Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОПОЕЗДОВ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОПОЕЗДОВ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полуприцепы / автопоезда / ГЛОНАСС / прогнозирование / semi-trailers / road trains / GLONASS / forecasting

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Глущенко А. А.

В работе рассмотрены мониторинга которые способствуют в контроле ресурсе автопоездов, а также контроль безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SAFETY SYSTEMS FOR ROAD TRAINS: OVERVIEWAND COMPARISON

The paper considers monitoring that contribute to the control of the resource of road trains, as well as safety control.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОПОЕЗДОВ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ»

УДК 62-2

Глущенко А.А.

студент факультета механизации и сельского хозяйства Дальневосточный государственный университет (г. Благовещенск, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОПОЕЗДОВ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ

Аннотация: в работе рассмотрены мониторинга которые способствуют в контроле ресурсе автопоездов, а также контроль безопасности.

Ключевые слова: полуприцепы, автопоезда, ГЛОНАСС, прогнозирование.

В современном мире область логистики играет ключевую роль в экономике, в силу чего вопрос о безопасности транспортных грузов выступает критически важным фактором. Полуприцепы выступают частью общей транспортной сети, и, следовательно, могут стать мишенью для угона и иных незаконных действий. Однако в связи с ростом технологий возникают новые способы защиты груза и транспортных средств. В данной статье будут рассмотрены некоторые современные системы безопасности для полуприцепов, их функционал, преимущества и недостатки, а также выявлены перспективы развития направления защиты полуприцепов [1].

С развитием систем спутникового мониторинга одним из современных средств обеспечения безопасности для полуприцепов выступают системы, использующиеся GPS и ГЛОНАСС. [5] Эти системы позволяют отслеживать местоположение, скорость, направление движения и другие требуемые параметры полуприцепа в режиме реального времени, предоставляя ценную информацию, благодаря чему осуществляется эффективная оптимизация

логистических процессов и повышение безопасности водителей полуприцепов и перевозимых ими грузов.

Основными компонентами общей системы спутниковой слежки на сегодняшний день являются:

GPS/ГЛОНАСС приемник: устройство, получающее поступающие от спутников сигналы и с их помощью определяющее координаты полуприцепа;

GSM/GPRS/LTE модуль: управляемый хостом модуль, обеспечивающий связь с сервером, осуществляет передачу данных о местоположении полуприцепа и иных параметрах безопасности;

Специальные датчики: измеряют дополнительные параметры, такие как температура и влажность окружающей полуприцеп среды, уровень топлива, состояние дверей и т.д.

Сервер: служебный компьютер, обрабатывающий поступающую от приемника информацию и осуществляющий ее хранение с возможностью доступа к ней через веб-интерфейс либо специальное мобильное приложение.

Принцип работы современных систем спутникового мониторинга заключается в следующем. Сначала GPS/ГЛОНАСС приемник получает сигналы от спутников на орбите Земли. Далее приемник вычисляет свои координаты (широту, долготу, высоту), основываясь на времени получения сигналов от спутников. После этого GSM/GPRS/LTE модуль отправляет данные о местоположении и других параметрах на сервер, где полученные данные обрабатываются, записываются в базу данных и становятся открытыми для доступа.

К преимуществам современных систем спутниковой слежки следует отнести, прежде всего, то, что отслеживание местоположения производится в режиме реального времени, что позволяет эффективно и вовремя контролировать маршрут, скорость и другие параметры движения. Также современные системы способны отправлять уведомления о нарушениях маршрута, превышении скорости, попытке несанкционированного доступа, возникающих неисправностях и других событиях. Использование

математического моделирования позволяет системам осуществлять анализ эффективности транспортных операций и оптимизировать маршруты и ресурсы (отслеживать расход топлива, состояние полуприцепа и другие параметры). Все это в совокупности позволяет оптимизировать работу всего транспортного парка.

Сравнивая между собой GPS и ГЛОНАСС, можно отметить, что система GPS - американская спутниковая система навигации с широким покрытием и длительным периодом эксплуатации спутников. В это же время ГЛОНАСС -российская спутниковая система навигации, преимуществами которой выступают высокая скорость приема сигнала и повышенной точностью в полярных регионах. В целом, обе системы спутниковой слежки GPS и ГЛОНАСС являются необходимым элементом современной логистики и безопасности полуприцепов. Системы позволяют отслеживать движение полуприцепа, контролировать груз, оптимизировать маршруты и тем самым повышать общий уровень безопасности транспортных операций.

Следующим современным средством для обеспечения защиты полуприцепов является использование систем видеонаблюдения. Прежде всего, на сегодняшний день это TrafficData [3].

Системы видеонаблюдения для полуприцепов - это мощный инструмент, позволяющий обеспечить безопасность груза, водителя и самого транспортного средства. Видеонаблюдение позволяет отслеживать ситуацию внутри и вне полуприцепа в режиме реального времени, фиксируя все происходящие события.

Основными элементы системы видеонаблюдения выступают:

Внутренние и наружные камеры с различным разрешением и углом обзора для освещения всех критических зон полуприцепа.

Система записи видео, осуществляющаяся путем перемещения записей в специально встроенный видеорегистратор либо в используемое облачное хранилище.

Разработанные веб-интерфейс или мобильное приложение для осуществления мониторинга в режиме реального времени.

Дополнительные функции системы видеонаблюдения, такие как датчики движения, система срабатывание тревоги, ночной режим съемки и так далее.

Преимуществами использования систем видеонаблюдения становится, прежде всего, своевременное предотвращение внештатных ситуаций, таких как кража груза или повреждения груза/ТС в процессе транспортировки. Видео запись может быть использована в качестве доказательства в случае возникновения спорных ситуаций.

В системах видеонаблюдения для полуприцепов на сегодняшний день специалисты особенно выделяют TrafficData. TrafficData - это компания, которая специализируется на разработке и внедрении инновационных решений для систем видеонаблюдения в транспортной отрасли. Приведем некоторые из ключевых разработанных компанией инноваций в сфере видеонаблюдения:

Технология «TrafficData AI», использующая искусственный интеллект для анализа видео записи и выявления потенциально опасных ситуаций, например, превышения скорости, неправильной парковки, неисправности освещения и т.д.

Система «TrafficData Fleet», позволяющая объединять получаемые видеозаписи с данными спутниковой слежки и иными источниками информации о полуприцепе, в целях получения более полной картины о работе полуприцепа.

Облачная платформа «TrafficData Cloud» - система хранения результатов видеонаблюдения, обеспечивающая безопасное хранение и доступ к видеозаписи из любого места в мире.

Возможность интеграции «TrafficData» с другими системами безопасности и логистическими платформами, что позволяет создать более полную и эффективную систему безопасности полуприцепа.

В целом, на сегодняшний день системы видеонаблюдения являются важной частью современной системы безопасности для полуприцепов. Инновационные решения, разработанные TrafficData, позволяют сделать процесс видеонаблюдения еще более эффективными и предоставить новые возможности для контроля и безопасности полуприцепов.

На сегодняшний день все еще остается на высоком уровне вероятность угона полуприцепов. С этой целью разрабатываются современные системы блокировки и иммобилизации для полуприцепов:. Такие системы призван предотвратить несанкционированное использование полуприцепов. Они препятствуют запуску двигателя или движению полуприцепа, ограничивая доступ к грузу. На сегодняшний день функционируют несколько видов таких систем [2]:

1. Механические блокирующие устройства. К таким системам можно отнести замки на сцепном устройстве, препятствующие отсоединению полуприцепа от тягача; система блокировки колес; система блокировки рулевого управления. Механические системы обеспечивают физическое воспрепятствование несанкционированным действиям, однако на сегодняшний день уступают иным, более инновационным системам.

2. Электронные системы блокировки и иммобилизации. Такие системы включают в себя электронные блокировочные устройства и иммобилайзеры. Преимуществами таких систем являются удобство использование и наличие многих других дополнительных функций (например, таких, как интеграция с другими системами безопасности и так далее), однако такие системы оказываются еще более уязвимыми к взлому чем механические системы.

3. Система блокировки складывания автопоезда на сегодняшний день выступает инновационным средством решения проблемы несанкционированных действий с полуприцепом [4]. Принцип работы такой системы основывается на том, что в конструкцию полуприцепа встраивается специальное устройство, которое препятствует складыванию автопоезда (то есть отсоединению полуприцепа от тягача). Такая система может быть механического типа (например, в виде специального замка, блокировщика сцепного устройства) либо электронного (например, система блокировки с использованием электромагнитных замков).

Преимуществами системы блокировки складывания выступает повышенный уровень безопасности, а также наличие дополнительной защиты

груза полуприцепа от кражи. Однако недостатки системы блокировки складывания обнаруживаются в высокой сложности установки и повышенной стоимости системы по сравнению с иными защитными системами.

Окончательный выбор системы защиты полуприцепа от угона будет зависеть от конкретных потребностей и имеющегося бюджета. На сегодняшний день рекомендуется использовать комплексный подход, предполагающий сочетание сразу нескольких видов вышеперечисленных систем в целях обеспечения максимальной защиты полуприцепа от угона и несанкционированного доступа к нему. В целом, современные технологии позволяют создать надежную и эффективную систему защиты от угона для полуприцепов.

Таким образом, подводя итоги исследования, можно отметить, что современные системы безопасности для полуприцепов значительно эволюционировали, и на сегодняшний день для них предложен комплексный подход к защите самого полуприцепа, а также водителя тягача, пассажиров и перевозимого груза. Каждая из рассмотренных выше систем направлена на достижение определенной цели безопасности полуприцепа. Так, системы спутниковой слежки и мониторинга предоставляют возможность отслеживания местоположения в реальном времени, а также производить оперативный анализ данных и в соответствии с ним оптимизировать логистику полуприцепа. Используемые современные системы видеонаблюдения, обеспечивающие видеозапись внутри и снаружи полуприцепа, на сегодняшний день подвержены инновационным решениям, основанным на использовании средств искусственного интеллекта. Защиту от угона и прочих несанкционированных действий с полуприцепом успешно обеспечивают современные системы блокировки и иммобилизации.

В целом, современные системы безопасности для полуприцепов содержат в себе широкий спектр функций и возможностей, позволяя создать комплексную защиту от различных видов угроз для полуприцепов. Однако при выборе такой системы защиты необходимо учитывать конкретные необходимые требования,

имеющийся бюджет, а также учитывать необходимость регулярного обслуживания и обновления используемых систем, особенно систем, использующих информационные технологии.

Исходя из анализа используемых для защиты полуприцепов современных технологий, можно выделить следующие перспективы развития систем безопасности:

Более широкое использование средств искусственного интеллекта, особенно в области анализа данных для различных систем безопасности полуприцепов. Это даст возможность предупреждать потенциально опасные ситуации для полуприцепов и оптимизировать работу с ними, принимая своевременно необходимые меры защиты.

Автоматизация процессов в сфере обеспечения безопасности прицепов, при которой системы безопасности обладают свойством самостоятельного реагирования на различные виды нарушений, например, автоматической блокировкой полуприцепа либо автономного оповещения служб безопасности.

Повышение функциональности и улучшение интерфейса разрабатываемых систем безопасности для полуприцепов, добавление в них новых функций и возможностей.

Представленные перспективы развития систем безопасности полуприцепов позволят увидеть в будущем инновационные системы, способные обеспечить высочайший уровень защиты самих полуприцепов, водителя и пассажира тягача, а также перевозимого груза. Все это приведет к повышению эффективности транспортных операций и созданию более безопасной и надежной среды для перевозки грузов в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стручев П.Р. Современные тенденции мониторинга сохранности грузов при автомобильных перевозках // Стручев П.Р. Инновации, наука, образование. 2021. № 37. С. 1371-1377;

2. Хусаинов Р.М. Предотвращение аварийных ситуаций при эксплуатации седельного тягача с полуприцепом // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2019. № 3 (82). С.22-35;

3. Чебыкин И.А. Автоматизация мониторинга дорожного движения с помощью компьютерного зрения // Мир транспорта. 2020. Т. 18. № 6 (91). С. 7487;

4. Пурусов Ю.М. Устройство, снижающее поперечные колебания автопоезда // В сборнике: Образование и наука: актуальные вопросы и перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2022. С. 35-37;

5. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (с изменениями и дополнениями), [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //base. garant .ru/12162134/

Glushchenko A.A.

Far Eastern State University (Blagoveshchensk, Russia)

MODERN SAFETY SYSTEMS FOR ROAD TRAINS: OVERVIEW AND COMPARISON

Abstract: the paper considers monitoring that contribute to the control of the resource of road trains, as well as safety control.

Keywords: semi-trailers, road trains, GLONASS, forecasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.