Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / высшее образования / новации / модернизация / модернизация системы образования / риски / гуманитарные дисциплины / профессорско-преподавательский состав высшей школы / education / higher education / innovations / modernization / modernization of the education system / risks / Humanities / teaching staff of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Галина Ивановна, Колесина Карина Юрьевна, Самыгин Сергей Иванович

Образование – это драйвер социально-экономического развития государства. Авторы статьи в своем исследовании делают акцент на том, что трансформация системы высшего образования требует определенных изменений в работе профессорско-преподавательского состава вузов, особенно это касается преподавателей гуманитарных дисциплин. Процессы трансформации, которые происходят в настоящее время в системе высшего образования, вносят различную степень неопределенности в жизнь участников образовательного процесса, что ведет к различному роду рисков. Авторы статьи выделяют организационно-управленческие риски, информационные риски, компетентностные риски, экономические риски, трудовые риски, отмечая, что любой риск – это фактор, который побуждает преподавателей гуманитарных дисциплин к поиску вариантов адаптации к новым условиям существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Галина Ивановна, Колесина Карина Юрьевна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RISKS OF TEACHERS OF THE HUMANITIES OF HIGHER EDUCATION IN THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

Education is a driver of social and economic development of the state. The authors of the article in their research emphasize that the transformation of the higher education system requires certain changes in the work of the teaching staff of universities, especially for teachers of Humanities. The transformation processes that are currently taking place in the higher education system introduce different degrees of uncertainty in the lives of participants in the educational process, which leads to different types of risks. The authors of the article identify organizational and managerial risks, information risks, competence risks, economic risks, labor risks, noting that any risk is a factor that encourages teachers of Humanities to search for options for adaptation to new conditions of existence.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПУБЛИКАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ КНИГУ ГОДА

СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Колесникова Галина Ивановна

доктор философских наук, профессор, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецкая Народная Республика (г. Донецк), e-mail:galina_ivanovna@kolesnikova.red

Колесина Карина Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), e-mail: karina379@yandex.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону), е-mail: darya.maksimovich@ gmail.com

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10093

Аннотация:

Образование - это драйвер социально-экономического развития государства. Авторы статьи в своем исследовании делают акцент на том, что трансформация системы высшего образования требует определенных изменений в работе профессорско-преподавательского состава вузов, особенно это касается преподавателей гуманитарных дисциплин. Процессы трансформации, которые происходят в настоящее время в системе высшего образования, вносят различную степень неопределенности в жизнь участников образовательного процесса, что ведет к различному роду рисков. Авторы статьи выделяют организационно-

управленческие риски, информационные риски, компетентностью риски, экономические риски, трудовые риски, отмечая, что любой риск - это фактор, который побуждает преподавателей гуманитарных дисциплин к поиску вариантов адаптации к новым условиям существования.

Ключевые слова: образование, высшее образования, новации, модернизация, модернизация системы образования, риски, гуманитарные дисциплины, профессорско-преподавательский состав высшей школы.

MODERN RISKS OF TEACHERS OF THE HUMANITIES OF HIGHER EDUCATION IN THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

Kolesnikova Galina Ivanovna

Doctor of Philosophy, Professor, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk People's Republic (Donetsk), e-mail:galina_ivanovna@kolesnikova.red

Kolesina Karina Yurievna

Doctor of Pedagogics, Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don), e-mail: karina379@yandex.ru

Samygin Sergey Ivanovich

Doctor of Sociology, Professor, Rostov State Economic University, e-mail: darya.mak-simovich@gmail.com

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10093

Annotation:

Education is a driver of social and economic development of the state. The authors of the article in their research emphasize that the transformation of the higher education system requires certain changes in the work of the teaching staff of universities, especially for teachers of Humanities. The transformation processes that are currently taking place in the higher education system introduce different degrees of uncertainty in the lives of participants in the educational process, which leads to different types of

risks. The authors of the article identify organizational and managerial risks, information risks, competence risks, economic risks, labor risks, noting that any risk is a factor that encourages teachers of Humanities to search for options for adaptation to new conditions of existence.

Key words: education, higher education, innovations, modernization, modernization of the education system, risks, Humanities, teaching staff of higher education.

Внутренняя социальная стабильность государства и его позиции на мировой арене зависят от многих факторов, одним из которых является состояние системы образования в стране. Качественная образовательная система государства - это хороший драйвер социально-экономического развития страны. Вклад в образование со стороны государства - это эффективные инвестиции в человеческий капитал, что ведет к росту доходов населения и способствует развитию экономики страны. В связи с этим, в Указе Президента Российской Федерации №№ 204 от 8 мая 2018 [1] года были обозначены основные направления развития нашей страны на период до 2024 года, среди которых реализация приоритетного национального проекта «Образование» [2]. Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Внесение изменений в образовательные программы высшего образования влечет за собой трансформацию всей образовательной среды высшей школы: утверждение новых федеральных государственных образовательных стандартов по всем направлениям обучения на уровнях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, изменение учебных планов, включение онлайн курсов в основные образовательные программы, внедрение дистанционных форм обучения, введение индивидуальной траектории обучения, расширение академической мобильности студентов, оптимизация кадрового состава высшей школы, что в свою очередь требует определенных изменений в работе профессорско-преподавательского состава вузов. Повышается потребность в социологической рефлексии трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава в контексте модернизации системы высшего образования в России.

Вопросам модернизации системы образования посвящено множество работ отечественных ученых, занимающихся вопросами социологии образования. Выделим наиболее разработанные направления в рамках социологии образования: комплексный анализ функций института образования [3,4], институциональные изменения в российской системе высшего образования, выраженные в объединении вузовского и послевузовского образования, реализации стратегии непрерывного образования, стремлении ориентироваться на современный рынок труда [5],

трансформация социальных функций образования в контексте модернизации системы образования [6,7,8], значимость социального управления в сфере образования [9,10], компетентностный подход к деятельности преподавателя [11], статус преподавателей высшей школы [12].

Процессы трансформации, которые происходят в настоящее время в системе высшего образования, вносят различную степень неопределенности в жизнь участников образовательного процесса, что ведет к различному роду рисков. В связи с этим, многие исследователи обращаются к рискогенной среде в образовательном процессе. На основе культурно-символической теории М. Дугласа и А. Вилдавски, теории систем Н. Лумана, модернистской теории Э. Гидденса, концепции «общества риска» У Бека исследователи выделяют виды существующих рисков, описывают их отличительные черты, рассматривают факторы, вызывающие их появление [13,14].

Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросы высшего образования являются актуальными в настоящее время и вызывают интерес среди ученых социально-гуманитарного направления. Также можно выделить многоплановость направлений в сфере социологии образования. Но поскольку модернизация системы образования активно продолжается и сегодня, то важно проследить реакцию профессорско-преподавательского состава высшей школы на данные изменения, а именно выяснить с какими рисками сталкиваются преподаватели высшей школы.

О задачах профессионального образования нам позволяет судить институциональный подход (Э. Дюркгейм, М. Вебер). В рамках данной концепции происходит рассмотрение существующих в образовательном процессе норм и правил, которые регулируют отношения между действующими акторами образовательного процесса, что позволяет дать оценку принимаемым решениям на различных уровнях образовательных структур.

Структурно-функциональный подход позволяет определить основные признаки и функции действующей системы образования (Э. Дюркгейм и Т. Парсонс), но меняющиеся условия современного общества подталкивают нас к тому, что важно исследовать систему образования при помощи мультипарадигмального подхода.

В рамках данного исследования, где нам важно определить риски преподавателей высшей школы в условиях модернизации российской системы образования, важно обратиться к модернистской концепции риска Э. Гидденса и теории детерминации человеческого поведения А. Маслоу, что позволит рассмотреть специфику рисков преподавателей высшей школы.

Появлению новых знаний и новых технологий в рамках образовательного процесса способствует технологический прогресс наряду с процессом глобализации. Образовательная среда становится более мобильной, а преподавательский состав высшей школы погружается в трансформационные процессы системы образования и вынужден менять свои социальные установки и корректировать социально-профессиональное поведение, что ведет к появлению рискогенной среды.

В связи с тем, что федеральные государственные образовательные стандарты меняются и корректируются, претерпевают изменения и учебные планы основных образовательных программ, реализуемых вузом. В настоящее время обязательным компонентом структуры образовательной программы являются две гуманитарные дисциплины: философия и история, а вот социология и политология выступают в качестве выборных и могут быть вовсе исключены из учебного плана программы. Данные тенденции подтолкнули нас к тому, что наибольшее количество рисков испытывают именно преподаватели гуманитарных дисциплина в высшей школе, что и делает их объектом нашего исследования.

Термин «риск» активно используется как в научной литературе, но до сих пор не сложилось однозначной интерпретации данного понятия. Активное исследование рисков началось в конце XIX - начале XX вв. [15]. Общенаучное понимание риска заключается в образе действий в неопределенной обстановке [16]. Трансформационные процессы, происходящие в мире, приводят ученых к исследованиям в рамках организации жизнедеятельности конкретных субъектов в обществе риска. Особенность социологической трактовки риска заключается в целостном рассмотрении данного феномена. С точки зрения социологии риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели [17]. У риска существует два аспекта - средовой и деятельностный. Средовой аспект касается условий жизнедеятельности социальных субъектов в ситуации неопределенности, а деятельностный направлен на осуществление выбора в этих условиях [18]. Основываясь на данных аспектах, мы рассмотрим современные риски преподавателей гуманитарных дисциплин в высшей школе.

Мы уже отметили, что изменение федеральных государственных образовательных стандартов ведет к трансформации структуры учебного плана, слиянию дисциплин гуманитарного блока в один модуль, чаще всего социально-экономический, что в свою очередь ведет к снижению учебной нагрузки преподавателей гуманитарных дисциплин, а в дальнейшем и оптимизации кадрового состава высшей школы. То есть один из рисков, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплина в высшей школе - это организационно-управленческий риск, связанный с сокращением аудиторной нагрузки профессорско-преподавательского состава и т.н. оптимизацией кадрового состава вуза. Но любой риск - это фактор, который побуждает преподавателей к поиску вариантов адаптации к новым условиям существования. Организационно-управленческие риски изменяют деятельность всех субъектов образовательного процесса от студенческой молодежи до преподавателей [19, 20, 21], побуждают последних к активизации, в частности, разработке новых дисциплин в соответствии с потребностями образовательных программ и рынка труда.

В связи с тем, что Россия взяла курс на прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации, информационные

технологии активно проникают в жизнь общества, а также становятся неотъемлемой частью процесса образования [22], возникают информационные риски, связанные с низким качеством освоения новых технических средств преподавателями гуманитарных дисциплин. Преподавателям высшей школы необходимо активно использовать информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе: применение мультимедийных средств в процессе обучения, введение онлайн курсов в учебный план, использование балльно-рейтинговой системы при выставлении оценок, использование корпоративной почты при переписке с обучающимися, что подталкивает преподавателей гуманитарных дисциплин осваивать новые информационно-коммуникативные компетенции, позволяющие преподавателю быть профессионалом своего дела.

В связи с тем, что современный преподаватель высшей школы активно должен заниматься научной деятельностью, издавать публикации в зарубежных наукоемких базах Scopus и Web of Science, что требует огромных трудовых и материальных затрат от преподавателей и влечет за собой возникновение компетентностных рисков. Преподавателям гуманитарных направлений трудней, чем преподавателями естественно-технического направления продвигать результаты своих исследований, так как происходит сокращение финансирования грантовой деятельности, что усиливает конкуренцию и уменьшает шансы получить финансовую поддержку от грантовых фондов. Но стоит отметить, что это стимулирует многих преподавателей развивать свою научно-исследовательскую компетенцию, подталкивает искать актуальные проблемы для современного общества и предлагать стратегии решения по данным вопросам. Не повышая научно-исследовательские компетенции, преподаватель рискует оказаться безработным при наличии высокого уровня образования и опыта преподавания в вузе.

Также нельзя не отметить экономические риски. На появление новых рисков у научно-педагогических работников вузов влияет экономическое обеспечение своей профессиональной деятельности. Объемы финансирования государством высшего образования снижается, что особо затрагивает гуманитарные направления, а в таких условиях каждый преподаватель гуманитарных дисциплин должен своей профессиональной деятельностью способствовать укреплению финансового положения вуза. Появление данного риска способствует разработке и открытию преподавателями высшей школы новых программ повышения квалификации, программ дополнительного профессионального образования, летних школ для обучающихся вузов. Также у преподавателей гуманитарных дисциплин появляется стимул для создания новых образовательных программ (на коммерческой основе), выпускники которых станут востребованными специалистами на рынке труда.

К трудовым рискам можно отнести переход преподавателей высшей школы на эффективные трудовые контракты, что стимулирует каждого специалиста повышать свой уровень компетенций, проходить повышение квалификации, активно участвовать в общественной и научной жизни вуза.

Таким образом, у преподавателей гуманитарных дисциплин в высшей школе в

рамках модернизации системы высшего образования мы выделили организационно-управленческие риски, информационные риски, компетентностные риски, экономические риски, трудовые риски. Отметим, что степень свободы профессорско-преподавательского состава в связи с выделенными рисками постепенно ограничивается. Но, на наш взгляд, пока существует относительная самостоятельность в выборе вариантов разрешения возникающих рисков, то преподаватели гуманитарных дисциплин высшей школы будут осуществлять поиск путей повышения качества учебного процесса и результативности научно-исследовательской работы. Исходя из этого, успех внедрения новаций, возникающих в условиях модернизации системы российского образования, их принятия в качестве нормы со стороны профессорско-преподавательского состава зависит от реализации личностного, трудового и интеллектуального потенциала каждого преподавателя, их готовности участвовать в осуществлении трансформаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный проект «Образование» URL: https://edu.gov.ru/national-project/

2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 8 мая 2018 URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Мосиенко О.С. Социальные функции института образования: теоретико-методологические подходы к исследованию // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/sotsialnye-funktsii-instituta-obrazovaniya-teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu (дата обращения: 7.03.2020).

4. Колесникова Елена Юрьевна Концепция социоструктурной функции образования в контексте его современной модернизации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2011. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sotsiostrukturnoy-funktsii-obrazovaniya-v-kontekste-ego-sovremennoy-modernizatsii (дата обращения: 11.03.2020).

5. Старыгина А.М. Институциональные изменения в Российской системе высшего образования в контексте модернизации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. №2 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-izmeneniya-v-rossiyskoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii (дата обращения: 10.03.2020).

6. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под

ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.

7. Дадаева Т.М., Фпдеева И.М. Реформа высшей школы: парадоксы и тупики институциональных изменений // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5 (92-93). С. 28-35.

8. Колесникова Г.И., Коновалова А.В. Состояние образовательной системы в современном российском обществе: проблемы и решение (или «Кто виноват?» и «Что делать?»)/ Гуманизация образования, 2018. № 3. 134 с. С. 9-15.

9. Леньков Р.В. Социальное управление в системе высшего образования: теория и методология: монография // Государственный университет управления. М.: ГУУ, 2013. 154 с.

10. Колесникова Г.И., Самыгин С.И., Загутин Д.С. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом (учебное пособие для студентов вузов (магистры)) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-2. С. 217-219

11. Резник С.Д., Вдовина О.А. Профессиональные компетенции преподавателя высшего учебного заведения: система формирования и развития: моногр. Пенза: ПГУАС, 2015. 140 с.

12. Ильина И. Ю. Занятость и статусные характеристики преподавателей российских вузов // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 5 (124). С. 34-41.

13. Зубок Ю. А. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 33.

14. Лоскутова И.М. Образовательное пространство в обществе риска: монография. Москва: Прометей, 2011. 210 с.

15. Матвеенко Ю. И. Современные подходы к изучению риска // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 165-173.

16. Джус И. В. Политические риски: оценка, анализ и управление. М., 2004.

С. 11.

17. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. С. 19.

18. Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления: монография. 2016./Под ред. Ю. А. Зубок. Белгород: ООО «Эпицентр». 208 с.

19. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., Kasyanov V.V., Chapurko T.M., Pavlenko I.I., Samygin S.I. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 5. P. 602-609.

20. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don). Health Risk Analysis / N.Kh. Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu. Eliseeva. 2017. № 4. С. 66-75.

21. Gafiatulina N.Kh., Makadei L.I., Gluzman I.V., Lozhechkina A.D., Volkova

L.A., Bandurin A.P. (2019). Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 293 - 300.

22. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/57425 (Дата обращения: 11.03.2020)

REFERENCES

1. National project «Education» https://edu.gov.ru/national-project/

2. Decree of the President of the Russian Federation On National Goals and Strategic Tasks of the Development of the Russian Federation for the Period Until 2024 No. 204 dated May 8, 2018 http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Mosienko O.S. Social functions of the institute of education: theoretical and methodological approaches to research // News of universities. North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2012. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-instituta-obrazovaniya-teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu (accessed: 07.03.2020).

4. Kolesnikova Elena Yuryevna The concept of the sociostructural function of education in the context of its modernization // News of universities. North Caucasus region. Series: Social Sciences. 2011. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-sotsiostrukturnoy-funktsii-obrazovaniya-v-kontekste-ego-sovremennoy-modernizatsii (accessed: 11.03.2020).

5. Starygina A.M. Institutional changes in the Russian system of higher education in the context of modernization // Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies. 2017. No2 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-izmeneniya-v-rossiyskoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii (accessed: 10.03.2020).

6. Modernization of Russian education: problems and prospects / ed. M.K. Gorshkova and F.E. Sheregi. M .: TsSPiM, 2010.352 pp. 83

7. Dadaeva T.M., Fpdeeva I.M. Higher School Reform: Paradoxes and Deadlocks of Institutional Change // University Management: Practice and Analysis. 2014. No. 4-5 (92-93). Pp. 28-35.

8. Kolesnikova G.I., Konovalova A.V. The state of the educational system in modern Russian society: problems and solutions (or "Who is to blame?" And "What should I do?") / Humanization of education, 2018. No. 3. 134 p. Pp. 9-15.

9. Lenkov R.V. Social management in higher education: theory and methodology: monograph // State University of Management. M .: GUU, 2013. 154 p.

10. Kolesnikova G.I., Samygin S.I., Zagutin D.S. Organization of research and teaching activities in the field of personnel management (study guide for university students (masters)) // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 8-2. Pp. 217-219

11. Reznik S.D., Vdovina O.A. Professional competencies of a teacher of a higher educational institution: system of formation and development: monograph. Penza: PGUAS, 2015. 140 p.

12. Ilyina I. Yu. Employment and status characteristics of teachers of Russian universities // Social policy and sociology. 2017.Vol. 16. No. 5 (124). Pp. 34-41.

13. Tooth Yu. A. Risk in the field of youth education: institutional and self-regulatory mechanisms of management // Educational issues. 2008. No. 4. Pp. 33.

14. Loskutova I.M. Educational space in a risk society: monograph. Moscow: Prometheus, 2011.210 p.

15. Matveenko Yu. I. Modern approaches to the study of risk // Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences. 2012. No. 1. Pp. 165-173.

16. Jus I. V. Political risks: assessment, analysis and management. M., 2004.S. 11.

17. Algin A. P. Risk and its role in public life. M., 1989. Pp. 19.

18. Risks of a transforming living environment: a problem of research and management: a monograph. 2016./Upd. Yu. A. Zubok. Belgorod: Epicenter LLC. 208 p.

19. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., Kasyanov V.V., Chapurko T.M., Pavlenko I.I., Samygin S.I. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T. 8. № 5. P. 602-609.

20. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don). Health Risk Analysis / N.Kh. Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu. Eliseeva. 2017. № 4. C. 66-75.

21. Gafiatulina N.Kh., Makadei L.I., Gluzman I.V., Lozhechkina A.D., Volkova L.A., Bandurin A.P. (2019). Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T. 8. № 2.1. C. 293 - 300.

22. "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" [Electronic resource] // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news / 57425 (Date of treatment: 11.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.