика сцепного устройства) либо электронного (например, система блокировки с использованием электромагнитных замков).
Преимуществами системы блокировки складывания выступает повышенный уровень безопасности, а также наличие дополнительной защиты
груза полуприцепа от кражи. Однако недостатки системы блокировки складывания обнаруживаются в высокой сложности установки и повышенной стоимости системы по сравнению с иными защитными системами.
Окончательный выбор системы защиты полуприцепа от угона будет зависеть от конкретных потребностей и имеющегося бюджета. На сегодняшний день рекомендуется использовать комплексный подход, предполагающий сочетание сразу нескольких видов вышеперечисленных систем в целях обеспечения максимальной защиты полуприцепа от угона и несанкционированного доступа к нему. В целом, современные технологии позволяют создать надежную и эффективную систему защиты от угона для полуприцепов.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно отметить, что современные системы безопасности для полуприцепов значительно эволюционировали, и на сегодняшний день для них предложен комплексный подход к защите самого полуприцепа, а также водителя тягача, пассажиров и перевозимого груза. Каждая из рассмотренных выше систем направлена на достижение определенной цели безопасности полуприцепа. Так, системы спутниковой слежки и мониторинга предоставляют возможность отслеживания местоположения в реальном времени, а также производить оперативный анализ данных и в соответствии с ним оптимизировать логистику полуприцепа. Используемые современные системы видеонаблюдения, обеспечивающие видеозапись внутри и снаружи полуприцепа, на сегодняшний день подвержены инновационным решениям, основанным на использовании средств искусственного интеллекта. Защиту от угона и прочих несанкционированных действий с полуприцепом успешно обеспечивают современные системы блокировки и иммобилизации.
В целом, современные системы безопасности для полуприцепов содержат в себе широкий спектр функций и возможностей, позволяя создать комплексную защиту от различных видов угроз для полуприцепов. Однако при выборе такой системы защиты необходимо учитывать конкретные необходимые требования,
имеющийся бюджет, а также учитывать необходимость регулярного обслуживания и обновления используемых систем, особенно систем, использующих информационные технологии.
Исходя из анализа используемых для защиты полуприцепов современных технологий, можно выделить следующие перспективы развития систем безопасности:
Более широкое использование средств искусственного интеллекта, особенно в области анализа данных для различных систем безопасности полуприцепов. Это даст возможность предупреждать потенциально опасные ситуации для полуприцепов и оптимизировать работу с ними, принимая своевременно необходимые меры защиты.
Автоматизация процессов в сфере обеспечения безопасности прицепов, при которой системы безопасности обладают свойством самостоятельного реагирования на различные виды нарушений, например, автоматической блокировкой полуприцепа либо автономного оповещения служб безопасности.
Повышение функциональности и улучшение интерфейса разрабатываемых систем безопасности для полуприцепов, добавление в них новых функций и возможностей.
Представленные перспективы развития систем безопасности полуприцепов позволят увидеть в будущем инновационные системы, способные обеспечить высочайший уровень защиты самих полуприцепов, водителя и пассажира тягача, а также перевозимого груза. Все это приведет к повышению эффективности транспортных операций и созданию более безопасной и надежной среды для перевозки грузов в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стручев П.Р. Современные тенденции мониторинга сохранности грузов при автомобильных перевозках // Стручев П.Р. Инновации, наука, образование. 2021. № 37. С. 1371-1377;
2. Хусаинов Р.М. Предотвращение аварийных ситуаций при эксплуатации седельного тягача с полуприцепом // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2019. № 3 (82). С.22-35;
3. Чебыкин И.А. Автоматизация мониторинга дорожного движения с помощью компьютерного зрения // Мир транспорта. 2020. Т. 18. № 6 (91). С. 7487;
4. Пурусов Ю.М. Устройство, снижающее поперечные колебания автопоезда // В сборнике: Образование и наука: актуальные вопросы и перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2022. С. 35-37;
5. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (с изменениями и дополнениями), [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //base. garant .ru/12162134/
Glushchenko A.A.
Far Eastern State University (Blagoveshchensk, Russia)
MODERN SAFETY SYSTEMS FOR ROAD TRAINS: OVERVIEW AND COMPARISON
Abstract: the paper considers monitoring that contribute to the control of the resource of road trains, as well as safety control.
Keywords: semi-trailers, road trains, GLONASS, forecasting.