Общественные и гуманитарные науки
45
1. Бочаров В. В. Инвестиции: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. 2. Данные агентства инвестиций и внешнеэкономических связей РД. Махачкала, 2012. 3. Шамбер Л. Совместные предприятия как фактор экономического развития промышленности региона: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 1997.
Notes
1. Bocharov V.V. Investments: textbook for universities. The 2nd issue. SPb. : Peter, 2008. 2. The data of the Agency of investments and foreign relations of Dagestan. Makhachkala, 2012. 3. Shamber L. The joint ventures as a factor of economic development of the region's industry. Diss...Cand. Economy. Ekaterinburg, 1997.
Primechanija
1. Bocharov V. V. Investicii: Uchebnik dlja vuzov. 2-e izd. SPb. : Piter, 2008. 2. Dannye agentstva
investicij i vneshnejekonomicheskih svjazej RD. Makhachkala, 2012. 3. Shamber L. Sovmestnye predprijatija kak faktor jekonomicheskogo razvitija promyshlennosti regiona: Avtoref. diss. ... kand. jekon. nauk. Ekaterinburg, 1997.
Статья поступила в редакцию 11.06.2013 г.
УДК 336.71
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ
© 2013 Исмиева З.М.*, Ашуралиева Д.Р., Дахдуева К.Д.
* Дагестанский государственный педагогический университет Дагестанский государственный университет
Авторы в статье рассматривают проблемы трудоустройства отдельной группы граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке - инвалидов. Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является весьма актуальной. Инвалиды испытывают целый ряд трудностей с получением работы.
The author considers the problem of employment of a particular group of citizens in need of social support, the disabled persons. The problem of the disabled persons ’ employment and occupation in the modern society is very relevant, but people with disabilities face a number of difficulties in obtaining the employment.
Ключевые слова: социальная адаптация, трудоустройство инвалидов, социальная поддержка, квотирование рабочих мест.
Keywords: social adaptation, disabled persons ’ employment, social support, job quotas.
Социальная защита населения на современном этапе является приоритетным направлением социальной политики государства. Механизм социальной защиты, включающий различные приемы, методы и гарантии, позволяет обеспечить оптимальные условия жизни и удовлетворение потребностей разных социальных категорий и групп граждан.
Важнейшим элементом социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике является социальная по-
мощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством. Социальные гарантии включают в себя медицинскую, социально-
экономическую, социально-бытовую, социально-психологическую, социально-
педагогическую и иная поддержку граждан со стороны государственных и негосударственных структур в сложных жизненных ситуациях [4].
46
Известия ДГПУ, №3, 2013
При этом социальная помощь или поддержка выполняет функцию помощи отдельным категориям и группам населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойное существование: пенсионеры, инвалиды, беженцы, многодетные и малоимущие семьи и др. Такая форма социальной помощи носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, что способствует адаптации и включению в социальную среду отдельных граждан или групп, и выступает в качестве натуральной помощи и услуг в критических жизненных ситуациях или неблагоприятных экономических условиях.
В современных условиях социальная адаптация инвалидов становится важнейшей функцией государства, всех его органов управления и социальных институтов. Под социальной адаптацией нами понимается процесс включения человека с ограниченными возможностями в социальную среду, его приспособление к существующим условиям проживания и трудоустройства, системе норм и ценностей. Несмотря на то, что проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является весьма актуальной, тем не менее, в обыденной жизни инвалиды испытывают целый ряд трудностей с получением работы. Как правило, работодатели под разными предлогами отказывают в их трудоустройстве, ссылаясь на дополнительные затраты, особенности труда и необходимость лечения, тем самым ограничивая права инвалидов. Организация труда инвалидов требует от работодателей принятия дополнительных мер, включающих приспособление основного и вспомогательного оборудования, дооснащение и обеспечение техническими устройствами рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, проведение иных мероприятий, сопровождаемых дополнительными затратами. Такое отношение со стороны работодателей создает дополнительную социальную напряженность в обществе, позволяя инвалидам чувствовать себя «ненужными» людьми, ощущать свою неполноценность, вызванную физическими или иными недостатками, усугубляя психологические
особенности инвалидов, развивая чувство одиночества, депрессию и нежелание общаться.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 13,02 млн инвалидов. Из 3,96 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте, что составляет от 3,4 до 6,8% от общего числа инвалидов. Например, в Англии число занятых инвалидов составляет 40%, а в США - 24% [3].
В соответствии с Европейской социальной хартией (в редакции 1996 г.) государство обязано активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей по найму на работу инвалидов. При этом работодатели должны использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов (п. 2 ст. 15) [2].
В зарубежных странах выделяются две основные концепции построения модели государственной политики содействия занятости инвалидов на рынке труда:
1. Основу данной концепции составляет подход, при котором считается, что лица с ограниченной трудоспособностью в большинстве случаев могут трудиться только в специально созданных для них условиях. Работодателям, использующим труд инвалидов, государство предоставляет субсидии к заработной плате. Так, в Швеции государство предоставляет субсидии предпринимателям, которые предназначены на возмещение затрат, связанных с приспособлением рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью [1]. Устанавливаются квоты по приему инвалидов на работу и ответственность перед законом за их неисполнение. Инвалиды составляют при этом 6-8% от числа работников в организации (Германия, Франция, Чехия и др.);
2. В США действует иной подход, основанный на равенстве людей, независимо
Общественные и гуманитарные науки •••
от их физического состояния. В Законе 1973 г. о реабилитации инвалидов в США строго запрещена дискриминация лиц с ограниченными способностями во всех государственных органах, ведомствах, подрядных организациях, работающих по контрактам с федеральными властями, а также организациях, получающих федеральную помощь [5].
В 90-е годы ХХ века в США был принят Закон об инвалидах, в котором прописано полное равенство с другими работниками на рынке труда и предусматриваются дополнительные меры по обеспечению и охране труда инвалидов - специальные подъемники, устройства для доступа глухих к средствам связи и приспособления для слабовидящих граждан. Данная концепция всемерно направлена на предотвращение социального отторжения инвалидов.
В Российской Федерации в соответствии с законодательством также реализуются различные меры по поддержке занятости инвалидов, включая:
• содействие по трудоустройству инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы;
• государственная поддержка общероссийских общественных организаций инвалидов;
• поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих дополнительные адресные услуги инвалидам;
• содействие поиску подходящей работы в рамках предоставления государственных услуг органами службы занятости населения;
• содействие трудоустройству незанятых инвалидов в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
• квотирование рабочих мест на крупных и средних предприятиях;
• налоговые льготы, предусмотренные для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
В Дагестане, как и в других регионах России, остро стоит проблема трудоуст-
47
ройства людей с ограниченными возможностями и инвалидов. По состоянию на 1 июня 2013 года, в Республике Дагестан проживает почти 275 тыс. инвалидов, что составляет 9% от общей численности населения, против 9,2% в среднем по Российской Федерации. При этом из их общего числа, по оценке, в трудоустройстве нуждается каждый четвертый-пятый инвалид, а это примерно 70 тыс. человек.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2012 года за №116 установлен «Порядок реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2012 год», в котором основным направлением является содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Предусматривается оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, которое включает в себя:
- оказание информационно-консультационных услуг гражданам из числа незанятых инвалидов, по вопросам содействия в трудоустройстве на дополнительные рабочие места (в том числе на специально оборудованные для незанятых инвалидов или надомные для многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов);
- изучение возможностей работодателей по организации дополнительных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов с целью формирования перечня предприятий, готовых принять их на работу;
- оснащение дополнительных рабочих мест для незанятых инвалидов, в целях повышения уровня трудоустройства данных категорий граждан;
- возмещение работодателю затрат на приобретение оборудования для оснащения дополнительных рабочих мест граждан из числа незанятых инвалидов.
Предполагается за счет бюджетных средств финансировать расходы на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительного рабочего места (в том числе специального или надомного) для трудоустройства незанятого инвалида в объеме фактических затрат, но не более 50,0 тыс. рублей [6].
48
Известия ДГПУ, №3, 2013
Право на возмещение затрат имеют как физические лица - индивидуальные предприниматели, так и юридические -организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В целях возмещения затрат работодатели представляют в Центр занятости населения заявку на создание (оснащение, модернизацию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида.
В последние три года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа инвалидов в регионе, а с 2010 года увеличилось количество занятых инвалидов трудоспособного возраста.
В течение 2010-2013 гг. службами занятости были приняты меры по наполняемости банка вакансий и привлечению работодателей к участию в программах занятости населения. Для улучшения работы служб занятости и удобства доступа инвалидов к банку вакансий необходимо создать Интернет-портал, который объединил общероссийский и региональный банк данных.
Для привлечения большего числа инвалидов к трудовой деятельности, мы считаем, что специализированные рабочие места для инвалидов целесообразно создавать в определенных видах экономической деятельности:
• пошив одежды, постельных принадлежностей и меховых изделий;
• пошив и ремонт обуви;
• ремонт ювелирных изделий и часов;
• производство рам для зеркал и картин;
Примечания
1. Антюшина Н. М. Качество человеческих ресурсов как объект управления: опыт Швеции // Труд за рубежом. 2005. № 4. С. 32. 2. Европейская социальная хартия: Справочник. М., 2001. С. 190. 3. Кавокин С. Н. В чем трудности трудоустройства инвалидов в России. М., 2013. С. 2. 4. Казибекова Н. А. Повышение эффективности услуг социальной защиты населению: Монография. Махачкала : Формат, 2009. С. 4. 5. Лебедева Л. Ф. Трудовые отношения в США: основы трудового регулирования // Труд за рубежом. 2006. № 2. С. 18. 6. Постановление Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2012 года за №116 «Порядок реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2012 год».
Notes
1. Antyushina N. M. Quality of human resources as the object of management: the Swedish experience // Labour abroad. 2005. # 4. P. 32. 2. European Social Charter: Handbook. M, 2001. P. 190.
3. Kavokin S.N. The difficulties of the employment of disabled people in Russia. M., 2013. P. 2. 4. KazibekovaN. A. Increasing the effectiveness of social protection services to the population. Monograph. Makhachkala : Format, 2009. P. 4. 5. Lebedev L.F. The labour relations in the United States: fundamentals of labour regulation // Labour abroad. 2006.# 2. P. 18. 6. Resolution of the Government of the Republic of Dagestan on 19 April, 2012 # 116 “The order of implementation of add i-
• работа в библиотеках, архивах, на телевидении, в администрации гостиниц и др.
В последние годы в качестве дополнительного механизма социальной поддержки и адаптации инвалидов на рынке труда республиканские власти реализуют закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Однако трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места затруднено, в первую очередь, из-за отсутствия специальных рабочих мест, несоответствия заявленных вакансий и профессиональных навыков инвалидов, отсутствия вакансий в организациях и на предприятиях в соответствии с трудовыми рекомендациями.
Другая причина - транспортная удаленность места работы от места проживания инвалида. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими жителями, проживающими в отдаленных районах республики, вдали от городов и районных центров.
На наш взгляд, общество и государство должны быть заинтересованы в социальной адаптации инвалидов. В свою очередь, работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этой категории граждан. Следует оснастить предприятия специализированным оборудованием для их комфортной трудовой деятельности, позволяющей им ощущать себя востребованными и полноценными гражданами.
Общественные и гуманитарные науки
49
tional measures aimed at reducing tensions on the labour market of the Republic of Dagestan in the year of 2012”.
Primechanija
1. Antjushina N. M. Kachestvo chelovecheskih resursov kak obekt upravlenija: opyt Shvecii // Trud za rubezhom. 2005. № 4. S. 32. 2. Evropejskaja social'naja hartija: Spravochnik. M., 2001. S. 190. 3. Kavokin S. N. V chem trudnosti trudoustrojstva invalidov v Rossii. M., 2013. S. 2. 4. Kazibekova N. A. Povyshenie jeffektivnosti uslug social'noj zashhity naseleniju: Monografija. Mahachkala : Format, 2009. S. 4. 5. Lebedeva L. F. Trudovye otnoshenija v SShA: osnovy trudovogo regulirovanija // Trud za rubezhom. 2006. № 2. S. 18. 6. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 19 aprelja 2012 goda za №116 «Porjadok realizacii dopolnitel'nyh meroprijatij po snizheniju naprjaz-hennosti na rynke truda Respubliki Dagestan na 2012 god».
Статья поступила в редакцию 19.03.2013 г.