Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / трудовые ресурсы / дефицит кадров / миграционный учет / занятость. / migration / labor resources / shortage of personnel / migration registration / employment.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Ольга Андреевна, Маслова Елена Валерьевна, Околелых Ирина Викторовна

Предмет исследования – совокупность вопросов, связанных с регулированием внешней трудовой миграции Российской Федерации. Цель – обоснование необходимости дальнейшего использования внешней трудовой миграции как источника пополнения трудовых ресурсов России и смягчения растущего кадрового дефицита в экономике. Для этого рассмотрены основные проблемы и мифы, связанные с современным обострением миграционной ситуации. Научная новизна состоит в обосновании необходимости реформирования статистики миграции, уточнения масштабов трудовой миграции и управления ее потоками. Исследование проводилось с использованием методологии количественного и качественного анализа. Его эмпирической базой послужили статистические данные, материалы публикаций в СМИ, результаты опубликованных и собственных социологических экспертных опросов мигрантов. В результате исследования сделан вывод: современные потоки иностранной миграции достаточно стабильны, а по своим масштабам и структуре служат необходимым дополнением сокращающихся трудовых ресурсов страны. Вскрыты современные недостатки учета, контроля и регулирования внешней трудовой миграции и их причины, обусловливающие неопределенность оценки и прогнозирования миграционных процессов. Предложения, внесенные по результатам исследования, направлены на определение условий, которые, в дополнение к проекту реформирования миграционного законодательства, следует обеспечить для эффективного и не представляющего угрозы для российского общества использования труда внешних трудовых мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесникова Ольга Андреевна, Маслова Елена Валерьевна, Околелых Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION OF THE POPULATION IN RUSSIA AND THEIR REGULATION

The subject of the study is a set of issues related to the regulation of external labor migration in the Russian Federation. The goal is to justify the need to further use external labor migration as a source of replenishing Russia’s labor resources and mitigating the growing personnel shortage in the economy. For this purpose, the main problems and myths associated with the current aggravation of the migration situation are considered. The scientific novelty lies in the substantiation of the need to reform migration statistics, clarify the scale of labor migration, and manage its flows. The study was conducted using quantitative and qualitative analysis methodology. Its empirical basis was statistical data, materials from media publications, and the results of published and own sociological expert surveys of migrants. As a result of the study, a conclusion was drawn: modern flows of foreign migration are quite stable, and in their scale and structure they serve as a necessary addition to the country’s shrinking labor resources. The modern shortcomings of accounting, control, and regulation of external labor migration and their reasons, which cause uncertainty in the assessment and forecasting of migration processes, are revealed. The proposals made based on the results of the study are aimed at determining the conditions that, in addition to the project for reforming migration legislation, should be ensured for the effective use of the labor of external labor migrants and not pose a threat to Russian society.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-111-121 УДК 331.556.4 JELJ21; J62; Е26; 015

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

O.A. Колесникова a,d, E.B. Маслова а-ь'с, И.В. Околелых d

а Воронежский государственный университет,ь Воронежский институт экономики и социального управления, с Институт социального образования,d Воронежский институт высоких технологий, Воронеж, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - совокупность вопросов, связанных с регулированием внешней трудовой миграции Российской Федерации. Цель - обоснование необходимости дальнейшего использования внешней трудовой миграции как источника пополнения трудовых ресурсов России и смягчения растущего кадрового дефицита в экономике. Для этого рассмотрены основные проблемы и мифы, связанные с современным обострением миграционной ситуации. Научная новизна состоит в обосновании необходимости реформирования статистики миграции, уточнения масштабов трудовой миграции и управления ее потоками. Исследование проводилось с использованием методологии количественного и качественного анализа. Его эмпирической базой послужили статистические данные, материалы публикаций в СМИ, результаты опубликованных и собственных социологических экспертных опросов мигрантов. В результате исследования сделан вывод: современные потоки иностранной миграции достаточно стабильны, а по своим масштабам и структуре служат необходимым дополнением сокращающихся трудовых ресурсов страны. Вскрыты современные недостатки учета, контроля и регулирования внешней трудовой миграции и их причины, обусловливающие неопределенность оценки и прогнозирования миграционных процессов. Предложения, внесенные по результатам исследования, направлены на определение условий, которые, в дополнение к проекту реформирования миграционного законодательства, следует обеспечить для эффективного и не представляющего угрозы для российского общества использования труда внешних трудовых мигрантов.

Ключевые слова: миграция; трудовые ресурсы; дефицит кадров; миграционный учет; занятость.

Для цитирования: Колесникова O.A., Маслова Е.В., ОколелыхИ.В. Современные проблемы внешней трудовой миграции населения в России и их регулирование. Социально-трудовыеисследования. 2024;54(1):111-121. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-111-121.

ORIGINAL PAPER

CURRENT PROBLEMS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION OF THE POPULATION IN RUSSIA AND THEIR REGULATION

O.A. Kolesnikova a'd, E.V. Maslova b'c, I.V. Okolelykh d

a Voronezh State University,b Voronezh Institute of Economics and Social Management, c Institute of Social Education,d Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is a set of issues related to the regulation of external labor migration in the Russian Federation. The goal is to justify the need to further use external labor migration as a source of replenishing Russia's labor resources and mitigating the growing personnel shortage in the economy. For this purpose, the main problems and myths associated with the current aggravation of the migration situation are considered. The scientific novelty lies in the substantiation of the need to reform migration statistics, clarify the scale of labor migration, and manage its flows. The study was conducted using quantitative and qualitative analysis methodology. Its empirical basis was statistical data, materials from media publications, and the results of published and own sociological expert surveys of migrants. As a result of the study, a conclusion was drawn: modern flows of foreign migration are quite stable, and in their scale and structure they serve as a necessary addition to the country's shrinking labor resources. The modern shortcomings of accounting, control, and regulation of external labor migration and their reasons, which cause uncertainty in the assessment and forecasting of migration processes, are revealed. The proposals made based on the results of the study are aimed at determining the conditions that, in addition to the project for reforming migration legislation, should be ensured for the effective use of the labor of external labor migrants and not pose a threat to Russian society. Keywords: migration; labor resources; shortage of personnel; migration registration; employment.

For citation: Kolesnikova O.A., Maslova E.V., Okolelykh I.V. Current problems of external labor migration In Russia and their regulation. Social and laborresearch. 2024;54(1):111-121. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-111-121.

© Колесникова O.A., Маслова E.B., Околелых И.В., 2024

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?...

(A.C. Пушкин)

ВВЕДЕНИЕ

В истории России миграция всегда играла и продолжает играть важную и многофакторную роль. В последние десятилетия критически значимой для страны стала внешняя миграция в двух ее функциях: демографической - как источника пополнения населения и сдерживания развития депопуляции, а также экономической - в качестве противодействия сокращению трудовых ресурсов и притока дополнительной рабочей силы.

Отчетливо выраженная тенденция депопуляции сложилась в нашей стране с 90-х годов прошлого столетия, хотя предпосылки к этому отмечались и ранее. В последующие годы снижение естественного прироста населения все менее компенсируется его миграционным приростом (рис. 1, табл. 1).

В последнее тридцатилетие миграционный прирост частично или полностью компенсировал естественную убыль населения (максимально - в 2010 г.) (табл. 1). Несмотря на это, а также на вхождение в состав России новых территорий, тенденция депопуляции сохраняется. Поэтому значение для страны первой функции миграции даже усиливается.

С 90-х годов, в условиях естественной убыли населения (тенденция лишь временно прервалась в 2012-2016 гг.), внешняя миграция - единственный компонент пополнения его численности.

В условиях всеми отмечаемого и усилившегося, начиная с 2021 г., дефицита кадров1 весьма востребована и вторая функция, относящаяся уже исключительно к иностранной трудовой миграции. Руководство страны считает преодоление кадрового дефицита одним из «ключевых вопросов в развитии экономики на фоне ее укрепления и рекордно низкого уровня безработицы2. Однако в последнее, и без того неспокойное время, фактор миграции вызывает повышенное напряжение в нашем обществе, вплоть до призывов в некоторых СМИ к отказу от приема иностранных граждан.

В этой связи очень важно не только обосновать необходимость сохранения внешней трудовой миграции в ее экономической функции, но и разработать такие правила и условия, которые обеспечат эффективное и не представляющее угрозы для общества использование труда внешних трудовых мигрантов в России.

1 Наша позиция по этому вопросу изложена в статье [1].

2 Преодоление дефицита кадров - один из ключевых вопросов в развитии экономики//ШЬ: https://kurl.ru/IkORN.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Бурные социально-экономические и демографические процессы, происходившие в России и в мире с 90-х годов XX века, обусловили большие изменения в географической, видовой и национальной структуре международных миграций населения, породив ряд общих для большинства стран проблем. В их научно-теоретическое осмысление и практическое решение внесли вклад многие современные российские исследователи, на труды которых мы ссылаемся в данной статье.

Использование методологии междисциплинарного (демография, экономика, география, социология, право, статистика) анализа развития миграционных процессов в России3 позволило комплексно подойти к их исследованию и выделить конкретные проблемы в этой сфере, которые представляются нам наиболее важными, поскольку они связаны с точностью миграционного учета [2, 3], распространением нелегальной и незаконной трудовой занятости внешних трудовых мигрантов [4, 5], недостаточной изученностью эффективности привлечения иностранной рабочей силы в отечественную экономику в современных условиях [6], несовершенством миграционной политики [6, 7] и др.

Принятая в 2018 г. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг.4 во многом была направлена на решение названных проблем, большинство из которых сегодня не только не решено, но и обросло рядом новых. В связи с этим президент подписал перечень поручений по реализации действующей Концепции, направленный на корректировку миграционного режима и смягчение напряженности в обществе по поводу иностранной миграции5 [8].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последнее время в СМИ появилось большое число публикаций и журналистских выступлений о нарастании масштабов и негативных проявлений иностранной миграции в России. В профессиональном сообществе тональность публикаций по этой тематике более спокойная, но проявля-

3 В статье используется междисциплинарный понятийный аппарат по предмету исследования. См., например: Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие / Т. Н. Юдина - М.: Академический Проект, 2020. 472 с.

4 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 //URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/58986.

5 Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960.

щ

О.А. Колесникова, Е.В. Маслова, И.В. Околелых

Рис. 1/ Fig 1. Компоненты прироста населения России / Components of population growth in Russia

Источник/Sourse: Демографический ежегодникРоссии. 2021: Стат.сб./ Росстат. М., 2021. С. 16. / Demographic Yearbook of Russia. 2021: Stat.sb. / Rosstat. M„ 2021. p. 16.

Таблица 1/Table 1

Динамика численности населения России, тыс. человек/ Dynamics of Russia's population, thousand people

800 600 400 200

-200 -400 -600 -800 -1000 -1200

0/MM

IV*

IV*

Jii.ll

A S> Л Jo

> U л> л> л>

I Общий прирост за год □ Естественный прирост □ Миграционный прирост

V4' ^ ^ V]

J

Годы / Years Численность населения на 1 января, тыс. чел/ Population as of January 1, thousand people Приросты за год/Annual growth % компенсации естественной убыли миграц. приростом /%of compensation of natural loss with migration growth Общий прирост за год, % / Total growth overthe year, %

общий, тыс. чел/general, thousand people естественный, тыс. чел. /natural, thousand people миграционный, тыс.чел./ migration, thousand people

1990 147665,1 608,6 333,6 275,0 + 82,4 0,41

1995 148459,9 -168,3 -822,0 653,7 79,5 -0,11

2000 146890,1 -586,5 -949,1 362,6 38,2 -0,40

2005 143801,0 -564,4 -846,5 282,1 33,3 -0,39

2010 142833,5 31,9 -239,6 271,5 113,3 0,02

2015 1 146267,3 277,4 32,0 245,4 + 765,6 0,19

2020 146748,6 -577,6 -702,1 124,5 17,7 -0,39

2022 146980,1 809,1 780,2 61,9 + 7,9 0,55

2023 146447,4 -532,7 -503,8 28,9 5,7 -0,36

Источник/Sourse: Росстат. Демография // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781: 6, 7 графы - расчетавторов / Rosstat. Demography // URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/12781: Columns 6,7- authors' calculations.

Данные за 2015 г. и последующие годы приведены с учетом численности населения новых территорий.

ется озабоченность по поводу медлительности и несистемности принимаемых мер наведения порядка [9, 10,11].

В этой связи следует рассмотреть, действительно ли увеличились потоки международной миграции в Россию (табл. 2).

Если судить по данным Росстата о миграционных приростах, ничего экстраординарного в этой сфере не происходит, что подтверждает и анализ других специалистов.

Заметные скачки приведенных количественных значений приростов (табл. 2) объясняются острой и быстрой реакцией мигрантов на динамизм ситуации в России, а также изменениями в системе регистрационного учета их прибытия

- выбытия. В связи с этим показатель 2021 г. оказался завышен против реальности, а 2022 г. - занижен6. Не зная этого, неспециалисты могут охарактеризовать 2021 г. как период огромного притока мигрантов. Кроме того, масштабы миграции иногда оценивают по потокам прибытия, тогда как важно сальдо - сколько человек остается в стране.

Однако вывод, вытекающий из визуального анализа показателей Росстата об относительной стабильности потоков международной миграции, нельзя считать безоговорочным.

6 Так, И.А. Ефремов пишет: «...по итогам 2022 г. ситуацию в России с регистрируемой в качестве долгосрочной международной миграцией можно охарактеризовать как относительно стабильную. Ее общие показатели незначительно отличаются от показателей ... последних до-пандемийных лет» [12].

Таблица 2/ Table 2

Динамика миграционного прироста в Россию, тыс. чел/ Dynamics of migration growth to Russia, thousand people

Показатели / Indicators 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Миграционный прирост 295,9 270,0 245,4 262,0 211,8 124,9 285,1 124,5 429,9 61,9

в % к предыдущему году 100,0 91,2 90,9 106,8 80,8 59,0 228,3 43,7 341,3 14,4

Источник/Sourse: Социально-экономическое положение России январь-июнь 2023 года. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2023: 303 е., расчет авторов / The socio-economic situation in Russia January-June 2023. M.: Federal State Statistics Service, 2023: p. 303, authors' calculations.

Во-первых, данные Росстата недостаточно полны и достоверны: методология статистического миграционного учета не соответствует реалиям и современным возможностям и меняется медленно, получаемые фактические данные по целому ряду направлений и показателей учета имеют видимые погрешности, содержат мало аналитики.

Как признают известные эксперты, например, О.С. Чудиновских, качество статистического учета миграции в России не представляется адекватным, поскольку отстает от мирового уровня в технологии сбора первичной информации, низок коэффициент использования имеющегося информационного потенциала: «выводы из ошибок прошлого не делаются... На охват мигрантов текущим учетом отрицательно влияют традиционное отсутствие декларирования выбытий, необязательность постановки на регистрационный учет лиц, ставших гражданами РФ», и др. [13]. Не оптимизированы отдельные виды статистики -трудовой, образовательной миграции, ее социальное направление, учет преступности. Поэтому давно назрела необходимость реформирования статистики миграции, первым этапом которого стал принятый в 2020 г. закон о создании единого регистра населения РФ, а вторым - законодательно введенные с 01.01.2024 г. новые правила регистрационного учета внешних мигрантов.

Во-вторых, учет различных сторон международной, в т.ч. трудовой миграции осуществляет не только Росстат, но и ряд других ведомств - МИД, ФСБ, ПФР, Минпрос, Минздрав, ФТС, Минфин. Проблема в том, что их данные часто не корреспондируют друг с другом, необходимое межведомственное взаимодействие недостаточно отлажено, а специализированного органа управления сложнейшим комплексом вопросов миграции в России нет. Представляется, что этот пробел следует восполнить.

Главным производителем административной статистики миграции, охватывающей регистрацию - аналог прописки иностранных граждан, является МВД России. Его данные подтверждают ранее сделанный вывод: резкого прироста числа

16,9

2,9 2,3

поставлено снято сальд°

2021 г. Щ 2022 г.

Рис. 2/ Fig. 2. Данные о поставленных и снятых с миграционного учета, млн чел. / Data on those added and removed from migration registration, million people.

Источник/Sourse: данные МВД: Статистические сведения по миграционной ситуации / Ministry of Internal Affairs data: Statistical information on the migrationsituation. URL: https://kurl.ru/NJKiw.

внешних мигрантов в России в последние годы не происходит: в 2021 и 2022 гг. количество иностранцев, поставленных на учет, было, соответственно, 13,4 млн и 16,9 млн человек (pue. 2)1.

Однако организация учета иностранных граждан и лиц без гражданства, с разными основаниями и сроками пребывания / проживания в стране не исключает и повторный счет, и неявки на регистрацию, что искажает реальную картину.

В-третьих, больным вопросом остается нелегальная и незаконная миграция. Первая - это в основном превышение установленных законом сроков пребывания в России, вторая - несоблюдение внешними мигрантами установленного законом порядка осуществления трудовой деятельности (например, работа без разрешительных документов). Масштабы обоих видов нарушений точно не известны, но, по разным оценкам, варьируются от 3 до 15 млн человек в год, повышая фактическую численность внешних трудовых мигрантов. Если десять лет назад 21% находившихся в стране иностранцев превышали срок законного пребывания в стране и, согласно данным ГИСМУ8, могли работать нелегально, соответственно, не платя налоги [14], то в 2022 г. МВД зарегистриро-

7 В соответствии с принятым ведомственным подходом, в данном случае речь идет о фиксации количества фактов постановки на миграционный учет и снятия с него иностранных граждан и лиц без гражданства.

8 Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) //URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/7ysclid4q8coy 5yzx958048243.

2023 г. 1,0 янв- июнь

L

2022 2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 1,67

5,1

16,9

13,4

работа официальная состоят на учете

Рис. 3/Fig 3. Соотношение состоящих на миграционном учете и официально работающих иностранных граждан, млн чел. / Ratio of registered and officially employed foreign citizens, million people

Источник/Sourse: данные МВД: Статистические сведения по миграционной ситуации / Ministry of Internal Affairs data: Statistical information on the migration situation

Таблица 3/Table 3

Динамика численности и доли внешних мигрантов, прибывших в РФ на работу, среди поставленных на миграционный учет / Dynamics of the number and share of external migrants who arrived in Russia to work, among those registered with migration authorities

Годы / Years Поставлено на миграционный учет, млн чел./ Registered for migration, million people в т.ч. по цели въезда -работа /incl. by purpose of entry - work

млн чел. / million people %

2016 14,3 4,3 30,1

2017 15,7 4,9 30,9

2018 17,8 5,0 28,1

2019 19,5 5,5 28,2

2020 9,8 2,4 24,5

2021 13,4 9,5 70,9

2022 16,9 11,8 70,4

2023, 1 п/г 5,1 3,5 68,6

Истчник/Sourse: данные МВД: Статистические сведения по миграционной ситуации / Ministry of Internal Affairs data: Statistical information on the migrationsituation. //URL: https://kurl.ru/NJKiw.: расчетавторов.

вало прирост нелегальной миграции на 17% по сравнению с 2021 г., о чем сообщил глава ведомства.

Согласно информации МВД, в последние 7-8 лет численность и доля внешних мигрантов, заявивших работу в качестве основания приезда в Россию, менялась более существенно, чем число прошедших регистрационный учет (табл. 3). Как видно из таблицы базовая численность поставленных на учет внешних мигрантов (с максимумом в 2018-2019 гг. и минимумом в пандемийном 2020 г.) не стремится к росту, однако в последние 3 года значительно выросла доля (с 30% в допан-демийный период до 70% в 2023 г.) и увеличились численность иностранцев, заявляющих работу в качестве цели приезда. Из них легально работали, согласно уведомлениям работодателей о заключении трудовыхдоговоров, не более 17,6% (2021— 2022 гг.) - 28,8% (1 полугодие 2023 г.) (рис. 3).

О занятости остальных зарегистрированных (порядка 70-80%) внешних мигрантах информации нет, т.е. они также могли работать. Часть законно - как граждане стран, для которых не нужно оформлять разрешения, или уже как граждане РФ, получив российский паспорт. Многие (включая часть прибывших в РФ по другим заявленным основаниям), - нелегально или незаконно, поскольку нередки случаи, когда целью въезда в миграционной карте указывается «частная» или «туризм», а фактически - работа по найму.

Таким образом, перед властью РФ стоит сложнейшая задача - сделать видимой, учитываемой и приносящей доход обществу неофициальную занятость значительной части иностранных мигрантов.

Справедливости ради стоит отметить, что неформальная занятость россиян тоже высока - потери бюджетной системы из-за неформальной занятости составляют около 3 трлн руб. ежегодно (примерно 3% ВВП), потери социальных фондов - 2,3 трлн руб. [15, с. 220], согласно исследованию РАНХиГС, в первом полугодии 2023 г. в теневом секторе было занято 21,9% работающих9. Следовательно, проблема неформальной занятости выходит далеко за рамки мигрантской повестки, она шире и глубже.

Констатируя относительную стабильность потоков внешних трудовых мигрантов, следует признать, что масштабы их существенны, но соответствуют ли они потребностям экономики России? Каков их вклад в обеспечение занятости? По этому вопросу также нет полной определенности. По данным МВД, этот вклад составляет не более 7% занятых в экономике. A.A. Гребенюк, ссылаясь на официальные данные, называет цифру 5,9%, а по его собственным расчетам - она не менее 10-12

9 Каждый пятый россиянин работаетнеофициально//ШЬ: https://kurl.

ru/YFsnh.

Таблица 4/Table 4

Заявленная потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31.10 2023 г. / The need of organizations forworkers to fill vacantjobs as of October 31, 2023

По обследованным видам деятельности / For surveyed types of activities Списочная численность работников, всего, млн чел. / Listed number of employees, total, million people Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, млн чел. / Demand for workers to fill vacant jobs, million people Уд. вес потребности в работникахдля замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест, % / Share of the need for workers tofill vacant jobs in the total numberofjobs, %

Всего специалистов 26,5 1,5 5,4

Источник/Sourse: Итоги выборочного обследования рабочей силы / Results ofthe Labor Force Sample Survey // URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13265.

71,9

11,9

2,1

9,8

занятые в РФ мигранты, цель- работа из них работают

остальные

Рис. 4/Fig 4. Варианты вклада иностранной трудовой миграции в численность занятых в РФ, млн чел. / Options for the contribution of foreign labor migration to the number of employed in the Russian Federation, million people

Источник/Sourse: расчеты авторов по данным МВД [16] / the authors' calculations based on the Ministry of Internal Affairs data [16].

% [16, с. 511], есть и другие оценки. Наши расчеты показывают, что в 2022 г. доля мигрантов, объявивших работу целью приезда в РФ, составила не более 1/6 занятых, а фактически и легально работающих - всего 2,9%, тогда как остальные могут быть вкладом нелегальной миграции (рис. 4). Но реалии, скорее всего, ближе к середине.

В сложившейся сегодня ситуации, как никогда ранее, требуются уточнение масштабов трудовой миграции и управление ее потоками. С одной стороны, это обусловлено целым рядом новых факторов сокращения трудовых ресурсов и экономически активного населения: большой смертностью от пандемии (более 835 тыс. чел.), выбытием с рынка труда вследствие мобилизации и добровольного набора в армию по контракту свыше 700 тыс. чел., релокацией в связи с началом СВО, по разным оценкам, от 420 до 600-700 тыс. чел., сокращением численности пенсионеров - почти вдвое большим, чем ожидалось до пенсионной реформы [17], оттоком работающих пенсионеров из сферы занятости вследствие отсутствия индексации пенсий (с 2016 г. их число сократилось с 15,3 млн до 7,9 млн чел.)10 и др. И если до пандемии численность трудовых ресурсов в балансе РФ прогнозировалась с ростом (90,4 млн чел. на 2023 г.), а после пандемии - 89 млн чел., то сегодня этот показатель составляет, по нашим расчетам, 87-87,5 млн чел.

С другой стороны, вопреки западным прогнозам о коллапсе российской экономики, она выстояла и развивается, растет численность занято-

10 Число работающих пенсионеров с 2015 г. сократилось почти в два pa3a//URL: https://kurl.ru/EMVTg.

го населения (с 65,1 млн чел в 2000 г. до 73,8 млн чел. в первом полугодии 2023 г.11) с соответствующим сокращением безработицы. Однако для того, чтобы количественный и структурный дефицит кадров не стал тормозом развития страны, необходимо эффективно использовать иностранную миграцию - один из немногих источников пополнения трудовых ресурсов и способов обеспечения растущего неудовлетворенного спроса работодателей наряду с бережливым производством и подготовкой специалистов по самым важным, востребованным профессиям.

Теоретически массовому использованию труда внешних трудовых мигрантов есть альтернатива - повышение производительности труда [16, с. 511]. Однако пандемия, санкционный режим и ведение СВО не позволяют России сегодня в полной мере реализовать варианты такой модели развития. Поэтому (при сохранении задачи повышения производительности труда) кроме привлечения иностранной рабочей силы, которая является экстенсивным источником пополнения трудовых ресурсов и смягчения дефицита кадров, необходимо расширять сегмент экономически активного населения (молодежи, пенсионеров, членов домохозяйств и др.)[19].

Однако государственные органы и работодатели не располагают обоснованными прогнозами потребности экономики в дополнительной рабочей силе - ни отечественной, ни иностранной. Росстат 1 раз в 2 года проводит выборочные обследования потребности организаций в работ-

11 Занятость в России в 2023 г. Статистика по регионам // URL: https://

svspb.net/rossija/zanjatost.php.

никах для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам. Итоговые результаты такого обследования по состоянию на 31 октября 2023 г. (табл. 4) показали, что заявленная потребность составляет всего 5,4% общего числа рабочих мест, или 1,5 млн чел.

Заявленная же работодателями в августе 2023 г. в органы занятости населения потребность в рабочей силе равнялась 1,8 млн человек. А на портале «Работа России» эта потребность, определяемая по числу вакантных рабочих мест, с весны 2022 г. колеблется вокруг цифры 2,4 млн, т.е. еще на треть выше. Информация коммерческих центров рекрутмента по многим профессиональным направлениям говорит о происходящем сейчас росте потребности в разы12, что не фиксируется ни официальной статистикой, ни всероссийскими опросами. К сожалению, при всей количественной неопределенности данного показателя, в его составе не выделяется доля мигрантов. Минтруд РФ предлагает методическое обеспечение прогнозирования общей потребности13, но, по нашим сведениям, оно если и используется, то на региональном уровне, а не в целом по стране. В итоге - проблема обоснования потребности не решается ни в целом, ни тем более применительно к труду внешних мигрантов.

Отдельный вопрос - о структуре занятости внешних трудовых мигрантов и ее регулировании. В исследованиях Е.В. Тюрюкановой [20], В.И. Мукомеля [4], A.A. Панкратьева [21] и др. специалистов уделено серьезное внимание развенчанию распространенного в России мифа о том, что труд мигрантов составляет конкуренцию российским работникам ввиду его демпинговой дешевизны. Они обратили внимание, что для России характерно пассивное, неселективное использование сложившихся потоков миграции, когда страна принимает у себя главным образом узко специализированную или малоквалифицированную рабочую силу с низкой конкурентоспособностью и готовностью занять рабочие места с невысокой оплатой и ухудшенными условиями труда. Проведенный еще в 2018 г. в Воронежской области опрос 238 работодателей 15 отраслей и видов деятельности под руководством O.A. Колесниковой это подтвердил: часто используют неквалифицированных иностранных рабочих 40% опрошенных, рабочих квалифицированных - лишь 12%, а спе-

12 Например, hh Статистика: сервис открытой аналитики рынка труда // URL: https://stats.hh.ru; Superjob рассказал об итогах полугодия на рынке труда//ШЬ: https://kurl.ru/RCxMD.

13 Об утверждении методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу // URL: https://kurl.ru/OdisO.

циалистов с высшим образованием - только 2%. Пресловутая дешевизна труда мигрантов стоит на 4 месте в рейтинге привлекательности - после трудовых качеств мигрантов и недостатка соответствующих работников на рынке предложения.

С тех пор мало что изменилось. Так, органами МВД стали выдаваться и фиксироваться в статистике разрешения на использование труда высококвалифицированных и квалифицированных иностранных специалистов, но число их очень невелико (41,6 тыс. чел. в 2022 г.) и не растет (53, 5 тыс. чел. в 2021 г., 19,9 тыс. чел. в I полугодии 2023 г.)14. Тем самым иностранная миграция способствует консервации устаревшей структуры российского рынка труда, медленно меняющегося применительно к требованиям НТР. Малоквалифицированный труд мигрантов по-прежнему экономически востребован - в строительном секторе, ЖКХ, сельском хозяйстве, секторе услуг и др. сферах экономики России, испытывающих недостаток рабочей силы. При этом в качестве защитной меры на работу с иностранцами миграционным законодательством накладываются ограничения - например, предельные доли их использования, дифференцированные по сферам деятельности15, запреты на прием иностранцев по профессиям, не указанным в разрешительных документах, разрешения работать только в пределах региона, где им выдан патент, и др.

Говоря о плюсах привлечения иностранных мигрантов в экономику России, следует иметь в виду не только их трудовой, но и финансовый вклад. Его источники - это: а) оплата патентов на право работать (в печати сообщалось, что за 11 месяцев 2020 г. внешние трудовые мигранты перечислили в бюджеты регионов в виде платы за патенты 43,5 млрд рублей; только бюджет Москвы за 2015-2022 гг. получил таких платежей около 145 млрд рублей, или около 2% поступлений НДФЛ16); б) налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа (в 2022 г. размер ежемесячного авансового платежа колебался в пределах от 2376 руб. в Чечне и Магаданской области до 10 690 руб. в Якутии; в Москве - 5900 руб.17). К сожалению, состояние

14 Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за соответствующие периоды.

15 Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1751 «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» // URL: https://kurl.ru/HOCmw.

16 В МВД назвали вклад работающих по патентам иностранцев в бюджет за 2020 год // URL: https://kurl.ru/fKBhX.

17 Патент для иностранных граждан в 2023 году: сколько стоит, таблица по регионам России // URL: https://www.glavbukh.ru/art/389006-patent-dlya-inostrannyh-grajdan-v-2023-godu-skolko-stoit-tablitsa-po-regionam-rossii

статистики не позволяет привести по этому вопросу, как и по другим аспектам миграционной повестки, более системную информацию.

В последние несколько лет в мигрантской проблематике появился новый тревожный аспект, касающийся не столько экономических проблем, незаконного приобретения российского гражданства, заключения фиктивных браков и сдачи липовых экзаменов на знание русского языка, сколько роста преступности (на 10% в 2022 г.), участившихся случаев формирования национальных анклавов, угрожающего поведения в отношении местного населения, агрессивного неприятия российских ценностей и т.п.18'19 при бездействии региональных и местных властей.

И специалисты, и гражданское общество понимают, что необходима реформа миграционного законодательства. Она практически начала проводиться: упомянутый выше и уже реализуемый перечень поручений президента направлен на смягчение наиболее острых, первоочередных проблем в этой сфере, а в Госдуму направлен проект нового федерального закона20, активно обсуждаемый в печати. Можно рассчитывать, что эти меры позволят усовершенствовать миграционный учет, причем с использованием современных цифровых методов, сблизить статистику различных причастных к нему ведомств, сделать более реальными оценки официально регистрируемой внешней трудовой миграции и существенно сократить ее нелегальные / незаконные формы.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование позволяет системно обосновать экономическую необходимость и демографическую безальтернативность дальнейшего привлечения внешней трудовой миграции на рынок труда России на основе выявленной совокупности аргументов. Основным из них, как показано нами, является усиливающаяся нехватка рабочей силы в условиях сокращения трудовых ресурсов, при отсутствии надежных источников их пополнения.

Но нельзя игнорировать и контрдоводы. Самый главный среди которых связан с усилением различных форм неправового поведения внеш-

18 Представители Генпрокуратуры рассказали о росте преступности среди мигрантов.//URL: https://dzen.ru/a/ZEhPAAVoDBX7_83G.

19 Придется действовать жестко: в России решили покончить с нелегальной миграцией/ZURL: https://kurl.ru/VLcKa.

20 Проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (подготовлен МВД России 08.07.2021) // URL: https://base.garant.ru/56883645/?ysclid=lq8fx84w4q935270922#friends.

них мигрантов, в крайнем варианте - вытеснения русской культуры, образа жизни и даже самого местного населения. Этот вопрос выходит за рамки трудовой миграции, он требует комплексного решения и изменения миграционной политики в целом. Полагаем, что назрела необходимость создания с учетом имеющегося опыта специального органа, который бы занимался вопросами миграции, по аналогии с ранее существовавшей Федеральной миграционной службой.

С этим отчасти связан и второй серьезный контраргумент - неэквивалентная квалификационная структура потоков эмиграции и иммиграции, с преобладанием среди первых квалифицированного труда, а среди вторых - неквалифицированного. Но в условиях современной НТР нашей стране надо адаптироваться к новому, цифровому технико-технологическому укладу, а не поддерживать устаревшие индустриальный и постиндустриальный уклады по-прежнему неселективной миграционной политикой. Считаем, что надо переходить к селекции потоков внешних трудовых мигрантов не только по критериям знания русского языка и культуры, но и по профессиональным: ограничивать масштабы приема работников низкоквалифицированного труда и создавать льготные условия для современной квалифицированной элиты.

Но такое регулирование упирается в методически нерешенную проблему прогнозирования потребности страны и ее регионов в иностранной рабочей силе. Причем сама постановка вопроса о необходимости такого прогнозирования не нова. Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что ситуация требует разработки методического обеспечения для выделения в таких прогнозах разных квалификационных групп внешних трудовых мигрантов, а также вариантов группировок (классификаций) - применительно к разным условиям труда и его оплаты.

Как показало настоящее исследование, сейчас проблемы внешней трудовой миграции в России во многом решаются в условиях количественной и качественной неопределенности относительно ее масштабов, форм, структуры и т.п. Поэтому считаем, что прогнозированию потребности во внешних трудовых мигрантах следовало бы предпослать всероссийское комплексное исследование проблем иностранной трудовой миграции, с выявлением мнений работодателей, самих мигрантов, работников административных структур и др. Такое исследование должно снизить или полностью устранить отмеченную

неопределенность, охватывая и вопросы миграционной привлекательности различных регионов России с целью ее выравнивания. Поскольку напряженность миграционной проблематики во многом связана с избыточным сосредоточением иностранцев преимущественно в нескольких регионах страны, это надо менять, усиливая миграционную привлекательность и других территорий.

Известно, что напряженность миграционной проблематики во многом связана с избыточным сосредоточением иностранцев преимущественно в нескольких регионах страны, и это надо менять, усиливая миграционную привлекательность и других территорий. Не в последнюю очередь -повышением оплаты труда по профессиям неудовлетворенного спроса, «исторически» замещаемых иностранными работниками. Отчасти это может вызвать отклик незанятой отечественной рабочей силы. А чтобы изменить структуру трудовой миграции, имеет смысл использовать известный опыт целевой подготовки необходимых нам иностранных работников в специализированных центрах - как в России, так и странах выезда мигрантов.

Еще один важный вопрос, который надо решить параллельно с реформированием миграционного законодательства, - определение вклада трудовой миграции в социально-экономическое развитие РФ и отдельных территорий. Прежде

всего, речь идет о методическом обеспечении такой оценки, а затем - о ее проведении с использованием адекватной методики. Заметим, что в научной литературе, в диссертационных исследованиях соответствующие вопросы не только ставятся, но предлагаются апробированные методические разработки и научно-методические подходы к решению целого ряда актуальных проблем современной экономики21. Считаем, что в качестве системной научно-практической базы информационно-аналитической функции Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации имеет смысл организовать подготовку регулярного дайджеста о результатах современных научных исследований по вопросам достижения национальных целей развития, реализации национальных проектов, государственных программ и инициатив (с периодичностью по полугодиям).

Полагаем, что рассмотренное состояние миграционной проблематики требует безотлагательного и системного регулирования на всех уровнях, дабы иностранная миграция из необходимого и контролируемого источника развития отечественной экономики не превратилась в разрушительный фактор на пути достижения целей, стоящих сегодня перед Россией.

21 Например, в упомянутой монографии Рязанцева C.B. [6], в работах O.A. Колесниковой [23, 24], в диссертации A.A. Панкратьева [21], в его специальной работе [25] и др.

СПИСОК источников

1. Колесникова O.A. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоле-ния/О.А. Колесникова, Е.В. Маслова, И.В. Околелых// Социально-трудовые исследования. 2023;(4):179-189.

2. Чудиновских О.С. О новых технологиях и статистике миграции в России / О.С. Чудиновских, Е.В. Донец //Вопросы статистики. 2018;25(5):11-26.

3. Мкртчян Н.В. Трудовая миграция в России: международный и внутренний аспект / Н.В. Мкртчян, Ю.Ф. Флоринская // Жур-налНовойэкономической ассоциации. 2018;1(37):186-193.

4. Мукомель В.И. Мигранты на рынке труда: профили, продолжительность и оплата труда, неформальная и незаконная занятость // Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы: [монография] / В.И. Мукомель, КС. Григорьева, Г.А. Монусова [и др.]. М.:ФНИСЦРАН, 2022:162-185.

5. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России: [монография] / С.Е. Метелев. M: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2017: 175 с.

6. Рязанцев C.B. Вклад трудовой миграции в экономику России: методы оценки и результаты / C.B. Рязанцев // Гуманитарные науки.Вестник Финансового университета. 2016;2(22):16-28.

7. Воробьева О.Д. Миграционная политика России: история и современность / О.Д. Воробьева, Л.Л. Рыбаковский, О.Л. Рыба-ковский.М.: Экон-Информ, 2016: 192 с.

8. Смолин М. Россия для граждан или для мигрантов? Новая Концепция вызвала еще больше вопросов / М. Смолин // URL: https://kurl.ru/XEgHW

9. Корсаков КВ. Внешняя трудовая миграция в современной России: социально-правовой и криминологический контексты // Народонаселение. 2023;26(4):63-74.

10. Корсаков К.В., Серова A.B. Национальная политика России по регулированию отношений в сфере внешней трудовой миграции// Дискурс-Пи. 2023;20(2):106-126.

11. Красинец Е.С. Иностранная рабочая сила на российском рынке труда: проблемы и решения //Народонаселение. 2020;23(1): 104-118.

12. Ефремов И.А. Предварительные итоги международной Миграции населения в России в 2022 году / И.А. Ефремов // Экономическое развитиеРоссии. 2023;6(30):64-66.

13. Чудиновских О. О состоянии статистики миграции в России/О. Чудиновских//ШЬ: https://kurl.ru/KgTMS.

14. Егорова Е. Нелегальная миграция в России/Е. Егорова //URL: https://kurl.ru/CIHoJ.

15. Куницына Н.Н. Масштабы занятости в неформальном секторе экономики: парадоксы измерения/Н.Н. Куницына, Е.И. Дю-дикова //Мониторингобщественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023; 3:217-238.

16. Гребенюк А.А. Потребность российской экономики в иностранных трудовых ресурсах в условиях внедрения новых технологий// Экономика региона. 2020;16(2):507-521.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Колесникова О.А. Проблемы трудовых ресурсов: дефицит, сдвиги в структуре, парадоксы старения / О.А. Колесникова, Е.В. Маслова, И.В. Околелых// Социально-трудовые исследования. 2022;47(2):142-153.

18. Кашепов А.В. Баланс трудовых ресурсов: история и методология прогнозирования / А.В. Кашепов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022;9(1):83-90.

19. Костенко Я. Рабочая сила за полгода возросла на 300000 человек. / Я. Костенко // Ведомости. 2023; 04 августа. URL: https:// kurl.ru/wlcNC.

20. Тюрюканова Е.В. О влиянии миграции на рынок труда. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов / Е.В. Тюрю-канова. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74499710

21. Панкратьев А.А. Внешняя трудовая миграция как фактор достижения сбалансированности рынка труда территории/ Диссертация ... кандидата экономических наук 08.00.05. Воронеж, 2020:237 с.

22. Буранкова М.А. Нелегальная трудовая миграция и экономическая безопасность России/М.А. Буранкова//ШЬ: https://kurl. ru/fFhSK.

23. Колесникова О.А. Динамика и тенденции миграционных процессов в Воронежской области / О.А. Колесникова//Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений. Воронеж, 2023:112-116.

24. Колесникова О.А. Опыт государственного стимулирования внешней трудовой миграции в России как фактор повышения эффективности ее использования / О.А. Колесникова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020;3(34): 110-114.

25. Панкратьев А.А. Оценка эффективности привлечения и использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие Воронежской области в 2015 году/А.А. Панкратьев//Современные проблемы экономики и менеджмента: материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2016:221-225.

REFERENCES

1. Kolesnikova О.А., Maslova, I.V. Okolelykh Personnel deficit in the modern labor market of Russia: manifestations, causes, trends, measures to overcome. Social andLaborResearch. 2023;(4):179-189. (In Russ.).

2. Chudinovskikh O.S., Donets E.V. On new technologies and migration statistics in Russia. Voprosy Statistiki = Statistical Issues. 2018;25(5):ll-26.(InRuss.).

3. Mkrtchyan N.V., Florinskaya Y.F. Labor migration in Russia: international and domestic aspect. Journal of the New Economic Association. 2018;l(37):186-193.(In Russ.).

4. MukomelV.I., Grigorieva K.S., Monusova G.A. Migrants in the labor market: Profiles, duration and remuneration of labor, informal and illegal employment//Adaptation and integration of migrants in Russia: Challenges, realities, indicators: [monograph]. M.: FNISZ RAN. 2022:162-185. (InRuss.).

5. Metelev S.E. International labor migration and illegal migration in Russia: [monograph]. M: UNITI-DANA. 2017. p. 175. (In Russ.).

6. Ryazantsev, S.V. The contribution of labor migration to the Russian economy: methods of assessment and results. Humanities. Vestnik Finansovogo Universitet. 2016;2(22):16-28. (InRuss.).

7. Vorobyeva, O.D., Rybakovsky L.L., Rybakovsky O.L. Migration policy of Russia: history and modernity. Moscow: Econ- Inform. 2016. p. 192. (InRuss.).

8. Smolin M. Russia for citizens or for migrants? The new Concept has raised even more questions. URL: https://kurl.ru/ XEgHW.

9. Korsakov K.V. External labor migration in modern Russia: socio-legal and criminological contexts. Narodonaselenie = Population. 2023;26(4):63-74. (InRuss.).

10. Korsakov K.V., Serova A.V. National policy of Russia on the regulation of relations in the sphere of external labor migration. Discourse-Pi. 2023;20(2):106-126. (InRuss.).

11. Krasinets E.S. Foreign labor force in the Russian labor market: problems and solutions. Narodonaselenie = Population. 2020;23(1):104-118. (InRuss.).

12. Efremov I.A. Preliminary results of the international Migration of population in Russia in 2022. Economic Development of Russia. 2023;6(30):64-66. (InRuss.).

13. Chudinovskikh O. On the state of migration statistics in Russia. URL: https://kurl.ru/KgTMS.

14. Egorova E. Illegal migration in Russia. URL: https://kurl.ru/CIHoJ.

15. Kunitsyna N. N. The scale of employment in the informal sector of the economy: paradoxes of measurement / N. N. Kunitsyna, E. I. Dyudikova//Monitoringpublic opinion: economic and social changes. 2023; 3: 217-238.

16. Grebenyuk, A.A. The need of the Russian economy in foreign labor resources in the conditions of new technologies introduction. Regional Economics. 2020;16(2):507-521. (In Russ.).

17. Kolesnikova O.A., Maslova E.V., Okolelykh I.V. Problems of labor resources: deficit, shifts in the structure, paradoxes of aging. Social and LaborResearch. 2022;47(2):142-153. (InRuss.).

18. Kashepov A.V. Balance of labor resources: history and methodology of forecasting. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022;9(l):83-90. (InRuss.).

19. Kostenko Ya. The labor force for half a year increased by 300000 people. Vedomosti. 2023; August 04. URL: https:// kurl.ru/wlcNC.

20. Tyuryukanova E.V. On the impact of migration on the labor market. Russia will be more and more dependent on migrant labor. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/74499710.

21. Pankratyev, A.A. External labor migration as a factor in achieving a balanced labor market of the territory / Dissertation... candidate of economic sciences 08.00.05. Voronezh. 2020. p. 237. (In Russ.).

22. Burankova, M.A. Illegal labor migration and economic security ofRussia. URL: https://kurl.ru/fFhSK.

23. Kolesnikova O.A. Dynamics and trends of migration processes in the Voronezh region. Innovation dominants of social and labor sphere: economics and management. Materials of the annual international scientific-practical conference on the problems of social and labor relations. Voronezh. 2023. p. 112-116. (InRuss.).

24. Kolesnikova O.A. Experience of state stimulation of external labor migration in Russia as a factor of increasing the efficiency of its use. Bulletin ofthe VoronezhlnstituteofHigh Technologies. 2020;3(34):110-114. (InRuss.).

25. Pankratyev A.A. Assessment of the efficiency of attracting and using foreign labor force, the contribution of foreign workers to the socio-economic development of the Voronezh region in 2015. Modern problems of economics and management: proceedings of the international scientific and practical conference. Voronezh. 2016. p. 221-225. (In Russ.).

щ

О.А. Колесникова, Е.В. Маслова, И.В. Околелых

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ольга Андреевна Колесникова - доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник социальной защиты населения РФ, профессор Воронежского государственного университета и Воронежского института высоких технологий, Воронеж, Россия

Ol'ga A. Kolesnikova - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honored Worker of Social Protection of the Population of the Russian Federation; Professor, Voronezh State University, Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh, Russia

https://orcid.org/0000-0002-0044-1530 oakolesnikova@mail.ru

Елена Валерьевна Маслова - доктор экономических наук, профессор Воронежского института экономики и социального управления и Института социального образования, доцент Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия

Elena V. Maslova - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Voronezh Institute ofEconomics and Social Management, Institute of Social Education; Associate Professor, Voronezh State University, Voronezh, Russia https://orcid.org/0000-0003-0774-9252 evmas@yandex.ru

Ирина Викторовна Околелых - кандидат экономических наук, доцент, эксперт Воронежского института высоких технологий, Воронеж, Россия

Irina V. Okolelykh - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, expert of the Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh, Russia

https://orcid.org/0000-0002-9739-0505 irokol@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts oflnterest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ Колесникова О.А. - постановка проблемы, научное руководство исследованием, определение цели и задач исследования, разработка концепции и методологии статьи, обоснование теоретико-методологических положений, формирование выводов исследования.

Маслова Е.В. - подготовка общей концепции исследования, анализ научной литературы, содержательный анализ эмпирических и статистических данных, обоснование теоретико-методологических положений, формирование выводов исследования. Околелых И.В. - подготовка общей концепции исследования, обоснование теоретико-методологических положений, конкретизация методов исследования, обзор исследований и публикаций, интерпретация статистических и эмпирических данных, табличное и графическое представление данных, формулирование выводов исследования.

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTIONS Kolesnikova О.А. - problem statement, scientific management of the study, definition of the purpose and objectives of the study, development of the concept and methodology of the article, substantiation of theoretical and methodological provisions, formation of conclusions of the study.

Maslova E.V. - preparation of a general research concept, analysis of scientific literature, meaningful analysis of empirical and statistical data, substantiation of theoretical and methodological provisions, formation of research conclusions. Okolelykh I.V. - preparation of a general research concept, substantiation of theoretical and methodological provisions, specification of research methods, review of research and publications, interpretation of statistical and empirical data, tabular and graphical representation of data, formulation of research conclusions.

Статья поступила в редакцию 17.12.2023; после рецензирования 19.01.2024, принята к публикации 23.01.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 17.12.2023; revised on 19.01.2024 and acceptedfor publication on 23.01.2024. The authors read and approved the final version ofthe manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.