Научная статья на тему 'Современные семейные и детско-родительские отношения в контексте межкультурных различий'

Современные семейные и детско-родительские отношения в контексте межкультурных различий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1469
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ / РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / INTERCULTURAL DISTINCTIONS / MARRIAGE AGE / FAMILY ROLES / NUCLEAR FAMILY / EXPANDED FAMILY / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Маргун Ирина Павловна

В статье анализируются различия в представлениях о семейных и детско-родительских отношениях в России и за рубежом. Рассматриваются основные показатели, влияющие на институт семьи в современном обществе и их различия в России и других странах. Анализируются тенденции изменения детско-родительских отношений в связи с общими изменениями, происходящими с институтом семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FAMILY AND CHILD-PARENTAL RELATIONS IN A CONTEXT OF INTERCULTURAL DISTINCTIONS

The article analyzes distinctions in concepts about family and child-parental relations in Russia and abroad. The article discusses the basic parameters influencing families institute in the modern society and their distinctions in Russia and other countries. Tendencies of variation of child-parental relations in connection with the general variations occurring to family institute are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные семейные и детско-родительские отношения в контексте межкультурных различий»

УДК 159.92

СОВРЕМЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

© 2014 Е.А.Сорокоумова , И.П.Маргун

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова

Статья поступила в редакцию 30.10.2013

В статье анализируются различия в представлениях о семейных и детско-родительских отношениях в России и за рубежом. Рассматриваются основные показатели , влияющие на институт семьи в современном обществе и их различия в России и других странах. Анализируются тенденции изменения детско-родительских отношений в связи с общими изменениями , происходящими с институтом семьи.

Ключевые слова: межкультурные различия , возраст вступления в брак, семейные роли , нуклеарная семья , расширенная семья, семейные ценности.

Роль исследований в области межкультурных различий в представлениях о семье и браке, об отношениях между супругами , а также между родителями и детьми растет в связи с устойчивой тенденцией к глобализации и увеличению числа межнациональных браков.

В настоящей статье не рассматривается институт семьи в исламском мире, поскольку здесь было бы необходимо учитывать религиозную основу института брака, кардинально отличающуюся от христианской. Именно поэтому сравнительный анализ проводился только по странам христианского мира. Помимо этого , целесообразным являлось проанализировать отличия в семейных и детско-родительских отношениях в российских городах и сельской местности, поскольку различия в общественном и жизненном укладе в городе и на селе в нашей стране всегда были существенны.

Для выявления основных тенденций в супружеских и детско-родительских отношениях, а также во взглядах на институт семьи в России, нами был проведен опрос 100 супружеских пар в возрасте от 20 до 60 лет в Ростовской , Тверской , Курской , Белгородской областях , а также в Москве и Санкт-Петербурге. Полученные ответы сравнивались со статистическими показателями по европейским странам и США. Нами установлено, что на сегодняшний день существуют две основные модели, с помощью которых проводятся исследования межкультурных различий - это модель ценностных ориентаций А.Клакхона и Ф.Стродтбека , а также модель

° Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии. E-mail: CEA 51 @mail. ru

Маргун Ирина Павловна, ГБОУ СОШ №518, педагог-психолог, аспирант кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии. Е-mail: irinamargun@yandex. ru

изучения культурных ценностей Г.Хофстеде. А.Клакхон и Ф.Стротбек полагают , что ценностные ориентации, формирующие личность человека, являются сложными, сгруппированными в определенном порядке принципами, которые придают стройность и направленность мотивам мышления и деятельности в ходе решения разного рода проблем1. Если рассматривать модель ценностных ориентаций в контексте семейных и детско-родительских отношений, то необходимо отметить, что для части культур характерна в первую очередь потребность к активной деятельности, ориентация на прагматический подход и результаты деятельности. К таким культурам, в частности, относится североамериканская культура и культура ряда стран Западной Европы, в первую очередь Великобритании. При ориентации на активную деятельность, представители данной культуры, как правило, достаточно поздно в сравнении с жителями России обзаводятся семьей. Нельзя не отметить, что в 2000-е годы в крупных городах России наметилась тенденция к принятию западной модели, т.е. общество постепенно начало ориентироваться на активную деятельность. Исходя из этого, увеличился средний возраст вступления в брак. В настоящее время он составляет 24 года для женщин и 27 для мужчин2 , что существенно ниже среднего возраста вступления в брак в Европе (например , в Скандинавских странах этот показатель составляет 32 года , во Франции и Испании - 31 год , в Германии и Швейцарии -30 лет), однако выше , чем тот же показатель по

1 Kluckhohn Fl., Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. - New York: Row Peterson , and comp., 1961.

2 Браки и разводы в России в 2010 - 2011 годах (стати-

стика и динамика) [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.conferancie.ru/sovietys /braki-i-raz-vody-v-rossii-2010-2011-statistika-i-dinamika (Дата обращения 30.10.2013).

России в конце ХХ века (22 года для женщин и 25 лет для мужчин). Надо отметить , что на возраст вступления в брак в России в гораздо большей степени , чем в европейских странах , влияет место проживания. Особенно это справедливо в отношении женщин. В сельской местности женщины традиционно вступают в брак гораздо раньше , чем в крупных городах. Происходит это , прежде всего , потому , что в крупном городе у девушки имеется больше возможностей для продолжения образования и построения карьеры , тогда как у сельской девушки , если она не планирует уехать учиться в город , эти возможности ограничены.

Модель культурных ценностей Г.Хофстеде строится на предположении , что для каждой культуры характерны свои показатели следующих параметров: дистанция власти (восприятие различий статуса), склонность к индивидуализму или коллективизму, склонность к мужественности или женственности (распределение ролей в обществе), неприятие неопределенности, преобладание долгосрочной или краткосрочной ориентации3. Россия является страной с высоким уровнем дистанции к власти, склонностью к коллективизму, мужественности, низкой толерантностью к неопределенности и наличием краткосрочной ориентации. Исходя из этого , в обществе сохраняется тенденция к неприятию неравных браков, в особенности, если в этом браке имеется то или иное превосходство женщины над мужчиной (например, более высокий уровень образования, лучшее материальное положение, более высокий социальный статус). Помимо этого, в обществе по-прежнему сильны традиционные представления о гармоничном брачном союзе, и любые отступления от этих представлений рассматриваются как отклонения от нормы. Под подобные отклонения попадают, в частности , следующие ситуации: 1) женщина старше мужчины (при условии, если разница в возрасте составляет 10 лет и более); 2) женщина занимается карьерой,а мужчина воспитывает детей; 3) женщина и мужчина отказываются от рождения детей, поскольку имеют иные ценности и не скрывают их;

В большинстве европейских стран (например, Скандинавии , Великобритании) перечисленные ситуации являются обычными и не вызывают неприятия подобного тому, какое часто встречается в России,особенно в сельской местности.

Мы установили, что пары, в которых женщина старше мужчины на 10 лет и более, вызывают осуждение в 70% случаев у жителей сельской местности и только в 20% случаев у жителей

3 Hofstede G. Culture's Consequences , Comparing Values , Behaviors,Institutions,and Organizations across nations. -Thousand Oaks CA: Sage Publications,2001.

Москвы и Санкт-Петербурга. В 85% случаев сельское общество осуждает мужчин, которые не работают, а занимаются воспитанием детей, тогда как женщина в это время реализуется в профессиональном плане. В России традиционно сильны представления о женщине, как хранительнице домашнего очага4. Создание семьи и воспитание детей расценивается многими женщинами, как способ самореализации. Ради семьи женщины зачастую отказываются от профессиональной карьеры. При условии удачного выбора супруга, брачно-семейные отношения могут способствовать самоактуализации жен-щины5.

В Москве и Санкт-Петербурге превалирует другая точка зрения - осуждению мужчины-домохозяйки вызывают в 45% случаев. Это обусловлено, в первую очередь, наметившейся в 2000-е годы тенденцией к росту карьерных амбиций у женщин в крупных городах, что привело к постепенному изменению традиционного распределения ролей в семьях.

Помимо этого, необходимо отметить, что согласно опросу жителей сельской местности, в 60% случаев осуждению подвергаются пары , отказывающиеся от рождения детей по причинам, не связанным с состоянием здоровья или отсутствием достаточной материальной базы. Среди пар Москвы и Санкт-Петербурга осуждают childfree пары только 20% опрошенных.

Современное состояние семьи как института невозможно рассматривать, не касаясь проблемы разводов. Конец ХХ и первое десятилетие XXI века были отмечены ростом числа разводов во всем мире6. Увеличение числа разводов особенно характерно для культур с тенденцией к неприятию неопределенности. Излишнее беспокойство о своем будущем, вызванное личностными или социальными причинами, заставляет людей делать его более определенным. В таких культурах люди скорее решаются на развод в случае, если в семье складывается деструктивная ситуация. Помимо этого , если ранее от желания развестись супругов могли удержать религиозные соображения, то с конца ХХ века растет число атеистов, отказывающихся от вмешательства в церкви в свои семейные отношения. Эта тенденция особенно характерна для Великобритании и Скандинавии. За последний

4 Сорокоумова Е.А., Вахрушина М.О. Понимание , самопознание и самореализация современной женщины в семье // Инициативы XXI века. - 2012. - №3. - С. 94 - 96.

5 Сорокоумова Е.А.,Вахрушина М.О. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 15. -№2(2). - С. 403 - 408.

6 Браки и разводы в России в 2010 - 2011 годах.....

10 лет в Великобритании число людей, исповедующих христианство, сократилось на 12%, в настоящее время верующими себя считают только около половины британцев, христианство больше не является обязательной и обусловленной культурными традициями религией в Англии и Уэльсе. В Ирландии, традиционно одной из стран Европы с наиболее высоким процентом верующего населения, с начала 2000 года наметился стремительный рост числа атеистов. В настоящее время к атеистам себя причисляют порядка 45% населения страны. Что касается

Скандинавии, то, например, в Норвегии верующими себя считают только 29% населения страны. Швеция является одной из самых атеистических стран мира, процент верующего населения в стране составляет около 23%. Несмотря на рост числа атеистов в европейских странах, остается справедливым утверждение, что чем более религиозной является страна, тем меньше разводов в ней происходит. Помимо этого , в некоторых странах разводы запрещены законодательно. К таким странам,в частности,относится Мальта.

70 60 504030 2010

Москва

Санкт-Петербург

Провинция

□ Карьера

□ Семья

Рис. 1. Выбор в пользу семьи и карьеры у российских женщин

В России традиционно число верующих больше в сельской местности, однако это не значит , что число разводов среди городских жителей выше именно по этой причине. В большинстве случаев отказ от развода даже при деструктивной ситуации в семье в сельской местности определяется экономическими причинами (женщина не видит возможности содержать себя и детей в случае развода), а также социальными причинами (традиционно негативное отношение к разведенным женщинам). При этом, по данным 2012 года, Россия находилась на 2-м месте в Европе по количеству разводов (5 разводов на 1000 населения)7 , уступая только Украине (5.3 развода на 1000 населения). Меньше всего разводов происходит в странах бывшей Югославии - Черногории (0.7), Македонии (0.6) и Боснии и Герцеговине (0.3). По данным 2011 года , в России было зафиксировано 550673 развода, что составляет 104.4% от показателя 2010 года - 527292 развода.

В европейских странах, согласно статистике, большинство разводов приходится на 5-й - 9-й годы семейной жизни. Это совпадает с данными по России (Рис.2). Еще одной важной тенденцией развития семейных отношений во многих странах мира является законодательное закреп-

ление возможности однополых браков и усыновления детей такими семьями. Среди стран,в которых однополые браки разрешены, можно выделить следующие: Нидерланды (с 1 апреля 2001), Бельгия (с 1 июня 2003), Испания (с 3 июля 2005), Канада (с 20 июля 2005 на общефедеральном уровне), ЮАР (с 1 декабря 2006), Норвегия (с 1 января 2009), Швеция (с 1 мая 2009), Португалия (с 5 июня 2010), Исландия (с 27 июня 2010), Аргентина (с 22 июля 2010), Франция (с 23 апреля 2013 года). В ряде стран однополые браки закреплены не на федеральном уровне, а на отдельных территориях (США, штат Массачусетс). В России законодательное закрепление возможности однополых браков не представляется возможным, прежде всего в связи с низким уровнем терпимости к гомосексуализму в российском обществе.

Существенным отличием семейных отношений в России и Западной Европы является то, что в большинстве европейских странах (за исключением Италии и некоторых других), семья всегда является нуклеарной. В России семья в большинстве случаев расширенная. Проведенный нами опрос показал, что как в городе, так и в сельской местности большая часть респондентов считают нормой совместное проживание родителей и детей после того, как дети создали

7 Браки и разводы в России в 2010 - 2011 годах

свою семью.

0

до 1 года I от 1 года до 2 лет от 3 до 4 лет от 5 до 9 лет от10 до 19 лет 20 и более лет

Рис. 2. Статистика продолжительности семейной жизни до развода в России

80706050403020100

ъ

□ За проживание с родителями

□ Против проживания с родителями

Городские Сельские пары пары

Рис. 3. Отношение

к проживанию с родителями одного из супругов у российских семейных пар

Однако , нужно отметить , что причины , побуждающие молодые семьи жить с родителями в городе и сельской местности различны. В сельской местности это, как правило , определяется традициями , согласно которым супруг приводит молодую жену в свой дом, она начинает называть отцом и матерью его родителей и младшее поколение живет в соответствии с правилами, принятыми в семье родителей молодого супруга. Возможно и проживание с родителями жены, но оно, как правило, обусловлено экономическими причинами или необходимостью помощи с детьми. В городе проживание молодой семьи с родителями в первую очередь обуславливается экономическими причинами. Купить квартиру молодой семье в крупном городе практически невозможно , съем жилья существенно сказывается на материальном положении, особенно в случае , если появляются дети. В такой ситуации проживание с родителями становится опти-

мальным вариантом. Если рассматривать отличия в детско-родительских отношениях в российских и западноевропейских семьях, то прежде всего необходимо сказать, что если тенденция к увеличению числа семьей с одним ребенком или без детей , характерна и для Западной Европы , и для России , то ситуация с многодетными семьями различна. В Западной Европе число многодетных семей увеличивается, а в России уменьшается. Доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6% от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6% от числа семей с детьми. Численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне. Распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации , входящих в Южный

федеральный округ , характеризуется традици- ных семей в Российской Федерации; семьи с

онно высоким уровнем многодетности. Отмеча- пятью и более детьми составляют 7,7% от обще-

ется преобладание многодетных семей с тремя го количества многодетных семей. детьми — 75% от общего количества многодет-

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Отношение к физическим наказаниям детей

Рис. 4. Отношение к физическим наказаниям детей у российских супружеских пар

В странах Западной Европы показатели многодетных семей составляют в среднем 15%. Более высокий показатель многодетных семей в Европе определяется несколькими параметрами. Существует серьезная государственная поддержка многодетных семей (материнский капитал выплачивается в большинстве стран при рождении первого ребенка, а не второго, как принято в России8). Предусмотрены налоговые льготы для многодетных семей. Имеются более широкие возможности льготного медицинского обслуживания, а также предоставления места в детском саду и школе. Отмечается более высокий в сравнении с Россией уровень детских пособий (в Германии 154 евро на ребенка при условии наличия трех детей , а также 179 евро на каждого последующего). Определяющим является и наличие в некоторых странах (например, в Швеции) прогрессивного пособия для многодетных семей, размер которого увеличивается с рождением каждого последующего ребенка, а также наличие социальных бонусов (в Финляндии «пакет для новорожденного , содержащий все, что требуется ребенку в течение первого года жизни). В ряде стран предусмотрено снижение пенсионного возраста матерей на год с рождением каждого последующего ребенка (Чехия).

8 Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008- 2015 гг (проект) [Электронный ресурс] режим доступа http: / / www.semva-rastet.ru/razd/proekt gosudarstvennoij

programmy podderzhki mnogodetnykh semejj / (30.10.2013)

Анализ детско-родительских отношений в России и западноевропейских странах позволил выявить несколько существенных различий. Прежде всего, нельзя не отметить большую вовлеченность российских родителей в жизнь их детей после достижения последними 18-летнего возраста. Для европейских стран и США традиционным является начало самостоятельной жизни и проживание отдельно от родителей с момента поступления девушки или молодого человека в колледж. Даже в том случае , когда он или она не имеют собственного жилья и не имеют возможности снимать жилье в одиночку, они объединяются группой и снимают жилье сразу на несколько человек. В России юноши и девушки, если они не вынуждены проживать в общежитии из-за отъезда на учебу в другой город, предпочитают жить с родителями вплоть до окончания учебного заведения или до создания семьи, если это происходит во время учебы в институте. Несмотря на то, что с начала 2000-х годов наметилась тенденция к росту числа проживающих отдельно от родителей студентов, однако ее еще нельзя рассматривать как существенно влияющую на общую ситуацию.

В России, более чем в Западной Европе и США, родители стремятся поддерживать своих детей материально после достижения последними 18-летия. Западноевропейские и американские студенты зачастую начинают трудовую деятельность одновременно с началом самостоятельной жизни отдельно от родителей. В России, даже если ребенок проживает отдельно, родители часто продолжают помогать ему матери-

ально, оплачивать жилье и учебу. Активно помогают родители своим детям и тогда, когда те уже создали свою семью и имеют собственных детей. В России детям в большей степени требуется одобрение родителей при выборе спутника жизни. Нередки случаи , когда родители могут запретить своему взрослому ребенку встречаться или создавать семью с неподходящим , с точки зрения родителей , человеком. Авторитет родителей настолько силен, что зачастую именно их точка зрения становится определяющей. В Западной Европе юноши и девушки легче делают свой выбор,не опираясь на мнение родителей. Исключение составляют такие страны, как Италия и постсоветские государства (Украина , Белоруссия). Также для России , в большей степени, чем для стран Западной Европы , характерно одобрение физических наказа-

ний детей. Проведенный нами опрос 100 супружеских пар позволил выявить следующее (Рис.4). При этом , подобное отношение к физическим наказаниям характерно как для городских, так и для сельских супружеских пар, нами не было выявлено существенного различия во взглядах по данному вопросу в зависимости от места проживания.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что различия во взглядах на супружеские и детско-родительские отношения в России и зарубежных странах достаточно многочисленны. Объясняются они как социально-экономической, так и исторической ситуацией развития. Однако, по мере глобализации, с учетом все большей интеграции культур, можно ожидать, что эти различия будут постепенно нивелироваться.

MODERN FAMILY AND CHILD-PARENTAL RELATIONS IN A CONTEXT OF INTERCULTURAL DISTINCTIONS

© 2014 E.A.Sorokoumova,I.P.Margun° Sholokhov Moscow State University for the Humanities

The article analyzes distinctions in concepts about family and child-parental relations in Russia and abroad. The article discusses the basic parameters influencing families institute in the modern society and their distinctions in Russia and other countries. Tendencies of variation of child-parental relations in connection with the general variations occurring to family institute are analyzed.

Keywords: intercultural distinctions ,marriage age ,family roles,nuclear family,expanded family, family values.

Elena Aleksandrovna Sorokoumova, Doctor of psychological sciences, Professor of Department of social and pedagogical psychology, Faculty of psychology. E-mail: CEA51 @mail. ru Irina Pavlovna Margun, Postgraduate student of Department of social and pedagogical psychology, Faculty of psychology. E-mail: irinamargun&uandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.