Научная статья на тему 'Современные проблемы системы территориального управления России'

Современные проблемы системы территориального управления России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1083
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ ВЫРАБОТКИ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ РОССИИ / SYSTEM OF TERRITORIAL ADMINISTRATION OF RUSSIA / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF INTERACTION OF LEVELS OF MANAGEMENT / ECONOMIC DIVISION INTO DISTRICTS / NEW MODEL OF TERRITORIAL ADMINISTRATION OF RUSSIA / ECONOMIC SUBJECTS OF RUSSIA / REGIONAL SAFETY AND STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Юлия Григорьевна

Сделана попытка оценить современные проблемы и особенности системы территориального социально-экономического управления России. Выявлена проблематика и специфика стратегии территориального социально-экономического развития России на федеральном уровне. Представлен анализ принципов построения новой модели территориального социально-экономического управления. В рамках разрабатываемой модели территориального управления предлагается выделение новых экономических субъектов в целях более гибкой и эффективной организации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF TERRITORIAL ADMINISTRATION RUSSIA

Attempted to assess current problems and features of the system of territorial socioeconomic governance in Russia. Identified problems and the specific strategy of territorial socioeconomic development of Russia at the federal level. The analysis of the principles of building a new model of territorial socio-economic governance. As part of the model of Territorial Administration proposed the allocation of new economic entities in order to more flexible and efficient organization of the economy.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы системы территориального управления России»

ларации», «формирование инвестиционного портфеля», «оценка полученных результатов» и т.д.

Разработка архитектуры процессов требует согласованных действий всех за. , поддерживать деятельность фонда целевого капитала. Документально оформленная и согласованная архитектура процессов эндаумент-фонда будет существенным преимуществом в усиливающейся конкурентной борьбе вузов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дже стон Д., Нелис И. У правлен ие бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 2008. - 512 с.

2. Субанова О.С. Управление целевыми капиталами / Труды XIV Международной научно-

« ».

- СПб.: СПбГПУ, 2010.

Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н. РЖ. Качалов.

Субанова Ольга Сергеевна

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве ».

E-mail: osubanova@fa.ru.

125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49.

Тел.: 84999223476.

Кафедра «Системный анализ в экономике»; зам. зав. кафедрой; к.э.н.

Subanova Olga Sergeevna

Financial University under the Government of the Russian Federation.

E-mail: osubanova@fa.ru.

49, Leningradsky Av., Moscow, 125993, Russia.

Phone: +74999223476.

«System Analysis in Economics» Department; Deputy Head; Cand. of Ec. Sc.

ББК 65.049я73

Ю.Г. Ткаченко СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

Сделана попытка оценить современные проблемы и особенности системы территориального социально-экономического управления России. Выявлена проблематика и специфика стратегии территориального социально-экономического развития России на феде. -

- . -

риального управления предлагается выделение новых экономических субъектов в 1^елях более гибкой и эффективной организации экономики.

Система территориального управления России; стратегия социально-экономического развития России; проблемы выработки механизмов взаимодействия уровней ; ;

планирование; новая модель территориального управления России; экономические субъек-.

Y.G. Tkachenko MODERN PROBLEMS OF TERRITORIAL ADMINISTRATION RUSSIA

Attempted to assess current problems and features of the system of territorial socioeconomic governance in Russia. Identified problems and the specific strategy of territorial socioeconomic development of Russia at the federal level. The analysis of the principles of building a new model of territorial socio-economic governance. As part of the model of Territorial Administration proposed the allocation of new economic entities in order to more flexible and efficient organization of the economy.

System of territorial administration of Russia; strategy of social and economic development of Russia; problems of development of mechanisms of interaction of levels of management; economic division into districts, regional safety and strategic planning; new model of territorial administration of Russia; economic subjects of Russia.

Возрастающее внимание органов государственной власти к задаче создания новой модели системы территориального управления России позволило ускорить процесс разработки и внедрения различных механизмов повышения эффективности вертикали государственной власти.

К сожалению, отсутствие системного подхода при их разработке обусловило слабую проработку механизмов их реализации.

Отсутствие целостной системы территориального управления, отсутствие единой системы стратегического планирования значительно снижает эффективность хозяйственной деятельности на территории всей России. Долгосрочная стратегия

-

эффективно реализуемой на практике только тогда, когда она в полной мере учитывает территориальные факторы: исключительное разнообразие природных, социально-экономических, национально-куль^рных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики.

При разработке системы регионального управления проблемами стратегии территориального развития России на федеральном уровне являются:

1) регулирование миграционных потоков с учетом потребности экономики регионов;

2) развитие общедоступных транспортных, энергетических, телекоммуникационных систем на новой технической базе, обеспечивающих реальную интеграцию экономического пространства.

Решению этой задачи способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежной, кредитной, платежно-расчетной .

, -

ральным центром и субъектами Федерации до конца не завершен, органы государственной власти на всех уровнях вынуждены искать новые организационные и финансово-экономические формы решения накопившихся проблем. Среди наиболее важных вопросов является создание единой инфраструктуры, критерии формирования, взаимодействия с федеральным центром, создание оптимальной организационной структуры управления, принципы специализации регионов, стратегическое планирование и другое. Чтобы регламентировать деятельность подобных образований необходимо сформулировать новые механизмы в системе территори-.

Для организации эффективной деятельности структур территориального управления необходимо решить проблему выработки конкретных механизмов взаимодействия каждого уровня управления с единой территориальной системой .

Экономическая политика государства должна быть дифференцирована по отношению к различным территориям с учетом их демографического, ресурсного, социально-экономического положения.

В итоге новая модель территориального управления должна базироваться на принципах:

1) комплексности, т.е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования;

2) системности, т.е. учете внутренних взаимозависимостей и внешних фак-

;

3) , -

ных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения;

4) , . . , -

ленных на защиту населения.

При разработке модели необходимо учитывать следующие факторы:

♦ ассиметричность федеративной структуры России и многочисленные тер-

;

♦ отсутствие стратегических кооперационных связей между регионами;

полного и сбалансированного использования внутренних региональных .

Особая роль в модели должна уделяться формированию финансово,

цепи. Опираясь на них государство получит возможность интегрировать экономическое пространство России на качественно ином уровне и не допустить передачи иностранному капиталу стратегически важных для России экономических объектов.

В новом механизме территориального управления развития страны ключевым звеном являются субъекты Федерации. Экономическое районирование, региональная безопасность и стратегическое планирование являются инструментом методологии новой модели территориального управления. Поэтому обеспечение развития регионов становится главной задачей, от которой зависит бесперебойное функционирование экономики всей страны.

Для обеспечения развития регионов необходимо знать их потребности. Экономические связи региона необходимо разделить по группам риска. Больший риск несут связи с регионами, не входящими в данный экономический район, но являющиеся Российской территорией. Еще большую неопределенность несут экономические связи с зарубежными государствами.

Помимо Федерального центра и субъектов Федерации необходимо создать дополнительный уровень управления, способствующий более гибкой и эффективной организации экономики. В рамках модели территориального управления можно выделить экономические субъекты, объединяющие субъекты РФ в региональные комплексы по определенным признакам и показателям, имеющим объектив. -- , -. -, -

- , -купность экономических, исторических, демографических особенностей данной .

Каждый экономический субъект в новой модели территориального управ, , необходимый минимальный уровень самообеспеченности по жизненно важным .

Экономические субъекты, в отличие от отдельных регионов Федерации, являются вполне сопоставимыми по многим параметрам и центру легче учитывать , .

Действующее в настоящее время экономическое районирование - это не механическое деление территории. Оно проводится на основе научной методологии и содействует совершенствованию территориального разделения труда, эффективности национального рынка.

Преимуществом новой модели территориального управления является то, что за основу берется методика, разработанная и эффективно применявшаяся Г оспла-ном. Отличием является сетевое планирование, осуществляемое на уровне регионов для производственных цепочек, расположенных на территории отдельного . -ствляться на уровне экономических округов.

К основным задачам экономических субъектов можно отнести:

♦ синхронизацию и координацию товарных, финансовых и материальных потоков в целях комплексного развития территории страны;

♦ разработку современных планов развития по отраслям, являющимися отраслями специализации в территориальном разделении труда с выбором конкретных товаров территории.

Эффективность деятельности экономических субъектов можно повысить посредством координационных центров. На них будут возложены функции оперативного управления и контроля выполнения принятых планов и решений.

При этом Федеральный центр должен сохранить за собой ряд ключевых :

♦ утверждение и согласование планов развития, представляемых экономическими округами в целях устойчивого развития территории;

;

ее резервными ресурсами;

, .

Чем выше уровень системы управления, тем более глобальные и консолидированные показатели развития должны рассматриваться, но за основу необходимо брать показатели самого низового звена. При применении подобной системы у нижестоящих уровней управления появляется возможность аргументировано доказать необходимость принятия определенных мер.

Применение новой модели территориального управления позволит повысить эффективность системы государственного регулирования России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. . . :

опыт: Монография. - Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

- 2005. - 257 с

2. Шишков М.К. Административно-терреториальное устройство и территориальные основы местного самоуправления субъектов Российской Федерации (на примере Самарской области): Монография. - Самара, Изд-во «Самарский муниципальный институт управления». - 2004. - 162 с.

Статью рекомендовали к опубликованию: к.э.н., доц. М.В. Новиков; к.э.н., доц. . . .

Ткаченко Юлия Григорьевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: julikatka@jandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634311426.

Кафедра государственного и муниципального управления; к.э.н.; доцент.

Tkachenko Yuliya Grigorievna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: julikatka@jandex.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634311426.

The Department of State and Municipal Legislation and Administration; Cand. of Ec. Sc.; Associate Professor.

УДК 339.138

..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В

УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КОМПАНИИ

Представлены основные показатели оценки эффективности маркетинговых коммуникаций, осуществляемых компанией в условиях дефицита финансовых ресурсов: дополнительный товарооборот под воздействием коммуникаций, показатель эффективности

, -

. -

никаций в условиях дефицита бюджета может быть использована экономико-

математическая модель распределения бюджета коммуникационной кампании между целевыми сегментами предприятия.

; -

; .

T.S. Tretyakova

METHODOLOGICAL BASIS OF EVALUATION OF THE ECONOMIC EFFECTIVENESS OF MARKETING COMMUNICATIONS IN A DEFICIT OF FINANCIAL RESOURCES OF THE COMPANY

In the article the main indicators for assessing the effectiveness of marketing communications,

carried out by the shortage of financial resources: an additional turnover under the influence of

communication, the performance indicator of communication treatment, the rate of cost-effectiveness of conducting communication activities are presented. In the process of designing complex marketing communications in a budget deficit economic and mathematical model of budget allocation of communication campaign among target segments of the enterprise may be used.

Marketing communications; evaluation of the effectiveness of marketing communications; model of the communication campaign budget allocation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.