© В.А. Белин, 2013
В.А. Белин
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗРЫВНОГО ДЕЛА
Статья содержит информацию о состоянии взрывного дела в России. Приведены конкретные данные по обороту взрывчатых материалов. Предложены пути решения основных проблем взрывного дела.
Ключевые слова: безопасность, взрывчатые вещества, взрывчатые материалы, взрывник, руководитель взрывных работ, мониторинг, бурение, взрывание.
Россия является развитой горнодобывающей страной.
Твердые полезные ископаемые добываются исключительно с применением взрывных работ. По данным Ростехнад-зора средний годовой оборот взрывчатых веществ (ВВ) превышает в РФ более 1 млн т. На открытых горных разработках суммарная масса зарядов ВВ на одном блоке может достигать 1—2 тыс. т. При этом десятки тысяч рабочих постоянно находятся в контакте с взрывчатыми материалами (ВМ) на опасных производственных объектах.
Взрывчатые материалы обладают огромной потенциальной энергией, которая должна управляться квалифицированным персоналом, хорошо обученным и владеющим современными технологиями взрывных работ.
Использование взрывчатых материалов представляет определенный риск. Только в организациях, подконтрольных Рос-технадзору, ежегодно происходит 10—12 аварий и 5—10 групповых несчастных случаев, связанных с оборотом взрывчатых материалов.
Гибель десятков шахтеров обусловлена отсутствием современных предохранительных веществ и средств инициирования, а имеющиеся на рынке предохранительные ВВ морально устарели и их стоимость достигает 5—7 тыс. долларов за 1 т, что в десятки раз превышает стоимость обычных ВВ и делает их малодоступными в применении.
Специальными службами России выявляются ежегодно десятки случаев утраты взрывчатых материалов, часть из которых попадает в руки террористов.
В России накоплено огромное количество боеприпасов с истекшим сроком хранения. Взрывы и пожары на арсеналах представляют угрозу сотням тысяч людей, а их экологические последствия сравнимы с взрывом ядерного оружия.
Анализ динамики аварийности и травматизма при производстве взрывных работ показал, что за прошедший год, несмотря на принимаемые меры, имеют место аварии и случаи травматизма, часто с летальным исходом.
Как показали результаты проведенных Ростехнадзором расследований, основными причинами таких случаев являются:
• несанкционированное ведение взрывных работ;
• ведение взрывных работ с нарушением проектов или паспортов буровзрывных работ (БВР);
• ведение взрывных работ при нахождении людей в пределах опасной зоны;
• применение в угольных шахтах, опасных по взрыву газа и пыли, ВВ несоответствующего класса предохранительности;
• выполнение взрывных работ персоналом, не имеющим соответствующей квалификации или не имеющим права производства таких работ;
• низкий уровень производственной и технологической дисциплины;
• нарушение требований «Единых правил безопасности при взрывных работах» (ЕПБ);
• отсутствие необходимого контроля со стороны руководителей предприятий за целевым применением взрывчатых материалов
Анализ причин возникновения аварийных ситуаций показал, что более 80 % всех случаев носят организационный характер, в т.ч. из-за бесконтрольности и низкой производственной дисциплины персонала, безответственности и халатности руководителей предприятий разных уровней, неэффективности производственного контроля.
Ежегодно происходят хищения ВМ с мест производства взрывных работ. Однако при массовом внедрении эмульсионных взрывчатых веществ (ЭВВ) и неэлектрических систем инициирования (НСИ) случаев хищения ВМ фиксируется существенно меньше, чем в 90-х годах, когда преобладало применение штатных ВВ заводского изготовления.
Ассортимент ВВ в России представлен несколькими сотнями различных веществ. Так, только в 2010 г. Ростехнадзором было выдано более 40 разрешений на допуск к постоянному применению новых типов ВВ и более 80 разрешений на технические устройства, используемые при производстве и применении ВМ.
Следует отметить, что более 70 % вновь допускаемых составов не имеют значимых отличий от существующих.
Для ограничения применения таких составов в РФ принято решение, что новые ВВ должны иметь существенно новые характеристики и выпускаться исключительно на сертифицированном оборудовании.
Но здесь возникает вопрос — как эти характеристики определять? По каким методикам? На каком оборудовании?
В основном ГОСТовские испытания разработаны для порошкообразных ВВ (бризантность, работоспособность, передача детонации, критический диаметр и др.). С гранулированными и, особенно, эмульсионными ВВ ситуация существенно более сложная.
Существующие правила перевозки грузов (ДОПОГ) содержат определенные требования по безопасности, но их недостаточно и они не всегда подходят под наши условия.
Разработка новых методов испытаний требует целенаправленной работы исследовательских коллективов и соответствующего финансирования. Следует отметить, что в последние годы горные предприятия практически перестали финансировать отраслевую науку, что отрицательно сказывается на уровне безопасности и создании новых технологий взрывания.
Известно, что в технических условиях на ВВ указаны его взрывчатые характеристики, которые должны определяться
специализированными организациями, но разработчиками новых составов не редко выступают авторы, не имеющие никакой материальной и исследовательской базы.
В результате этой «изобретательской» деятельности применяются ВВ, изготавливаемые из различных отходов технологических процессов, включая отработанное машинное масло, шелуху подсолнечника, куриный помет, животные жиры и т.д.
На наш взгляд не должны применяться ВВ с неконтролируемыми взрывчатыми характеристиками. А ВВ должны изготавливаться только из чистых, сертифицированных материалов.
В России усилиями Ростехнадзора и ведущих исследовательских коллективов: ГосНИИКристалл, КНИИМ, «Взрывис-пытания», «Искра», «Нитро Сибирь», ИПКОН РАН, МГГУ, МВК по ВД, «Промтехвзрыв» и др. ведется системная работа по снижению потенциальной опасности взрывных работ.
С 2008 г. в России запрещено применение огневого взрывания зарядов, снижено потребление электродетонаторов (ЭД), которые вытесняются неэлектрическими системами инициирования.
Внедрение ЭВВ, которые приобретают взрывчатые характеристики после заряжания в зарядную полость и имеющие взрывоопасность в течение определенного короткого времени (5—7 суток), существенно повысило безопасность взрывных работ и практически исключило возможность хищения указанных составов.
Однако остаются нерешенные проблемы, связанные с безопасностью взрывных работ в подземных условиях. Основной процесс заряжания скважин на рудниках — пневмозаря-жание, который является опасным производственным процессом (электризация, пыление и т.д.). Замена пневмозаряжания на более безопасные ЭВВ происходит без особых успехов и требует серьезных опытно-конструкторских разработок и изменения технологи горных и взрывных работ.
Применение в угольных шахтах, опасных по газу и пыли, непредохранительных ВВ и ВВ недостаточной предохрани-тельности, стало основной причиной создания аварийных си-
туаций, сопровождающихся гибелью людей на шахтах «Распад-ская-Коксовая», «Киселевская», « им. К.Е. Ворошилова» и др.
Замена применяемых ВВ на высокопредохранительные связана с резким повышением затрат на ВВ. Кроме того, выпуск в РФ высокопредохранительных ВВ практически отсутствует, а рецептуры этих ВВ разработаны в 30—40-х гг. прошлого столетия. Необходимо отметить, усилиями «Гос-НИИКристалл» и ученых МВК по ВД разработана недорогая конструкция предохранительного монозаряда, который может быть успешно применен в различных горно-геологических условиях.
Обеспечение промышленной безопасности при ВР неразрывно связано с персоналом, который прошел профессиональную подготовку, изучил безопасные методы проведения взрывов и соблюдает существующие нормы и правила безопасности.
Как известно, для взрывперсонала это ЕПБ. Эти правила были разработаны более 10 лет назад и сложны для понимания людям без специальной подготовки.
Правила безопасности должны быть адекватны существующей технологии горных и взрывных работ и понятны всем, кто связан с оборотом ВМ.
Здесь огромное поле деятельности для национальной организации инженеров-взрывников: разработка предложений по изменению ЕПБ, выпуск периодических изданий, анализ существующих технологий производства, новых ВМ и т.д. Но без участия горных предприятий эти задачи выполнить довольно сложно.
Анализ всех аспектов уровня промышленной безопасности при ведении взрывных работ показал, что основное влияние на него оказывает «человеческий фактор», который виноват в около 90 % всех аварий при взрывных работах.
Для улучшения качества и повышения безопасности взрывных работ необходимо:
• поднять квалификацию взрывперсонала;
• обязать предприятия регулярно проводить переподготовку взрывников и руководителей ВР только в специализированных учреждениях профессионального образования;
• рекомендовать Ростехнадзору согласовывать учебные планы подготовки взрывперсонала и контролировать организацию учебного процесса;
• предоставлять право руководства горными и взрывными работами только специалистам, прошедшим необходимую подготовку в высших учебных заведениях по согласованным с Рос-технадзором программам;
• разработать новые безопасные средства технологии ведения взрывных работ;
• разработать новую редакцию «Единых правил безопасности при взрывных работах».
Решение указанных проблем позволит поднять уровень промышленной безопасности при ведении взрывных работ в РФ.
Следует отметить, что в подготовке и переподготовке кадров для горной промышленности и взрывного дела важную роль играет коллектив МГГУ. В университете эффективно функционирует факультет повышения квалификации на котором ежегодно обучаются сотни руководителей горных предприятий, инженерно-технический состав и работники контролирующих органов.
Масштабы ведения взрывных работ в России существенно отличаются от Европейских, однако система подготовки участников оборота ВВ в Европе заслуживает внимательного изучения.
Так, например, у наших соседей в Финляндии трехступенчатая подготовка взрывперсонала, а в результате первого уровня подготовки взрывник допускается к взрыву, масса заряда которого не превышает 5 кг. В России после обучения и месячной стажировки взрывник приобретает неограниченные права.
Здесь следует отметить незаменимую роль Ростехнадзора, который профессионально и эффективно контролирует все этапы оборота ВМ.
К сожалению, в последнее время предпринимаются попытки ликвидировать контроль государства в области взрывного дела, а подготовку кадров передать в «необразовательные учреждения». Это «верный» путь к созданию условий для массо-
вых аварий. А замена государственного контроля на страховые схемы, наверное, могут обеспечить экономическое благополучие собственников горных предприятий, но не вернёт жизни погибших шахтеров.
Анализируя причины такого состояния взрывного дела в России, можно утверждать, что они носят как технический (технологический) характер, так и связаны с «человеческим фактором».
В связи с этим необходимо вмешательство государства и крупного бизнеса для решения наиболее острых проблем взрывного дела:
Для повышения надежности взрывных работ и безопасности обращения с ВМ необходимо создание органов сертификации взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела. Разработать новые методы испытаний ВМ, соответствующие мировому уровню, а также испытательные стенды для испытания и сертификации ВМ. Без этого производители ВМ не будут иметь доступ на европейский рынок.
Необходимо разработать и поставить на производство современные недорогие высокопредохранительные взрывчатые вещества и средства инициирования, а также системы безопасного взрывания в подземных условиях, исключающие взрывы шахтной атмосферы. Решение этих проблем позволит сохранить жизни сотен шахтеров и добыть дополнительные миллионы тонн угля.
Создать и поставить на производство ВВ с ограниченным, заранее заданным сроком взрывчатого превращения и имеющих скрытые маркировки (метки). Это позволит резко снизить хищение ВМ и поднять их антитеррористический потенциал. Большой задел в этом направлении уже сделали специалисты «ГоснииКристалла»
Необходимо разработать безопасные технологии зарядки взрывных скважин в подземных условиях для замены потенциально опасного пневмозаряжания.
Создание техники, технологии, оборудования для организации современных производств утилизации боеприпасов с истекшими сроками хранения. Изготовление на этой базе совре-
менных безопасных, сертифицированных ВМ с возможностью их механизированного заряжания на открытых горных работах и в подземных выработках. Это позволит резко снизить аварийный потенциал арсеналов и повысить эффективность взрывных работ в промышленности.
Разработать систему мониторинга за вредным влиянием взрывных работ на окружающую среду. Разработать и организовать производство комплекса необходимых приборов и средств для оценки вредного экологического воздействия взрывных работ. Постоянный экологический мониторинг позволит выйти на «чистые» технологии взрывания и защитить окружающую среду.
Определить сеть высших учебных заведений и региональных центров, где может осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, руководителей и исполнителей взрывных и маркшейдерских работ. Создать учебники, учебные пособия, лабораторное и промышленное оборудование, испытательные стенды, тренажеры и т.д. на современном уровне с использованием компьютерных технологий. Разработать и согласовать с соответствующими государственными органами новые программы подготовки, повышения квалификации специалистов взрывного дела и специалистов по изготовлению взрывчатых веществ на местах их применения, учитывающие международный опыт и современный уровень развития взрывного дела. Ввести лицензирование в сфере образования в области взрывного дела.
Организовать информационное обеспечение участников оборота ВМ. В настоящее время в России фактически только одно периодическое профессиональное издание — Сборник «Взрывное дело», которое является самым авторитетным среди специалистов-взрывников.
Разработать закон об обороте взрывчатых материалов, который не будет иметь запретительный характер, а будет способствовать развитию взрывного дела, разработке новых материалов и технологий, обеспечит участие бизнеса и государства в решении важных проблем оборота ВМ.
Кроме этих основных направлений развития горного и взрывного дела, которые могут развиваться только при государственной поддержке, есть проблема, которая также требует незамедлительного вмешательства государства.
На территории бывшего СССР практически не выпускается современное буровое оборудование. Те образцы, которые еще выпускаются (СБШ-250МН; СБУ-125; БТС-150; НКР-100 и др.) отстают от мирового уровня на 30—50 лет, а их производительность ниже современных западных аналогов в 5—10 раз.
Вместе с тем очевидно, что отдельно взятое горное предприятие не может создать высококачественное горное и обогатительное оборудование, которое при незначительных отличиях необходимо всем горнорудным предприятиям. Без государственного регулирования и соответствующих инвестиций наши страны будут находиться на «буровой игле» западных стран, что чревато тяжелыми последствиями для горной промышленности и минерально-сырьевого потенциала нашей страны.
Решение указанных проблем позволит повысить эффективность и безопасность горных работ, снизить себестоимость добычи полезных ископаемых, обеспечить экспортный потенциал нашей страны и поднять её престиж среди развитых стран мира, гатш
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Бенин Владимир Арнольдович — доктор технических наук, профессор, [email protected], Московский государственный горный университет.
_д