Научная статья на тему 'Современные проблемы здоровья человека'

Современные проблемы здоровья человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8130
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / SANITARY GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пасмурова Л.Э.

В данной статье рассматривается здоровье как один из важнейших жизненных ценностей. Исторически всегда стояла проблема обеспечения его высокого уровня. Сейчас активно проявляются четыре аспекта этой проблемы: а) личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью; б) общественная значимость состояния здоровья каждого индивида и населения в целом; в) формирование действенных систем обеспечения здоровья (укрепления, сохранения, восстановления); г) самоподготовка и государственная подготовка «строителей» здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEN HEALTH PROBLEM

This article tells about the health as the one of the major life value. There was always a problem of its high level maintenance historically. There are shown four aspects of this problem: а) personally aspiration to the good health; b) the public importance of a health condition of each individual and population; c) formation of effective systems of health maintenance (strengthening, preservation, restoration); d) self-preparation and state preparation of « health builders».

Текст научной работы на тему «Современные проблемы здоровья человека»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК 796.011.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Л.Э. Пасмурова Камская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма Набережные Челны

MODERN MEN HEALTH PROBLEM

L.E. Pasmurova PhD., senior teacher Kama State Academy of Physical Culture ,Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: fra-tolik@narod. ru

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, двигательная активность, оздоровительная гимнастика.

Аннотация. В данной статье рассматривается здоровье - как один из важнейших жизненных ценностей. Исторически всегда стояла проблема обеспечения его высокого уровня. Сейчас активно проявляются четыре аспекта этой проблемы: а) личностно-индивидуальное стремление к хорошему здоровью; б) общественная значимость состояния здоровья каждого индивида и населения в целом; в) формирование действенных систем обеспечения здоровья (укрепления, сохранения, восстановления); г) самоподготовка и государственная подготовка «строителей» здоровья.

Key words: health, physical culture, motor activity, sanitary gymnastics.

The summary. This article tells about the health - as the one of the major life value . There was always a problem of its high level maintenance historically. There are shown four aspects of this problem: а) personally aspiration to the good health; b) the public importance of a health condition of each individual and population; c) formation of effective systems of health maintenance (strengthening, preservation, restoration); d) self-preparation and state preparation of « health builders».

Здоровье - важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. Здоровье человека отражает уровень жизни и санитарного благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, нравственный климат в

обществе, настроение людей. Уровень здоровья зависит, в свою очередь, от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий, экологической обстановки, питания, отдыха, образа жизни, культуры, образования, состояния здравоохранения и медицинской науки и во многом - от степени двигательной активности человека.

Здоровый человек - это прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям среды, способен в новых условиях полноценно выполнять свои биологические и социальные функции.

XX век внес существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научно-технических прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования -позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека - что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это, главным образом, сердечно-сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммуннодефицитные заболевания. Сейчас сердечно-сосудистыми заболеваниями страдает почти четверть населения планеты; смертность от них составляет почти 50 % всех случаев. Увеличивается смертность среди мужчин трудоспособного возраста, на долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно молодого возраста приходится уже более 10 %. Значительно раньше стали появляться и атеросклеротические изменения сосудов; по данным известного кардиолога Е.И. Чазова, такие изменения в аорте и коронарных сосудах сердца обнаруживаются даже в возрасте 10-15 лет. Увеличилось количество физиологически незрелых новорожденных, детей с наследственными болезнями, умственными и физическими дефектами.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучая состояние здоровья населения в ряде индустриально развитых стран мира, выделила так называемые «факторы риска», т.е. причины, способствующие развитию различных заболеваний. Среди них основное значение имеют: высокие темпы современной жизни, нервное перенапряжение и стрессы, избыточное несбалансированное питание и связанное с этим ожирение; загрязнение воздушной и водной сред, алкоголизм, курение, наркомания, появление новых болезнетворных факторов: радиация, промышленные и транспортные отходы, заражение продуктов питания, новые возбудители болезней, наконец, выраженное снижение двигательной активности человека.

Поэтому важнейшей социальной задачей сегодня надо признать оздоровление населения, усиление мер первичной (предупреждение заболеваний) и вторичной (предупреждение обострений, ослабления организма) профилактики. При этом следует учитывать, что примерно половина факторов, определявших состояние здоровья

современного человека, относится к образу жизни.

Среди них значительный удельный вес принадлежит недостатку двигательной активности. Норма двигательной активности - это объем движений, наиболее удовлетворяющий потребности организма, способствующий укреплению здоровья, гармоничному развитию, хорошему самочувствию, высокой работоспособности и жизненной активности.

Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. В процессе антропогенеза наш организм формировался в постоянном движении, но в современных условиях доля мышечных усилий в режиме жизни человека уменьшилась до 10 %, что особенно опасно на фоне нервно-психических напряжений и возросшей умственной нагрузки, необходимой для переработки огромнейшего потока разнохарактерной информации. По данным ВОЗ, энерготраты человека резко уменьшились и, находятся в большинстве случаев, на грани необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности уровня.

Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями. Общая заболеваемость и потеря трудоспособности у регулярно занимающихся физическими упражнениями в 2-3 раза меньше, чем у не занимающихся, они значительно реже обращаются за медицинской помощью.

Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, внутренними органами. При движениях через заложенные в толще мышц нервные окончания рефлекторным путем совершенствуется регуляция деятельности организма, улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органам и тканям, кровоснабжение жизненно важных органов, снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способствующих развитию атеросклероза), полнее выводятся из организма продукты обмена - «шлаки».

В результате оздоровительных мероприятий повышаются защитные функции организма, его иммунитет, повышается физическая и умственная работоспособность, продолжительность активного состояния.

К сожалению, двигательная активность современного россиянина явно недостаточна. Примерно 30-50 % населения нашей страны ведут малоподвижный образ жизни, еще 20-30 % имеют недостаточные для разностороннего физического развития и поддержания здоровья физические нагрузки. Регулярно занимается оздоровительными физическими упражнениями и спортом лишь небольшая часть населения.

Оздоровительное значение двигательной активности велико для всех этапов жизни

человека. При этом надо иметь в виду, что рост и развитие организма продолжается до 2025 лет, 25-35 лет - это период расцвета возможностей организма; с 35-40 лет начинается постепенное снижение его возможностей, которое наиболее быстро и явно протекает в 5060 лет. Относительная стабильность двигательной функции наблюдается у мужчин до 4550 лет, у женщин до 30-40 лет.

Такая динамика естественных возможностей организма предопределяет и характерные особенности физкультурно-спортивных оздоровительных воздействий: до 35-40 лет они должны иметь развивающую направленность, в последующие возрастные периоды - в большей мере сохраняющую здоровье направленность. Хотя применение развивающих упражнений возможно и в относительно старших возрастах - 45-55 лет (примеров этому много).

Дефицит движений особенно опасен в периоде роста и формирования организма. Это тем более важно иметь в виду, поскольку значительная часть современных дошкольников, школьников и студентов имеют различные хронические заболевания, а физическое развитие их и подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам. В то же время регулярные движения стимулируют рост, способствуют гармоничному развитию мышц, внутренних органов и нервной системы, предупреждают нарушение осанки и плоскостопие, повышают работоспособность и усвояемость учебного материала.

Длительное сидение школьника за партой, а нередко и неправильная при этом поза, сопровождается большой статической нагрузкой на определенные группы мышц, застоем крови в органах малого таза и нижних конечностях. Низкий наклон над партой (столом) сдавливает внутренние органы, затрудняет работу сердца, ухудшает кровообращение и питание мозга. Только направленные физические упражнения способны исправить и преодолеть такие неблагоприятные воздействия.

У регулярно занимающихся физическими упражнениями школьников, по сравнению с физически пассивными детьми, выше показатели физического развития, больше годовые приросты его, меньше заболеваемость, они легче переносят трудности периода полового созревания, у них меньше свойственная возрасту возбудимость и выше устойчивость нервной системы.

Именно в это время закладываются основы будущего здоровья, работоспособности и долголетия человека. При этом следует учитывать, что занятия только на уроках физкультуры удовлетворяют потребность в движения школьника лишь на 40-60 % и поэтому необходимы дополнительные занятия оздоровительной направленности во внеучебное время и здоровый образ жизни.

Взрослому человеку физкультурные занятия нужны для предупреждения

заболеваний, устранения их последствий и ликвидации «слабых звеньев» в организме, расширения функциональных возможностей, повышения физической подготовленности и жизненного тонуса, улучшения психологической устойчивости и работоспособности.

В период старения занятия физическими упражнениями способствуют предупреждению свойственных возрасту заболеваний, сохранению жизненно важных умений и навыков, замедлению возрастного снижения работоспособности. Многими научными работами показано, что можно успешно противостоять преждевременному старению удачно подобранными физическими упражнениями.

В целом, имея в виду различные состояния здоровья людей, можно выделить по крайней мере четыре основных двигательных режима:

1. Оздоровительный - для здоровых и практически здоровых (т.е. не имеющих существенных отклонений в здоровье и физическом развитии) людей, желающих укрепить здоровье и повысить физическую подготовленность, а также лиц с ослабленным здоровьем, но имеющим возможность использовать обычные средства физического воспитания (в данном случае -неспециальные медицинские).

Задача применения такого режима - устранить остаточные явления заболевания и дефекта телосложения, укрепить здоровье, довести состояние функциональных систем до физиологической нормы, повысить сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды, поднять жизненный тонус, приобрести прикладные двигательные навыки.

2. Тренировочный - для здоровых людей с несущественными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном двигательном опыте и физической подготовленности к повышенным нагрузкам, а также тех, кто занимался спортом, но в данный момент вынужден снизить нагрузки или переключиться на иной характер специализированной деятельности.

Целью применения этого режима является расширение (сохранение) функциональных возможностей, повышение надежности организма, поддержание или развитие физических качеств, достижение индивидуально возможных спортивных результатов. Для решения стоящих задач применяются различные виды оздоровительной гимнастики, средства общей физической подготовки и специализированные тренировки. Но при этом для действующих спортсменов тренировочный режим обусловлен основными закономерностями и правилами спортивной тренировки.

3. Режим поддержания спортивного долголетия - для бывших спортсменов, продолжающих спортивную деятельность с участием в соревнованиях более низкого, чем раньше, ранга или тренировочную работу - с целью сохранения приобретенных ранее

специфических двигательных умений и навыков и за счет этого - высокого уровня состояния двигательной активности и здоровья.

4. Щадящий (реабилитационный) режим - для людей больных или находящихся в периоде выздоровления, а также тех, кто имеет существенные отклонения в состоянии функциональных систем. Здесь применяется главным образом лечебная гимнастика. Но для тех, кто выздоравливает после травм, вполне возможно и допустимо применение смешанных режимов оздоровительного воздействия с довольно большими нагрузками локального и даже (там, где это возможно) общего характера.

Таким образом, основное средство укрепления и сохранения здоровья - это оздоровительные физические упражнения. Одним из действенных видов таких упражнений является оздоровительная гимнастика.

Многообразие видов упражнений, форм их реализации, возможности исключительно индивидуального подбора в зависимости от показания, проявляемого интереса и желания, высокая результативность занятий любыми адекватно подобранными упражнениями - делает гимнастику поистине бесценным средством оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.