имело трафаретов и отличалось свободой выражения, безграничной фантазией в компоновке орнаментов, что придало ему непреходящую ценность.
Рис. 4. Казахский ковер
Таким образом, можно сделать вывод, что ковроткачество является одним из древнейших видов искусства народов Средней Азии. В нем отразились многовековые исторические связи, сформировавшиеся в этом в обширном восточном регионе. Именно орнамент ковров является ярким примером общности этногенеза, культурных и экономических связей создавших его народов, а также важным историческим источником, несущим информацию о духовном мире человека. Информативность орнамента народов Средней Азии основана на его символических, семантических и семиотических функциях. Последние отражают религиозно-магические
представления народов, их художественные воззре-ния.[5]
Литература
1. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата: Онер. Т. 1., 1986. - С. 256.
2. Мошкова В. Г. «Ковры народов Средней Азии конца Х1Х-начала XX вв.». — Ташкент: Издательство: «Фан» Узбекской ССР, 1970 г. - С. 253.
3. Каннадан Шима. Общие формы и узоры туркменских ковров //Известия Академии наук Республики Таджикистан, 2010. - С. 212-217.
4. Исаева-Юнусова Н. Гулдузии тоики = Таджикская вышивка / Академияи фанои РСС Тоики-стон, Институти таърихи ба номи Амади Дониш, Акад. наук Таджик. ССР, Институт истории им. Ах-мади Дониша. - М: Искусство, 1979. - С. 128.
5. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии, 1982. - С. 288.
6. Ремпель Л.И. Цепь времен: вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. - Т.: Изд-во им. Г. Гуляма, 1987. -С. 25-29; Далёкое и близкое: Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары/ Л.И. Ремпель. -Т.: Изд-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1981. - С. 301.
7. Абдуллаева Н.А. Ковровое искусство Азербайджана Баку: Элм, 1971. - С. 58.
8. Народное искусство: Ковры и ковровые изделия СПГУПТД, Санкт-Петербург, 2014. - С. 32.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Чалова О.В.
Казахская Национальная Консерватория им. Курмангазы старший преподаватель кафедры дирижирование
Алматы
MODERN PROBLEMS OF VOCAL AND CHORAL EDUCATION OF CHILDREN
Chalova O.
Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy Senior Lecturer of the Department of Conducting.
Almaty
АНННТАЦИЯ
В статье рассматриваются актуальные проблемы современного детского вокально-хорового исполнительства. Описывается ряд самых частых трудностей, возникающих при воспитании и формировании детского хорового коллектива. В статье даются компетентные рекомендации для решения возникающих вопросов на примере опыта и методик советских и современных ученых - хоровых педагогов. Акцент в данной статье так же дается на необходимость опытности и компетентности хорового руководителя с детским хоровым коллективом. Выводом всей статьи считается устойчивое мнение того, что результатом профессионального образования современного хормейстера является сохранение молодым поколением хоровых дирижеров традиций хорового искусства в сфере музыкального образования.
ABSTRACT
The article discusses the current problems of modern children's vocal and choral performance. It describes a number of the most frequent difficulties encountered in the upbringing and formation of a children's choral group. The article provides competent recommendations for solving emerging issues on the example of the experience and methods of Soviet and modern scientists - choral teachers. The emphasis in this article is also given to the need for the experience and competence of a choral leader with a children's choral group. The conclusion of the
whole article is the stable opinion that the result of the professional education of a modern choirmaster is the preservation by the younger generation of choral conductors of the traditions of choral art in the field of music education.
Ключевые слова: типы звукоизвлечения, манера исполнения, интонация, стилистические особенности, вибрато, дыхание, постановка детского голоса, традиции, хормейстерские навыки.
Keywords: types of sound production, manner of performance, intonation, stylistic features, vibrato, breathing, traditions, children's voice production, choirmaster skills.
Вокальное искусство - это синтез правильно сформированных физиологических ощущений, объединённый с эстеткой, соответствующей определенному этапу развития искусства.
Практика показывает ряд проблем, возникающий в ходе вокально-хоровой работы с детским коллективом. А именно: правильное формирование певческого дыхания и навыки естественного звукообразования.
Для решения этих задач, необходимо решить несколько проблем. Проблема первая -присутствие «подснятого» звука, лишенного плотности, тембровых красок и полетности. Результат такого звука связан с вялым вдохом, неосознанным выдохом и ключичным типом дыхания. Для детей младшего возраста этот тип дыхания считается естественным, а для достижения кантиленного пения, для формирования необходимого звукоизвлечения непригоден. В итоге, подсвязочное давление потока воздуха на голосовые складки, называемый импеданс, не создаёт возможности для формирования певческого звука на опоре. Воздух в голосовом аппарате - это такая сила, которая приводит в действие весь механизм голоса. Через импульсы, подаваемые из головного мозга, в дыхательном горле голосовые связки приводятся в соответствующее движение-колебание, в результате воздушного под-связочного давления. Так возникает явление импеданса (от латинского impeditio - препятствие). Это обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые связки со стороны ротогло-точного канала. Величина импеданса зависит от формы резонаторных полостей, от длины ротогло-точного канала и наличия в нем сужений. У высоких и легких голосов, имеющих маленькие голосовые складки, наблюдается небольшой импеданс. Для низких мужских голосов характерен большой импеданс. Свобода подачи звука по всему диапазону зависит от свободной деятельности. Полость, где образовывается звук продолжается от гортани до зубов, поэтому мощное звучание не зависит от силы выдоха. Сила голоса зависит только от колебания голосовых связок и воздушной массы, находящейся в полости верхнего резонатора. В итоге центральная нервная система должна подавать голосовому аппарату такие импульсы, точность которых будет зависеть от мысленного представления о звуке.
Важно знать, что владение кантиленным пением, не только основной певческий приём, но и основное условие развития певческого голоса. Большинство детских хоровых коллективов владеют приёмом общехорового дыхания - вдох по руке и задерживание дыхание перед вступлением. А пение
на опоре предполагает нижнерёберный тип дыхания что способствует воспроизведению качественного звука, окрашенного определёнными обертонами, создающими характерный тембр каждой хоровой партии. Дыхание постоянно находится во взаимосвязи с фонацией (воспроизведение звука гортанью и голосовыми связками, и артикуляционной системой, как способа формирования гласных и согласных. Дыхание должно быть не напряженным, так как чрезмерная подача воздушной струи ведёт к форсированному звучанию и перенапряжению голосового аппарата. Следует помнить, что требуется одинаковое количество воздуха для воспроизведения как нижних, так и высоких звуков. Во время певческой фонации, регулятором постепенного выдоха становится диафрагма, позволяющая управлять дыханием без нажимов и толчков. Вялость в управлении певческим дыханием приводит к проблемам точного интонирования. В момент задержки дыхания певец хора может сконцентрироваться на атаке звука, и более рационально распределить выдох во время пения. В тоже время приём задержки дыхания не должен быть нервным и неестественным, а должен соответствовать характеру исполняемой музыки. Правильная задержка дыхания препятствует появлению слишком сильной воздушной струи, которая провоцирует формирование широкого звука, не обладающего определённостью и точной интонацией. Итак, важнейшим результатом воспитания певцов хора является воспитание у исполнителей формирования качества звука по принципу «не сколько, а как». Качество исполнения определяет не сила звука, а его энергетика, выражающаяся в способе окраски звука и его подачи.
Вторая проблема современного хорового мировоззрения заключается в тезисе, что вибрато в голосе разрушает хоровую звучность. Хотя вибрато напротив придаёт певческому голосу гибкость, теплоту и выразительность. Оно не должно быть слишком частым (будто тремоляция) и слишком медленным (как качание голоса), примерно 6-7 колебаний в секунду. Стоит отметить, что вибрато у разных хормейстеров связано с индивидуальной творческой установкой и традициями хорового искусства. Оптимальным условием для детского хорового коллектива, считается владение несколькими типами и приёмами вибрато, требуемые для исполнения произведений различных эпох и стилей. Исследования К.В. Злобина в области резонирования подтверждают, что голос при пении должен быть ярким на протяжении всего диапазона (от нижних звуков до самых высоких тонов), именно резонаторы являются источником звука, а не связки. При этом надо понимать, что явление резонанса позволяет усили-
вать и окрашивать звук при огромной экономии дыхания. [1, с.197] Вибрато придаёт голосу полетность и индивидуальность. Обладая полетностью, детский коллектив достигает профессионализма в вечности вне зависимости от количества исполнителей. Постепенно полетность и вибрато голоса формируются под руководством хормейстера грамотного в области акустического резонирования. Как показывает практика, качественный показ голосом хормейстера и его умение достичь качественного повтора у детей, пошаговое закрепление и шлифование навыков, является острой проблемой у начинающих хормейстеров. Г.Г. Нейгауз писал: «Музыка-искусство звука...Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком». [2, с.32]
Третья проблема связана с недостаточно компетентным использованием приёмов фонопедиче-ского метода развития голоса В.В. Емельянова. Данная методика в современном хоровом исполнительстве получила широкое распространение благодаря многочисленным мастер-классам, проводимым самим автором. Дети приходят на вокальные занятия с различными речевыми дефектами - это шепелявость, гнусавость, плохое проговаривание отдельных букв. А артикуляционные упражнения активируют работу артикуляционных органов, вырабатывают качественные и полноценные речевые движения, что подготавливает к произнесению фонем. В результате этой работы повышается развитие речи детей, развитие певческих навыков, улучшается внимание и музыкальная память.
К сожалению многие хормейстеры, увлекаясь физиологическим развитием голоса, не корректируют эстетическую сторону звучания. Такое отношение приводит к формированию напряженного, прямолинейного и грубого звучания у детей. Это приводит к неустойчивой интонации, отсутствию кантилены, однообразию динамической палитры.
Отсутствие хороших голосовых данных у детей, является самой распространённой проблемой для большинства хормейстеров. Обращаясь к трудам Г.Г. Нейгауза хочется воспользоваться следующим высказыванием: «Первая ошибка-недооценка звука. Другая ошибка-переоценка звука. Она бывает у тех, кто слишком уж любуется звуком. Звук - есть понятие не чувственно-статическое, а диалектическое: наилучший тот звук, который наилучшим образом выражает данное содержание». [2, с. 32]
Четвертая проблема связана с «гудошни-ками», это понятие применяется к детям не способным точно воспроизвести звук по высоте. В основном это «гудение» встречается на нижних звуках диапазона. Причина часто встречающегося «гудения» у детей - это отсутствие певческой практики и природной координации голоса и слуха. Детям, не имея практики пения дома или в детском саду, трудно перейти в певческий режим. Разговорная речь происходит в грудном режиме, а для певческого звучания голоса необходим другой тип смыкания связок - смыкание краями. У детей «гудош-ников» нет активной опоры дыхания, поэтому они
не могут тянуть звук, петь легато и высокие звуки. У таких детей из-за отсутствия навыка равномерно удерживать длинный выдох прерывается певческая линия. Конечно не все участники начинающего детского хора владеют в достаточной мере вокальной координацией. Поэтому им необходимо объяснить, что существует певческий голос и разговорный голос, и они различаются по диапазону и звучанию. Поэтому первый месяц работы в начинающем младшем хоре надо начинать с допев-ческих упражнений, направленных на освоение низких и высоких звуков, а также использовать глиссандо на гласных «О», «У», «А».
Известно, что приобретение вокальной координации происходит весьма быстро и успешно, если у детей нет патологических заболеваний. Общеизвестен опыт лучших педагогов - практиков Бандиной А., Пономарькова И., Гембицкой Е., Овчинникова Т., свидетельствует об успешных результатах работы с «гудошниками». Учителю необходимо настроить голос «гудошника» на пение фальцетом - тогда диапазон у ребенка сразу раздвигается, и он правильно интонирует непривычным для него тоненьким голоском. Приобретенное умение правильно интонировать в режиме фальцетного голосообразования надо неоднократно закреплять в последующих занятиях в течение 10-15 минут.
Современными музыкальными акустиками установлены свойства правильно сформированного певческого звука и тембра голоса. К ним относится: полетность, звонкость и ровность. По результатам проведенных многочисленных исследований названные качества голоса зависят от содержания в нем высоких обертонов (обертоны - гармонические призвуки) с частотой свыше 2500 герц. Такую группу высоких обертонов называют «высокой певческой формантой» (или «верхней певческой формантой»). Звонкость и полетность в голоса зависит от силы певческой форманты.
После распада СССР и время преобразования нашей страны выросло несколько поколений. Нынешняя молодежь мало читает, свободно владеет гаджетами и компьютерами, развивается в мире «ценностей» рекламы. Вырастая в условиях коммерциализированного общества, дети реже соприкасаются с настоящим искусством, истинными культурными ценностями. Развлекательный досуг и массовая культура подменяют детям общение с искусством. Смена социально-экономического развития определила кризис нравственных представлений, смену духовных и социальных идеалов в обществе. Педагог сегодня встречает с поколением молодых родителей, которые имеют неустойчивое представление о нравственных приоритетах, о поведенческих нормах. В школах обучается большое количество расторможенных, избалованных детей, не способных социализироваться в коллективе. В такой обстановке от учителя требуется помимо профессионального владения своим предметом и безупречного владения необходимой методикой работы с детьми, умение позитивно и конструктивно реагировать на непростые ситуации, происходящие на уроках.
Надо признать, что учителю приходится прилагать невероятные усилия противостоять засилию массовой культуры. Надо быть авторитетным и компетентным, уметь заинтересовать детей своим предметом, научить их слушать, творить, думать, участвовать, а не развлекаться.
Пятая проблема открывает вопрос, ответ на который до сих не имеет единого мнения - какой певческой манере следует учить детей в музыкальных школах и вокальных студиях? Изучение развития детского голоса в последнее время достаточно глобальное. Но единой методики вокально-хорового обучения детей так и не сложилось. По мнению профессора, доктора искусствоведения, академика педагогических наук РСФСР Багадурова В.А., целесообразно обучать детей и взрослых академической манере пения, которая успешно развивает и охраняет голос исполнителя на протяжении всего певческого периода.
Однако, имеет веские основания и теория доктора медицинских наук Левидова И.И., утверждающего, что в силу особенности физиологии и недостаточной развитости нервной деятельности, ребенок не способен овладеть большей частью всего комплекса современной академической манеры.
Так какие первоначальные навыки следует развивать у ребенка при обучении пению? В каком порядке добиваться педагогических задач в вокальном воспитании? Думаю, что анализ применения академической манеры пения в различные периоды развития детского голоса поможет ответить на эти вопросы. В каждом возрастном периоде существует фактор риска обучению детей вокально-хоровому исполнительству. Апробированный обширный методический материал позволяет раскрывать певческие возможности детей в освоении академической вокальной школы.
Академическая манера пения отличается комплексом технических приемов не зависимо от национальной принадлежности певца и географического положения.
Первым условием академической манеры пения является положение ротоглоточных полостей, так называемого «купола», которое создает определенные акустические условия для возникновения качественного полетного и округлого звука.
Вторым условием академической манеры пения является артикуляция, отличающаяся от речевого произношения. Особенно это касается гласных звуков, где происходит замена чистых речевых гласных на редуцированные. В тесситуре выше ре 2 гласный «А» звучит с элементом «О»; «Е» с элементом «Э»; «И» с элементом «Ю» или «Ы». А в нижней части диапазона необходимо только приближение гласных одной к другой. Всегда необходимо соблюдать меру, чтоб не исказилась индивидуальная фонема каждой гласной.
Третье условие академической манеры связано с овладением приемов дыхания. Певческое дыхание является энергетическим обеспечением звука.
Четвертое условие связано с навыками сглаживания регистров и использованием резонаторной
системы. Воспитывается навык смешенного резонирования и прикрытие звука. Так же характерно для владения академической манеры применять приемы вибрато. Резонаторы (от латинского resono) - часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему на голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. [3, с. 99] Резонаторы - это полости, окруженные упругими стенками и отзывающиеся на определенные звуковые тоны. Высота собственного тона резонатора зависит от его размера. У певцов присутствуют верхние и нижние резонаторы. Благодаря высокочастотным обертонам, головное резонирование ощущается как вибрация в области головы (в темени, в полости глотки и носа, а также в придаточных пазухах). В ответ на низкие обертоны голоса, грудное резонирование ощущается как вибрация в области грудной кости (трахея и бронхи). Среди полостей голосового аппарата, также существуют подвижные резонаторы, которые меняют свою форму и объем (полость глотки и рта). Управлять подвижными резонаторами значительно проще, но эта работа требует постоянного контроля и внимания со стороны детей. Неизменные резонаторы (трахея и бронхи, носовая и придаточные полости), имеют постоянные резонаторные свойства и обладают устойчивой формой и объемом. Строение неба во многом определяет тип голоса, поскольку оно индивидуально по своей ширине и глубине. При академической манере пения правильное звукоизвлечение характеризуется одновременной вибрацией в головном и грудном резонаторах. Этот результат можно достичь только при последовательной работе с детьми. Диапазон детского голоса становиться очень ограниченным из-за недостаточного развитого ощущения головного и грудного резонирования.
Имея цель усвоения основных навыков классической вокальной школы, которая развивает и совершенствует голосовой аппарат и способствует охране голоса, необходимо, на протяжении долгого времени формирования организма ребенка постепенно развивать его, усложняя певческие задачи в зависимости от возможностей организма. В результате правильного развития детского голоса на основе современной академической манеры пения тембр голоса становится мягким, округленным, ровным на всем своем диапазоне. О достижении убедительных результатов можно говорить в результате последовательной и качественной работы педагога.
Шестой проблемой хорового исполнительства остается проблема стиля. Существуют явные различия между певческими традициями Западной Европы и славянской певческой культуры. Различия обусловлены эстетикой исполнения духовной музыки, зависят от жанров и характера исполняемых произведений. В европейской культуре это мотет, месса, кантата, светский мадригал, баллада, песня. Культура хора в полифоническом многоголосии склоняется к эталонам инструментальности в вокализации. Хоровые произведения эпохи Возрождения предполагают головное резонирование.
Важным условиям соответствия стилистических особенностей той или иной эпохи является точное исполнение штрихов и типов звуковедения. Для стиля эпохи Барокко нехарактерна свобода в ритме и красочность и наоборот, важна тембраль-ная окраска каждой хоровой партии. В хоровой музыке стиля Рококо преобладает легкость, эффектность, изящество, контрастность и камерность фактуры. Стиль эпохи Классицизма выражается в ясности, точном соблюдении ритма и темпа, в глубоком содержании, в использовании вокальных юбиляций. Романтический стиль преобладает гармонической и тембровой красочностью. В хоровом искусстве требует вокальной гибкости, использование подвижной динамики, для верного воплощения образности необходимо применение rubato, крайних динамических оттенков sotto voce, pp. В итоге исполнение западноевропейской музыки не требует излишнего вибрато, дабы не утяжелить воплощение художественного замысла.
В русской хоровой культуре стилистические отличия выражаются в народно-песенных истоках, а вокальность в подголосочной полифонии, ее протяжности и напевности. Хоровые возможности проявляются в свободе голосоведения, широте диапазона и акустических эффектах.
Новые стилистические приемы исполнения появились для концертного воплощения произведений современных композиторов.
Давайте кратко остановимся на сонорных тенденциях и стремлениях к яркой темброкрасочности в хоровом современном исполнительстве.
Сонорика (от латинского sonoros - звонкий, звучный) - искусство музыкальных красок. Это вид композиционной техники, в которой в качестве основного конструктивного элемента музыкальной ткани, применяется краска созвучий с определенной и неопределенной высотой, а также различного вида шумов.
В хоровых партитурах это система состоит из следующих компонентов:
- сонорика-степень темброкрасочности с воспроизведением меньшей части интервалов и соотношении тонов.
- сонористика - большая доля темброкрасоч-ности с исполнением звуков без определенной высоты.
- колористика-выделяемая роль краски в музыке традиционных тоновых соотношений.
Такая система пользуется необычайной палитрой интонационных голосовых возможностей. Широко применяются манеры пения с придыханием, шепот, речитация, и совместный разговор с пением. При этом необходимо строго выдерживать длительности и метрическую структуру.
Так же, среди современных техник хочется отметить алеаторику (от латинского aleatorius -игорный). Алеаторику, по принципу ее организации, принято делить на 2 группы: абсолютная или вольная (импровизация), и ограниченная (управляемая и контролируемая).
Это композиторская техника, требующая мобильность музыкальной ткани и формы произведения. Хор при этом должен владеть разговорным и вокальным жанром одновременно. При такой технике степень владения резонаторов должна достигать виртуозности с использованием приемов glissando. Исполнение детским певческими коллективом большого разнообразия жанров и стилей дает возможность руководителю хора воспитать любовь к искусству и формирует личностные и исполнительские к
Седьмая проблема выявилась в подготовке хоровых дирижеров.
Приходится констатировать, что в профессиональной подготовке будущих руководителей хоров явно недостаточное внимание уделяется специфике работы с детскими коллективами. На занятиях в специальном классе так же стоят иные творческие и профессиональные задачи. Стиль творческого сотрудничества в студенческом хоре опять же не позволяет восполнить этот пробел и не дает необходимых знаний и навыков для будущей деятельности в качестве детского хормейстера.
Поэтому у студентов-хоровиков отсутствует понимание особенностей музыкального мышления ребенка, специфики его психофизического развития. Они оказываются не готовы к практической деятельности руководителей детских хоровых коллективов.
- во-первых особую специфику в управлении детским хором имеет мануальная дирижерская техника, которая приобретается только на практике в работе с детским коллективом. Техника дирижирования детским хором кардинально отличается в амплитуде, метроритмической и интонационной, рельефной и дикционной ясности.
- во-вторых не позволительно провоцировать в исполнении детей крикливости и зажатости в голосе.
- в-третьих, молодой хормейстер должен помнить, что при работе с детским коллективом неприемлемы методах работы, используемые со взрослым хором.
- в-четвертых, современный руководитель детского хора должен быть инициативным, экспрессивным и главное - коммуникабельным.
Работа с детьми всегда требует особого подхода, начиная с вопросов дисциплины участников хора, до исполнительской трактовки. Детскому музыкальному мышлению присуще эмоциональная и моторная активность, особая ассоциативная открытость. Поэтому закрепление, формирование и совершенствование у детей вокально-хоровых навыков не терпит механического подхода.
Занятия, в которых не ставят конкретные учебные задачи, конечно так же будут непродуктивными. Молодому специалисту необходимо осознавать ранимость и хрупкость детского голоса, и поэтому важно глубокое понимание основ фониатрии. Специфическим вокальным показом должен обладать хормейстер, воспитывающий хор мальчиков.
Основная проблема с которыми сталкиваются молодые хормейстеры - разница в степени подготовленности и отдачи от репетиционной работы, которая может привести его к профессиональной неуверенности в управлении детским коллективом.
Результатом профессионального образования современного хормейстера является приобщение молодого специалиста к реальной практической работе с детскими голосами, а также сохранение молодым поколением хоровых дирижеров традиций хорового искусства в сфере музыкального образования.
Решения наиболее сущностных и актуальных проблем работы с современным детским хором найдены в научных и методических трудах Леви-дова И.И., Багадурова В.А., Бандиной А., Поно-марькова И., Гембицкой Е., Овчинникова Т.К., Ней-гауза Г.Г., Емельянова В.В., Стуловой Е.Г., Рогано-вой И.В., Аслановой Л.И.
Литература
1. Злобин К.В. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. -М. 1999 г. 1209 с.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1982, 300 с.
3. Романовский Н.В. «Хоровой словарь» -Л. 1972 г. 142с.
4. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. изд. Москва, Искусство Ленинград, 1939, 68 с.
5. Роганова И.В. Работа с младшим хором. Методическое пособие. СП., 2016, 100 с.
6. Буянова Н.М. Основные проблемы детского хорового исполнительства. Технология вокальной работы с детским хором. Учебно-методическое пособие. Москва, МГИМ им. А. Шнитке, 2009, 48 с.
7. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие, Л. 1972, изд. второе, испр. и доп. Киев. 1981, 1989, Москва, 1976, 164с.