УДК 340
И. Ю. Никодимов
доктор юридических наук, профессор кафедры правоведения, МИРЭА; e-maiL: inikodimov@rambLer.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
XXI век можно считать эрой информатики. Происходит повсеместное внедрение новых технологий во многие сферы нашей жизни. Это повлекло за собой определенные трудности, в частности в области информационного права.
Ключевые слова: теория информационного права; особенности информационных правоотношений в Интернете; Интернет и правовая система.
I. Yu. Nikodimov
Advanced Doctor (Law), Professor, Law Department, Moscow Technological University (MIREA); e-mail: inikodimov@rambler.ru
CURRENT ISSUES OF THE INFORMATION LAW THEORY
The 21st century can be considered as the age of information technology. New technoLogies are introduced in many areas of our Life, which entaiLs some difficuLties, particuLarLy in the fieLd of information Law.
Key words: the information law theory; legal information related to the Internet; Internet and the LegaL system.
Средства массовой информации - печатные и электронные; сетевые телекоммуникации, мобильные телефоны, проводные и беспроводные средства связи опоясали землю, активно работает Интернет и все его составляющие. Невозможно определить, в какой мере человек начала XXI в. живет в реальном информационном пространстве и в какой - в виртуальной его части.
Нет сомнения, что нужны социальные регуляторы, в том числе и право, в этой новой бурно развивающейся среде отношений.
Теория предмета и методов правового регулирования отношений, связанных с информацией, ее энергетикой, выражаемой со знаками и плюс, и минус, выявляет вопросы, без ответа на которые движение к новым рубежам развития будет весьма и весьма не простым. Что
важного и переломного происходит в мире юридических процессов и канонов? Символом этой проблемы стало определение современного этапа развития общества, обозначаемого как «информационное общество».
Есть и еще одна проблема - соотношение общества и государства и степень воздействия на этот «тандем» как права, так и информации. Институт государства напрямую связан с судьбой права и его механизмов. Он, безусловно, непонятен без учета соответствующих информационных ресурсов в качестве источника и средства социального управления.
Рассуждая о судьбах мира через призму так называемого нового американского империализма и значимости больше «силы», чем права, французский исследователь Гийом Фай считает, что «вопреки анализам слепых, как всегда интеллектуалов ... господствующей формой XXI века будет государство. Это будет посмертный триумф Гоббса. Народы объединятся вокруг конфликтующих гигагосударств, но никакого мирового государства не будет» [4]. Здесь неизбежно встают вопросы соотношения государства и гражданского общества. В этом контексте, безусловно, решается вопрос о значимости права как регулятора и его наиболее функционально активной части - законодательства: либо всеобщего, либо в рамках каждого гигантского государства и его сателлитов, либо по-прежнему национального права с сохранением проблемы гармонизации и совмещения национальных особенностей регулирования общих проблем.
Другая точка зрения была лаконично выражена в материалах конференций Всемирного саммита по проблемам информационного общества между Женевой и Тунисом на промежуточной конференции в Санкт-Петербурге в мае 2005 г.
Фонд гражданских инициатив в политике Интернета подготовил и распространил «Декларацию о правах человека и верховенстве права в информационном обществе». Проект этого документа на первый план выдвигает восемь вопросов. Они включают в себя:
• право на свободу самовыражения, информации и коммуникаций;
• право на уважение частной жизни и тайну переписки;
• право на образование и обеспечение доступа к информационным технологиям и их всеобщее использование;
• запрет на рабство, принудительный труд и торговлю людьми;
• защиту собственности;
• право на свободные выборы;
• свободу собраний;
• право на справедливое судебное разбирательство и запрет на внесудебное преследование.
Обсуждение проблем, какое нам нужно государство: сильное, правовое или сильное и правовое, напоминает о том, что жива формула Бисмарка: «лучше капля силы, чем мешок права».
Тема связи и понимания отношения общества и государства является ключевой для определения парадигмы развития цивилизации планеты в целом и каждого современного государства. Это - главная теоретическая и методологическая проблема не только для информационного права, но и для всех институтов социального регулирования отношений. Эта проблема часто формулируется как соотношение государства и гражданского общества, что порождает большое количество вопросов: что такое гражданское общество и в каких институциях оно выражается в реальности. Проблема эволюции отношений общества и государства - непреходящая; она сопровождает все цивилизационные этапы развития планетарной истории. Сегодня она встает в наиболее обостренной форме и одновременно охватывает все земное пространство, все государства и этносы планеты. Задача права - обеспечивать парадигмы и стратегии формируемого нового общества и одновременно использовать все необходимые институции его организации, поддерживать порядок переходного периода.
В любом случае теория должна дать установку на парадигму развития общества и обновления его организующего инструментария. Это будет сделано с учетом фактора преемственности в истории общества или с данью идее «слома», системного разрыва в шаге к реально-виртуальному миру.
Вторая глобальная проблема теоретического свойства связана с пониманием связи и различия категорий «территория» и «пространство» в геосоциальной среде, а также понятий «информационное пространство» и «правовое пространство». Если до середины XX в. категория «пространство» в его социальном, а не философском, понимании в значительной степени совпадала с категорией «государственная территория» (в границах геополитической структуры «государство»),
то в связи с включением в социальную жизнь информации в качестве самостоятельного ресурса проблема информационного пространства приобрела иное значение.
Рассмотрение информационного пространства, т. е. среды распространения информации и наполнение ею пространства, не совпадающего с территориальным абрисом определенного государства, осуществляется условно по смешанному принципу. Сети и их линии коммуникаций всегда принадлежат конкретным субъектам права. Но перегон, обращение по ним информации, накопление ее в определенных серверах тоже принадлежащих определенным лицам, не создает легальной основы для текущего по сетям информационного контента.
С точки зрения права такое пространство представляет собой весьма интересный объект регулирования и выстраивания совместной, согласуемой или противостоящей в известных частях юрисдикции разных субъектов: государственных структур, корпоративных, общественных, частных. Это поле рынка и того хаотического образования, которое в значительной степени еще не имеет необходимой регламентации и механизмов управления.
В целом проблема пространства правового, экономического, экологического и пр. порождена процессами глобализации. В зависимости от предметной сферы глобализации выстраиваются и правовые проблемы. Каждая из них имеет свою специфику, и это позволяет говорить о множественности подходов к пониманию пространства, в том числе и информационного.
Еще одна теоретически важная проблема для решения многих правовых, в том числе и в области информационного права, вопросов связана с пониманием категории «свобода» в праве и в реальных правовых отношениях, в законе и правоприменительной практике. Для дискуссии по этому вопросу важно выявить связь в понимании категории «свобода» при толковании конституционных норм на свободу мысли и слова, свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации с другими гражданскими, политическими свободами, а также с таким конституционным и международным постулатом, как норма, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Теоретически важными являются вопросы: о соотношении прав и обязанностей человека и гражданина; о соотношении обязанностей
государства по признанию, соблюдению, защите прав и свобод человека и гражданина с его деятельностью по обеспечению основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; вопросы об обязанностях по обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. 2 и ст. 55, 56, 114 и др. Конституции РФ).
Проблема публичных обязанностей граждан, юридических лиц, а часто и органов государственной власти проработана недостаточно глубоко. Категории «обязанность» и «ответственность» в статутных актах затеняются в актах правоприменения формальным провозглашением прав и полномочий.
Вопросом общей теории остается и такой, который касается разграничения законотворчества федерального и регионального, т. е. компетенции в этой области субъектов Российской Федерации. Здесь проблема критериев, по которым могут быть более четко разграничены зоны компетенции по вертикали системы государственной власти.
К общеправовым стоит отнести вопрос о мониторинге законодательства и правоприменительной практики. На первый взгляд, это вопрос научно-прикладного характера. Но нельзя сказать, что проблема правового мониторинга с установками на принципы, методы, индикаторы оценки результата и т. п. не нуждается в своей собственной теории. Недостаточное внимание почти всех отраслей права к проблеме анализа и оценки действующего законодательства, а также к перспективам его развития очевидно. Во всех курсах отраслевого изучения права (гражданского, уголовного, административного и т. д.) законодательство как бы иллюстрирует подход к решению вопроса или представлено в качестве объекта критики. Полноценного выхода на анализ мониторинга как показателя динамики развития законодательства и выводам на этой основе пока нет. Шаги по преодолению этой ситуации в последнее время выразились в активной работе Совета Федерации по проблеме мониторинга законодательства.
Правовые проблемы виртуальной среды Интернет
Интернет и правовая система
Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. Построена
на базе стека протоколов TCP/IP. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.
Эта всемирная информационная паутина сформирована на базе бесчисленного множества компьютеров (средств вычислительной техники) разных типов и назначения, программных средств, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, по которым передается и получается информация.
К 30 июня 2012 г. число пользователей, регулярно пользующихся Интернетом, составило более чем 2,4 млрд человек, более трети населения Земли пользовались услугами Интернета.
Особенности информационных правоотношений
в Интернете
Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете.
Первая группа - те, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернета, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами первой группы выступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения, другого оборудования, составляющего инфраструктуру Интернета.
Вторая группа - субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернете, предоставляющие услуги по подключению к Интернету (условно говоря «генераторы» информации, информационных продуктов и услуг).
В число субъектов второй группы входят специалисты, производящие исходную информацию, формирующие информационные ресурсы (наполняющие информацией базы данных, входящие в состав Интернета) и предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляющие возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями самостоятельно.
Третья группа - потребители информации из Интернета, т. е. множество субъектов, которые подключаются к Интернету для получения необходимой информации и используют ее в собственной деятельности.
Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются:
1) программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;
2) информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;
3) доменные имена;
4) информационные права и свободы;
5) интересы личности, общества, государства в информационной сфере;
6) информационная целостность и информационный суверенитет государства;
7) информационная безопасность.
Информационные объекты в Интернете обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях.
Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернете следующие:
1) защита от вредной и незаконной информации (содержания);
2) соблюдение авторских и смежных прав в условиях распространения информации в электронной форме и технически легкого копирования такой информации;
3) вопросы электронного документооборота, доменные имена, правовое регулирование отношений при использовании электронной цифровой подписи;
4) вопросы киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации, ЭЦП - см., например, ст. 160, п. 2. ст. 434, п. 3. ст. 847 ГК РФ);
5) информационная безопасность как состояние защищенности всех объектов информационных правоотношений в Интернете;
6) правонарушения в Интернете.
При правовом регулировании отношений в Интернете важно соблюдение баланса:
• между свободой слова и интересами несовершеннолетних. Например, любые действия по защите несовершеннолетних не должны принимать формы безусловного запрета на использование Интернета для распространения содержания, доступного с помощью иных средств;
• свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающей свободы и права человека и гражданина;
• свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность. Свобода - не вседозволенность.
Важной вехой на пути формирования основ информационного общества на международном уровне следует считать принятие в Окинаве Хартии Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения мирового сообщества в такое общество на основе единой информационной инфраструктуры, базис которой составляет Интернет.
Основные проблемы правового регулирования связаны с порядком, условиями использования телекоммуникационных сетей и защиты прав и законных интересов различных субъектов при перемещении информации в глобальных компьютерных сетях. Однако и она требует проработки, поскольку процесс активного подключения российских пользователей к международным сетям, в том числе к Интернету, практически необратим, число пользователей постоянно растет, а технологическое развитие существенно опережает развитие законодательства в соответствующей сфере.
Основными правовыми проблемами Интернета в России являются:
• проникновение в системы, в том числе системы управления;
• нарушение авторских прав и прав интеллектуальной собственности;
• распространение информации, оказывающей негативное влияние на различные аспекты современной жизнедеятельности,
в том числе бесконтрольное распространение оскорбительных и непристойных материалов в Интернете и доступ к ним детей;
• распространение недобросовестной, а часто просто лживой рекламной информации, рекламы и различных объявлений;
• несанкционированный доступ к коммерческой и конфиденциальной информации юридических и физических лиц и органов власти и управления;
• мошеннические операции с построением по типу пирамидальных мошеннических структур;
• нарушение прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена.
В результате вышеуказанные юридические проблемы можно объединить в три группы:
• защита информации;
• защита прав и законных интересов личности, общества и государства при использовании компьютерных сетей;
• защита прав на объекты интеллектуальной собственности.
Движение информации в Интернете в силу специфики этой Сети
не может быть регламентировано законодательством какой-либо одной страны, поскольку компьютерное пространство не имеет территориальных границ. Тем не менее отдельные вопросы могут быть решены и на национальном уровне [1].
Сейчас в России особенно остро стоит проблема защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. В Интернете очень часто нарушаются авторские права. Это объясняется легкостью копирования объектов авторского права, помещенных в компьютерную сеть, их пересылка в любую точку земного шара без ведома автора и дальнейшего распространения, невозможностью контролировать каждый случай копирования.
Из данной ситуации делаются два противоположных вывода:
• отказаться от защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности с помощью договоров на оказание услуг;
• усовершенствовать и значительно усилить защиту объектов интеллектуальной собственности и прав их создателей в условиях глобальных компьютерных сетей.
Существует несколько аргументов в пользу первой позиции. Так как жестко контролировать копирование не удается, предлагается в принципе изменить характер компенсации затрат создателей объектов интеллектуальной собственности - через договорные отношения с клиентами, когда происходит не передача исключительных прав или их части, а оказание различных услуг по использованию, адаптации и т. п. объектов интеллектуальной собственности, обучению пользователей, установке, которые становятся практически бесплатными.
Вторая позиция основана на том, что пока не будет создана надежная и серьезная защита интеллектуальной собственности, развитие информационной международной Сети будет серьезно сдерживаться, в связи с чем необходима активизация работы в рамках Всемирной организации охраны авторских прав - разработка стандартов по защите интеллектуальной собственности в системах электронной торговли и глобальных компьютерных сетях.
Сфера действия законодательства об охране авторских прав ограничена территорией конкретной страны, юрисдикция одного государства не распространяется на территорию другого государства, национальное законодательство не может обеспечить эффективную защиту объектов интеллектуальной собственности в глобальных компьютерных сетях, которые не ограничены территорией одного государства.
Необходимость решения возникающих проблем на международном уровне обусловлена общемировым характером компьютерных сетей. Однако необходимость разработки адекватного всем современным условиям национального законодательства бесспорна.
Что касается законодательства России, то специфика распространения объектов интеллектуальной собственности по компьютерным сетям пока не получила отражения в законодательстве по охране авторских и смежных прав.
В России законодательство о персональных данных находится в стадии формирования, отсутствуют механизмы защиты персональных данных в общедоступных компьютерных сетях.
Давно понятно, что существует необходимость внесений определенных изменений в законодательстве о средствах массовой информации и о рекламе с учетом специфики общедоступных компьютерных сетей, поскольку существующие классические нормы не применимы к регулированию интернетовских СМИ.
По состоянию на данный момент отсутствует решение вопроса о субъектах ответственности за нарушение установленных запретов, касающихся определенных видов информации, разграничение ответственности за помещение их в компьютерную сеть. Кто должен нести ответственность: лицо, которое поместило в Сеть соответствующую информацию и которое далеко не всегда можно установить, или сервис-провайдер Сети, предоставивший услуги по размещению информации в Сети?
Существует точка зрения, согласно которой сервис-провайдеры не должны нести ответственность за содержание размещаемой информации или должны быть установлены дополнительные условия ответственности, например в случаях, если оператор знал о нарушениях и имел возможность и способность предотвратить размещение. Объясняется такая позиция тем, что объем информации в системах провайдеров столь велик, что просмотреть все невозможно. Кроме того, не всегда представляется возможным определить, имеет ли место нарушение закона.
Все вышеперечисленные вопросы могут и должны быть урегулированы законодательством, устанавливающим статус, условия, порядок деятельности сервис-провайдеров, оказывающих услуги по доступу к компьютерным сетям, в том числе к Интернету. Естественно, в данном законодательстве должна быть подробно прописана ответственность за вышеуказанные действия.
Решение проблемы ответственности осложнено тем, что только обнаружение нарушителя в Интернете недостаточно, гораздо сложнее собрать и закрепить доказательства имевшего место в телекоммуникационной Сети правонарушения или преступления, причем делать это необходимо таким образом, чтобы суд счел доказательства допустимыми в соответствии с процессуальным законодательством.
В отечественной судебной практике уже рассматривались споры, связанные с неправомерными действиями в Интернете, и одной из основных проблем была проблема доказательств. Информация, находящаяся на сервере, может быть в любой момент устранена. Доказать ее наличие на сервере в определенное время практически невозможно. Не помогут в данном случае и свидетельские показания. В связи с этим вполне оправдано предложение о создании независимой организации, которая могла бы по запросу граждан, государственных органов,
любых заинтересованных лиц фиксировать содержание определенных страничек в Интернете с целью получения доказательств наличия конкретных фактов.
Решение этой, на первый взгляд, несложной, проблемы требует внесения большого количества соответствующих изменений в процессуальное законодательство Российской Федерации.
Информационное право - относительно новая отрасль права, включающая в себя множество аспектов, основной целью которого является обеспечение гарантий информационных прав и свобод.
С момента конституционного закрепления права на информацию в современной России прошло более десяти лет. За это время принято немало законов Российской Федерации, регулирующих отношения в информационной сфере. Сложились учебная и научно-исследовательская дисциплины «информационное право». Информационные технологии демонстрируют все расширяющееся информационное пространство, которое выходит за пределы юрисдикций отдельных государств и национальных систем права и законодательства. Всё это рождает множество проблем. Наиболее опасными врагами информационного права в наше время являются СМИ и Интернет. Так как мировая практика использования Интернета позволяет сделать вывод о том, что нарушение прав и законных интересов граждан в компьютерных сетях потенциально возможно не только со стороны частных лиц, но и со стороны государственных органов. Например, неправомерное вмешательство в частную жизнь гражданина путем получения конфиденциальной информации либо путем несанкционированных публикаций его персональных данных. СМИ, в свою очередь, в последнее время всё чаще ведут политику мировой борьбы за право стать первыми обладателями достоверной информации, а также порой пропагандируется распространение ложной информации с целью скрыть страшную истину от граждан своего государства, области, населенного пункта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никодимов И. Ю. Информационно-коммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (теоретический и сравнительно-правовой анализ) : дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2001. -215 с.
2. Никодимов И. Ю. Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 4 (26). -С. 193-195.
3. Никодимов И. Ю. Место и роль средств массовой информации в механизме реализации информационно-коммуникативной функции государства // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 8. - С. 148-150.
4. Фай Г. Всемирный переворот. Эссе о новом американском империализме : пер. с фр. А. М. Иванова. - М. : Слава, 2005. - 240 с.